Мыльный пузырь Глава 45

Начало здесь http://proza.ru/2024/08/31/817

- Я уже упоминал тебе о том, что король Ричард Великий писал всякого рода пьесы. Но помимо романтических поэм, которые скорее всего следует относить к ранним годам его правления, утопичных по своей сути, он создавал и философские сюжеты. И писал последние, предположительно, уже в зрелые свои годы, когда осмысливал пройденный жизненный путь и переоценивал свои ценности, - продолжил свой исторический экскурс для друга Антос-Эммануэль. - В этих пьесах тоже присутствовал некий герой-мститель из народа. И это говорит, несомненно, что подобный сюжет был близок автору по известным уже нам причинам.
В таких произведениях, бросив вызов обществу, некий далёкий ранее от власти человек, оказывался по воле рока в шкуре правителя, надеясь тем самым установить поруганную справедливость во вверенном его заботам государстве. Однако конец у этих пьес оказывался совсем не таким счастливым, что у более ранних романтических поэм. Да и писались они не в стихах, а в прозе по большей части. И вот одна из таких пьес Ричарда Грандескки под названием «Творец и сатирик» повествовала именно об этом. Сюжет поучительной комедии был таков.

В одном из восточных государств некий щелкопёр, очень критически настроенный по отношению к властям, в своей земной жизни только и делал, что писал всевозможные сказки, пьесы и различные сатирические поэмы, где правители и разнообразные их окружающие высокопоставленные приближённые, льстецы по своей сущности, неизменно описывались, как глупые развратные бездельники, погрязшие в грехах и обжорстве. Они только тем и занимались, что бездельничали, проводя жизнь в праздности. А если не бездельничали, то боролись за власть, строили заговоры, плели интриги и придумывали друг против друга козни.
И всё делали указанные комичные герои, по мнению автора, исключительно ради того, чтобы потешить собственное тщеславие, удовлетворить тягу к самовозвышению и утолить неуёмную жажду богатства, страдая этими качествами до безмерности. И надо сказать, получались у писателя его творения, с человеческой точки зрения, весьма удачно. Простые люди, читая их, забавлялись и веселились, высокопоставленные вельможи злились, а монархи и вовсе приходили в бешенство, узнавая в этих побасёнках самих себя.
Вдохновлённый своим успехом у толпы, а также негодованием злопыхателей, щелкопёр всё творил и творил и наплодил под конец своей жизни столько сатирических пьес и стишков, что буквально потонул в исписанной до дыр бумаге. Записанных чернилами до основания им листов становилось настолько много, что библиотека, собранная из сочинений сатирика, заняла целую огромную комнату. Иногда писака даже сам забывал, что именно он написал, потому описывал все свои сцены и рифмы заново. А на дальних полках его библиотеки произведения покрывались пылью настолько, что, бродя однажды по хранилищу своих рукописей, бедняга даже заболел и умер. И заметь, совсем не от рук мстителей и тиранов, которых всю свою жизнь высмеивал, а от собственной невоздержанности и неуёмного желания марать бумагу чернилами до безобразия.
 
И вот сатирик предстал перед Создателем, оказавшись у врат Царства Небесного. И заглянув в щёлочку забора, он увидел, что некоторые из тех высокопоставленных особ и даже «гнусных» правителей и принцев, которых он неустанно критиковал при жизни и которые уже умерли, нежатся теперь себе преспокойно на райских подушках, согреваемые любовью своего Творца.

«Как же так?! – воскликнул в гневе писака, - Как эти нечестивцы оказались в раю, с учётом тех великих грехов, которые они сотворили?!»

«Ты так уверен, что они – нечестивцы?» - вопросил у него Создатель, который внешне напоминал собой восточного мудреца и принимал новопреставленных под удобным навесом, что расположен был у райских врат.

«Но как может быть иначе?! – снова воскликнул щелкопёр, совершенно искренне убеждённый в собственной правоте, - В то время, как простые люди трудились в поте лица в земной своей жизни с утра до позднего вечера, при этом терпя голод и лишения, эти бездельники нежились во дворцах и присваивали себе всё добытое в непосильных трудах и все народные достижения. И разве кто-то из простых людей может сравниться с этими знатными греховодниками в сотворённых злодеяниях, а также в количестве пороков?... Впрочем, то что они прощены, свидетельствует больше, как мне думается, о твоей бесконечной милости, Создатель. Ты слишком добр, и именно по причине твоей доброты ты прощаешь множество человеческих прегрешений, которые и прощать-то, в общем-то, не следовало! И вот печальный итог – в рай попадают вместо действительно благочестивых людей, все кто попало».

«Ты и в самом деле так думаешь, писатель? – вопросил Творец, - Тогда ты, наверное, удивишься, когда узнаешь, что я пока ещё не решил: куда точно тебя отправить – в рай или в ад?»

«То есть как, о Благочестивейший? – впал в ещё большее удивление сатирик, - Я, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы искоренять пороки и критиковать всех недостойных, по-твоему, меньше заслужил Царство Небесное, чем кто-то из высокопоставленных греховодников, что при своей земной-то жизни только и делали, что наслаждались, а теперь ещё и продолжают делать то же самое и после смерти? Так, где же справедливость?» 

«Но прости меня, сатирик, - возразил ему Творец, - это только, читая твои произведения, можно прийти к выводу, что все правители, принцы и вельможи – греховодники. Но есть и другие писатели. И они описывают деяния царственных особ и их приближённых совсем по-другому. Эти летописцы и поэты поют дифирамбы власть предержащим, всячески прославляют правителей и представляют их в своих произведениях настолько идеальными, что, кажется, это и не люди вовсе, а какие-то ангелы. И в таком случае, куда же ещё таких благочестивых персон мне отправлять, как не в райские кущи, где они и праведников-то смогут поучать, как жить без греха?»

«Ах вот оно в чём дело! – восклкнул в этом месте сатирик, - Всё это говорит о твоей бесконечной наивности, Милосерднейший. Ты просто начитался произведений льстецов, которые творят лишь только из желания добиться от сильных мира сего поощрений, высоких знаний и богатств, и решил, что в писульках этих отражена истинная правда. Но я уверяю тебя, что это совершеннейшее враньё. Лишь я один, и разве что такие, как я, говорили людям чистую правду, потому что не добивались титулов и богатств. Потому и врать-то нам совершенно не было никакой причины».

«Значит, ты считаешь, что писал одну лишь правду?»

«А как же может быть иначе, Несравненнейший?!»

«А скажи вот мне такую вещь. Ты брался поучать правителей. Значит, был уверен, что сам на их месте оказался бы лучше и правил бы государством гораздо мудрее?»

«Да уж конечно, Мудрейший ты наш. Да любой простолюдин гораздо чище и честнее любого из правителей, потому что власти и богатства в земном плотском мире можно добиться исключительно только грабежом, насилием, обманом и всякими прочими мерзостями. Так уж устроен этот мир, в чём явно виден твой недосмотр, о Создатель. Ты уж прости меня за критику, только я привык говорить всем без исключения в глаза лишь то, что думаю, не взирая на их общественный статус, заслуги и положение».

«Ну что ж, - ответил Творец критикану, - я выслушал твоё мнение, сатирик, и оно мне понятно. Потому я думаю, что справедливо будет дать тебе вторую жизнь. И проживёшь ты её в теле главы одного из земных государств. И если ты справишься со своими обязанностями правителя, без греха и злоупотреблений будешь править и сможешь сделать своих подданных счастливыми, значит при своей первой земной жизни в шкуре сатирика говорил людям одну только чистую правду. И вполне справедливо будет отправить тебя в рай. А дела всех, кого ты критиковал, мы пересмотрим, и тоже поступим с ними по справедливости. Но если ты не справишься со своими обязанностями, хуже того – много нагрешишь на своём высоком месте, значит всю свою первую земную жизнь говорил людям исключительно только глупости и морочил им голову. И тогда уж ничего не остаётся, как только отправить тебя в ад, где самое и место таким трепачам-щелкопёрам, которые сами не знают о чём пишут и что говорят».   
 
«О, Благодетель! – радостно воскликнул в этом месте бывший сатирик, - Невозможно и представить решения мудрей! И будь уж уверен, что я докажу тебе, что все те, которых ты, по излишней доверчивости своей, наделил со времён создания этой вселенной властью, совершенно были недостойны такой великой чести и твоего доверия. Но именно я стану таким образцовым правителем, которого не видел пока подлунный мир, и буду примером для всех последующих монархов, чтобы ты мог показывать другим на кого ровняться». 
 
«Да будет так!» - сказал Создатель и хлопнул в ладоши.

И после этих слов душа бывшего сатирика полетела кубарем вниз и вселилась в тело младенца – новорожденного сына правителя одного из великих государств…   

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/10/10/1680


Рецензии
В общем и целом решение Творца справедливо. Очень интересно посмотреть как справится сатирик сам с обязанностями правителя.

Мила Полосухина   20.10.2024 13:54     Заявить о нарушении
Наверное, Творец знал, что делал. Вам спасибо за отзыв:-)))) Всегда вам рада:-))))

Мария Васильева 6   20.10.2024 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.