Духи - термин, этимология

­
Господь велел Моисею: «Возьми душистые вещества - натаф,
шехелет и галбан, пополам с чистым ладаном, -и сделай из них
благовония для воскурений - искусно приготовленный состав,
солью приправленный, чистый, священный
Исход 30:34,35

1) Общее

а) Запах (ощущение человеком в воздухе летучих пахучих веществ) является физическим явлением: медленным и постепенным переходом вещества из твердого или жидкого состояния в парообразное. Духи — смесь множества летучих веществ с различной степенью летучести.

б) ЕЭБЕ/Косметика; 
https://ru.wikisource.org/wiki//
Духи (adores). — Все перечисленные мази (unguenta) утончались примесями разных сухих пахучих веществ, ...(Пес. Песн., 4, 14; Иезек., 27, 22; II Хрон., 16, 14), произрастали частью в самой Палестине, частью в близлежащих странах, частью же в далекой Индии и Аравии (Кетуб., 67а). Кроме мазей они употреблялись еще в качестве фимиама для окуривания жилищ, для придания запаха платью и белью, наконец, для сжигания при похоронах, а язычники еще употребляли в качестве средства для изгнания чертей (Шаб., 18а; Беца, 22б, 23а; Берах., 53а; Семах., V;II). Особенно часто упоминаются составные части священного елея (Исход, 30, 22—25), которые, несомненно, употреблялись также и для профанных целей, хотя точный рецепт его приготовления и дозы его отдельных частей держались в секрете, пока существовал храм (см. Воскурение). ...

в) ЭСБЕ/Духи
Духи (франц. parfum) — есть смесь ароматических эссенций, разбавленная спиртом и применяемая в общежитии для придания ароматического запаха частям платья и тела. Духи отличаются друг от друга не только запахом, но также продолжительностью и силой его. Продолжительность и сила обусловливаются той или другой летучестью; чем вещество духов летучее, тем сильнее оно пахнет и тем скорее прекращается его аромат. При составлении Д. смешивают вещества того и другого характера и стремятся получить смесь, в которой сила и продолжительность запаха были бы уравновешены. Какого-либо прочного основания для получения того или другого аромата при составлении Д. нет, и все дело зависит от опытности мастера, главным же образом от развития его органа обоняния. ...

2) Викисловарь, этимология
Корень: -дух-; окончание: -и. Значение: парфюмерное (ароматизирующее) средство, спиртовые или спирто-водные растворы смесей душистых веществ.
Этимология по Максу Фаммеру (вставки, вольная интерпретация ст. Дух)
Происходит от сущ. дух, из праслав. *duxъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. доухъ (греч. pnoi, pnevma, psychi), русск. дух, укр. дух (род. п. духу), болг. дух (ът), сербохорв. дух (род. п. духа), словенск. duh, чешск. duch, польск. duch, в.-луж., н.-луж. duch; восходит к праиндоевр. *dhwes-. Другая ступень чередования: русск. дохну;ть (*dъxnoti). Продолжает и.-е. *dho;so-, ср. лит. dausos «воздух», с другой ступенью вокализма — лит. dvase «дух, душа», dvesiu, dvesti «дохнуть», греч. the;s «бог» (*thesos), theeion «сера» (*theseion); см. двохать, далее англ. deer, готск. ;;;; «зверь», др.-в.-нем. tior «животное». (???)

3) Обобщение и вывод

а) Термин "духи" сформировался на русском культурно-религиозном пространстве, примерно в кон. XVIII века, в других европейских странах используется франц. термин - "parfum" аромат, благоухание, запах, духи, благовоние.

б) Статьи "Духи" у Макса Фасмера нет. Церковнославянское "доухъ, Духъ" в древних тестах относится к Святому, Божественному Духу или к "зым духам", не имеют отношения к ощущению человеком ЗАПАХА.
Дары Духа Святого в Книге пророка Исаии (Ис. 11:2, 3): 1 — премудрость. 2 — разум. 3 — дух совета. 4 — крепость (мужество). 5 — ведение. (знание). 6 — благочестие. 7 — страх Господень. Т.е. в общем Знание (и Страх Господень) изложенное в книгах Библии; инструкция по жизнедеятельности.

в) Etymology of perfume by etymonline; https://www.etymonline.com/word/perfume
Perfume (духи), 1530-е годы, «дым от горящего вещества», с французского parfum(16 в.), из parfumer «пахнуть», от старопровансальского perfumar или однокоренные слова в диалектном итальянском языке (perfumare) или испанский (perfumar), от латинского per «через» (от корня ПИЕ*per-(1) «вперед», отсюда «через») +fumare«курить» (см.fume(сущ.)). Значение «вещество, содержащее приятные эссенции цветов и т. п.» засвидетельствовано с 1540-х годов.

4) Национальный корпус русского языка
* М. К. Первухин. Обыкновенная история // 1907: "Да, да! И духи... и... и... все, все. Этот визитер счел ее не за прислугу, а за хозяйку".
* Л. Н. Андреев. Профессор Сторицын. Драма в четырех действиях (1912): [Сторицын Валентин Николаевич (муж, профессор)] И эти странные, дешевые духи... да, да, молодость".
* И. Е. Репин. Далекое близкое (1912-1917): "А духи... упоительные ароматы доносятся даже к нам, на пароход — чары, чары до невероятной фантазии...".

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология
русск. ДУХИ = ивр. ДАА (при прочтении всех букв - ДАХА) летать, налетать, парить; т.е. ощущение человеком быстро распространяющего запаха летучих пахучих веществ.

б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1675. Оригинал: ДАА(х). Произношение: да;а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): летать, налетать, парить.

в) Библейский образ
Второзаконие 28:49: "Издалека, с края земли Господь приведет народ, который устремится на вас (дословно, чтение всех букв - ивр. ЙИЕДх  налетит, от ДАА(х) летать, парить) с быстротою орла. Это будет народ, чьего языка вы не понимаете".

Таким образом, не объясненный русский термин XVIII века "духи" образован от библейского термина ДАА (ДААХ) - летать, парить; быстрое распространение аромата летучих веществ в воздухе; транслитерация - передача термина и образа на русский язык по буквам.
Кишинев, 20.10.2024 г.


Рецензии