Оригинал и его Эго. Рецензия

       Александр Солин не перестает удивлять – первое, что приходит на ум после прочтения его нового романа «Оригинал и его Эго». Причем, удивление это приятное во всех отношениях. Тут и острота и актуальность суждений, и сложная структура повествования (слоеное, если можно так сказать, действие, одновременно двойственное и параллельное), точный и выразительный язык, но, главное, тема романа, которую можно было бы сформулировать, как отношения автора и его героев и этим не сказать ничего.
       В литературоведении существует понятие «филологический роман». Это роман, внутри которого сочиняется некий текст, и этот текст и всё, так или иначе связанное с ним, и составляет содержание романа. В качестве примера такого романа невзыскательной публике чаще всего преподносят роман В.Набокова «Дар». А.Солин в этом смысле забирается туда, куда до него еще никто не забирался. В начале романа в поле зрения читателя попадают два персонажа. У обоих одинаковые фамилии, имена и отчества, одинаковый возраст, но один из них живет в Питере, другой в Москве. Оба вторично женаты, у каждого за плечами перипетии жизненного пути. Один – профессиональный писатель, для другого писательство – форма досуга. Оба ворчат (иногда зло) по поводу власти вообще и российской в частности, оба любят своих жен, живут полнокровной семейной жизнью и не подозревают о существовании друг друга. И так до тех пор, пока некая Людмила – бывшая жена одного из них и бывшая любовница другого, не сводит их за одним столом и не объявляет им, что несмотря на их кажущуюся независимость, они всего лишь персонажи некоего романа, который пишется автором, названным ею Оригиналом. Из этого следует, что на самом деле они зависимы и думают и поступают так, как велит им автор. И вот тут А.Солин выходит за рамки традиционного филологического романа, и в этом смелое и дерзкое новаторство его нового романа. Вопрос стоит так: что есть творчество, кем являются для автора его герои и есть ли у героев шанс стать самостоятельными субъектами текста. Формулируя проблему, один из героев спрашивает своего друга:
       «Скажи, ты когда-нибудь спрашивал себя, зачем пишешь? Зачем выдумываешь героев и заставляешь их плакать, смеяться, любить, ненавидеть? В назидание другим? Но ведь им также неуютно и больно, как и этим другим! Они не могут за себя постоять, и никто их не спрашивает, хотят ли они делать то, что от них требуют! Быть героем и побывать в шкуре героя – разные вещи. Для персонажей автор – их творец, и он творит их либо в назидание, либо на потеху публике. Принято считать, что автор первичен, а герой вторичен. Не соглашусь: настоящий герой обязательно одухотворен, он мыслит, а, следовательно, существует. Именно он направляет автора, а не наоборот. Он размышляет, он спорит с автором, не соглашается и настаивает на своем. Успех книги - в творческом союзе умного автора и самостоятельного героя. Герой видит мир книги изнутри, автор – снаружи и должен доверять тому, кто внутри. Но герой идет дальше и в какой-то момент задает себе вопрос: нужно ли и должно ли следовать воле создателя? Герой, лишенный воли, такой вопрос себе не задаст, а если задает, значит, обладает ею, и ответ зависит только от степени его недовольства автором. Если автор противится, строптивый герой запросто заведет повествование в тупик. Но на проблему автора можно взглянуть шире, а именно: в настоящее время ученые заняты поисками той первосущности, которая создала мир. Иначе говоря, признают, что причина существования всего сущего – некий Творец. Однако стыдливо обходят вопрос: кто и зачем создал самого Творца. Продолжая мысль, можно спросить: а кто же создал создателя творца? И так далее. Кто же в этой цепочке автор придуманного мира, если он сам может быть выдумкой? А если так, то автор не реальнее своего героя»
       По сути, герой, сочиняя по ходу действия свой роман, «творит в мире Оригинала и является для своих героев таким же Оригиналом. В свою очередь его герои могут творить своих героев, и получается целая иерархия Оригиналов. Остается только понять, Оригинал какого он порядка и к какой вселенной принадлежит» 
        Герой, бессознательно задуманный автором для громких и достойных поступков, на деле втягивается им в череду мелких житейских интриг, в результате чего восстает против диктата автора и ищет способ избавиться от своего создателя. Разве не тем же самым заняты атеисты? Так возникает космическая тема Создателя и его творения. Недаром в финале герой заключает:
       «Сочинять – слишком большая ответственность. Творец в ответе перед своими творениями. Надо писать так, чтобы герои жили в веках, либо не писать совсем. Обрекать же их на скорое забвение также бесчеловечно, как родив ребенка, отдать его в приют»
       Чем закончится бунт персонажей романа (а по сути попытка А.Солина преодолеть рамки филологического романа, чтобы оказаться в новом, метафилологическом, если можно так сказать, пространстве), вы узнаете, прочитав его новый роман «Оригинал и его Эго».


       Дмитрий Якимчук


Рецензии