СВО. Русские не сдаются
Все боевые вылеты проходили успешно. И создавалось впечатление о неуязвимости экипажа, невозможности возникновения какой-либо силы, способной что-то изменить. Тот злополучный сентябрьский день подкрадывался незаметно. Как обычно встали в шесть утра. Умылись, позавтракали и пошли получать боевое задание. Чаще это было уничтожение вражеской техники. Со штурманом Дмитрием Коптиловым осмотрели самолёт, проверили вооружение, сели, пристегнулись, стали запускаться и взлетать.
Боевую задачу экипаж выполнял в так называемой «серой зоне» под Купянском. Выйдя на цель в заданном месте, нанесли авиационный удар по скоплению вражеской техники. Для исключения противодействия ПВО противника, выполнили активное маневрирование на предельно низких высотах с применением всего комплекса радиоэлектронной борьбы. Развернулись градусов на семьдесят и тут . . . мощнейший удар. После выхода из атаки на боевом курсе противника был произведён пуск двух ракет из ПЗРК. Одна из них попала в правую полуплоскость СУ-34 . Самолёт шёл на высоте 50 метров. После удара его затрясло и началось вращение. Самолёт потерял управление. Для принятия решения у экипажа было всего 2-3 секунды. Штурман сказал: " По нам попали. Самолет не управляем " И только Пётр успел произнести "Выходим!" И ввёл в действие систему катапультирования. Машину было уже не спасти. Она упала в поле и загорелась. Приземлялись секунд 10-15. Высота была небольшой, поэтому приземление было жёстким. И что ещё более неприятное – на вражеской территории. Пётр, приземлившись, сразу почувствовал, что правая рука не работает. Левой рукой освободился от подвесной системы и начал искать штурмана Дмитрия. Тот приземлился метрах в пятнадцати от него. Пётр подбежал к штурману. Он лежал без движения. Пётр снял с него шлем, подвесную. Штурман стал приходить в себя. И первое, что он произнёс: «Оставь меня командир, спасайся сам». На что Пётр сказал: «Николаич, я без тебя не уйду. Выберемся вместе». У Петра даже мысли такой не было оставить штурмана здесь. Пётр схватил его за «разгрузку» и потащил одной рукой. Надо было немного отползти и сделать себе уколы «обезбола». Пришлось ползти по небольшому болотцу. Насквозь промокли. И это в сентябре. Преодолев 30 метров, добрались до лесополосы. И там укрылись. От невыносимой боли штурман стонал.
А в это время к месту падения самолёта уже мчались вэсэушники на трёх или четырёх машинах. «Неужели это конец? - подумал Пётр. Лётчики знали, что бендеровцы особенно жестоко обращались с пленными пилотами. И решили в плен не сдаваться. Пётр достал гранату, вкрутил в неё запал. У Петра была повреждена правая рука, у штурмана – левая. Пётр взял гранату в руку и сказал: «Держи, Николаич, я сейчас кольцо достану». И стали ждать. Украинские боевики начали прочёсывать местность. Их было до взвода. Один из них прошёл буквально в семи метрах от лётчиков. Он прошёл в одну сторону, потом в другую. Дальнейшие поиски были прерваны российской артиллерией, открывшей огонь по этому квадрату. Это спасло лётчиков. Вставили чеку обратно в гранату. Решили ждать темноты. Мокрые насквозь, травмированные они пролежали около пяти часов в кустах, почти не двигаясь, в ожидании сумерек.
Дождавшись темноты, лётчики, невзирая на серьёзные травмы. У командира была сломана правая рука. У штурмана был компрессионный перелом позвоночника. Они отправились в сторону линии соприкосновения, чтобы пересечь её и выйти к своим. После восьмичасового марша-броска сил уже не осталось. Решили отдохнуть. Очень пригодились СПА одеяла. ( согревающая плёнка). Через час согрелись. Отдохнули и пошли дальше. Надо выжить любой ценой. Лётчики шли в течении 13 часов, превозмогая боль и жажду. Подбадривали друг друга. Каждые 10-15 минут делали передышки. Они шли через кукурузные и подсолнечные поля, через лесополосы. Земля местами была раскисшая после дождей. Но ничто не смогло сломить дух русского офицера. Словно сошедшие со страниц повести Бориса Полевого «Повести о настоящем человеке».
Пётр шёл впереди. Штурман говорил: « У меня болит позвоночник. Я больше идти не могу.». Но Пётр отвечал: « Надо идти, Николаич, надо». За 13 часов они преодолели 30 км. Утром подошли к какому-то населённому пункту. Пётр сказал штурману: « Оставайся здесь, а я пойду посмотрю кто там в деревне». Пётр видит идёт военнослужащий в зелёном комбинезоне и шлеме. Он подумал, что у наших вроде чёрные. Потом он увидел самоходку с нашей символикой. Но ещё не было полной уверенности, что это наши. На окраине хутора увидели мужика:
-- Отец, а русские войска здесь есть?
-- Есть, могу к ним отвести.
Лётчики попросили воды. Всю дорогу очень пить хотелось. Зашли в один ангар. Вышел механик-водитель. Все, кто там находились были очень удивлены, как лётчики смогли преодолеть такой длинный путь. Затем их отвели к комбату в штаб. Там уже связались с нашими. Доложили о своём местонахождении. Лётчиков накормили. И позже за ними прилетел вертолёт. И их доставили в госпиталь.
Экипаж под командованием старшего лейтенанта Каштанова Петра Вячеславовича успешно выполнил поставленную перед ним задачу. А командир своим мужественным и самоотверженным действиями спас жизнь своему боевому товарищу. Указом президента за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, старшему лейтенанту Каштанову Петру Вячеславовичу присвоить звание Героя России с вручением медали Золотая Звезда. Штурмана эскадрильи майора Коптилова Дмитрия Николаевича наградить Орденом Мужества.
Свидетельство о публикации №224101901057
попробуй заставить сдаться, в ответ все услышат: «Нет»!
С уважением, Н.Д.
Николай Данилин 27.12.2024 14:25 Заявить о нарушении