Пушкин Онегин Женя-Найденыш-2

Или проблемы пушкинской родословной повесы Жени Онегина из города Онег Архангельской губернии

Надысь в ответ на нашу бандероль с вложением «Пушкин Онегин Женя-Найденыш» мы получили из скита АИЯ на заросших лесом глухих берегах реки Мсты два следующих послания:

[23:05, 28.09.2024] АИЯ: Да уж. Это круто. В самом деле. Я там одно слово не понял: бруаа. Это где ты пишешь о том, что нет имени покойника. О моем впечатлении. Как мозг может уловить такой вот пердимонокль в простой, казалось бы фразе. Нет, не так. Как это могло родиться?. Это ж сколько надо мыслей перерыть! Это в самом деле прочтение, до которого не дотянулся никто! ;;;
[05:42, 29.09.2024] АИЯ: Я проснулся утром, а мозг, под впечатлением прочитанного задал вопрос: а не изложение ли это его взглядов на свою родовую ситуацию? Он - потомок знатного, но обедневшего рода, влачит незавидное существование, вынужден жить на заработки от поэзии, а как не те  бастарды, каких много, живущих себе, в ус не дуя!»

Opa! Идея! =  в бедном эскизном контурном портрете героя романа в стихах о стихах и ножках (дамских) «Евгений Онегин» (ЕО) нет ли

изложения взглядов самого Нашего Всего Навсегда на свою же родовую ситуацию!? 

Но немного погодя восхищенный и озадаченный мыслетворчеством скитник АИЯ добавил еще хлеще:

«Ну ладно, с найденышем у тебя классно получилось. А не хочешь ли ты рассказать нам о следующей фразе. "Его пример другим наука... ". Тоже есть, что покопать;»

Сутки отстаивая обе идеи, я, хвала Всевышнему, решил их объединить с простым основанием =  обе идеи принадлежат двум первым фразам (но первая скомпонована Пушкиным из двух (ранее точка с запятой стояла уже после слова «занемог») по первой редакции текста – ибо он мудро смекнул что проблемы родословия Онегина надо выразить одной кодированной мыслью в скрытом тексте):

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;

Для глубокого копания текста в надежде обосновать эту идею  и сделать из нее открытие в пушкинистике альтернативистов  а ля Вл. Аб. Козаровецкий  надо подключить навыки и инструмент горизонтальных проходчиков, вооружиться отбойным, киркой и лопатой и уйти в забой мрака начальных строф первой главы романа ЕО, о которых так в растерянности писал В. В. Набоков (комментатор, кстати, не романа, а своего его перевода (дьявольская разница) со всеми его трудностями и нудностями невозможности и адекватности):

«Первые пять строк главы Первой мучительно темны. Я утверждаю, что это было сознательно сделано нашим поэтом, чтобы начать повествование туманно, а затем постепенно освободиться от первоначальной туманности.»  (см. В.В Набоков. Комментарии к "Евгению Онегину" Александра Пушкина  Глава первая. Эпиграф, пункты I – VII)

Для использования метода прочтения с пониманием мучительно темного текста ЕО астрономической туманности  воспользуемся рекомендацией из зоны М.О. Гершензона о необходимости «медленного чтения с погружением». Для этого сделаем  из романа  Выписку самого нам нужного:

ГЛАВА ПЕРВАЯ.
                И жить торопится и чувствовать спешит.
                К. Вяземский.
I.
„Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полу-живого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!“
***
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где может быть родились вы,
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.1
III.
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
IX.
..............
..............
..............

Вот всё сообщенное нам автором по поводу генеалогии и генофонда Жени. Хотя  в пропущенной строфе IX явно что-то было … более конкретное

Мы не знаем имени отца, а о матери вообще ни слова … Родила и слава Богу – пошла прочь

Тут, однако, есть некая туманная тень из намеков на автобиографизм А.С Пушкина (АСП) в  родословных параметрах Онегина:

(I)

ДЯДЯ (ONCLE) - первым в роду (неизвестно каком! – Онегинских или ином…!)  автором упомянут дядя Жени как «Мой дядя!», но (NB)  без указания имени (т.е. рода-племени = главного параметра в отличиях и приличиях с этикетом  дворянского сословия!); так роман первой же фразой задает  проблему родословной Евгения Онегина  и наводит ею тень на плетень = Женя лишен родовых достоинств! Характерно, что Женя говорит первым делом не о родимых матушке с батюшкой, а о «Мой дядя»  … Уж не на своего любимого дядюшку Василия Львовича (ВЛП)  тут намекает АСП!?

Ведь какие есть странные сближения:
- это ВЛП –  известный поэт! - блатным макаром устроил мальчика в элитный лицей в Сарском селе
- именно из-за него юного поэта Пушкина в начале поэтической карьеры звали «поэтом-племянником»
- именно от его архетипичного Опасного соседа  племяш  прикрепил Онегину ярлык опаснейшего чудака от соседей
- именно (возможно) с него АСП мог взять характерное для любовника Прасковьи Лариной (мамы Татьяны) - игрока и франта  гвардии сержанта Грандисона = ведь ВЛП был одно время сержантом  Измайловского лейб-гвардии полка, рано уйдя в отставку … поручиком
- о статусе и репутации ВЛП свидетельствует тот факт, что после его смерти митрополит Платон лично отслужил панихиду и пожелал похоронить его не на кладбище, а в церкви Донского монастыря …
- именно в московский Харитоньев едут дщери Ларины, чтобы продать Татьяну на «ярманке невест» - там жили все Пушкины, после того как в 1797 г  мать ВЛП продала наследственную усадьбу.

Параллелей больше чем меридианов в связи АСП с ВЛП. Именно дяде позаботился об оформлении приличной генеалогии для Саши:  29 октября 1799 г 33-летний ВСП подал прошение о внесении герба рода Пушкиных в «Общий гербовник дворянских родов Российской империи» (19 января 1800 г прошение В. Л. Пушкина было удовлетворено; представители рода (включая покойного отца и только что женившегося брата) были внесены в дворянский список по Московскому уезду).

Еще пример:
 "Вчера он у меня был, и сидел долго. Я его ласкою доволен"1*, - сообщал ВЛП 26 марта 1829 га Вяземскому.

Итд. Итп.

Нельзя не сказать и о мистическом: дядя ВЛП будто нарочно умирает в августе 1830 г, словно стараясь помешать роковой женитьбе АСП на НН Гончаровой!   Не он ли пел в Бесах – ведьму замуж выдают, племяш! Окстись! Перекрестись! Протрезвей!  И не женись … Убьесься!

Стихотворные послания ВЛП к АСП смотрите  в бонусной части приложений, но отметим что второе из них ВЛП начал так:

Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой
На старости в стихах поговорил с тобой.

Дядя твой по мне звучит как эхо (ест-но перевернутое рикошетом) = ответом на «Мой дядя…» …

В 1828 г АСП вместе с Вяземским и Жуковским принял участие в коллективном послании к ВЛП:
Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович!
Буянов в старину, а нынешний Храбров2*,
Меж проповедников Парнаса - Прокопович!
Пленительный толмач и граций и скотов,
Что делаешь в Москве, первопрестольном граде?
А мы печемся здесь о вечном винограде
И соком лоз его пьем здравие твое.

ВЛП публично выразил свое восхищение поэзией племянника: в 1829 г в "Московском телеграфе" было напечатано его послание "К А. С. Пушкину", где есть такие строки:
Очарователь и счастливец,
Сердца ты наши полонил
Своим талантом превосходным,
Все мысли выражать способным.
Руслан, Кавказский Пленник твой,
Фонтан, Цыганы и Евгений
Прекрасных полны вдохновений!
Они всегда передо мной,
И не для критики пустой
Я их твержу, для наслажденья.

Пушкиновед Михайлова Н.Н в   кн. »Парнасский мой отец. Глава V. "Мой дядюшка"»:  «Словами об умирающем дяде А. С. Пушкин начинал в 1823 г одно из своих самых замечательных произведений: "Мой дядя самых честных правил..." Это была озорная шутка племянника, перефразировавшего басню И. А. Крылова "Осел и мужик" ("Осел был самых честных правил").»

Выпускник Лицея АСП в 1817 пишет послание дяде ВЛП и называет его предельно символично

Скажи, парнасский мой отец,
Неужто верных муз любовник

Парнасский мой отец!  Кстати гора  Парнассус (вообще это целый хребет) имеет два горба. На одном трон дяди – на втором? Аполлон – их бог

(II)

- ОТЕЦ (PERE), не удостоенный имени, чинов, орденов и званий, служил, но жил как мот и промотался;
Эта характеристика сильно похожа на модель беглого портрета  отца поэта: он был скуп как барон Филипп по отношению к сыну Альберу со слугой Иваном и ростовщиком Соломоном в малой трагедии Скупой рыцарь.  Отец поэта рано ушел с госслужбы в отставку, дослужившись лишь до капитана (см. Капитан-поручик Пушкин коллежским асессором // Увольняются от службы лейб-гвардии полков: // Сентября 16 дня // Копии с высочайших Его Императорского Величества приказов <…> 1797 года. - СПб., 1798. - С. 129.) и жил в имении в Болдино на границе с Чувашией пока его не разорил и не сел на шею сыну, ставшему знаменитым поэтом в ранге Первого. И все что мог сказать Пушкин  об отцовстве :
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Убийственно саркастическая карикатурная сатира и раздражение от … такого наследства и наследия (и генофонда)

АСП жаловался отцу на разные темы, например: во время южной ссылки в Кишиневе и Одессе поэт жаловался на то, что отец забывает присылать ему деньги. 25 августа 1823 г из Одессы он писал брату Льву: «Изьясни отцу моему, что я без денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре, ремеслу же столярному я не обучен, в учителя не могу идти, хоть я знаю Закон Божий и 4 первые правила – но служу и не по своей воле – и в отставку идти не возможно. – Все и все меня обманывают – на кого же, кажется и надеяться, если не на ближних и родных».

У Г. Плотникова акценты (http://proza.ru/2022/10/08/82):

«31 октября 1824г «…Наконец, желая вывести себя из тягостного положения, прихожу к отцу, прошу его позволения объясниться откровенно. Отец осердился. Я поклонился, сел верхом и уехал. Отец призывает брата и повелевает ему не знаться с этим чудовищем, с этим выродком – сыном. Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю все, что имел на сердце целых три месяца. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить. Перед тобой не оправдываюсь. Но чего же хочет для меня с уголовным моим преступлением ?»
Это Пушкин Жуковскому кляузничает на то, что отец в сердцах пожаловался на него дворне и близким.
Сын же Саша Пушкин накатал жалобу на отца губернатору: «Милостивый государь, Борис Антонович, Государь император высочайше соизволил меня послать в поместье моих родителей, думая тем облегчить их горесть и участь сына. Неважные обвинения правительства сильно подействовали на сердце моего отца и раздражили мнительность, простительную стрости и нежной любви его к прочим детям».»

А вот как это раздраженно и даже зло показано в монологе Альбера в трагедии Скупой рыцарь (1830):

А нынче что скажу? О, бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!
Когда Делорж копьем своим тяжелым
Пробил мне шлем и мимо проскакал,
А я с открытой головой пришпорил
Эмира моего, помчался вихрем
И бросил графа на; двадцать шагов,
Как маленького пажа; как все дамы
Привстали с мест, когда сама Клотильда,
Закрыв лицо, невольно закричала,
И славили герольды мой удар:
Тогда никто не думал о причине
И храбрости моей и силы дивной!
Взбесился я за поврежденный шлем;
Геройству что виною было?— скупость —
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

С финалом, когда после брошенной бароном Филиппом  перчатки в лицо сыну (что означало вызов на дуэль!) следует сердечный приступ и кончина с поминальными словами Герцога:
 
Он умер. Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

У дяди Пушкин получил гены плотской страсти к крепостным девкам: 13 августа 1802 г  жена ВЛП красавица Капитолина Михайловна Пушкина подала прошение о «расторжении брака ея с оным мужем за прелюбодейную его связь с вольноотпущенною девкою».  ВЛП прямо признал нарушение супружеской верности и сильную привязанность к бывшей дворовой девке Аграфене Ивановой, которая сопровождала его в зарубежной поездке. В результате указом Синода от 22 августа 1806 г «…Его, Пушкина, за прелюбодейство от жены по силе Анкирского собора, 20 пр. подвергнуть семилетней церковной епитимии, с отправлением оной через шесть месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением духовного его отца, с тем, что оный, смотря на плоды его покаяния, может ему возложенную епитимию и умалить».

У Отца Пушкин получил тоже обильную дозу влюбчивости: перед смертью тот хотел жениться и даже в агонии умолял дочь Анны Керн выйти за него замуж. Смешной был человек, легкомысленный …

Но оба – и отец, и дядя – оставили АСП еще один ген = огончаровываться и брать в жены только красавиц, несмотря на  риски рогачества и угрозу погибели

(III)
 
- МАТЬ (MERE) – ни слова в романе.  Мать  АСП  Надежда Осиповне (Януарийновна) Ганнибал была троюродной племянницей его отца - дочерью Осипа (Януария) Абрамовича Ганнибала от брака его с Марьей Алексеевной Пушкиной.  То есть Пушкиных в Нашем Всё Пушкине было хоть отбавляй…  Пушкин наш был шибко пушечно перепушкининым. Эта холодность автора в отношении к матери Жени из поморской столицы беломорский поморов г.Онега  есть некое заметное отражение прохлады отношений А.С. с маман Н.О. По легенде, обожая младшего Левушку, она была холодна и строга – эта «Прекрасная креолка» в виде «Снежной королевы» - к Саше. Вероятно, он наяву напоминал о сомнительном если не подлом происхождении  тех,. кт кого произошел наш Пушкин. Он был слишком показательно арабист, хотя и вовсе не негроид, но  .. все ж не  ком иль фо. Это внедрило в мать и ее сына комплекс сомнительной полноценности генеалогии и темной по двусмысленности  генеалогии. И портретное (внешнее) отображение в Саше этой проблемы раздражало мать и отражалось на ее отношении к пухленькому кучерявому сынишке-арапчонке. А дяде от этой экзотики было весело и поэтично …. А отцу –  до  лампочки.

У того же Г. Плотникова:
«А вот когда мать Пушкина стала старенькой и хотела поселиться поближе к сыну и внукам, то за три месяца до ее смерти, то Пушкин жаловался соседке Осиповой в Тригорском: «Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разуметься бы приняла. Но холодный дом, полный детворы и набитый гостями, едва ли годиться для больной».
Т.е. для гостей с пирушками дом в самый раз, а «матери моей лучше у себя». Дикий негрятенок какой то, да и только. Пушкиноведы это в упор не видят и льют патоку о Пушкине, как ранее о Ленине писали.
Дочка Осиповой подарила матери Пушкина теплую мантилью и расстраивалась, что у Пушкина нет денег для проведения консилиума врачей.
В октябре 1835 поэт пишет той же Осиповой: «бедную мать мою застал почти при смерти, она приехала из Павловска искать квартиру и вдруг почувствовала себя дурно у госпожи Княжниной, где остановилась. В этом печальном положении я еще с огорчением вижу, что бедная моя Натали стала мишенью света. Повсюду говорят: это так ужасно, что она так наряжается, в то время как ее свекру и свекрови есть нечего, и ее свекровь умирает у чужих людей».
Сам же Саша Пушкин признает, что мать умирает у чужих и помогать не спешит.»
 
***

Не ищите у Пушкина посланий папе и маме, тем более, к папочке и мамочке … Он был как Т. Ларина (отчасти это сам АСП) «чужой в семье родной» и он был с комплексом неполноценной родословной, хотя и описал ее иной в творении «Моя родословная»

(IV)

Но вот мы добрались с подсказки фра АИЯ до второй фразы общей мысли АСП о проблеме туманной родословной Евгения:

«Его пример другим наука;»

Точка с запятой говорит о завершении  фразы и  наличии потому отдельной мысли:  дядя это пример иным и наука им…

Кому?

 Отцу с матерью Пушкина!

Мой дядя – это послание любимому как отцу и уважаемому как поэту и человеку  Василию Львовичу
Другим наука – это послание биологическим родителям

А вдруг Василий Львович – настоящий отец Пушкина!?

***

Попробуйте найти отклики  дяди Базиля (Василия)  на его невестку Наденьку … Странное молчание.

И отчего у дяди и племянника  такие отеческо-сыновние  отношения? Все время

И отчего отец не знал о гибели сына от руки наемника, не был на панихиде и не хоронил? Отчего, получив скорбное известие от Жуковского в середине февраля 1837-го, он был ошеломлен и сердцем вскрикнул: «Зарезали!»?

***

Бонусная часть
Приложение №1

Ас Пушкин. Послание В.Л. Пушкину (Скажи, парнасский мой отец…)
Скажи, парнасский мой отец,
Неужто верных муз любовник
Не может нежный быть певец
И вместе гвардии полковник?
Ужели тот, кто иногда
Жжет ладан Аполлону даром,
За честь не смеет без стыда
Жечь порох на войне с гусаром
И, если можно, города?
Беллона, Муза и Венера,
Вот, кажется, святая вера
Дней наших всякого певца.
Я шлюсь на русского Буфлера
И на Дениса храбреца,
Но не на Глинку офицера,
Довольно плоского певца;
Не нужно мне его примера…
Ты скажешь: «Перестань, болтун!
Будь человек, а не драгун;
Парады, караул, ученья —
Всё это оды не внушит,
А только душу иссушит,
И к Марину для награжденья,
Быть может, прямо за Коцит
Пошлют читать его творенья.
Послушай дяди, милый мой:
Ступай себе к слепой Фемиде
Иль к дипломатике косой!
Кропай, мой друг, посланья к Лиде,
Оставь военные грехи
И в сладостях успокоенья
Пиши сенатские решенья
И пятистопные стихи;
И не с гусарского корнета, —
Возьми пример с того поэта,
С того, которого рука
Нарисовала Ермака
В снегах незнаемого света,
И плен могучего Мегмета,
И мужа модного рога,
Который, милостию бога,
Министр и сладостный певец,
Был строгой чести образец,
Как образец он будет слога».
Всё так, почтенный дядя мой,
Почтен, кто глупости людской
Решит запутанные споры;
Умен, кто хитрости рукой
Переплетает меж собой
Дипломатические вздоры
И правит нашею судьбой.
Смешон, конечно, мирный воин,
И эпиграммы самой злой
В известных «Святках» он достоин.
Но что прелестней и живей
Войны, сражений и пожаров,
Кровавых и пустых полей,
Бивака, рыцарских ударов?
И что завидней бранных дней
Не слишком мудрых усачей,
Но сердцем истинных гусароь
Они живут в своих шатрах,
Вдали забав и нег и граций,
Как жил бессмертный трус Гораций
В тибурских сумрачных лесах;
Не знают света принужденья,
Не ведают, что скука, страх;
Дают обеды и сраженья,
Поют и рубятся в боях.
Счастлив, кто мил и страшен миру;
О ком за песни, за дела
Гремит правдивая хвала;
Кто славил Марса и Темиру
И бранную повесил лиру
Меж верной сабли и седла.
Но вы, враги трудов и славы,
Питомцы Феба и забавы,
Вы, мирной праздности друзья
Шепну вам на-ухо: вы правы,
И с вами соглашаюсь я!
Бог создал для себя природу,
Свой рай и счастие глупцам,
Злословие, мужчин и моду,
Конечно, для забавы дам,
Заботы знатному народу,
Дурачество для всех, — а нам
Уединенье и свободу!
1817 г.

Приложение №2
Послания Василия Львовича Пушкина к А.С. Пушкину

ВЛП решил публично выразил свое восхищение поэзией племянника. В 1829 г в "Московском телеграфе" было напечатано его послание "К А. С. Пушкину":

Поэт-племянник, справедливо
Я назван классиком тобой!
Всё, что умно, красноречиво,
Всё, что написано с душой,
Мне нравится, меня пленяет.
Твои стихи, поверь, читает
С живым восторгом дядя твой.
Латоны сына ты любимец,
Тебя он вкусом одарил;
Очарователь и счастливец,
Сердца ты наши полонил
Своим талантом превосходным.
Все мысли выражать способным.
«Руслан», «Кавказский пленник» твой,
«Фонтан», «Цыганы» и «Евгений»
Прекрасных полны вдохновений!
Они всегда передо мной,
И не для критики пустой.
Я их твержу для наслажденья.
Тацита нашего творенья
Читает журналист иной,
Чтоб славу очернить хулой.
Зоил достоин сожаленья;
Он позабыл, что не вредна
Граниту бурная волна.
<1829>

А. С. ПУШКИНУ
Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой
На старости в стихах поговорил с тобой.
Хоть модный романтизм подчас я осуждаю,
Но истинный талант люблю и уважаю.
Послание твое к вельможе есть пример,
Что не забыт тобой затейливый Вольтер.
Ты остроумие и вкус его имеешь
И нравиться во всем читателю умеешь.
Пусть бесится, ворчит московский Лабомель:
Не оставляй свою прелестную свирель!
Пустые критики достоинств не умалят;
Жуковский, Дмитриев тебя и чтут и хвалят;
Крылов и Вяземский в числе твоих друзей;
Пиши и утешай их музою своей,
Наказывай глупцов, не говоря ни слова,
Печатай им назло скорее «Годунова».
Творения твои для них тяжелый бич,
Нибуром никогда не будет наш москвич,
И автор повести топорныя работы
Не может, кажется, проситься в Вальтер Скотты.
Довольно и того, что журналист сухой
В журнале чтит себя романтиков главой.
Но полно! Что тебе парнасские пигмеи,
Нелепая их брань, придирки и затеи!
Счастливцу некогда смеяться даже им.
Благодаря судьбу, ты любишь и любим.
Венчанный розами ты грации рукою,
Вселенную забыл, к ней прилепясь душою.
Прелестный взор ее тебя животворит
И счастье прочное, и радости сулит.
Блаженствуй, но в часы свободы, вдохновенья
Беседуй с музами, пиши стихотворенья,
Словесность русскую, язык обогащай
И вечно с миртами ты лавры съединяй.
Июль 1830

А. С. Пушкин получил от дяди этот поэтический подарок с трогательной припиской: Je veux que cette Epitre soit digne d'etre adresse a un charmant Poete comme vous, et nargue des imbeciles et des envieux!   В августе дяди на стало … Он был честных правил


Рецензии