Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Любая правовая норма, с юридической точки зрения, обязана соответствовать определенным требованиям, несоблюдение которых ведет к непризнанию ее правом. Одним из таких требований является определения наказание за правонарушение. В УК РФ любая статья начинается с преамбулы, то есть с описание противоправного деяния, а заканчивается санкцией или наказанием за его совершение. Тоже самое мы видим и в Книге Исход. Сначала идет преамбула, в которой Бог говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх.20:4), а затем идет санкция: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Другими словами, Закон Божий сначала описывает состав преступления, то есть изготовление кумиров, а затем определяет наказание за его совершение, которое состоит в том, что Бог может наказать детей за грехи родителей до четвертого колена. Я вынужден прибегнуть к понятиям уголовного права, поскольку и в рассматриваемом вопросе, и при совершении преступления речь идет о наказании. Действующий закон не означает, что всякий, подпадающий под его юрисдикцию будет безусловно наказан. Его главная задача – предотвращение преступления перед страхом наказания. Поэтому не всякий читающий Уголовный кодекс, обязательно преступник, но всякий преступник знает, что нарушил закон. Заповеди Моисея призваны удержать падшего человека в рамках нравственного закона, соблюдение которого является основой его существования в мире. В этом состоит их воспитательное и предостерегающее значение. Приведенные слова Господа, не означают, что Он обязательно накажет детей за грехи родителей, а предупреждают о недопустимости нарушения Закона Божьего, в случае которого Он может покарать отца и мать через наказание детей, как имеющий на это власть – «наказывающий». При любом толковании Книги Исход, речь идет о вине только совершивших грех, то есть родителей, но способом угодным Богу, а именно: через кару детей, что особо для них болезненно. Доказательством этому служат слова пророка Иезекиля, в которых Господь дает толкование Своего определения из Книги Исход. Он разъясняет в каком порядке, кто и за что отвечает, и если сын не творит грехи отца, то не может быть виновным в его поступках. Это полностью соответствует учению Церкви о личной ответственности грешника, ибо не в правосудии Божьем наказывать невиновных. Вина человека, в данном контексте, – является понятием юридическим. Не вдаваясь в сложности юриспруденции, отмечу лишь, что она может быть прямая, когда преступление совершается с прямым умыслом и косвенная, когда вред наступает по неосторожности или халатности. По отношению к детям это совершенно не допустимо, ибо ни умысла, ни осторожности в грехе, совершенном родителями, у них быть не может. Если об этом говорит закон человеческий, то тем более эта норма содержится в Законе Божьем. Таким образом, очевидно, что дети не несут и не могут нести ответственность за грехи родителей, ибо в противном случае, уничтожается принцип личной ответственности за совершенное деяние. Подтверждение этому мы находим в следующих словах Христа. Когда его ученики увидели при выходе из Храма слепорожденного, то спросили Учителя: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», на что Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2). Этими словами Господь ясно отвергает учение раввинов о наказании Божьем детей за грехи родителей. Более того, книжники учили, что еще в утробе матери человек может согрешить (как, например, слепорожденный, за что и был наказан еще до рождения). Поскольку Писание прямо говорит, что жить и не грешить человек не может (Пс.33:15; Пс.142:2; 3 Цар.8:46; 1Ин.3:6), то Христос словами «Не согрешил ни он, ни родители его» говорит не о том, что эти люди безгрешные, ибо это невозможно, а подчеркивает, что наказание за грехи находятся во власти Бога и не переходят по наследству. И только Бог может решить, как, когда, кого и за что карать; и только Он может либо наказать, либо простить. В случае с исцелением слепорожденного, который, несомненно, грешил, если не делом, то мыслью, Христос, во-первых, являет на нем Свою Силу как Сын Божий, а во-вторых, показывает, что исцеление, а в данном случае это и отпущение грехов, находится исключительно во власти Бога.
Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Если допустить, что дети отвечают за грехи родителей, то следует также признать, что они неповинны в своих грехах, ибо уже понесли ответственность за такие же грехи родителей. А дважды за одно и тоже не наказывают: ни Бог, ни Закон.
Таким образом, мы видим, что ответственность за грехи родителей дети не несут и нести не могут, а если кто-то считает, что он несет ответственность за грехи родителей, то он, тем самым, пытается переложить ответственность за свою грешную жизнь с больной головы на здоровую, то есть с себя на отца и мать.
Свидетельство о публикации №224103100419
Вы приводите стихи из Библии, являющейся Словом Бога к человеку. И объясняете, что вырывать отдельные стихи из контекста неправильно и вредно, так как в результате легко прийти к ложным выводам. Как Бог не может противоречить Сам Себе, так не может противоречить само себе и Его Святое Слово! "Не может из одного источника течь горькая и сладкая вода".
Совершенно согласна с Вами в том, что потомок, объясняющий свои неудачи в жизни грехами предков, "валит" с больной головы на здоровую, не желая покопаться в темных чуланах своего лукавого сердца и покаяться. Или сердце его нечувствительно к обличению Святого Духа...
Почитала полемику. Предшествующая мне рецензентка, наверняка, имела в виду испытания, которые ложатся на плечи детей, когда их родители ведут беззаконный образ жизни, например, пьянствуют, не заботятся о детях. И это может как стать стимулом к обращению к Богу, так и ожесточить детские души.
Да будет воля Божья, святая и благая, путеводителем для верующих!
Божьих благословений автору!
Вера Шляховер 31.10.2024 21:31 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 01.11.2024 08:04 Заявить о нарушении