Теософия и вера в Бога

Специальный отчёт о монотеистической иллюзии
*
Автор: Карлос Кардосо Авелине
*****

Следующие пять частей текста были опубликованы впервые в февральском выпуске журнала «O Teosofista» за 2010 год. Пронумерованные примечания появляются в конце каждой части.
*****
«…..Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты». [Из письма 88(57) «Письма Махатм»]
http://proza.ru/2023/04/01/142
*****
                *******
1. БОГ — ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Раджа-йога учит универсальному закону и ответственности перед собой.
Сегодня всё большее число людей изучают происхождение и историю понятия Бога и понимают, что боги-Творцы и Спасители в различных популярных религиях всегда были изобретены самими людьми.
Религиозная доверчивость людей не только поддерживает богословские иллюзии и жреческие касты. Оно также оправдывает и узаконивает войну, террор, вооружение, порабощение умов и другие формы неуважения к жизни. Таким образом, на карту поставлены не просто теоретические дебаты между последователями того или иного тезиса, а будущее современной цивилизации.

Насилие в Афганистане, Пакистане, на Ближнем Востоке и во всём мире не является результатом случайности. Ненависть между народами и религиями имеет культурную основу и является результатом теологического и монотеистического видения мира.

Насилие и даже распространение ядерного оружия, осуществляемое во имя Бога, стоят на повестке дня заседаний ООН. Они также ежедневно обсуждаются в средствах массовой информации.

Но агрессия, возникающая из-за веры в Бога, не всегда достигает военно-политического уровня. Оно может быть более тонким, например, когда оно способствует ментальному доминированию и добровольной слепоте миллионов людей.

Нынешняя сила суеверной доверчивости является результатом отсутствия популяризации в ХХ веке восточной эзотерической философии и различных универсалистских философий. Это делает задачу первой половины XXI века более сложной и важной.

Сегодняшнему глобальному кризису необходимо противостоять лицом к лицу. Оно одновременно этическое, геологическое, финансовое, политическое, духовное и, потенциально, военно-ядерное.

В этой ситуации положительная инициатива должна исходить от христианских стран. Христианство ведёт цивилизацию. Есть миллионы искренних христиан.

Граждане Запада должны быть первыми, кто порвёт с древними суевериями, зародившимися в Средние века.
Они должны по своей собственной инициативе спасти ту универсальную этику, которая позволяет нам смотреть за рамки догм и которая позволяет нам признавать все народы братьями.

Отказавшись от суеверий, граждане всего мира осознают междисциплинарное единство, пронизывающее разные культуры, религии и философии, а также смогут увидеть несовершенства каждой из них.
Освободить место для этого нового видения вещей – практическая задача.

В качестве размышления по этому поводу ниже мы приводим пять выдержек из одного из самых необычных документов эзотерической философии всех времен. Написанный в 1882 году текст опубликован под номером 88 в сборнике «Письма Махатм». В ней раджа-йог объясняет позицию эзотерической философии по вопросу о Боге.[1]

Мастер говорит:

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ   

«Ни наша философия, ни мы сами не верим в Бога, тем более в Бога, местоимение которого требует заглавной буквы.
Наша философия соответствует определению Гоббса.
Это по преимуществу наука о следствиях по причинам и о причинах по их следствиям, а поскольку это также наука о вещах, возникающих из первого принципа, согласно определению Бэкона, прежде чем допустить какой-либо первый принцип, мы должны знать его, без чего мы не имеем права допустить даже её возможности». (страницы 53-54).

ПРАВДА БЕЗ ПОЛУСЛОВ 
«Наша доктрина не знает средних терминов. Она утверждает или отрицает, потому что учит только тому, что считает истиной. Поэтому мы отрицаем Бога как философы и как буддисты.

Мы знаем, что существуют планетарные жизни и другие духовные жизни, и мы знаем, что в нашей Солнечной системе нет такой вещи, как Бог, будь то личный или безличный.

Парабрахман — это не Бог, а неизменный абсолютный закон, а Ишвар — результат Авидьи и Майи, невежества, основанного на великой иллюзии.

Слово «Бог» было изобретено для обозначения неизвестной причины тех следствий, которыми человек восхищался или которых боялся, не понимая, и поскольку мы заявляем и можем доказать то, что заявляем, то есть что мы знаем эту причину и другие причины, есть условия, позволяющие утверждать, что за этими эффектами не стоит ни Бог, ни Боги». (стр. 54).

БОГ - БУГИМЕН
«Идея Бога — это не врождённое понятие, а приобретённое, и с теологиями у нас есть только одно общее — мы раскрываем бесконечное.

Но, в то время как мы приписываем всем явлениям, исходящим из бесконечного и неограниченного пространства, продолжительности и движения, материальные, естественные, чувственные и известные (по крайней мере нам) причины, теисты приписывают им духовные, сверхъестественные, непостижимые и неизвестные причины.

Бог богословов — это просто воображаемая сила, un loup garou [пугал], по выражению Гольбаха, — сила, которая ещё никогда себя не проявляла.

Наша главная цель — освободить человечество от этого кошмара, научить человека добродетели ради добродетели и научить его идти по жизни, доверяя себе, а не полагаясь на богословский костыль, который на протяжении бесчисленных веков был причиной прямого ответа почти все человеческие страдания». (страницы 54-55)

ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР

«Нас нельзя назвать пантеистами-агностиками, НИКОГДА.
Если люди захотят принять и увидеть нашу ЕДИНУЮ ЖИЗНЬ как Бога, неизменного и бессознательного в своей вечности, они смогут сделать это и, таким образом, сохранить ещё одну гигантскую ошибку в деноминации.

Но тогда им придётся вместе со Спинозой сказать, что нет и мы не можем помыслить никакой другой субстанции, кроме Бога, как говорит этот знаменитый и несчастный философ [2] в своём четырнадцатом положении: «praeter Deum neque dari neque concipi potest substantia» — и таким образом становятся пантеистами...

Кто, кроме богослова, обученного тайне и самому абсурдному сверхъестественному, может представить себе самосуществующее существо, обязательно бесконечное и вездесущее, вне проявленной вселенной, не имеющей границ?

Слово бесконечность — это всего лишь негатив, исключающий идею пределов. Очевидно, что независимое и вездесущее существо не может быть ограничено ничем внешним по отношению к нему; что не может быть ничего внешнего по отношению к нему – даже вакуума.

Следовательно, где же будет место для материи? Для этой проявленной вселенной, даже если последняя ограничена? Если мы спросим теистов, является ли их Бог вакуумом, пространством или материей, они ответят «нет».

И всё же они утверждают, что их Бог проникает в материю, хотя сам он не является материей.
Когда мы говорим о нашей Единой Жизни, мы также говорим, что она не только пронизывает, но и является сущностью каждого атома материи; и что, следовательно, оно не только соответствует материи, но и обладает всеми её свойствами и т. д. – следовательно, оно материально, это сама материя». (стр. 55).

ВЕРА В БОГА ПРИВОДИТ К НЕНУЖНЫМ СТРАДАНИЯМ

«…. Я скажу вам, что является величайшей, главной причиной примерно двух третей зол, преследовавших человечество с тех пор, как эта причина стала силой.

Это каста жрецов, духовенство и церкви; именно эти иллюзии человек считает священными, он должен искать источник того бесчисленного зла, которое является величайшим проклятием человечества и которое почти полностью господствует над человеческим родом.

Невежество создало Богов, а хитрость воспользовалась этой возможностью. Посмотрите на Индию, посмотрите на христианство, ислам, иудаизм и фетишизм.

Именно обман духовенства сделал этих богов такими ужасными для человека.
Именно религия превращает его в эгоистичного блаженного, фанатика, ненавидящего все человечество за пределами своей секты, не делая при этом ничего лучше или моральнее.

Именно вера в Бога и богов делает две трети человечества рабами горстки тех, кто обманывает их под ложным предлогом их спасения. Разве человек не всегда готов совершить любое зло, если ему говорят, что его Бог или Боги требуют преступления – добровольная жертва иллюзорного Бога, презренный раб его хитрых министров?

Ирландские, итальянские и славянские крестьяне будут голодать и видеть свои семьи голодными и без одежды, чтобы накормить и одеть своего священника и своего папу.

В течение двух тысяч лет Индия стонала под бременем касты, а брахманы откормляли только себя лучшими местами на земле, а сегодня последователи Христа и последователи Мухаммеда перерезают друг другу глотки во имя - и во имя ещё большей славы - соответствующих им мифов.

Помните, что сумма человеческих страданий никогда не уменьшится до того дня, когда лучшая часть человечества не уничтожит во имя Истины, морали и всеобщего милосердия алтари своих ложных богов». (стр. 61-62) 
                *******
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] «Письма Махатм к А. П. Синнетту», Editora Teosofica, Бразилиа, 2001, издание в двух томах, см. том II, письмо 88. Номера страниц указаны в скобках в конце каждого отрывка. Полный текст Письма 88 (57) опубликован на наших связанных веб-сайтах под заголовком «Учителя учат, что Бога нет», и его можно легко найти в списках текстов в алфавитном порядке.
[2] Бенедикт Спинозы преследовался за свои философские идеи даже в Голландии 17-го века, известной своим климатом религиозной свободы. Его главный труд «Этика» не мог быть опубликован при его жизни. Еврейская община обвиняла его в атеизме и считала еретиком. Четырнадцатое положение, упомянутое ниже Учителем, принадлежит первой части «О Боге» его знаменитого трактата по этике (изданного в Бразилии Эд. Эдиору). (Примечание из бразильского издания «Письма Махатм»)
***********************

2. ОТ МОНОТЕИЗМА К УНИВЕРСАЛИЗМУ
XXI век может принести планетарное и межрелигиозное братство   
***
Везде и с самой далёкой древности человек создавал Бога по своему образу и подобию, а не наоборот.
Монотеистические идеологии усиливают нетерпимость. С тех пор, как они стали доминировать, не было недостатка в попытках обеспечить исключительное владение божественным миром различным народам, чьи боги, кстати, разрешают безжалостное убийство и жестокое обращение с «неверными», «еретиками» и «еретиками». «неверующие».

Бог христиан предположительно был бы «единственным существующим».
 Это скромное заявление оправдывало неуважение и преследования не только евреев, но и коренных народов Америки, Африки и Азии.

По сути, бог христиан — это копия и латинизированная версия еврейского бога, который, в свою очередь, тоже якобы «уникален», взят и адаптирован у ещё более древних народов и племён.

Вместо того, чтобы поблагодарить евреев за то, что они позаимствовали у них Бога и Священные Писания, христиане преследовали последователей Иеговы на протяжении почти двух тысяч лет.

Они пытались уничтожить их как народ и как культуру посредством запугивания, принудительной ассимиляции и физического насилия.
Возможно, именно поэтому Адольф Гитлер никогда не был отлучён от церкви и даже не подвергался критике со стороны Папы до своего военного поражения. В области неуважения к правам человека у Адольфа Гитлера и пап было много общего.

Мусульманский бог — более позднее творение, чем монотеистическое христианское божество. Его также представляют как единственного существующего бога, но на практике он является младшим братом бога, которого сегодня контролируют – в различных версиях – католическая, православная, протестантская и лютеранская церкви.

Правда в том, что, начиная с самой глубокой древности, каждый народ всегда создавал свои символические и божественные мифы, основанные на мифологии, унаследованной от более древних народов. Елена П. Блаватская писала в «Тайной Доктрине»:

«Отвергается не Природа в абскондито  (лат. скрытое), Единый и Неведомый Бог, всегда присутствующий в Природе, а Бог человеческой догмы и её очеловеченного «Слова».

В своей бесконечной самонадеянности и в присущей им гордыне и тщеславии люди создали самого Бога своими кощунственными руками, основываясь на материале, который они нашли в своих собственных уменьшенных структурах мозга; и они навязали его человечеству, как если бы это было откровение, пришедшее из нераскрытого ПРОСТРАНСТВА». [1]

«Письмо Великого Магистра» – также известное в эзотерической литературе как «Письмо Махатмы» – описывает долгосрочную программу действий теософского движения.

Там мы можем прочитать следующее пророчество, исполнение которого должно произойти при активной помощи подлинного эзотерического движения:

«Фундаментальные доктрины всех религий окажутся идентичными в своем эзотерическом значении, как только они будут раскованы и освобождены от мёртвого груза, представленного догматическими интерпретациями, личными именами, антропоморфическими концепциями и наёмными священниками.

Осирис, Кришна, Будда и Христос будут представлены как разные имена одной и той же царственной дороги к окончательному блаженству, Нирване».

Продолжение письма Махатмы:

«Мистическое христианство, то есть то христианство, которое учит самоосвобождению через наш собственный седьмой принцип – освобождённый Пара-Атма (Аугоэйдос), называемый одними Христом, другими – Буддой и эквивалентный возрождению или возрождению в духе – будет замечено это точно такая же истина, как и буддийская Нирвана.

Нам всем необходимо избавиться от нашего собственного Эго, иллюзорного и кажущегося «я», чтобы распознать своё истинное «я» в трансцендентной божественной жизни. Но если мы не эгоистичны, мы должны стремиться и предложить другим людям увидеть эту истину и признать реальность этого трансцендентного существа, Будды, Христа или Бога каждого проповедника.

Вот почему даже экзотерический буддизм является самым верным способом привести людей к единственной эзотерической истине.

В нынешнем мире, будь то христианский, мусульманский или языческий, справедливость игнорируется, а честь и благочестие выброшены на ветер».

Далее в документе говорится:

«Мир в целом, и особенно христианский мир, отданный на две тысячи лет правлению личного Бога, а также своим политическим и социальным системам, основанным на этой идее, теперь доказал свою неудачу». [2]

Фактически, суеверные религии не создали этики, мира или социальной справедливости. Они также не установили сбалансированные отношения с природной средой.

Они перестали служить человеческой эволюции, и теперь постепенно появляется нечто лучшее, чем они. Ожидается, что процесс рождения постдогматического и универсалистского мировоззрения ускорится в XXI и XXII веках.
                *******

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] «Тайная доктрина», Х.П. Блаватская, пошаговое издание на наших связанных сайтах. См. стр. 49–50. В оригинальном английском издании «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской, Theosophy Co., Лос-Анджелес, 1982, том I, стр. 9.
[2] Текст «Письмо Великого Магистра» доступен на наших связанных веб-сайтах и может быть найден в списках текстов в алфавитном порядке. 
*******************************      

3. ВЕРА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Богословская зависимость разрушает индивидуальную уверенность в себе.

Махатма объяснил психологические причины, по которым суеверная вера в монотеистического Бога препятствует духовному обучению.
Мастер говорит:

«Постоянное чувство жалкой зависимости от Божества, рассматриваемого как единственный источник силы, приводит к тому, что человек теряет всякую уверенность в себе и стремление к активности и инициативе.

Начав с того, что создал себе отца и наставника, он уподобляется мальчику и остаётся таковым до старости, ожидая, что его будут вести за руку и в малых, и в великих событиях жизни.

Высказывание: «Помоги себе, и Бог поможет тебе» истолковывается им так, что, когда предприятие оказывается выгодным, он приписывает его только себе; когда он терпит неудачу, он приписывает это воле своего Бога. (…..)

Твои грехи? Самое великое — поручить Богу задачу освободить их от них. Это не похвальное благочестие, а эгоистичная и ленивая слабость. Даже если тщеславие может шептать обратное, обращайте внимание только на свой здравый смысл». [1]

Другими словами, пока существует вера в монотеистического бога, не может быть полного понимания того, что главный Храм — это наше собственное сознание, а великое божество, невидимое и безличное, — это Атма (Дух), универсальный принцип, присутствующий в этом Храме, а также за его пределами.

Этот принцип беспристрастен. Он не манипулирует фактами. Он не оказывает одолжений, его нельзя подкупить или подкупить данью, зажженными свечами, хвалами, мессами, службами, молитвами, просьбами, молитвами, шествиями или обещаниями.

На пути к счастью, верное учение Иисуса в Новом Завете: что посеешь, то и пожнёшь. Здесь действует закон кармы, а не предполагаемая личная благосклонность воображаемых монотеистических богов.

Именно так растёт человечество. Бывает сложно бросить вызов иллюзиям и отказаться от них: но другого пути нет.
                *******
УВЕДОМЛЕНИЕ:
[1] «Письма мастеров мудрости», Теософское издание, Бразилия, первая серия, письмо 43.
***********************

 4. РАДЖА-ЙОГА ПРЕДЛАГАЕТ САМООСВОБОЖДЕНИЕ

Свобода, возникающая в результате реализации кармической ответственности.

Теософия, как и Раджа Йога, предлагает путь автономии ученика. Препятствия, мешающие счастью каждого человека, должны быть устранены с его пути самостоятельно и за его счёт. Он сам создал препятствия, и поэтому задача их устранения принадлежит ему. Это учение о законе кармы.

Процесс, посредством которого человеческая личность всегда и в каждый момент создаёт обстоятельства своего будущего, предполагает постоянное связывание мыслей между собой посредством устоявшихся привычек и закономерностей.

Однако эти привычки можно изменить с помощью силы воли. Мастер объясняет, как работает механизм:

«…Каждая мысль человека, будучи произведена, переходит во внутренний мир и становится активной сущностью, связывающейся – можно сказать, сливающейся – с элементалом, то есть с одной из полуразумных сил царств.

Он выживает как активный разум – существо, порождённое разумом – в течение более короткого или длительного периода времени, пропорционально интенсивности мозговой деятельности, которая его породила. Таким образом, хорошая мысль увековечивается как активная и благотворная сила, плохая мысль – как злой демон.

Так человек постоянно занимает своё течение в пространстве своим собственным миром, миром, населённым порождениями его фантазий, желаний, порывов и страстей; ток, который действует на любую чувствительную или нервную организацию, вступающую с ним в контакт, пропорционально его динамической интенсивности.

Это то, что буддисты называют «Скандха». Индусы называют это «Кармой». Адепт сознательно создаёт эти формы; другие мужчины бессознательно выбрасывают их». [1]
                *******

УВЕДОМЛЕНИЕ:
[1] «Письма Махатм», Теософское издание, Бразилия, том II, с. 343, Первое письмо А. О. Хьюму.
********************


5. ОБМЕН ДОГМ РАДИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Задача — совместить личную независимость с взаимопомощью.

Для оригинальной теософии ученик (чела) должен сочетать личную независимость с солидарностью. Он должен объединить самоответственность и всеобщее сострадание.

Никакая роль мастера не состоит в том, чтобы спасти ученика от его собственных ошибок или последствий их ошибок в прошлом. Роль мастера — предоставить элементы, позволяющие ученику освободиться.

В следующих выдержках, взятых из писем Учителей, мы видим педагогические принципы, которым следуют настоящие преподаватели:

* «…Вы получили от меня письмо, в котором я объясняю, почему мы никогда не направляем наших чела (даже самых продвинутых); и мы не предупреждаем их заранее, но позволяем следствиям, вызванным причинами, созданными ими, научить их лучшему опыту». [1]

* «Готовы ли вы внести свой вклад в великое дело благотворительности? Вы пошли добровольцем в Красный Крест; но, сестра[2], есть болезни и раны души, которые не могут быть излечены искусством никакого хирурга. Поможет ли это нам научить человечество тому, что больные душой должны исцелиться сами? Ваше действие будет вашим ответом». [3]

* «Каждое человеческое существо содержит в себе огромные потенциальные возможности, и долг адептов — окружить потенциального чела обстоятельствами, которые позволят ему встать на «правильный путь» — если у него есть такая способность внутри него.

Мы не имеем права отнимать шанс у кандидата, так же как не можем направить его по правильному пути. В лучшем случае мы можем только показать ему – после того, как его испытательный срок успешно закончится – что если он сделает это, то у него все получится; если вы это сделаете, всё пойдет не так.

Но пока он не прошёл через этот период, мы позволяем ему вести свои битвы как можно лучше; и нам приходится время от времени делать то же самое с более продвинутыми и посвящёнными чела, такими как Е.П.Б., поскольку им разрешено работать в мире, чего мы все более или менее избегаем. И более того (…..) мы позволяем нашим кандидатам подвергаться искушению тысячей различных способов, так что вся их внутренняя природа выходит наружу, и мы оставляем им возможность победить тем или иным способом.
(…..)
Мы все испытываемся таким образом (…..)». [4]

Анализируя некоторые ошибки Елены Блаватской, Мастер пишет:
«Согласно нашим правилам, (….) [Учителю Е.П.Б.] не разрешалось чётко запрещать ей делать такие вещи. Она должна была иметь полную и полную свободу действий, свободу создавать дела, которые со временем станут её палачом, её публичным позорным столбом.

В лучшем случае он мог запретить ей создавать феномены и прибегал к этому последнему средству так часто, как только мог, к большому неудовольствию её друзей и теософов». [5].

Независимость необходима для настоящего обучения, как объясняет Махатма:

«Вы совершенно не осведомлены о нашей системе, и, если бы я мог разъяснить вам это, было бы десять шансов против одного, что ваши «лучшие чувства» – чувства европейца – были бы расстроены или ещё хуже из-за такой «шокирующей» дисциплины.
Дело в том, что до последнего и высшего посвящения каждый чела (и даже некоторые адепты) предоставлен самому себе и своему мнению. Нам приходится сражаться в собственных битвах, и известная поговорка – «Адепт создаёт себя сам, никто другой» – в буквальном смысле верна.
Поскольку каждый из нас является творцом и производителем причин, приводящих к тому или иному результату, мы должны пожинать только то, что посеяли.

Нашим чела помогают только тогда, когда они невиновны в причинах, которые поставили их в затруднительное положение; когда такие причины порождены внешними, внешними воздействиями.

Жизнь и борьба за поддержку были бы слишком лёгкими, если бы за нами стояли уборщики, сметающие последствия, которые мы создаём своим безрассудством и самонадеянностью.
(…..)
Таким образом, шаг за шагом, после ряда наказаний, чела на горьком опыте учится подавлять и направлять свои порывы; он теряет своё безрассудство, свою самодостаточность и никогда не совершает одних и тех же ошибок». [6]

В ученичестве ученик должен выбрать один из двух путей:

«Чела на испытательном сроке имеет право думать и делать всё, что он хочет. Его заранее предупреждают и сообщают:

«Вы будете соблазнены и обмануты видимостью; перед вами откроются два пути, оба ведущие к цели, которой вы пытаетесь достичь; во-первых, легкий, и это быстрее приведёт вас к исполнению полученных вами приказов;
другой, более трудный, более длительный; путь, полный камней и шипов, который не раз заставит вас оступиться; и в конце которого вы, может быть, все-таки потерпите неудачу и не сможете выполнить поручение, данное для той или иной маленькой работы, - но пока этот путь сделает трудности, с которыми вы столкнётесь из-за всего этого, засчитанными в долгосрочной перспективе в вашу пользу, другой, лёгкий путь, может принести вам лишь мгновенное удовлетворение, лёгкое выполнение задачи». [7]

Педагогическому и философскому принципу «автономии учащегося» – если процитировать выражение бразильского педагога Пауло Фрейре – может потребоваться некоторое время, чтобы он был внедрён в практику и, наконец, заменил догматические убеждения.

Его необходимо адаптировать и применять постепенно к каждой человеческой ситуации. Все существа учатся, и каждый момент жизни приносит один или несколько уроков тем, у кого есть глаза, чтобы видеть.

Когда сознательное обучение наконец заменит слепые догмы, человечеству в целом станут ясны три фундаментальные аксиомы:

Я – «Душа человека бессмертна, и её будущее – это будущее чего-то, чей рост и великолепие не имеют границ».

II – «Принцип, дающий жизнь, обитает внутри нас и вне нас. Он бессмертен и вечно полезен; оно не слышно, не видно и не ощущается обонянием, но воспринимается человеком, желающим восприятия».

III – «Каждый человек сам себе абсолютный законодатель, производящий себе славу или тьму; Он — распорядитель вашей жизни, вашей награды и вашего наказания». [8]
                *******


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] «Письма Махатм», Теософское издание, Письмо 95, том. II, с. 151.
[2] В бразильском издании мы видим слово «Дочь». Однако действительным является оригинал на английском языке, в котором у нас есть «Сестра».
[3] «Письма Учителей Мудрости», Теософское Изд., Письмо 72, вторая серия, с. 248.
[4] «Письма Махатм», Письмо 92, вып. II, стр. 97-98.
[5] «Письма Махатм», Письмо 92, вып. II, стр. 92-93.
[6] «Письма Махатм», Письмо 92, вып. II, стр. 90-91.
[7] «Письма Махатм», Письмо 74, вып. я, с. 343.
[8] «Luz no Caminho», М.С., с переводом, примечаниями и прологом К.С. Авелине, Теософ-Водолей, Португалия, 2014, 85 стр., см. стр. 29.               
***
Перевод статьи произведён с португальского.
                ================================


Рецензии
Интересные размышления. Жаль, что здесь вам особо не отвечают.
Я когда-то тоже сильно интересовался подобной тематикой. Я знаю, что здесь лучше не "вариться в собственном соку", а общаться с единомышленниками.

Предлагаю вам опубликовать собственные мысли на форуме Безмолвие. Есть много чего также почитать по данной тематике и подискутировать. Там у вас точно будет ответная реакция форумчан на ваши труды.

Адрес сайта http://forum.bezmolvie.ru/

P.s. На Безмолвии мой ник mihhim

P.s 2 Для ответной реакции публикуйте свои труды на Безмолвии маленькими порциями. Не больше экрана текста за раз. Так вам быстрей будут отвечать.

Михаил Оживитель   25.10.2024 10:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил! Заглянул на Безмолвие, Вас там не нашёл, ну да ладно, пока не до этого.
Заметил, что народ этого сайта мало чем отличается от народов иных сайтов, такая же повальная темнота и невежество. Но и это ещё не суть.
Тем более, что это не бог весть, какая семизвёздная райская обитель, чтобы прыгать от счастья и в воздух чепчики бросать!
Лично мне этот сайт мне вряд ли может помочь в тех вопросах, на которые могут ответить только великие Махатмы Шамбалы, а так как я ещё далеко не Сократ и не Платон, то и мечтать не стоит об этом, и остаётся торчать в одиночку, как Диоген в своей бочке.
***
Не знаю, толи карма (судьба) у меня такая, но какие бы нервы не старались быть железными, на психику давит - это я про то, как мне постоянно не везёт с регистрациями на какие-нибудь сайты. Честное слово, наверное легче взобраться на вершину горы, до которой никто в мире не смог взойти, чем зарегистрироваться спокойно без нервотрёпки на любом сайте идиотского интернета.
Вроде не дурак я у мамы, это могут многие подтвердить, но, при регистрации всё заполняю верно, мне отвечают - инвалид каптха коде (лат. буквами).

Юрий Пережогин   28.10.2024 12:48   Заявить о нарушении
На главной странице в теме "Какие книги читаете" у меня последнее сообщение.
Насчёт сайта Безмолвия - там действительно много пустых людей и пустых тем. Но есть и довольно дельные. Советую присмотреться к автору Levis и Владимир Есаков.
П.с. У меня регистрация на сайте Безмолвие проблем совершенно не вызывала.

Михаил Оживитель   28.10.2024 21:45   Заявить о нарушении