Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?

                Среди православных бытует мнение, что дети несут ответственность за грехи родителей. Причем, это настолько укрепилось в их сознании, что никакими средствами разубедить в обратном не получается. Масло в огонь подливают и некоторые служители алтаря, размахивая сим постулатом, как дубиной для нагнетания страха (по их мнению – Божьего). Так ли это на самом деле? Вопрос далеко не праздный, ибо от него зависят не только поведение человека в семье, быту его отношения с близкими, но и вопрос личного спасения. В обоснование своей позиции сторонники наказания детей ссылаются на Книгу Исход: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Исходя из их логики, Бог наказывает не согрешившего отца, а его невинного ребенка, а это абсурд и возведение хулы на Бога и обвинение Его в несправедливости. Однако у пророка Иезекиля мы находим совершенно обратное: «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет…. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им…  то сей не умрет за беззаконие отца своего… Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.» (Иез.28:4,14,19). Библия не может противоречить сама себе, как не может Сам Себе противоречить Бог. Следовательно, все вопросы нужно адресовать самочинным богословам, толкующим Писание «от ветра головы своея». Их творчество представляет собой  необъятное поле личных фантазий, инсинуаций и прямых подтасовок текстов, ради насаждения собственных заблуждений под личиной благочестия и любомудрия. Кто во что горазд, тот так и понимает слова Господа. Не вникая в суть стихов Книги Исход, кому, зачем и при каких обстоятельствах они были сказаны, народные толкователи бросаются на слово «наказывающий», как на красную тряпку, усмотрев в нем кару детей за грехи родителей. При этом, никто не задумывается о том, что «наказывающий» – это причастие, которое определяет свойства, состояние или качество действующего лица, а не глагол, обозначающий его действие. Если бы Бог сказал: «наказываю», то утверждение о наказании детей было бы справедливо. Однако, ничего подобного в Библии нет. Более того, Господь через пророка Иезекиля прямо отвергает вину сына за преступления отца. Поэтому необходимо понять, о чем идет речь в Книге Исход. Для этого нужно разобраться, о чем вообще говорит 20 глава. В ней дается Закон Моисея, то есть десять Божественных заповедей, составляющих нравственный закон человечества.
                Любая правовая норма, с юридической точки зрения, обязана соответствовать определенным требованиям, несоблюдение которых ведет к непризнанию ее правом. Одним из таких требований является определения наказание за правонарушение. В УК РФ любая статья начинается с преамбулы, то есть с описание противоправного деяния, а заканчивается санкцией или наказанием за его совершение.  Тоже самое мы видим и в Книге Исход. Сначала идет преамбула, в которой Бог говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх.20:4), а затем идет санкция: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Другими словами, Закон Божий сначала описывает состав преступления, то есть изготовление кумиров, а затем определяет наказание за его совершение, которое состоит в том, что Бог может наказать детей за грехи родителей до четвертого колена. Я вынужден прибегнуть к понятиям уголовного права, поскольку и в рассматриваемом вопросе, и при совершении преступления речь идет о наказании.  Действующий закон не означает, что всякий, подпадающий под его юрисдикцию будет безусловно наказан. Его главная задача – предотвращение преступления перед страхом наказания. Поэтому не всякий читающий Уголовный кодекс, обязательно преступник, но всякий преступник знает, что нарушил закон. Заповеди Моисея призваны удержать падшего человека в рамках нравственного закона, соблюдение которого является основой его существования в мире. В этом состоит их воспитательное и предостерегающее значение. Приведенные слова Господа, не означают, что Он обязательно накажет детей за грехи родителей, а предупреждают о недопустимости нарушения Закона Божьего, в случае которого Он может покарать отца и мать через наказание детей, как имеющий на это власть – «наказывающий».  При любом толковании Книги Исход, речь идет о вине только совершивших грех, то есть родителей, но способом угодным Богу, а именно:  через кару детей, что особо для них болезненно.  Доказательством этому служат слова пророка Иезекиля, в которых Господь дает толкование Своего определения из Книги Исход. Он разъясняет в каком порядке, кто и за что отвечает, и если сын не творит грехи отца, то не может быть виновным  в его поступках. Это полностью соответствует учению Церкви о личной ответственности грешника, ибо не в правосудии Божьем наказывать невиновных. Вина человека, в данном контексте, – является понятием юридическим. Не вдаваясь в сложности юриспруденции, отмечу лишь, что она может быть прямая, когда преступление совершается с прямым умыслом и косвенная, когда вред наступает по неосторожности или халатности. По отношению к детям это совершенно не допустимо, ибо ни умысла, ни осторожности в грехе, совершенном родителями, у них быть не может. Если об этом говорит закон человеческий, то тем более эта норма содержится в Законе Божьем.  Таким образом, очевидно, что дети не несут и не могут нести ответственность за грехи родителей, ибо в противном случае, уничтожается принцип личной ответственности за совершенное деяние. Подтверждение этому мы находим в следующих словах Христа. Когда его ученики увидели при выходе из Храма слепорожденного, то спросили Учителя: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», на что Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2). Этими словами Господь ясно отвергает учение раввинов о наказании Божьем детей за грехи родителей. Более того, книжники учили, что еще в утробе матери человек может согрешить (как, например, слепорожденный, за что и был наказан еще до рождения). Поскольку Писание прямо говорит, что жить и не грешить человек не может (Пс.33:15; Пс.142:2; 3 Цар.8:46; 1Ин.3:6), то Христос словами «Не согрешил ни он, ни родители его» говорит не о том, что эти люди безгрешные, ибо это невозможно, а подчеркивает, что наказание за грехи находятся во власти Бога и не переходят по наследству. И только Бог может решить, как, когда, кого и за что карать; и только Он может либо наказать, либо простить. В случае с исцелением слепорожденного, который, несомненно, грешил, если не делом, то мыслью, Христос, во-первых,  являет на нем Свою Силу как Сын Божий, а во-вторых, показывает, что исцеление, а в данном случае это и отпущение грехов, находится исключительно во власти Бога.
                Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Если допустить, что дети отвечают за грехи родителей, то следует также признать, что они неповинны в своих грехах, ибо уже понесли ответственность за такие же грехи родителей. А дважды за одно и тоже не наказывают: ни Бог, ни Закон. 
                Таким образом, мы видим, что ответственность за грехи родителей дети не несут и нести не могут, а если кто-то считает, что он несет ответственность за грехи родителей, то он, тем самым, пытается переложить ответственность за свою грешную жизнь с больной головы на здоровую, то есть с себя на отца и мать.


Рецензии
Спасибо за статью, Игорь! Очень доступно изложен материал. Бог - самый справедливый Судия. Куда уж судам человеческим до Суда Божьего?
Вы приводите стихи из Библии, являющейся Словом Бога к человеку. И объясняете, что вырывать отдельные стихи из контекста неправильно и вредно, так как в результате легко прийти к ложным выводам. Как Бог не может противоречить Сам Себе, так не может противоречить само себе и Его Святое Слово! "Не может из одного источника течь горькая и сладкая вода".
Совершенно согласна с Вами в том, что потомок, объясняющий свои неудачи в жизни грехами предков, "валит" с больной головы на здоровую, не желая покопаться в темных чуланах своего лукавого сердца и покаяться. Или сердце его нечувствительно к обличению Святого Духа...
Почитала полемику. Предшествующая мне рецензентка, наверняка, имела в виду испытания, которые ложатся на плечи детей, когда их родители ведут беззаконный образ жизни, например, пьянствуют, не заботятся о детях. И это может как стать стимулом к обращению к Богу, так и ожесточить детские души.
Да будет воля Божья, святая и благая, путеводителем для верующих!
Божьих благословений автору!


Вера Шляховер   31.10.2024 21:31     Заявить о нарушении
Спасибо! Все верно! Вы точны и последовательны в своих выводах.

Игорь Устичев   01.11.2024 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.