Маленькая трилогия. Тема свинства

Маленькая трилогия Чехова, три рассказа «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», имеет несколько сквозных тем. Я уже останавливалась на нескольких из них, говоря об отдельных рассказах:

    • Основная тема всех трех рассказов связана с прогрессивной идеологией, которая с одной стороны, делает людей нечувствительным к несчастьям других людей, с другой стороны, лишает их чувства индивидуальной ответственности, совести. Прививает им убеждение в своей избранности и благородстве.
    • Другая тема, противопоставленная первой, это тема восхищения окружающей красотой, удовольствия от здоровья и чистоты.

Примеры нечувствительности прогрессистов к несчастьям других многочисленны: Буркин рад смерти безобидного Беликова, Иван Иванович тоже рад этой смерти, кроме того, он не осуждает своего брата за женитьбу ради денег и старание приблизить смерть жены; Алехин не заботится о страданиях людей, в судебных процессах которых он участвует; о мучениях влюбленной в него Анны Луганович. Все прогрессисты в Маленькой трилогии Чехова не стыдятся своей черствости, наоборот, они все очень высокого мнения о себе, считают себя людьми мыслящими и порядочными.   

Как я показала, анализируя каждый из этих рассказов, простое счастье жизни, доступное большинству людей в каждый момент, и сочувствие конкретным людям  противопоставляются злой схоластике господствующей идеологии, требованию  самоотверженности,  всеобщего счастья как условия для  личного счастья.

Здесь я хочу коснуться еще одной сквозной темы этих рассказов, обсуждение которой я специально оставила для отдельной статьи. Это тема свинства, сравнения со свиньями, которая много раз возникает в Маленькой трилогии. Тут интересно, что намеки на чье-то свинство используют и прогрессивные рассказчики, и сам Чехов, хотя они видят свинство в разных случаях и у разных людей. Эта тема тесно связана с темой стыда.

Прогрессивные рассказчики любят сравнивать тех, кого они назначают врагами,  с животными, расчеловечивать их.  Буркин сравнил несчастную Мавру с неизвестным науке  предком человека, «который жил одиноко в своей берлоге»,  а учителя Белкина – с пауком (со слов Коваленко) и хорьком.

Тема же свиньи и свинства появляется впервые в рассказе «Крыжовник». Иван Иванович видит в своем брате свинью:

-------------------------------------
Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, пополнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло.
---------------------------------

Чем брат ИИ заслужит такое презрение? Тем, что он живет именно так, как хочет.

-----------------------------
… при виде счастливого человека мной овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию…
Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила…
-----------------------------

Счастливые люди  воспринимаются как «подавляющая сила»,  как враждебная армия — это враги прогрессивного Ивана Ивановича. Этой армии он хочет противопоставить армию стукачей с «молоточками» (как он деликатно выразился), чтобы люди не осмеливались жить, как хочется.

 Для ИИ чужое счастье — это свинство. Своего он не замечает, как я писала в анализе рассказа «Крыжовник». Ивану Ивановичу не стыдно, что он ненавидит всех счастливых, выступает как человеконенавистник. Его прогрессивная идеология защищает его от стыда.

Чехов подхватывает тему свинства, начатую в рассказе Ивана Ивановича. Но для Чехова свинство — это как раз отказ от красоты и здоровой  жизни ради догмы. Он показывает это через  нечистоплотность, терпимость к грязи самих прогрессистов:   говорит о вонючей трубке Ивана Ивановича, которая мешала спать Буркину; об Алехине, работающем на дворе  в кальсонах;  показывает черную  грязь, стекающую с того же Алехина, когда он моется.  Для Чехова свинство - это поведение, которого человек должен стыдиться.

Свинство  по Чехову проявляется и в неблагодарности за дары жизни, и в злоупотреблении щедростью людей.  Для того, чтобы провести эту идею, Чехов вводит в рассказ «О любви» маленькую новеллу, где говорится о поваре Алехина.

-------------------------------
Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазками, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны.
--------------------------

Этот портрет также напоминает свинью, как и портрет брата Ивана Ивановича в его рассказе. Вот целая история этого повара:

-------------------------
… красивая Пелагея была влюблена в этого повара. Так как он был пьяница и буйного нрава, то она не хотела за него замуж, но соглашалась жить так. Он же был очень набожен, и религиозные убеждения не позволяли ему жить так; он требовал, чтобы она шла за него, а иначе не хотел, и бранил ее, когда был пьян, и даже бил. Когда он бывал пьян, она пряталась наверху и рыдала, и тогда Алехин и прислуга не уходили из дому, чтобы защитить ее в случае надобности.
----------------------------

Конечно, поведение повара  по отношению к Пелагее — свинство. Но дело не в поваре. Повар является двойником самого Алехина, который отверг влюбленную в него женщину потому, что связь с ней противоречила бы его убеждениям. Параллель между историями повара и Алехина очевидна. Указывая на свинские свойства поведения повара, Чехов дает нам понять, как он относится к Алехину и его «подвигу».

Сам Алехин упоминает свинью, говоря о себе:
--------------------------
Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купили порося. Не было у Лугановича хлопот,
так подружились они со мной. Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной, и они оба сильно беспокоились.
--------------------------

То, что Алехин продолжал дружить с Лугановичами, принимал их заботы, зная, что Анна Луганович влюблена в него, является морально скользкой ситуацией.  Чехов  явно  считал это также свинством, поскольку Алехин не заботился о терзаниях, которые должна Анна Луганович была переживать как жена и мать. Алехина не заботило и то, что Анна Луганович со временем стала  чувствовать себя несчастной, больной, и явно стала хуже относиться к Алехину.

Намеки на свинство, позорное поведение прогрессивных интеллигентов, служат интересным художественным приемом у Чехова, который всегда избегает прямых оценок и поучений. Эти намеки позволяют читателю заметить, как Чехов относится к своим персонажам.


Рецензии