Людвиг и Аменхотеп

Истории из жизни Людвига и Аменхотепа
КАК И ВСЕ мои произведения, я буду эти истории с течением времени немного пополнять. Прямо здесь, новой страницы заводить не буду. Заходите.

2024.08.08
Из разговоров Людвига с Аменхотепом.
— Почему мужчина в дверях пропускает женщину вперёд?
— Чтобы посмотреть на неё.
— А может, ради заботы всё-таки?
Молчание.
— Эти вещи трудно разделить...
Долгое молчание.
— Интересно, какую причину предпочли бы сами женщины?...
Типичный Людвиг, типичный Аменхотеп.


2024.10.02
— Женщины — сказал Людвиг, — напоминают различных животных... Одна похожа на лань, вторая - на львицу, третья - на мышку...
— Хорошо излагаешь. — сказал Ам. — А четвёртая - на рыбку...
— Да, на рыбку. — согласился Людвиг. — А мода делает их всех одинаковыми. Вот, скажем, — продолжал он, — вот, скажем, объявляется в этом году мода на львиц.... И вот... ты выходишь на улицу, и тебе навстречу - одни львицы... Мышка, загримированная под львицу, с рыжей гривой больше её самой... лань, загримированная под львицу... рыжая лохматая рыбка с лапами и когтями... И не разберёшь, кто там на самом деле кем был... На следующий год мода на мышек — и вот на улице тебе навстречу львица, перекроенная под мышку, рыбка, перекроенная под мышку, бегемотица, перекроенная под мышку......
— Истинно, так и есть. — сказал Ам.
— Особенно которые помоложе стараются. — сказал Людвиг.
— Да, особенно которые помоложе. — сказал Ам. — А знаешь, зачем это сделано?... Я имею в виду, зачем Бог попускает подобное безобразие?...
— Не знаю. — сказал Людвиг. — А зачем?
— А чтобы к женщинам слишком не приставали. — сказал Ам. — Если они будут слишком красивыми, у них не останется времени на получение образования, работу и прочие все эти любимые ими дела.

2024.10.23
"Человек больше всего любит времена, в которые он помучился. Военные рассказывают о каких-то переделках, в которые они попадали. Инженеры - о безвыходных ситуациях на работе, о долгих командировках в неприятные края. Женщины - о заботах, которые они понесли о близких людях."
(Людвиг, про типичные разговоры в курилке)


2024.11.01
"ГЛАВНЫЙ РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ В ЛЮБВИ - не водитесь с девушкой, одевающейся по моде."
Если вы помните, Людвиг пишет идиотскую книгу под названием "Наука о любви. Учебник для школьников 5-12 классов". Теперь он перешёл к разделу "Советы".


2024.11.04

— ВЕЛИКОЕ ДЕЛО осень... — сказал Людвиг. — Я на работе набираю воду в пластиковую бутылку в понедельник. И до самой пятницы она остаётся совершенно свежей. Как из колодца. И даже прохладной.
— Так у нас здесь в кранах вода артезианская... — сказал Ам. — Это Белоруссия, Людвиг. Страна подземных вод.
— Я знаю. Но летом та же вода уже ко вторнику желтеет, а в среду вообще зацветает. В четверг в неё уже можно подселять лягушку, от голода не помрёт.
— Нда... сказал Ам. — А я-то всё думал, какой прок в ноябре?... Вроде бы холодно, темно, неприглядно...


2024.11.06
— ГЛАВНАЯ черта женщин, — сказал Ам, - это решительность.
— Ты хотел сказать, безголовость?... — ехидно поправил Людвиг.
— Понимаешь, в чем закавыка... — сказал Ам, — ...Даже самые величайшие умы человечества пока ещё не сумели провести грань между этими понятиями.

2024.11.10
"— Шершень, а не фам!..."
(Людвиг, в разговоре)

2024.11.16
К "ДИАЛОГАМ" ПЛАТОНА, видимо, скоро добавятся "Диалоги Людвига с Аменхотепом". Последнее время каждую свободную минуту между репетициями эта пара обсуждает отличия субстанции от акциденций (сущности от проявлений), отчего вся студия стонет, а некоторые уже готовы повеситься. Вот вам пример их типической беседы.
А м. Что такое вода?
Л ю д в и г. Бесцветная жидкость, пригодная для питья.
А м. Это потребительские свойства воды, а что такое вода?
Л ю д в и г. Смесь водорода с кислородом, H20.
А м. Это химическая формула воды, а что такое вода?
Л ю д в и г. Природный ресурс поважнее нефти.
А м. Это политико-экономическая роль воды, а что такое вода?
И так далее и так далее...
В итоге Людвиг с удовлетворением заявляет:
— Мы можем описать любые свойства воды, можем её использовать, можем предсказать её поведение, можем строить машины и агрегаты, в которых она является действующей частью, но что такое вода, мы не знаем.
А Аменхотеп прибавляет:
— И то же самое можно сказать про всё остальное на свете.


2024.11.20
Людвиг, увлекшийся в последнее время Новалисом, повесил над стулом в своём углу плакат "Всё хорошо, только не везде, только не всегда и только не для всех." (Новалис)
Ам:
— Это что же получается? такого, что плохо везде, всегда и для всех, не существует?
Людвиг:
— Да.
Ам:
— Извини, но из этого следует, что не существует зла!
Сконфуженный Людвиг должен был снять плакат.


2024.11.20
"Всё, что отнимут у меня люди, Бог силён вернуть мне вдесятеро."
(Ам, после денежного наказания и выволочки у начальства за ошибки сделанные самим начальством)
Ехидный Людвиг поинтересовался у Ама:
— И что, часто возвращает?..
— Ну пока что каждый раз. — отвечал Ам.


2025.01.11
— Ам! — сказал Людвиг. — В пятом классе, как у вас называли девочек?..
— Бабы.
— И у нас - бабы.
— Вот дурачьё-то!...
— Да... малолетнее...
Они помолчали.
— А в десятом как называли?...
— Чувихи.
— Не лучше.
— Точно, не лучше...
— И попробуй скажи по-другому!
— Да. Унизят.
Они ещё помолчали.
— А сам ты их как называл? Вот про себя, в голове?...
Ам задумался.
— Да никак.
— То есть как это никак?
— Никак и всё. По именам.
— По именам?
— Да. Света, Ира, Лена... Не было никаких "девочек". Были Света, Ира, Лена...
Людвиг крякнул.
— Странная штука жизнь, правда?
— Да, очень странная.



2025.01.18
КОГДА МОТОР немного прогрелся, Людвиг приспустил стекло со своей стороны и в машину ворвался золотой зимний рассвет.
— Ты готов? — спросил он.
Ам натянул чёрные перчатки и поправил на носу чёрные очки.
— Готов. — сказал он.


2025.01.21
— Красивые, но злые.
— Людвиг, вы о чём?..
Людвиг встрепенулся и открыл глаза.
— Простите, задремал. — сказал он. — Привиделось что-то.


2025.01.28
ДНЕВНИКОВЫЕ записи Людвига отличаются большой сложностью. Порой даже трудно понять, о чём он ведёт речь. Вот пример.

"Жизнь человека напоминает выстрел из катапульты, который он сам произвёл в юные годы, направив ядро по определённой траектории, которая тогда казалась ему правильной. Пролетев по гигантской дуге над полем жизни, к концу её снаряд достигает намеченной точки и начинает одну за другой сокрушать находящиеся там цели. Изменить траекторию невозможно и постаревший стрелок, открыв рот, наблюдает за результатом сделанного самонадеянным юношей сорок лет назад выбора, уже не в силах ничего изменить."


2025.01.29
ВОТ ПРИМЕР ещё более громоздкой сентенции Людвига, где всё запутано уже совершенно до предела.
"Целомудрие отличается от благопристойности как внутренняя сторона чашки от внешней, но закон не умеет заглядывать внутрь, и поневоле занят внешней стороной. Это, несомненно, правильно; но в результате бесштанный карапуз, в простоте души резвящийся с совочком в песочнице, будет представлять из себя зрелище пусть и невинное, но всё же нецензурное, в то время как какая-нибудь конченная гадюка, отравившая самым ядовитым развратом все четыре стороны света, будет победно глядеть на вас с каждого билборда."

2022.02.05
КРАСАВЧИК Клим Басаныгин (которого Лопатович взял на роли первых любовников вместо Лёши Гончарова, любимца Пичугиной) с утра ругательски ругает Артемия и ВКонтакт:
— Импланты и коучи, мать их! Коучи и импланты!! На кого я подписан, в ленте вообще не докрутишься!! Специально, наверное, гад, отрубает!
— А ты понастраивай настройки...
— Я уже настраивал настройки!!!

2025.02.06
— ВОТ СМОТРИ, Амх... В неолите люди в основном занимались охотой... Крупный зверь - больше мяса... Мир они представляли в виде трёх слонов, которые стоят на гигантской черепахе...
— Да...
— В бронзовом веке появилась утварь... печки там всякие, котлы, крышки... Мир тогда представляли как блюдо, которое покрыто перевёрнутой голубой чашей неба....
— Да...
— В античности появились механизмы... оси, рычаги... Мир стал огромным механизмом с осями и рычагами...
— Да....
— Незадолго до Ньютона изобрели часы... Мир стал огромными часами, где всё движется по точно рассчитанным кругам...
— По эллипсам... Да...
— Потом изобрели порох... Пушки, ядра, взрывы... Две мировых войны с бомбёжками...И вдруг стало ясно, что Вселенная это Большой Взрыв...
— Очень большой. Всем взрывам взрыв.
— Теперь вот компьютеры изобрели... Теперь мир - это гигантский компьютер ... И человек, кстати - тоже компьютер...
— Ага...
— И ты как... ничего не подозреваешь?..

2025.02.08
— Яичницу на жареном сыре, банку горчицы, скибку слуцкого хлеба и стакан айрана.— решительно заявил Людвиг.
Официантка побледнела.
— А мне, пожалуйста, куб холодца, плошку хрена с клюквой и тройной виски на кипятке и лимоне.
Аменхотеп, в чёрном плаще с поднятым воротом, чёрной шляпе и чёрных очках выглядел внушительно. Высказав своё пожелание, он деликатно поскрёб синеву на щеке громадной ладонью в чёрной перчатке.
— Так, ребята... — сказала официантка, извлекая из кобуры заржавленный, искривлённый, но пахнущий свежим дымом кольт. — Выход вон там! — И она мрачно показала глазами на дверь.

2025.02.11
"НАША ЖИЗНЬ похожа не на роман, а на примечания к ненаписанному роману. Сам роман, если и существует, то только в обрывочном виде и только у нас в голове. А примечания обычно таковы, что глядя на них, мы думаем "что за идиот это сочинил?" и "куда смотрел цензор?"..."
(Людвиг)

2025.02.11
"ПРЕДСТАВЬТЕ себе, что от вас осталось только несколько чисел - одна или две даты, размер обуви, одежды, сумма доходов по годам... Это то, как вас представляют другие люди. Если, конечно, вы не идол и не кумир публики, например известный актёр или выдающийся деятель. Если же вы - идол, то всё обстоит ровно наоборот - вас представляют в виде идола, в то время как на самом деле вы - только несколько чисел, точно таких же, как у других людей: двух дат, размера обуви, одежды и суммы доходов по годам... "

2025.02.14
РЕБЁНКОМ Аменхотеп очень интересовался изобразительным искусством. Учительница показывала мне такое его сочинение (написанное Амхом в третьем классе):

"Дверь приоткрылась, и в проёме, на фоне коридора, представленного в уходящей перспективе с одной точкой схода, нарисовался, в виде одетой полуфигуры, Людвиг. Одетая полуфигура Людвига прокралась в зал и стушевалась в задних рядах.

Завуч Мандрагор Лопатович между тем продолжал свою речь. Он покрывал сделанный ранее словесный портрет директора хвалебными лессировками - тончайшими, почти неощутимыми, но многочисленными. Некоторых вопросов он касался осторожно, как бы положив локоть на муштабель. Щекотливые темы растворял в безупречном сфумато. Переходя же к поведению учеников, начинал накладывать густые, тяжёлые, пастозные мазки, иногда прочерчивая через это месиво резкие линии черенком кисти. Колорит этой части своего выступления он выстраивал по принципу «больше грязи - больше связи»."

2025.02.17
АТЕИСТ ЛЮДВИГ убеждён, что я верующий, потому что курю табак. Он полагает, что эти две вещи связаны.
— Накуришься - и веруешь! - говорит он. - Накуришься - и веруешь!...
Напрасно я привожу ему примеры курящих атеистов из великих людей. Твена своего любимого, например.
— А ты вот попробуй, брось! - говорит Людвиг.— Сам увидишь: станешь злой как собака. На всех, в том числе на Бога. Вообще во всём разуверишься. А потом закурил - и оппаньки, снова верующий во всё на свете! Благодарный Создателю по самое немогу!
Что на это возразишь... действительно, первое, что я чувствую, когда закуриваю - это благодарность к Богу. То же, впрочем, я чувствую, когда ем или пью, или когда день хороший, или когда человек добрый... Но из песни слова не выкинешь, при курении я тоже благодарен - ну хотя бы за то, как красиво летает дым. А если брошу - действительно обозлюсь. И правда, неизвестно до чего дойду.
Всё-таки пороки сильно затрудняют жизнь. Знал бы, что так будет - не начинал бы курить... сорок пять лет назад.


2025.02.21
— Минутку. — сказал Аменхотеп.
Официантка подняла бровь.
— Прежде, чем мы уйдём, я хотел бы задать вам один вопрос.
— Какой? — палец официантки так подрагивал на курке, а левая рука так судорожно скребла передник, что выстрел, казалось, мог произойти, даже чисто случайно, в любой момент.
— Мне хотелось бы знать, что вы думаете по поводу Эккермана, его разговоров с Гёте. Насколько можно доверять Эккерману как источнику?
Официантка размышляла не больше секунды.
— Гёте специально выбрал в конфиденты человека недалёкого... -- сказала она, — и не имеющего заметного литературного дара. Он же не попросил об этой услуге Шиллера? Вздумай Эккерман вложить в уста Гёте какие-то свои мысли, вставка смотрелась бы на фоне гётевских речей как штопаная заплатка на смокинге короля.
— Ясно. — сказал Аменхотеп. — Спасибо большое. Теперь всё понятно.
Он отодвинул стул из-за стола и тяжело поднялся.
-— Пойдёмте, Людвиг! — сказал он. — Мы узнали всё, что нам нужно.
И своей характерной, неторопливой, плавной походкой Аменхотеп направился в сторону двери.


2025.02.21
ЛЮДВИГ, КОГДА выпьет, начинает иногда говорить в стиле Паниковского. На 23 февраля Людвиг выпил. Я слышал, как за столом он энергично втолковывал соседке:
— Иконопись, Людочка, может понимать только джазмен. В современном мире - ТОЛЬКО джазмен, Людочка. Майлс Дэвис может понимать иконопись. Джон Колтрейн может понимать иконопись. Репин НЕ может понимать иконопись. Ренуар НЕ может понимать иконопись. Век назад, до появления джаза, вообще никто не мог понимать иконопись. Хотя и притворялся. Вы спросите - почему?... Возьмите огурцы, Людочка, а то разберут... Рюмочку вам освежаю?... ну вот, немножко... буль-буль-буль... Пейте, пейте... Да... так вы спросите - ПОЧЕМУ??
Дама откусывая огурец и пригубляя коньяк, делала круглые глаза.
— Потому что только джазмен понимает в чём радость - без конца исполнять ту же мелодию. Не другую, Людочка!!!...ТУ ЖЕ!!!!... Ту же самую, Людочка!!!...
И для подкрепления своих слов он бил кулаком по столу.
Людвиг у нас неверующий, но в иконописи, надо признать, толк понимает. Правда, он принимает её как вид джаза. Тут он не соврал. Ему нравится сама идея бесконечного числа гениальных вариаций на один и тот же мотив - желательно, старый, всем известный.  Чем старее, чем проще, чем общеизвестней мелодия - тем она для вариатора желательней.
Я долго слушал их, и, наконец, устал. Но дама, освежённая коньяком, видимо, понимала Людвига всё лучше и лучше. По крайней мере, она придвигалась всё ближе и ближе, а глаза её блистали всё ярче и ярче. Интерес её к иконописи явно возрастал.
Когда я уходил, Людвиг разливался:
-— Дурак Репин рисует новую картину. Он думает, что если кто-то нарисовал бурлаков, то этим он отличается от Рафаэля. Рафаэль не рисовал бурлаков - вы рисуете бурлаков - значит вы не Рафаэль - значит, вы говорите в Искусстве новое слово... Если вы не нарисовали бурлаков - значит вы НЕ говорите в Искусстве новое слово... Но.......


2025.02.26
— Все вокруг говорят, что наступила новая геополитическая эпоха. Но я не думаю, что она наступила. Я пока не вижу главного признака новой эпохи.
— Какого?
— Нового женского лица.
— То есть?..
— Вот смотри. У каждой эпохи есть какое-то женское лицо, которое её олицетворяет. Например, все мы помним счастливые пятидесятые, эру Мерилин Монро...
— Да.
— А раньше, в двадцатые, все женщины были как Айседора Дункан...
— Да.
— Так вот, новая эпоха пока не наступила. Начиная где-то с миллениума и до сих пор на меня по-прежнему с каждой рекламы и из каждого ящика смотрит Анджелина Джоли.


2025.02.27
ЛЮДВИГ какое-то время вёл на физфаке курс "Русская литература для физиков". Первую лекцию он начал так:
— Господа, хотели бы вы попасть в мир, в котором все до единой женщины - положительные?.. Глубже и умнее большинства мужчин?... И притом необыкновенно красивые?...
Аудитория была в основном мужская, поэтому ответом ему было оживление и благодарный шум.
— Добро пожаловать в мир Фёдора Михайловича Достоевского!... — возгласил Людвиг.


2025.03.04
"НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО, приводит ли перестановка частей предложения в русском языке к перемене его смысла. В русском языке не совсем понятно, приводит ли к перемене его смысла перестановка частей предложения. Приводит ли перестановка частей предложения в русском языке к перемене его смысла, понятно не совсем."
(Людвиг)
 
 "И УЖ СОВСЕМ НЕПОНЯТНО, к перемене приводит ли смысла его частей предложения перестановка в языке русском."
(Аменхотеп)


2025.04.04
ЛЮДВИГ НАБЛЮДАЕТ, КАК Я ПЕРЕВОЖУ Льюиса и страшно ревнует. Он считает что сделал бы эту работу лучше. Ну что сказать? — он ведь и правда мой учитель в этом деле.... Вчера он повесил над моим столом плакат:

"ВСЕГДА жертвовать нюансами в пользу общей энергии фразы. В связке фраз не цепляться за роль каждой фразы в отдельности. Только перед абзацем в целом ставить цель соответствия прообразу по ёмкости. Доделав абзац, вернуться и обрубить выступы, мало добавляющие к содержанию. Напоследок произвести перегруппировку общей словесной массы для совмещения центра тяжести абзаца с центром смысла."
(Л.Зибенкёпф "Школа перевода")


2025.04.10
"НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО божественно; другие — что оно уродливо. Я сторонник первой точки зрения : чего стоит, например возможность заложить что-либо за ухо — скажем, карандаш или сигарету. Я не раз видел, как девушки, отделив половину волос для формирования хвостика, на секунду берут в зубы расчёску —- на ту короткую секунду, которая требуется, чтобы охватить основание хвостика резинкой. Это одно из самых очаровательных зрелищ, какое я вообще могу себе представить. После этого любые претензии на то, что человеческое тело уродливо, кажутся мне несерьёзными."
(Людвиг Зибенкёпф)


2025.05.20
ЛЮДВИГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ верующим человеком, но любит пообсуждать богословские вопросы с точки зрения, которую я бы назвал математической. Недавно его озаботил вопрос — связано ли время в Царстве Небесном с нашим земным временем.
— Вот скажи... умерший человек - ведь он, как вы полагаете, продолжает существовать?
— Да.
— В нашем мире?
— Нет, не в нём.
— Почему?
— Существовать - это как-то проявлять себя.
— Но по-вашему, умершие ведь способны проявлять себя. Разве вы не обращаетесь к умершим, скажем с молитвами? К святым, например?
— Но мы обращаемся к святым, как существующем в Боге, а не как продолжающим существовать в мире. Бог, конечно, может воздействовать на мир, а поскольку святые пребывают в Нём, то могут и они. Но только через Него, конечно же.
— Прекрасно. Время в котором живёт Бог, связано с нашим временем?
— Нет. Бог не живёт во времени. Бог - творец времени. Он не внутри времени. Наоборот, любое время существует только в Нём.
— То есть время в какой-либо Вселенной - это как бы горошина, которая лежит в Его кармане, да? И Он играет этими горошинами, да?
— Не знаю насчёт играет. Но - да, все Вселенные — горошины в Его кармане, а время в них - даже не горошины, а некая часть этих горошин.
— Отлично. А Конец Света, Апокалипсис — он в каком времени происходит, в нашем? Или в вечности, в Божием?
— В нашем. Это событие внутри одной из горошин.
— И для умерших, которые уже не внутри нашей горошины, а в Боге, он равнодостижим со всеми другими точками во времени, со всеми другими событиями в нашей горошине?
— Ну наверное, так...
— Тогда какого рожна вы проповедуете, что в период от своей смерти до Страшного Суда умершие вынуждены слоняться и ждать, будучи вне тела — то есть привидениями какими-то, а не людьми — как будто они уже не в Боге, а по-прежнему внутри нашей горошины???...



2025.06.05
КОГДА ЛЮДВИГ не в духе, он начинает честить классических композиторов.
— Музыка Прокофьева всегда припадает... либо на одну ногу, либо сразу на обе. "Великий хромой", можно его назвать. Хорошо выходят у него только танцы вприсядку. Когда Прокофьев хочет изобразить весёлую девочку, безмятежно скачущую на зелёной лужайке, у него получается что-то типа агонии честолюбивой герцогини.
Шостаковичу достаётся ещё больше.
— Всё его творчество - это огромный развёрнутый трактат на тему "И зачем я на свет уродился, и зачем меня мать родила".
"Но гении, гении оба." — добавляет он, заметив косой взгляд Аменхотепа. — "Гении, это безусловно."


2025.06.09
В МИРЕ ВЫМЫШЛЕННЫХ персонажей некоторые трагедии обусловлены самой их вымышленностью. Конечно, не всех вымышленных их вымышленность тяготит. Например, Людвига она совершенно не парит. Как-то Людвиг писал для Википедии статью "Людвиг Зибенкёпф", так он прямо и начал её словами "Людвиг Зибенкёпф - персонаж, вымышленный В. Фокановым... etc, etc". Люди иногда спрашивают меня, вымышлен ли Людвиг. Для убедительности я прошу его самого дать ответ.
— Ну конечно, вымышлен! — со смехом говорит Людвиг и крутит пальцем у виска.
А вот с Пичугиной беда. Пичугина своей вымышленности стесняется. Для неё вымышленность — это некий род неполноценности. Недавно мы узнали, что когда нас нет рядом, эта абсолютно правдивая девушка, правдивая до слёз, до нелепости, правдивая даже в самых мелких мелочах, опускается до прямого вранья. Конечно, потом она кается, несколько дней ходит сама не своя, но сдержать себя всё-таки не может — когда некому её опровергнуть, она утверждает, что она не вымышлена. Людвиг недавно застал её за этим. Он вошёл в каптёрку под лестницей как раз когда Пичугина давала там интервью корреспонденту "Нью-Йорк Таймс", и на вопрос "вымышлена она или реальна" отвечала "реальна".
— Пичугина!!!.. — вскричал поражённый Людвиг. — Да ты с ума сошла!!!
Пичугина разрыдалась и убежала.
Для Людвига, который пользуется любым поводом, чтобы напасть на меня, своего создателя, этот повод был просто подарок.
— Ну что? — ядовито сказал он, — Может быть, теперь ты признаешь, что тебе не стоило нас выдумывать?...
— Людвиг... — сказал я, — Побойся Бога... Вы у меня как сыр в масле катаетесь. Сравни вашу жизнь с кем угодно, с любым персонажем у другого писателя, ну хоть со Штирлицем... У вас же никогда ни горя, ни бед... Вы никогда не болеете, никогда ни в чём не нуждаетесь. Я стараюсь устраивать вам праздник за праздником. Вы живёте лучше чем пастушки в Аркадии. Пичугина занимает место, о котором все только мечтают -- она звезда и.секс-символ. Тебя лично я прославил как мудреца. К тебе прислушиваются, тебя считают интересной личностью...
— Это ты хорошо сделал... — вставил Людвиг.
— ... и всё-таки ты пилишь меня каждый день за то, что я вызвал тебя из небытия!... А Пичугина рыдает от своей вымышленности!...
— А вот так!.. — злорадно сказал Людвиг. — Получи фашист гранату!... Чтобы жизнь тебе мёдом не казалась!...
* * *
Только Аменхотеп смотрит на вещи философски.
— Что за беда, что вымышлены... — говорит он. — Да вымышленное существование, как мне иногда кажется, еще получше настоящего... Ты погляди, Людвиг, на реальных, невымышленных людей. Что они любят, к чему стремятся всей душой, что по-настоящему ценят, желают?... Да услышать что-нибудь вымышленное, поглядеть на что-нибудь вымышленное, почитать что-нибудь вымышленное, поучаствовать в чём-нибудь вымышленном!.. Невымышленное для них — мусор, тягомотина... если не хуже. Они стараются окружить себя вымышленным со всех сторон — кино, книги... и как только отработают свой реальный день, спешат поскорее окунуться в как можно более неправдоподобную вымышленность. Больше того — нас, вымышленных, любят больше реальных!... Вот на тебя, я уверен, уже положила глаз не одна реальная дама... а попробуй заставить эту реальную даму увлечься реальным мужиком в реальной жизни — сильно ты преуспеешь?.. Да реальные никому даром не нужны! Люди просто пустое место друг для друга!... Иное дело — мы с тобой!...
Но Людвига так просто не проведёшь. Он понимает, что Ам его троллит.
— Ну ты загнул!.. — отвечает он, ухмыляясь.


2025.06.27
ЛЮДВИГ ЧТО-ТО всё больше смахивает на Сфинкса из "Царя Эдипа"... Услышав, что я собираюсь в отпуск, он поставил передо мной три вопроса, которые я должен буду там за месяц решить.

Но все три оказались такими простыми, что я пощёлкал их, даже не выходя из дома.

—----------------------------
1) Что значат слова "тело", "телесный"?

Ответ: Слово употребляется в двух значениях. Первое значение схоже со значением слов "материя, материальный" и означает, что тело есть часть единого цельного механизма под названием "вселенная" (или "природа") — механизма настолько преопределённого, что уже в первое мгновение его существования были заранее предрешены (некими незыблемыми "законами") все другие мгновения его существования до самого конца.

Во втором значении (нематериалистическом) — тело есть нечто, что связывает субъекта невольной связью со всем на свете — причём слово "невольный" является в этом определении ключевым. Это некий "приёмник", который практически не поддаётся настройке, и с постоянными громкими сигналами из которого субъект вынужден считаться (не может их отключить).

(Тут Людвиг сделал ехидное замечание - что же тогда означает "воскреснуть в теле"? Ответ я знаю, но это уже другой вопрос - а если эта цепочка вопросов не окончится, я вообще не смогу уехать в отпуск.)

------------------------------
2) Что значат слова "чувство", "эмоция"?

Ответ: Первое слово иногда относят к телесному, иногда к душевному. В телесном смысле чувства — это сигналы из внешнего мира, поступающие через тело (см.выше) - жарко, холодно, светло, темно и т.д... В душевном смысле "чувство" совпадает с "эмоция" и означает те движения души, которые субъект претерпевает невольно (возбуждение при виде обнаженного тела, недоумение и гнев при получении удара палкой по башке, депрессия при внезапном отключении интернета). В принципе, эмоции могут возникать и не под внешним воздействием, производиться субъектом самим собой и для себя (например, быть результатом раздумий) и не представлять из себя некой автоматической реакции на раздражитель (как, скажем, гнев в ответ на презрение, радость в ответ на симпатию и т.д.) - но всё же лучше и честнее называть "эмоциями" именно автоматические, непроизвольные душевные реакции, заложенные не в нашей воле, а самой природе души (ибо душа, хотя она и не тело, всё же подчинена некоторым закономерностям — они общие у всех людей и их одинаковость делает возможной эмпатию - мы понимаем другого, поскольку представляем,что чувствует другой).

(Тут Людвиг ехидно спросил - "Что же тогда означает гнев Бога?" Но это уже новый вопрос - повторяю, я не смогу уехать, если буду отвечать на все его вопросы).

------------------------------
2) Что значат слово "страсть"?

Ответ: В бытовом значении — очень желательное (по крайней мере для современного человека) состояние при котором он испытывает восторженную тягу к чему-либо (обычно к телу другого человека или к какому-либу виду телесного удовольствия - скажем, прыжкам с парашютом) — а также ощущение удовлетворения этой тяги. Ключевой момент "страсти" (как и сродного с ним "чувства") — его непроизвольность; ты должен быть подхвачен именно внешней волной (страсть должна сама тебя захватить... раскачать воду в ванной и вообразить, что ты в море - это не страсть).

В аскетическом значении — то же самое, однако переживаемое субъектом как нежелательное ("подверженность страстям", по гречески страсть - "пафос"; слово, насколько я помню, однокоренное со словом "патология"). Аскетические практики обычно стараются исключить все невольные душевные переживания и оставить только вольные (светские люди называют это "владеть собой", но аскеты имеют в виду не внешнюю реакцию, а именно отсутствие невольных внутренних движений в ответ на внешний раздражитель).

(Тут Людвиг ехидно спросил - "А как же Григорий Палама с его учением о благих страстях, например, о том, что любовь и гнев - проявления одной и той же душевной способности - но только направленной по-разному?". "Но это уже новый вопрос, Людвиг!!!" - вскричал я, испытывая невольную эмоцию гнева и не желая перетворять её в любовь к этому безобразнику).


2025-07-17
"ЧЕЛОВЕЧЕСТВО напоминает группу туристов, идущих по какой-то подземной не то пещере, не то трубе... Как вошли в пещеру - никто не помнит; есть ли из неё выход - никто не знает; некоторые вызываются в поводыри, но поскольку путь один, все поводыри ведут просто дальше по той же пещере... и всегда вперёд, потому что как только группа проходит какой-то участок - сзади обвал и путь назад заваливается камнями... Есть ли что-то в мире вне этой пещеры и кроме этой пещеры?.. сердце говорит, что есть... и если бы группа не верила, что куда-то выйдет, все давно бы померли от тоски... Но поколение сменяется поколением - а пещера всё длится ..."
(Людвиг)


2025-07-17
"ЧТО МЕНЯ СИЛЬНО беспокоит в последнее время, так это то, что поглупение — процесс, принципиально ненаблюдаемый, по крайней мере изнутри самого субъекта. Можно обнаружить, что ты стал хуже складывать и умножать, можно обнаружить, что у тебя ослабла память, но что ты поглупел — этого обнаружить нельзя. Внутренние ощущения при поглупении в точности таковы же, как при поумнении — оборачиваясь назад, субъект видит, что он был "хуже", "несовершеннее", с той только разницей, что при поумнении он ещё может испытывать в этом сомнения, а при поглупении — уверен в этом абсолютно.

Хорошо, если есть кому сказать тебе о том, что ты поглупел, если есть некий внешний оценщик, заслуживающий у тебя доверия; но разве у человечества в целом есть какой-то внешний оценщик?.. И кто вообще может быть таким внешним оценщиком?... Инопланетяне?... Они могут оказаться ещё неадекватнее нас — и даже наверняка окажутся, ибо судя по всему, технический прогресс сопровождается, не усилением, а ослаблением рассудка... Но кто же тогда?...Бог???..."
(Людвиг)


2025-07-21
"НАМ ВЫПАЛО ЖИТЬ в то уникальное столетие, когда человечество достигло количественного пика и начало уменьшаться. Религиозники с этим борются, но, кажется, род людской всё-таки решил прекратить себя. Прекратит тихо и безболезненно, в духе эвтаназии. Вы можете бороться с войной, можете победить чуму, но простой обывательский здравый смысл вы не победите. Давать жизнь новым людям настолько хлопотно, что средний человек просто предпочитает им в этом отказать. Когда выбор встаёт между нашими хлопотами и чужой жизнью — мы склонны не дарить жизнь никому. Как только размножение стало делом выбора, как только любовь к детям стала делом выбора, и как только совместная жизнь стала делом выбора — человечество показало, какой выбор оно делает."
(Людвиг)


===


(продолжение со временем последует)


Рецензии