Мыльный пузырь Глава 37
- Я говорил тебе, конечно, что в официальной истории нашего рода не написано: был ли Ричард I Грандескки, прозванный Великим, бродячим актёром до того момента, как появился при дворе Карла XII Митиндора. Но даже если и был, кто же тебе такое напишет, в самом деле, про родоначальника древней королевской фамилии? Когда составляются подобные родовые древа с описанием деяний королей, в биографиях славных предков, безусловно, стараются не упоминать всякие разные сомнительные моменты. И в хрониках по большей части рассусоливаются те поздние годы Ричарда I, когда он уже стал королём. И очень мало, что говорится в описании его жизнедеятельности о том, как правителем Пронсельвани Грандескки Первому удалось сделаться. Лишь только сказано, что добился он авторитета при дворе, а впоследствии престола, благодаря врождённому благородству и другим своим самым лучшим качествам. А образ его идеализирован почти до полнейшей святости.
Характеризуя поздние годы Ричарда Великого, обычно упоминают его мудрость и дальновидность, прославляют его способность принимать правильные решения и предвидеть последствия своих действий. Считается, что мудрость его была настолько велика, что он стал символом в нашей стране справедливости и разума. Также прославляется его скромность и богобоязненность, ещё дипломатичность. По причине последнего, много написано о том, как он умел налаживать дружественные отношения с прочими правителями, что весьма способствовало процветанию нашего государства. И конечно, делается вывод, что именно перечисленные высокоморальные качества помогли Ричарду Великому стать одним из самых уважаемых и известных правителей в истории нашей страны.
Вот именно в подобном виде в раннем детстве меня и заставили заучить мои педагоги деяния моего великого предка-родоначальника. Но когда я выучил всё это наизусть с моим учителем дворянской истории, отец посадил меня перед собой и сказал:
«Антос-Эммануэль, то, что выучил, конечно, очень замечательно. И ты это хорошо запомни, чтобы рассказывать другим. Но, если хочешь управлять государством, сам это всё для себя основательно забудь. Потому что таким образом, которым это написано в книжках, и как тебя обучают твои педагоги, даже плохим королём стать невозможно, тем более – хорошим. Потому что, король, мальчик мой, это грязная работа, которую чистыми руками исполнять просто немыслимо. Таковы законы общества, ничего уж тут не поделаешь, поскольку суть вещей гораздо глубже, чем их внешняя оболочка».
Оснований не верить своему отцу у меня, конечно же, не было. Потому именно с этого момента я и усвоил урок о том, что написанное в книгах по истории про моих предков никоим образом не соответствует действительности. А это значило то, что, если я хочу понять что-то об истинной жизни королей нашего рода, в исторические хроники мне лучше для этого не заглядывать. Однако то, что известно про Ричарда I не из книг, полниться такими домыслами и мистификациями, что разобрать, что является правдой, а что ложью, совершенно невозможно.
Ты хочешь, чтобы я не врал тебе, а рассказывал лишь правду. Но как я могу рассказать, коль я сам не знаю, Нико, где она – истина? Именно поэтому я и сам не понимаю до конца, насколько правдива та история, которую я тебе собираюсь поведать, просто ли это легенда, сказка, поскольку много чего в ней есть по-настоящему волшебного, а может, одна из тех мистификаций, множеством из которых Ричард Грандескки окружил свою глубинную сущность, кою тщательно скрывал от других. А возможно, всё это придумали простолюдины, что нередко дополняют всякими выдуманными историями, подчас нелепыми, жизнь королей. Тем более, за столько-то веком всё обросло такими мифическими подробностями, что сути происходившего понять уже не сможет никто и никогда.
Да, в летописях всё рассказано так, как это дОлжно помнить потомкам. И в них нет никаких сомнительных моментов и никакой мистики. Но помимо летописей есть и другие свидетельства, которые способны помочь пролить свет на происходившие в глубокой древности события.
От наших славных предков нам досталось весьма немало замечательно интересных семейных реликвий. Одной из таковых реликвий являлся медальон с дарственной надписью, которая гласила: «Сей талисман великого Мерлина, который даровал мне вторую жизнь, я возвращаю жене своей Марикитте с её портретом. Где есть любовь, там нет места смерти». И подпись: «Рич Лангрен, теперь Грандескки – пронсельванский король».
Как и свидетельствует выгравированная надпись, это тот самый медальон, который некогда подарил Ричард I моей прабабке в 25-ом колене. Она и родила ему сына, занявшего пронсельванский престол после смерти своего отца, и от него-то и продолжился далее весь род королей Грандескки. И эта надпись содержит явный намёк на то, что настоящее имя Ричарда Грандескки было Рич Лангрен. И этого человека тоже совсем нетрудно обнаружить в учебниках истории государства Пронсельвани. В XIII веке жила одна известная личность с таким именем. И был этот человек как раз известнейшим актёром передвижного театра, то есть бродячим лицедеем.
В Средневековье не на шутку считали, что профессии актёра покровительствует сам Дьявол. Быть может, причина скрывается в том, что актёр меняет себя в каждой роли, то есть изменяет свою сущность, вселяет в себя кого-то другого, при этом теряя самого себя, играя множество других личностей. И углубляясь в этот процесс, он стирает все грани между собой и своими героями. И нередко даже заигрывается и настолько входит в свою роль, что где-то внутри себя начинает жить жизнью своих персонажей.
Да-да, в Средневековье профессия актёра действительно часто ассоциировалась с чем-то греховным и даже дьявольским. И помимо уже сказанного, это связано и с некоторыми другими факторами.
Прежде всего с религиозными убеждениями. В то время церковь имела огромное влияние на общество и считала, что актёры, изображая различные роли и часто переодеваясь, могут вводить людей в заблуждение и искушать их. Это объявлялось греховным, так как актёры могли изображать ложные образы и эмоции, что противоречило идеалам честности и праведности, как казалось священникам.
Так называемые «праведные» светские люди считали также, что актёры образом своей жизни попирали многие моральные нормы. Они часто выступали на ярмарках и в других местах, где собирались люди разных сословий. Их выступления могли включать сатиру и критику власти, что также не нравилось церковным и светским властям. Это создавало образ актёра как человека, нарушающего общественные нормы и порядки.
Имелись и другие причины, почему актёры в те времена становились изгоями общества. В Средневековье они чаще всего – странствующие фигуры, не имевшие постоянного места жительства и стабильного дохода. Это делало их уязвимыми и зависимыми от милости публики и покровителей, а также маргинализированной группой, к которой относились с подозрением и недоверием. В отличие от ремесленников или торговцев, актёры не имели гильдий или других организаций, которые могли бы защищать их интересы. Это делало их более уязвимыми перед законом и общественным мнением.
Вот эти факторы вместе способствовали тому, что профессия актёра воспринималась как нечто опасное и греховное. И так, к ним относились с недоверием и предвзятостью, что и породило миф о покровительстве Дьявола.
Рич Лангрен был одним из таких актёров, странствующим лицедеем, выступающим на ярмарках и площадях, просто кочующим из города в город, из деревни в деревню. Потому, разумеется, он не имел дома и стабильного дохода, а также оказывался весьма уязвимым перед законами общества. Однако это совсем не помешало ему стать большой знаменитостью – артистом, которого хорошо знала и любила его публика, что в основном состояла из самых что ни на есть простых людей. Во время своих представлений Рич неизменно срывал море аплодисментов, а деньги и щедрые подарки во всю сыпались в его карманы. Трупа, с которой он кочевал в основном состояла из членов его семьи: его матери, отца, братьев и сестёр, тёток и дядек со своими родственниками, дополненная, быть может, некоторыми прибившимися к ним попутчиками.
Но в общем-то жизнь Рича была вполне счастливой. Помимо того, что он был актёром, он ещё писал песни, стихи, поэмы и пьесы для спектаклей, в которых играл сам. И эти пьесы, как правило, изобиловали самой едкой сатирой и острой критикой в отношении власть предержащих, священников и королей. И если простые люди всё это воспринимали с живейшим восторгом, но сильным мира сего, разумеется, подобное совсем не нравилось.
Очень частыми героями пьес Рича становились короли династии Грандескки, которые неизменно представали перед публикой, как жадные и жестокие тираны, глупые к тому же. Даже престол они заняли незаконно, отравив законного короля крысиным ядом. Это была выдуманная династия, которой не существовало. И делалось это Ричем во многом для того, как мне кажется, чтобы хотя бы немного смягчить критику в отношении властей, за которую трупу бродячих актёров нещадно преследовали. Мол, короли-то выдуманные, а значит в его творчестве не содержится никаких злобных наговоров в отношении существующей монархии.
- То есть, как это выдуманные короли? А не понимаю, - прервал в этом месте рассказ Антоса-Эммануэля Нико. – Как династия Грандескки может быть выдуманной, раз управляла нашим государством семь долгих веков?
- Конечно выдуманная, - получил он ответ, в очередной раз его удививший. – Ведь Рич Лангрен родился в 1241-ом году, пик его творчества пришёлся где-то на 1264-1270 годы. Тогда же он и написал в основном все свои пьесы. Но ведь Грандескки Первый появился впервые при дворе короля Карла Митиндора лишь только в 1274 году, как лицо совершенно для двора новое, и только через десять лет в 1284 занял престол. И Рич Лангрен не мог об этом знать, потому что был сожжён на костре инквизицией по приказу короля вместе со всей своей семьёй в 1271 году.
Продолжение здесь http://proza.ru/2024/10/03/319
Свидетельство о публикации №224100200447
Мила Полосухина 12.10.2024 13:36 Заявить о нарушении