Рецензия на «Нищий духом о мудрости Адама» (Лео Корсо)

Здравствуйте, Лео.

С интересом прочитал. По-моему, получилось оригинально и увлекательно.

Вы совершенно верно написали: «но сказал: станете как боги, знать добро и зло, а не: станете богами. Здесь ключевое слово: как. И в этих его словах не было обмана» .
Вся история о грехопадении написана символическим языком. На мой взгляд, ее правильное понимание зависит от верной трактовки символа «Древо добра и зла». Я согласен с теми, кто считает, что символ «Древо добра и зла» обозначал и представлял в реальности: «право Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло». Дело не в нарушении запрета, а в нарушении творением права Создателя. Любой другой Бог их бы просто уничтожил. Но с Адамом и Евой поступили очень милосердно. Почему? Возможно из-за другого творческого замысла Создателя.
Если захотели сами определять, что для вас добро и зло, тогда живите на Земле, а не в Эдеме. Посмотрим, что у вас получится. Возможны и иные трактовки символа «Древо добра и зла».

«Я думаю, - отстранённо глядя за горизонт, промолвила Диотима, - что это история вовсе не о грехопадении человека, а о его предназначении».

Может быть и так. Предназначение Адама, Евы и их потомков – это работа на земле. Они критически зависят от Земли, поэтому об освоении дальнего космоса в обозримом будущем им придется забыть.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.10.2024 19:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

На вопрос: Что такое "Древо познания добра и зла"? до сих пор никто исчерпывающего ответа не дал. Если исходить из контекста истории Эдемского сада, то это должно быть реальное дерево с "волшебными" плодами, способными радикально изменять человеческое сознание и человеческую природу, поскольку отведав их человек обретает неведомое прежде знание добра и зла, доступное только богам, а тело его становится смертным. Но почему знание добра и зла столь смертоносно для человека понять непросто.
Обычно грехопадением называют то, что человек ослушался Бога и за это был наказан. Но если мы внимательно прочтём текст, то увидим, что это довольно сомнительное толкование данной истории. Во-первых, Бог предупредил Адама, что если он вкусит плодов Древа познания, то смертью умрёт. Иными словами, предупредил: съешь и смертельно отравишься. Бог не сказал: если съешь плод познания, Я тебя за это накажу смертью. Нет, Он просто предупреждает Адама о последствиях вкушения плодов смертоносного Древа. Более того, в конце концов Бог никак не наказывает Адама, а лишь констатирует факт, что из-за его проступка проклята (кем?) теперь земля и поэтому он будет вести на ней трудную, скорбную жизнь, и скудно питаться. Еве Бог умножает скорбь во время беременности и болезненность родов, а также усиливает её либидо, что вполне можно считать наказанием. Самое же тяжкое наказание понёс змий - Бог лишил его конечностей и определил питаться прахом. Однако, Бог никого из преступников не предал ни смерти, ни проклятию.
Большинство экзегетов считает, что Адам до грехопадения был богочеловеком, но не устоял в этом высоком чине, будучи соблазнённым, через Еву, змием-сатаной. И не устояв, он стал человеком смертным, в котором телесное доминирует над духовным, а значит, имея божественное (духовное) знание о добре и зле, он не может правильно распоряжаться им, поскольку дух его находится в подчинении у смертного тела. Чтобы исправить этот противоестественный вывих и восстановить человечество в богочеловеческом чине, Иисус Христос прошёл Крестный путь на Земле.

Человек призван не только возделывать землю, но и хранить то, что Бог создал для него на Земле. Но, как видим, со времён грехопадения, человечество плохо с этим справляется.

Благодарю за интересный отзыв.

С наилучшими пожеланиями!

Лео Корсо   10.10.2024 22:13   Заявить о нарушении
"На вопрос: Что такое "Древо познания добра и зла"? до сих пор никто исчерпывающего ответа не дал".

Я согласен. Доводилось читать рассуждения разных богословов на тему: какое из земных деревьев наиболее соответствует "Древу познания добра и зла". Все они были убеждены, что речь идет о реальном дереве. Возможно, если бы я был верующим человеком, думал бы так же. Но у меня иное мировоззрение, поэтому полагаю, что речь идет не о реальном дереве, а о названии символа. А вот что он обозначает? - это дискуссионная тема.

"Однако, Бог никого из преступников не предал ни смерти, ни проклятию".

На мой взгляд, это самое интересное в этой истории.

"Большинство экзегетов считает, что Адам до грехопадения был богочеловеком, но не устоял в этом высоком чине, будучи соблазнённым, через Еву, змием-сатаной. И не устояв, он стал человеком смертным, в котором телесное доминирует над духовным, а значит, имея божественное (духовное) знание о добре и зле, он не может правильно распоряжаться им, поскольку дух его находится в подчинении у смертного тела".

Возможно так и есть. С уважением отношусь к методам понимания священных текстов, которые используют теологи разных конфессий. Я ими не владею. На мой дилетантский взгляд, если считать Бога - Духом, то Адам как-то не совсем подходит на роль богочеловека, созданного Богом "по своему образу и подобию". В богочеловеке должно быть очень много от Духа.

"Человек призван не только возделывать землю, но и хранить то, что Бог создал для него на Земле".
Важное и верное уточнение.

Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.10.2024 02:06   Заявить о нарушении
Многие экзегеты, в том числе и верующие, также как и Вы предпочитают символическое толкование этого библейского сюжета, поскольку среди теистов не меньше рационалистов, чем в рядах атеистов. А всякие "глубокомысленные" рассуждения о том, что это было за дерево из каталога Линнея: яблоня, инжир, гранат и т. п., не более, чем глуповатое чудачество.

Богочеловек, это существо в котором его духовное начало (божественное) абсолютно господствует над плотским телом. И, полагаю, дело здесь не в количестве духа ("много духа"), а в его качестве - силе духа. Здесь должно заметить, что - сила духа это отнюдь не сила воли, а его тождество (максимальное подобие) с Первоисточником - Богом-Любовью. С образом Божиим у нас всё в порядке, а вот с подобием - без слёз не взглянешь. Потому и не богочеловеки, а просто человеки и где-то даже скоточеловеки.

Успехов в творчестве!

Лео Корсо   11.10.2024 12:10   Заявить о нарушении
«Многие экзегеты, в том числе и верующие, также как и Вы предпочитают символическое толкование этого библейского сюжета, поскольку среди теистов не меньше рационалистов, чем в рядах атеистов».

Замечательно. В юности мне очень нравился цикл рассказов Честертона об отце Брауне. Я даже запомнил одно высказывание главного героя из рассказа «Небесная стрела»: «Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное».

«С образом Божиим у нас всё в порядке, а вот с подобием - без слёз не взглянешь. Потому и не богочеловеки, а просто человеки и где-то даже скоточеловеки».

Мне симпатичен наш биологический вид со всеми его свойствами, в том числе и не очень благостными. Если «с образом Божиим у нас всё в порядке», я только этому рад! И с удовольствием соглашусь в этом с теистами. Что же касается подобия … . Мы все живем в прекрасном, но сложном, противоречивом и опасном мире, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Всего самого хорошего!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.10.2024 14:05   Заявить о нарушении
Приведённая Вами цитата из Честертона стоит эпиграфом к 7 главе ("О квазиастрологии") моего первого астрологического ликбеза. У этого автора есть замечательная книга "Вечный человек", сомневаюсь, что не читали, но если нет - рекомендую.

Всего доброго!

Лео Корсо   12.10.2024 00:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лео Корсо
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Галяткин Юлия Фадеева
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.10.2024