Планетарное сообщество в 2070 году

Сегодняшние социальные тенденции - предвидеть завтра.
***
Автор статьи: Карлос Кардосо Авелине
====================================

Каким будет мир через несколько лет?

Можно ли нарисовать предварительную картину повседневной жизни в будущем?
Переживает ли человечество в 2070-х годах здоровый и стабильный цивилизационный процесс?
Эти вопросы — не просто вызов воображению. Они побуждают нас обратить коллективный взгляд на среднесрочное и долгосрочное будущее, как участников эволюционного процесса, потенциал которого, не знает границ, но который мы должны сохранить в нынешнем переходном периоде.

Жизнь – это пламя, передающееся из поколения в поколение. Только думая о долгосрочной перспективе, мы можем осознать свои обязанности.

Именно с целью выразить более широкий взгляд на жизнь Джон Сид завершил текст своего стихотворения «Призыв к Духу Геи» [1], взывая к «силе, поддерживающей планеты на их орбитах», спросить его, как в молитве, которая даёт всем нам ощущение «огромного времени», чтобы наши короткие хрупкие жизни могли отражать миллионы лет эволюции, потенциал, которой теперь находится в наших руках.

Давайте забудем о предполагаемых научно-фантастических фильмах, которые, по-видимому, говорят о будущих временах, но застряли в старых западных и ошеломляющих сценариях.
Человечеству необходимо вернуть себе способность адекватно и творчески смотреть в будущее.
Мы знаем, что будущее общества, как и будущее отдельного человека, буквально создается и материализуется мыслью и действиями, возникающими из мысли.

Именно в этом контексте в 1980-х и 1990-х годах предпринимались усилия по созданию регенеративных моделей общества, а также изучались возможные сценарии XXI века.
Институт Worldwatch и Институт мировых ресурсов в США, несколько организаций из The Worldwatch. ООН и секторы экологического и пацифистского движения уделяли этому вопросу внимание в течение нескольких лет.

Это было темой, например, Международной конференции по экологическому городу, состоявшейся в апреле 1990 года в Беркли, Калифорния, и собравшей вместе некоторые из наиболее выдающихся имен, участвовавших в процессе цивилизационного перехода того времени.

Там писатель Фритьоф Капра, автор книги «Поворотный момент», заявил:

«То, как мы видим вещи, определяет, как мы реагируем, создаём и строим. Конечно, реальность не только в наших головах. Но наш разум создает свою собственную реальность и изменяет физическую реальность, которая, в свою очередь, формирует наш разум…
Таким образом, наши мысли — это настоящая основа наших городов, а наши города — самое широкое выражение нашего образа мышления».

Мысль, таким образом, предвосхищает и определяет реальность. Но как возможно иметь в своём сознании архетип будущего, действуя в настоящем? Что думать о второй половине 21 века?

Самым замечательным в жизни 2060-х и 2070-х годов будет то, что мы сможем объективно видеть целью цивилизаций самосовершенствование человечества и сотрудничество с другими формами жизни – более или менее развитыми, чем они. нас на шкале эволюции.

Это не будет никакой официальной правдой. Официальные истины, по сути, могут остаться в прошлом. Но осознание того, что самосовершенствование является целью существования, будет чем-то естественным, почти таким же очевидным, как умение дышать или ходить.

Сам этот факт приведёт к появлению большого количества институтов и групп, ориентированных на качество и сохранение жизни на планете.

Планетарные граждане будут более влиятельными, чем сегодня, поддерживая естественный процесс наблюдения и сохранения условий жизни видов, включая человеческий вид.

Значительное число граждан будет на практике следовать принципу, высказанному философом Демокритом в древнем мире:
«Вся Земля доступна мудрому человеку, потому что родина великой души – вся Вселенная». [2]

Определённое количество граждан, хотя обычно они ведут созерцательную жизнь, обратятся к внешнему миру и превратятся в чрезвычайно влиятельных активистов всякий раз, когда возникает более серьёзный социальный вызов или когда доминирующая экономическая и политическая мысль вступает в конфликт с принципами социального развития, и экологический баланс.

Тем не менее, будет существовать широкая постоянная база планетарных граждан, заботящихся о поддержании разумного мира между всеми существами на планете.

Это фундаментально духовный и этический принцип, но он проявит себя внешне во множестве социальных, культурных, политических и экологических проблем, единство и взаимосвязь которых будет очевидна.

Эта широкая база планетарных граждан в определённой степени гармонизирует пути внутренней, внешней, индивидуальной и коллективной эволюции человеческого существа.

Они поймут основной принцип эзотерической философии:

«В конечном счёте, «внутреннее» и «внешнее» — это всего лишь фигуры речи, потому что Бытие не имеет никакого местоположения, кроме как относительно физических условий нашего телесного существования, которые воспринимаются органами наших чувств.
Внутреннее существо человека во всех его разнообразных аспектах не отделено от природы, которую мы воспринимаем как «внешнюю».
Бытие не внутри, не снаружи, не где-либо, а повсюду». [3]

Так и на небе, как и на земле, в большом масштабе, как и в малом, есть симметричная ось, устанавливающая равновесие и соответствие между вещами внешнего мира и мира внутреннего.

Граждане, способные организовать свою жизнь на основе этого принципа, будут влиять на университеты, правительства, политические партии, промышленность, организованные религии, группы граждан и все слои общества.

Благодаря планетарному кризису перехода к новому циклу и новой эпохе, пропорции и размеры которого нам неизвестны, эта широкая база граждан уже создаст «критическую массу» для решения основных проблем человеческой цивилизации в будущем.

На нынешнем этапе среди них обостряются национализм, вооружение, голод, предательство политических лидеров своему народу, социальная несправедливость и экологический дисбаланс.

Все эти проблемы возникают из-за мировоззрений, которые не позволяют людям увидеть, что самосовершенствование посредством солидарности является единственной великой целью жизни.

В каждом секторе человеческой деятельности сценарий будет сильно отличаться от сценария начала XXI века, поскольку человеческие знания будут использоваться по-другому и для других целей.

Вполне возможно, что геологический и экологический кризис, настолько глубокий и серьёзный, чтобы вызвать резкое сокращение численности населения, не является необходимым.

Даже в худшем случае само человечество, не говоря уже о планете, не окажется под угрозой; но произойдёт потеря значительной части культурных знаний и технических ресурсов, доступных в настоящее время.

Подобный кризис разрушил бы города, в которых сегодня проживает большинство населения, и стал бы причиной разрыва огромной массы знаний, накопленных сегодня.

Тогда произойдёт – как это происходило во многих случаях, когда предыдущие цивилизации достигли своего конца – радикальная «потеря памяти» со стороны нашего человечества.

Вспомним, что произошло, например, с цивилизацией майя, которая бесследно исчезла. Или даже то, что случилось с андскими цивилизациями.

Утрата культурной памяти является повторяющимся явлением в истории человечества. Цивилизации умирают и «возрождаются»; и при «перевоплощении» ваша память подобна пустой странице.

В случае «разрыва геоэкологического сценария» людям придётся заплатить радикальную цену, чтобы освободиться от бессознательных предпосылок собственного духовного невежества и отсутствия этики.

Тогда они будут вынуждены возобновить свою эволюцию на совсем других социальных и культурных основах. И новые. Как и далёкое прошлое, будущее — это чистая страница, хотя всегда будут сильные кармические или исторические тенденции относительно того, что можно и нельзя «написать» на этой странице.

Возможно, геологических и культурных потрясений можно избежать. Жизнь всегда является загадкой, и пробуждение коллективного сердца может произойти до последней минуты.

Если произойдёт лучшее, коллективный разум человечества переживёт момент освобождения и расширения непредсказуемых масштабов в хронологическом времени, близком к нулю.

Таким образом, большая часть нынешнего социального сценария сохранится. Эта возможность зависит от нас, простых граждан.

За некоторыми исключениями, явными социальными лидерами являются слепые люди, пытающиеся вести слепых, и они ничего не знают о том, как определяется эволюционный путь человечества.

Если переход к этически правильной и экологически устойчивой цивилизации произойдёт без серьёзных потрясений, нетрудно представить, как всё будет.

Что касается транспорта, например, необходимость путешествовать на большие расстояния станет гораздо меньше.

Сама идея физического присутствия где-либо к 2070 году будет в значительной степени релятивизирована из-за используемых методов коммуникации, что можно наблюдать уже в первой половине 21 века.

Более того, люди будут жить рядом со своей работой. И у них появится привычка ходить – физическое упражнение, которое хорошо сочетается с размышлениями и медитацией.

Помимо ходьбы, появится велосипед — самый экономичный из всех транспортных средств, когда-либо изобретённых человеком.
На площадях и в других местах заинтересованным лицам могут быть предоставлены бесплатные общественные велосипеды.

Идею, опробованную в Италии в 1980-х годах, можно возродить.

Что касается медицины, приоритетом будет сохранение здоровья и предотвращение всех причин болезней, рассматриваемых как широкое психосоматическое явление.

Когда заболевание возникнет, наступит очередь натуральной медицины (натуропатия). Достижения в области высоких технологий будут огромными и будут включены в повседневную практику здравоохранения.

Правильное мышление и эмоциональная мудрость будут рассматриваться как отличные источники личного здоровья и благополучия.

Будет широко известно, что альтруистические цели порождают правильные мысли, гарантирующие здоровье и долгую жизнь.

Благосостояние каждого человека постепенно будет рассматриваться как неотделимое от благополучия других – и наоборот.

Что касается работы, то она будет не такой неприятной, как сегодня.

Оплачиваемая работа продолжится, но ежедневное рабочее время будет короче нынешнего, оставив несколько часов в день для добровольного труда и коллективных или индивидуальных действий, сочетающих досуг с осознанным самосовершенствованием.

Граница между «работой» и «досугом» исчезнет.

В значительной степени средства производства будут находиться под прямым контролем рабочих.

Экономическая панорама будет следовать рыночному принципу, но рынок будет учитывать реальные потребности граждан, а ложные потребности не будут создаваться простой пропагандой.

Как того требуют новые времена, рынок будет действовать в рамках этических, экологических и социальных ограничений. Требования экологической этики будут поставлены выше краткосрочных интересов.

Это позволит чётко осознать долг по сохранению животного, растительного и минерального царств, как ответственность, которую каждое поколение несёт перед будущими поколениями.

Важным элементом экономики XXI века станет местный контроль над природными ресурсами каждого региона. Будут преобладать небольшие общинные производства, где будут использоваться лучшие технологии.

Понятно, что крупные производственные единицы связаны с несправедливой концентрацией экономической и политической власти, а также оказывают ненужное и огромное воздействие на природную среду.

Города откроют просторы для природы, а сельская местность привнесёт в себя культурную и политическую жизнь городов. Сегодняшнего противоречия между деревней и городом больше не будет.

Военные учреждения, по сути, останутся в прошлом. Вероятно, будут распространяться заявления о вечном нейтралитете и разоружении.

Военизированные силы будут достаточно большими, чтобы поддерживать порядок и избежать катастрофического возврата к прошлому, где насилие всё ещё будет восприниматься как нечто недавнее.

Но его роль будет всё менее и менее важной. ООН или её заменитель будут обладать реальной силой в военном отношении.

Военная служба будет отменена, уступив место гражданской службе – периоду, когда молодые люди служат обществу. Государственная служба даже включена в Конституцию Бразилии 1988 года, хотя она по-прежнему является возможным правом молодых людей, а не установленной нормой.

В университетах будет царить принцип свободомыслия. Персональное обучение будет направляться поиском знаний, а не какой-то установленной и официальной истиной.

Поиск знаний будет продиктован любознательностью и порывом, возникающим изнутри ученика. Во всех случаях будет признана непосредственная взаимосвязь между различными областями знания.

На всех уровнях школы учащиеся постепенно будут поставлены на роль руководителей собственного обучения, а учителя возьмут на себя роль советчиков и посредников в поиске знаний, обучая, прежде всего, тому, как думать и творить.

Политико-административная система государственного управления будет характеризоваться прямым доступом граждан к власти и механизмам принятия решений. Плебисциты и консультации будут частыми и будут использовать возможности электронной эпохи.

Будет так много коммуникаций, что они изменят наше восприятие времени и пространства. Телефон, телефакс, теле-видео или видеотелефон и компьютерные сети будут доступны каждому, что сделает контакт с любым гражданином мира почти мгновенным, и доступным для каждого гражданина.

Часть этого будущего уже видна и достижима сегодня. Другая часть этого будущего будет полностью реализована, возможно, только через многие десятилетия.

Однако именно сюда в целом направлены видения и усилия тысяч людей, обеспокоенных качеством жизни на этой маленькой голубой, водной планете, в это время перехода между 20-м и 22-м веками.
                *******

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. конец главы 1 в книге «Apontando Para o Futuro», Карлос Кардосо Авелин, изданная FEEU and Ed PrajnaParamita, Porto Alegre, 1996, 106 стр.
[2] «Los Fil;sofos Pres;culos, Leucipo y Dem;crito», Введение, перевод и примечания Марии Изабель Санта-Крус-де-Прунес и Нестора Луиса Кордеро, Ed. Planeta DeAgostini/Gredos, Мадрид, Испания, 308 стр., 1998 г., см. стр. 247.
[3] Текст неизвестного автора, в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, сентябрь 1974 г., стр. 341-342. Журнал редактируют члены Объединенной ложи теософов.
                =========================================
Источник:
Фото картинки взята из интернета.


Рецензии