Судьба села Алешинка
Сегодня немногие в России знают о маленьком селе Алешинка, затерявшемся в глубинке русской земли Навлинского района Брянской области. Из этих мест вышел яркий самобытный человек, который побуждает нас своими действиями служению малой родине, к выполнению долга перед ней.
Он родился в пятидесятые годы прошлого столетия в семье простых сельских тружеников Ивана Афиногеновича и Елены Петровны Сороченковых пятым ребёнком. Назвали его Алексеем. Своих четверых сыновей и дочь родители не баловали. С детства они познали тяжёлый крестьянский труд: помогали родителям на сенокосе, собирали ягоды и грибы, выполняли работу по хозяйству.
Младший Алексей любил гонять лошадей в ночное. Природа родного края помогала ему набираться сил.
Он чувствовал её: слышал шелест луговых трав, шёпот ветра, щебет птиц. И тянуло посмотреть выше, на бесконечное звёздное небо, туда, откуда исходил мерцающий свет. Эти воспоминания навсегда останутся в его душе и перерастут в большую всеобъемлющую любовь к природе своей малой родины, к которой будет его тянуть как к живительному роднику.
Детство и юность в сердце Алексея оставят самые светлые воспоминания: милый сердцу родительский дом, красный угол с образом Матери Божией, церковные празднества, где всё происходило по-доброму, по-деревенски. На святках дети христославили и колядовали, на Пасху ели ароматные куличи и дарили друг другу крашеные яйца, на Троицу украшали свои дома зазеленевшими ветками.
Особенно в родном селе широко отмечали День Сретения, пристольный праздник в честь иконы Владимирской Божией Матери. В домах накрывали столы, приглашали гостей. В селе звучали песни.
Односельчане сохраняли в душе веру православную. В памяти старшего поколения оставался сельский храм, закрытый в 1936 году в связи с отсутствием священника (по-видимому, репрессированного).
Вспоминая рассказы односельчан, Алексей скажет: «В советские годы – активная борьба с религией, исключение из партии верующих. Казалось, нет Бога в советской стране. А в душе он был».
Отмечали церковные праздники и хранили иконы жители села, потому что в православной этике, трудолюбии и нестяжательстве, соборности и патриотизме открывались им истинные духовные ценности.
Уходил Алексей во взрослую жизнь по окончании школы, получив от учителей прочные знания, а от односельчан как божественную энергию жизни уроки добра, сыновью любовь и преданность малой родине. Не показную, а настоящую.
Своё будущее он решает связать с землёй, которая кормила его, помогала набираться сил.
В городе Курске поступает Алексей в сельскохозяйственный институт на факультет «Агрономия». Заканчивает его с отличием. В институте уделяет большое внимание спорту, в соревнованиях занимает призовые места. Серьёзно, целеустремлённо готовит себя физически к трудной профессии.
По окончании учёбы в институте, его распределяют в совхоз «Менжинец» Мытищинского района Московской области.
Молодой агроном, с детства приученный к труду, с хорошей физической подготовкой и блестящими знаниями, без устали много трудится и с полной отдачей.
Далеко в непростые для России девяностые годы Алексея Ивановича избирают директором хозяйства, а после смены собственности – генеральным директором. Под его руководством совхоз «Менжинец» в числе передовых, генеральный директор удостаивается звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации».
За благотворительность – помощь детским домам, школам, больницам – его имя занесено в «Золотую книгу меценатов России». Впечатляют и другие награды.
Работая в Подмосковье, он не забывает свою малую родину, много помогает школе, привозит необходимое для учебного процесса. Навещает родных, интересуется жизнью села. Алексей организует ежегодные встречи выпускников и учителей, находит их везде. При необходимости оплачивает проезд. Каждая встреча – яркий, запоминающийся праздник душевного общения.
Посетив в 2010 году малую родину, Алексей Иванович с болью видит, что жизнь в родном селе угасает. Его встречает запустение и безбожие. Нет таких широких праздников, работы для селян нет, интересного культурного досуга тоже. Едва закончив школу, молодёжь уезжает в город учиться или в поисках работы. А те, которые оставались, уже не верили в лучшее. Село вымирало от алкоголизма и наркомании. Это был путь в никуда.
С тяжестью в сердце уезжал он из Алешинки, где прошли его счастливые годы. Все мысли Алексея Ивановича о том, как помочь родному селу возродиться, а землякам обрести потерянный смысл жизни, и с ним найти внутренний стержень, который поможет справиться с любыми испытаниями.
Чуткому к поэзии Алексею Сороченкову подскажут этот путь строки выдающегося поэта-земляка Николая Мельникова, автора стихотворения «Поставьте памятник деревне» и поэмы «Русский крест».
Причину гибели духовной культуры в родном селе, да и во многих российских сёлах, он увидит вслед за поэтом в том, что разрушен нравственный уклад русского народа, который создавался веками. В нём воплотился опыт и мудрость сотен поколений. Алексей Иванович делает вывод: если бы нашим мировоззрением была русская православная идея, такой беды не случилось бы.
Через великие испытания проходим мы к прозрению о смысле наших утрат, к осознанию православной идеи, спасительной не только для русского народа, но и для всего мира.
Алексей Иванович решает: пусть мудрость и опыт предшествующих поколений, их патриотизм войдут в сердца молодых и направят на верный путь нравственного спасения.
Духовный подвиг возведения нового храма на месте разрушенного и берёт на себя Алексей Сороченков. Новость о строительстве храма облетела село. Но немногие поверили в этот грандиозный план. Вскоре все убедились в серьёзности намерений земляка. Этот план он озвучил перед односельчанами без пафосных слов, просто и доходчиво: «Больно видеть, как село деградирует. Душа человека, в которой нет веры, быстро заполняется пороками. Цель строительства храма – возрождение духовности, которая на протяжении веков была у русского народа, спасала его в трудные минуты жизни, воспитывала нравственные качества. Мои родители были верующими людьми, с детства прививали нам любовь к Богу. Теперь и я воспитываю своих детей, а они моих внуков в вере православной.
Тяжело осознавать, что многих моих сверстников уже давно нет в живых. Когда прихожу на кладбище и вижу могилу одноклассника и его сыновей, становится больно. Что привело их к такому раннему уходу? Алкоголь, бездуховность, растерянность в жизни. Я принял решение: возвести в селе духовный форпост, который силой Божией и молитвой поможет людям найти себя, свой путь».
Строители, архитекторы, ландшафтные дизайнеры – все потрудились во славу Божию, создав в центре села, в живописном месте, на берегу озёра, необычайный по красоте уголок в лучших традициях православия. Помимо храма в него вошли: приходской дом, купель во имя Николая Чудотворца, смотровая площадка (островок), пешеходные дорожки, газоны, клумбы. Место под строительство храма в честь иконы Владимирской Божией Матери выбрано историческое. Прежде стоял он здесь несколько столетий, вначале деревянный, потом каменный. Храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны фашистами.
Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения нового храма в день Пасхи, в 2015 году.
Настоятелем храма служит молодой священник Сергий Цыбин, поистине имеющий дар бескорыстного служения людям. Этот дар Алексей Иванович сумел разглядеть в юном выпускнике духовной семинарии для сельского прихода.
Первоочередной задачей для священника стало устроение приходской жизни. В храме начали совершаться регулярные богослужения, панихиды, молебны.
Приход сложился из жителей Алешинки, окрестных сёл и деревень. Часто приезжают паломники из других городов. Все восхищаются благолепием этого святого места. Доброй традицией стало чаепитие после богослужения.
В храме сложилась настоящая крепкая православная община, которая активно участвует в жизни прихода. Одной из главных задач церкви является воспитание духовно-нравственных качеств в человеке. При храме создана воскресная школа для детей. Занятия проводит матушка Наталья Сергеевна, учительница русского языка и литературы гимназии № 1 Навлинского района. Много учащихся разного возраста собираются в воскресные дни в стенах приходского дома. На занятиях они познают Закон Божий, изучают устройство храма, учат духовные песни, занимаются рукоделием, а на переменах участвуют в интересных играх.
Каждую пятницу после рабочего дня собираются взрослые слушатели для просветительских бесед, которые проводит отец Сергий.
Жителям села Алешинка 2016 год запомнился тем, что Алексей Иванович реконструировал памятник, погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. Он понимает, подвиг героев должен сохраняться в сердцах и душах молодых, а памятник – это свидетель истории села, символ её славных страниц. Алексей Иванович нашёл имена всех погибших земляков. И количество мемориальных досок увеличилось втрое.
Территория вокруг памятника благоустроена, установлена металлическая ограда. В дни памятных дат, после панихиды в храме, крестным ходом идут к памятнику жители села с цветами и свечами. Алексей Иванович понимает, что мы своей жизнью обязаны многим поколениям предков, память о которых должны хранить. Он обустроил кладбище, поставил часовню–памятник в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы. Расписали часовню талантливые художники из Сергиева Посада.
Выполнив первоочередную задачу – построить храм в селе – Алексей Иванович всё свое внимание уделяет любимой школе.
От прежней остаётся только фундамент и кирпичная кладка стен, система отопления, полы, потолки, окна, двери – всё было заменено. Крыша в первую очередь. В школе появились тёплые туалеты, на входной двери – тепловая завеса.
После ремонта в школу привезли новую мебель в классные комнаты и кабинеты. Всё необходимое для столовой, в спортзалы наборы инвентаря и оборудования.
По окончании ремонта все увидели, что не всякое городское образовательное учреждение может сравниться с этой сельской школой.
В связи с малой комплектностью школу хотели закрыть. Когда учился Алексей Сороченков было 300 учеников. На начало ремонта – 40. По причине малого количества детей школа стала «девятилеткой». Но благотворительность Алексея Ивановича даёт хорошие плоды. Настрой учителей оптимистичен в плане демографической ситуации.
Сегодня преобразившееся село нельзя назвать умирающим и бесперспективным.
С возродившимся храмом появились изменения к лучшему. Это не только внешний вид села, превращённый в оазис красоты, но прежде всего это изменения в умах и душах земляков, в их отношении к жизни собственной. Со слов селян на улицах не встретишь подвыпившую молодёжь и тех, кто ещё вчера, «приняв на грудь», не стеснялся показать себя во всей красе.
Зато на церковных службах храм переполнен молящимися. Родители охотно отдают детей в воскресную школу. В храм идут семьями, приезжают паломники.
С каждым годом Алешинка становится всё привлекательнее для горожан. Сюда переехали не только семьи из западных районов, пострадавшие от Чернобыльской трагедии, но и переселились на постоянное место жительства семьи из Москвы, Брянска. Люди довольны своим решением оставить шумные, суетные, загазованные города. В Алешинке они покупают старые дома, ремонтируют их или строят новые. Непроходимые для врага в годы Великой Отечественной войны навлинские леса щедро делятся экологически чистым строительным материалом. Молодёжь уже не уезжает из села, создаются молодые семьи. Растёт число новорожденных. Количество малышей увеличивается. И это радует. В планах Алексея Ивановича – перестроить прежний детский садик, сделать его больше и краше. В парке для малышей построена детская площадка, необыкновенной красоты беседка. В селе все социальные объекты для проживания. Построены спортивные сооружения. Есть футбольное поле, баскетбольная площадка, тренажёры.
Село не отрезано от мира бездорожьем. Алексей Иванович решил и эту большую проблему, построив дорогу с твёрдым покрытием протяжённостью почти в три километра.
Недавно через озеро Алексей Иванович построил мост из кованых металлоконструкций с проходом для лодок в другую часть села. Арки моста подсвечены. Десятиметровый фонтан радует разными световыми эффектами и формами.
Многое сделано Алексеем Ивановичем для своих земляков. У некоторых людей руки для того, чтобы брать, а у него – отдавать. Он обладает одним из великих свойств русского характера: ему нужен достаток, и совсем не обязательно богатство. А русскому человеку, кроме достатка, нужно что-то ещё и для души. Именно православие воспитывает идеалы, которые нравственны, духовны и аскетичны. Православие воспитывает высокую цель жизни – служение людям. В этом и есть феномен Алексея Сороченкова…
Размышления о Боге, о духовности, вере православной должны стать частью жизни русского человека. В этом нет мистики и невежества.
Православная вера не закрывает пути для научных исследований, наооборот, вдохновляет науку быть более осмысленной, направляет на службу лучшему на Земле. Плохо, если плодами её воспользуется человек далёкий от Бога, от веры православной. Другие источники могут дать нам только сумму знаний, но не сформировать духовный мир человека.
Алексей Сороченков открывает этим летом в день пристольного праздника села в честь иконы Владимирской Божией Матери духовно-просветительский центр «Лето Господне». Центр создан для всей семьи. Он будет воспитывать детей и лечить души взрослых.
Белоснежное здание с синей кровлей входит в храмовый комплекс. В нём разместились учебные классы и ремесленные мастерские по изготовлению изделий из глины и стекла. Приобретено российское оборудование для обжига этих изделий и для выпечки просфор и хлеба. Просторная кухня предназначена для занятий кулинарией. В духовно-просветительском центре будут проводиться мастер-классы для учащихся воскресных школ из разных сёл и городов. В уютной просторной гостиной предусмотрены занятия музыкой, встречи с интересными людьми, концерты, творческие выставки, духовные беседы.
На здании центра мозаичная икона Спасителя напоминает о том, что оно православной направленности. Строительство духовно-просветительского центра поддержала вся семья. У Алексея Ивановича трое детей. Дочь Маша учится в школе. Сыновья Виталий и Андрей – отцовские единомышленники, главные помощники во всём, что касается возрождения Алешинки. Они считают село своей малой родиной. Здесь их начало. Они такие, как отец: глубоко верующие, скромные, отзывчивые, добрые.
Любуясь открывающимся от центра необыкновенно красивым пейзажем, супруга Алексея Ивановича скажет: «Впечатление потрясающее! Куда приходит Алексей – туда приходит любовь. Он создаёт вокруг себя пространство любви. У людей под его влиянием меняется мировоззрение. Появляется надежда, что не всё так плохо, потому что есть доброе и прекрасное в мире. И это прекрасное создаёшь ты. Я горжусь тобой».
Село воскресло и стало уникальным духовным и культурным центром не только Навлинского района, но и всей Брянской области. Благодаря таким людям, как Алексей Сороченков, всегда стояла и будет стоять Святая Русь. Ведь возрождение села – это возрождение России.
Свидетельство о публикации №224100801609
Николай Котомин 16.11.2024 10:53 Заявить о нарушении