Нищий духом о мудрости Адама

      


      Нищий духом сказал: «Однажды, сидя с Диотимой у прибрежных скал и любуясь закатом, я  спросил:
- Диотима, правда ли, что Адам, от рождения, обладал великой мудростью и после грехопадения утратил её?
- С чего ты это взял? – улыбнулась Диотима.
- Вчера в храме, проповедник рассказывал, как Бог привёл к Адаму всех скотов и всех животных полевых, и птиц небесных, чтобы он дал им имена, и тот, легко справился с этим заданием, поскольку легко прозревал суть всякой вещи и всякой живой души.
- Ну, да, - хохотнула Диотима, - И назвал Адам овцу бебекой, а корову мумукой.
- Зачем смеешься? Разве об этом не сказано в Книге?
- Ну, что ж, давай вспомним, что в ней сказано, - предложила Диотима, кутаясь от вечерней прохлады в белоснежный диплакс из скифского руна.
     Я кивнул, и поудобней расположившись на ещё неостывшем камне, приготовился внимательно слушать свою подругу.
- Начнём с того, что Адам был создан Господом для возделывания и хранения Эдемского сада, или, попросту говоря, садовником. Жена же – получившая впоследствии имя Ева, явилась на свет, как его помощница. Из чего следует, что оба они были предназначены скорее для физического труда, чем для умственных занятий. И оба были наги и не стыдились. Кстати, не говорит ли это тебе  о том, что они были ещё очень юны и не могли испытывать друг к другу любовного влечения?
- Ты хочешь сказать, что они были детьми? - удивился я.
- Да, - невозмутимо кивнула Диотима. - Теперь вспомним, что Господь посадил посреди сада два таинственных Дерева - Древо жизни и Древо познания добра и зла. И сказал Адаму, если он вкусит плодов от Древа познания, то смертью умрёт. Здесь мы имеем загадку: был ли Адам изначально бессмертен? Если да, то для чего тогда Господь посадил в раю Древо жизни? Не за тем ли, чтобы люди, вкушая его плоды, имели жизнь вечную?
- Вероятно так, -  не нашёлся я, чем возразить.
- Итак, мы видим следующую картину: в восточной стране Эдем, Богом посажен сад с двумя волшебными, назовём их для удобства так, Деревьями. И этот сад возделывают и хранят юные садовники – Адам и его, пока ещё безымянная жена, и время от времени их посещает Господь Бог. Первые люди ходят нагишом и, судя по всему, особым умом не блещут.
- Почему ты так решила? – перебил я. – Например, Адам проявил далеко не детскую прозорливость, когда сказал:  оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. По-моему, в этих словах явно слышны эротические нотки.
- А может, это речь человека, у которого отняли ребро и он чувствует в своём теле некую неполноту, вот чисто по-детски и желает, чтобы оно прилепилось обратно?
- Шутишь?
- Шучу, - рассмеялась Диотима, - Но идём дальше. А дальше перед нами разворачивается трагедия грехопадения. Хитрый змей подстерёг невинную Еву, по сути ребёнка, и стал задавать ей лукавые вопросы: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И та ему отвечает: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Спрашивается: почему она сказала змею, что даже прикосновение к этим плодам  чревато смертью?  Ведь этого не говорил Господь Адаму.
- Не знаю.
-  Не потому ли что, Божье предупреждение она получила через Адама, который видимо, решил на всякий случай добавить от себя это преувеличение?
- Возможно, он хорошо знал характер своей подруги? – предположил я.
- Может и так. Однако это позволило змею ухватиться за ложное утверждение  нашего садовника. И сказал змей: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Как видим, коварный змей очень умело соединил ложь и правду.
- Действительно, очень тонко сформулировал.
- Далее сказано: и увидела Ева, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. То есть получается, что она будто в первый раз посмотрела на Древо познания, что уже само по себе удивительно, и увидела, что его плоды хороши для пищи, а уж в плодах-то наша садовница разбиралась. Но ещё более удивительно, что девушка определяет их ещё и как вожделенные, желанные, потому что они могут дать знание. Почему же она столь сильно возжелала обрести знание добра и зла? Потому, что не имела его, или потому, что оно божественно?
- Может она видела в раю прекрасных богов и богинь, и ей захотелось самой стать богиней?
- Возможно, и видела, - не стала спорить Диотима. - Но змей не обещал ей, что она станет богиней, но сказал: станете как боги, знать добро и зло, а не: станете богами. Здесь ключевое слово: как. И в этих его словах не было обмана, поскольку впоследствии их подтвердил Бог, сказав: и вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло.
- Да, но он солгал ей в главном, когда уверил в том, что отведав плодов, она не умрёт.
- Верно. Поверив змею, Ева взяла в руки плоды Древа познания, и, убедившись, что они, вопреки словам Адама, не принесли ей никакого вреда, отважилась съесть их. А когда встретила Адама, дала ему плоды познания, и он их тоже ел. Тебя ничего не смущает в поведении якобы мудрого Адама?
- Нет, впрочем, я как-то особо не задумывался над этим.
- А ты подумай, - предложила Диотима. – Представь себе, что твоя жена наелась ядовитых плодов, и предлагает тебе угоститься ими, а ты вместо того, чтобы ужаснуться и звать Бога на помощь, или бежать за противоядием к Древу жизни, преспокойно берёшь ядовитое угощение и ешь. Можно ли такое поведение назвать разумным?
- Может он из любви к жене захотел разделить её участь? – предположил я.
- Ты сам-то веришь в это? – хмыкнула Диотима.
- Нет, - сдался я.
- Вот и получается, что наш Адам совершенно не осознаёт последствий проступка своей жены и ничтоже сумняшеся ест плоды запретного дерева. И где же его мудрость? Ему не хватило ума ни Бога позвать, ни сообразить элементарную вещь, что Древо жизни может спасти их от смерти, ни испугаться того, что они ослушались Бога, ни даже того, что наелся ядовитых плодов. Он словно пребывает в полнейшем неведении. И это больше похоже на поведение несмышлёного юнца, чем зрелого мужа.
- А может он не знал, что это плоды с Древа познания?
- Садовник не смог узнать плодов одного из главных волшебных деревьев в раю?
- Согласен, это было дурацкое предположение.
- Ну, вот, отведали они запретных плодов, - продолжила Диотима, - и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Смешно, не правда ли? Выходит, получив божественное знание о добре и зле, наши садовники сумели сообразить только то, что у них неприкрыты гениталии и, почему-то устыдившись этого, бросились делать себе набедренные повязки. То, что они смертельно отравлены, их мало беспокоит, как и то, что спасительные плоды Древа жизни находятся у них буквально перед носом. Не странно ли, что они об этом даже не вспоминают. Разве такая беспечность не свидетельствует о примитивности их разума? А затем, вообще следует трагикомическая картина: в раю появляется Бог и Адам спешит спрятаться от Него, потому что боится предстать перед Создателем «без штанов», как говорят наши друзья скифы! Каково, а? Боится не того, что нарушил запрет Божий, не того, что умрёт, а того, что на нём нет штанов! Да уж, великим мудрецом оказался наш несчастный садовник, - покачала головой Диотима.
- Получается, что Адам не обладал врождённой мудростью и терять, после грехопадения, ему было нечего? – разочарованно вздохнул я.
- Я думаю, Адам был просто неопытным, наивным, незрелого ума юнцом, - ответила Диотима, - а знаний и мудрости набирался уже с возрастом. Ведь, сказал же Господь, что помышление сердца человеческого - зло от юности его.
- Да уж… Мне многое непонятно в этой истории о грехопадении, - смущённо признался я.
- Я думаю, - отстранённо глядя за горизонт, промолвила Диотима, - что это история вовсе не о грехопадении человека, а о его предназначении.
- Что ты имеешь в виду?
- Давай, поговорим об этом завтра, - зябко кутаясь в диплакс, сказала Диотима. – Солнце уже зашло и с моря веет прохладой. Я замёрзла. Идём в дом, я хочу выпить немного  подогретого вина с пряностями, чтобы согреться».


Рецензии
Здравствуйте, Лео.

С интересом прочитал. По-моему, получилось оригинально и увлекательно.

Вы совершенно верно написали: «но сказал: станете как боги, знать добро и зло, а не: станете богами. Здесь ключевое слово: как. И в этих его словах не было обмана» .
Вся история о грехопадении написана символическим языком. На мой взгляд, ее правильное понимание зависит от верной трактовки символа «Древо добра и зла». Я согласен с теми, кто считает, что символ «Древо добра и зла» обозначал и представлял в реальности: «право Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло». Дело не в нарушении запрета, а в нарушении творением права Создателя. Любой другой Бог их бы просто уничтожил. Но с Адамом и Евой поступили очень милосердно. Почему? Возможно из-за другого творческого замысла Создателя.
Если захотели сами определять, что для вас добро и зло, тогда живите на Земле, а не в Эдеме. Посмотрим, что у вас получится. Возможны и иные трактовки символа «Древо добра и зла».

«Я думаю, - отстранённо глядя за горизонт, промолвила Диотима, - что это история вовсе не о грехопадении человека, а о его предназначении».

Может быть и так. Предназначение Адама, Евы и их потомков – это работа на земле. Они критически зависят от Земли, поэтому об освоении дальнего космоса в обозримом будущем им придется забыть.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.10.2024 19:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

На вопрос: Что такое "Древо познания добра и зла"? до сих пор никто исчерпывающего ответа не дал. Если исходить из контекста истории Эдемского сада, то это должно быть реальное дерево с "волшебными" плодами, способными радикально изменять человеческое сознание и человеческую природу, поскольку отведав их человек обретает неведомое прежде знание добра и зла, доступное только богам, а тело его становится смертным. Но почему знание добра и зла столь смертоносно для человека понять непросто.
Обычно грехопадением называют то, что человек ослушался Бога и за это был наказан. Но если мы внимательно прочтём текст, то увидим, что это довольно сомнительное толкование данной истории. Во-первых, Бог предупредил Адама, что если он вкусит плодов Древа познания, то смертью умрёт. Иными словами, предупредил: съешь и смертельно отравишься. Бог не сказал: если съешь плод познания, Я тебя за это накажу смертью. Нет, Он просто предупреждает Адама о последствиях вкушения плодов смертоносного Древа. Более того, в конце концов Бог никак не наказывает Адама, а лишь констатирует факт, что из-за его проступка проклята (кем?) теперь земля и поэтому он будет вести на ней трудную, скорбную жизнь, и скудно питаться. Еве Бог умножает скорбь во время беременности и болезненность родов, а также усиливает её либидо, что вполне можно считать наказанием. Самое же тяжкое наказание понёс змий - Бог лишил его конечностей и определил питаться прахом. Однако, Бог никого из преступников не предал ни смерти, ни проклятию.
Большинство экзегетов считает, что Адам до грехопадения был богочеловеком, но не устоял в этом высоком чине, будучи соблазнённым, через Еву, змием-сатаной. И не устояв, он стал человеком смертным, в котором телесное доминирует над духовным, а значит, имея божественное (духовное) знание о добре и зле, он не может правильно распоряжаться им, поскольку дух его находится в подчинении у смертного тела. Чтобы исправить этот противоестественный вывих и восстановить человечество в богочеловеческом чине, Иисус Христос прошёл Крестный путь на Земле.

Человек призван не только возделывать землю, но и хранить то, что Бог создал для него на Земле. Но, как видим, со времён грехопадения, человечество плохо с этим справляется.

Благодарю за интересный отзыв.

С наилучшими пожеланиями!

Лео Корсо   10.10.2024 22:13   Заявить о нарушении
"На вопрос: Что такое "Древо познания добра и зла"? до сих пор никто исчерпывающего ответа не дал".

Я согласен. Доводилось читать рассуждения разных богословов на тему: какое из земных деревьев наиболее соответствует "Древу познания добра и зла". Все они были убеждены, что речь идет о реальном дереве. Возможно, если бы я был верующим человеком, думал бы так же. Но у меня иное мировоззрение, поэтому полагаю, что речь идет не о реальном дереве, а о названии символа. А вот что он обозначает? - это дискуссионная тема.

"Однако, Бог никого из преступников не предал ни смерти, ни проклятию".

На мой взгляд, это самое интересное в этой истории.

"Большинство экзегетов считает, что Адам до грехопадения был богочеловеком, но не устоял в этом высоком чине, будучи соблазнённым, через Еву, змием-сатаной. И не устояв, он стал человеком смертным, в котором телесное доминирует над духовным, а значит, имея божественное (духовное) знание о добре и зле, он не может правильно распоряжаться им, поскольку дух его находится в подчинении у смертного тела".

Возможно так и есть. С уважением отношусь к методам понимания священных текстов, которые используют теологи разных конфессий. Я ими не владею. На мой дилетантский взгляд, если считать Бога - Духом, то Адам как-то не совсем подходит на роль богочеловека, созданного Богом "по своему образу и подобию". В богочеловеке должно быть очень много от Духа.

"Человек призван не только возделывать землю, но и хранить то, что Бог создал для него на Земле".
Важное и верное уточнение.

Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.10.2024 02:06   Заявить о нарушении
Многие экзегеты, в том числе и верующие, также как и Вы предпочитают символическое толкование этого библейского сюжета, поскольку среди теистов не меньше рационалистов, чем в рядах атеистов. А всякие "глубокомысленные" рассуждения о том, что это было за дерево из каталога Линнея: яблоня, инжир, гранат и т. п., не более, чем глуповатое чудачество.

Богочеловек, это существо в котором его духовное начало (божественное) абсолютно господствует над плотским телом. И, полагаю, дело здесь не в количестве духа ("много духа"), а в его качестве - силе духа. Здесь должно заметить, что - сила духа это отнюдь не сила воли, а его тождество (максимальное подобие) с Первоисточником - Богом-Любовью. С образом Божиим у нас всё в порядке, а вот с подобием - без слёз не взглянешь. Потому и не богочеловеки, а просто человеки и где-то даже скоточеловеки.

Успехов в творчестве!

Лео Корсо   11.10.2024 12:10   Заявить о нарушении
«Многие экзегеты, в том числе и верующие, также как и Вы предпочитают символическое толкование этого библейского сюжета, поскольку среди теистов не меньше рационалистов, чем в рядах атеистов».

Замечательно. В юности мне очень нравился цикл рассказов Честертона об отце Брауне. Я даже запомнил одно высказывание главного героя из рассказа «Небесная стрела»: «Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное».

«С образом Божиим у нас всё в порядке, а вот с подобием - без слёз не взглянешь. Потому и не богочеловеки, а просто человеки и где-то даже скоточеловеки».

Мне симпатичен наш биологический вид со всеми его свойствами, в том числе и не очень благостными. Если «с образом Божиим у нас всё в порядке», я только этому рад! И с удовольствием соглашусь в этом с теистами. Что же касается подобия … . Мы все живем в прекрасном, но сложном, противоречивом и опасном мире, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Всего самого хорошего!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.10.2024 14:05   Заявить о нарушении
Приведённая Вами цитата из Честертона стоит эпиграфом к 7 главе ("О квазиастрологии") моего первого астрологического ликбеза. У этого автора есть замечательная книга "Вечный человек", сомневаюсь, что не читали, но если нет - рекомендую.

Всего доброго!

Лео Корсо   12.10.2024 00:29   Заявить о нарушении