Этюд в яблочных тонах. Поль Сезанн и Эмиль Золя

       Согласитесь, что у многих из нас при упоминании  понятия  Импрессионизм возникают в воображении картины  художников, наполненные солнечным светом, ярким колоритом, особой манерой письма.
     Земля  на их картинах предстает в ликующей  атмосфере праздника. Они привносят ощущение чувства радости, так необходимого человеку.   Созерцание  прекрасного как бы способствует внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей  земли проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.
    Импрессионизм, французское слово в переводе означает –впечатление.
 
         Есть на юге Франции область под названием Прованс. Она  ассоциируется с понятиями - солнце, Альпы, Лазурный берег.  В Эксе,  тихом   городке Прованса,  погруженном в дремотное очарование,  где в легком  плеске журчащих фонтанов  слышится старая как мир песня, в 1839 году появился на свет мальчик и звали его Поль Сезанн.
      Поль Сезанн, герой нашего повествования, родился в семье мелкого промышленника  Луи-Огюста Сезанна, который так удачно  вел дела, что с годами превратился в   зажиточного буржуа, в итоге очень хорошо обеспечившего  своих детей. Сезанн как- то обмолвился, что его отец был человеком гениальным, он оставил ему двадцать тысяч франков ренты.
    Во всяком  случае, Сезанн  стал одним из тех  немногих  художников, которые не голодали и не бедствовали в жалких  чердачных мастерских.
    Мы не будем  подробно останавливаться на его детских годах, которые  были  похожи  на детские года всех обыкновенных  мальчишек, населявших этот провинциальный городок. Разве что уже с ранних лет  он  проявлял  недюжинный характер,  всегда стремился поставить на своем, и был,  может быть, слишком  эмоционален. Он обожал свою сестренку Марию. Обожал свою мать и, несмотря на то, что  отец  повергал его в трепет, очень его любил.   
     В пять  лет он придумал себе игру-  вооружившись угольком разрисовывал стены дома. Как-то друг отца, придя к ним в гости,   увидел  рисунок Поля и  воскликнул: «да ведь это  мост Мирабо!».  Да, вот именно, этот мост  через реку Дюранту и нарисовал Поль! Госпожа Сезанн, легко предающаяся несбыточным мечтам, утверждала, что  когда-нибудь Поль станет великим художником. Во всяком  случает, мальчик, помимо  обучения в колледже  Бурбон, где учились сыновья всех добропорядочных семейств,  стал заниматься в школе рисования Сен-Жозеф.
    Отец Луи-Оюст обычно пропускал мимо  ушей подобный вздор… да, знал бы он, во что выльются восторги  жены. Он «делает  деньги». Выписал  журнал «Магазэн Питтореск, широко распространенный в то время  иллюстрированный  сборник. Картинки в котором старательно разукрашивает Поль.
    Поль обладал обостренной чувствительностью свойственной талантливым натурам.  У него не было здоровой  уравновешенности и веселой насмешливой презрительности отца.
    В колледже он, несмотря на  благополучное  материальное положение, столкнулся с сословными перегородками и вывел для себя горькую истину: «Страшная штука жизнь» .
     В одно время с Сезанном в колледж Бурбон поступил сын инженера Франсуа Золя –Эмиль. Стоило ему появиться в  колледже, как все дружно объявили ему войну. Олух,  краснеет по пустякам, конфузится как девчонка; сразу видно, привык держаться за маменькину юбку; недаром каждый день в приемной колледжа его дожидаются две женщины- видимо мать и бабушка. Кроме того, и это уже серьезное обвинение-Эмиль не уроженец Экса. Он «франк», чужак, парижанин…Золя попытался дать отпор своим многочисленным преследователям. Но где ему справиться с осатанелыми мальчишками…Добрый, тихий, мечтательный мальчик, нежный и великодушный.
    Только один человек не считал Эмиля Золя  отверженным парией. И, вступившись  за него однажды, Поль схлопотал ,как говорится, по –полной программе.  И все же раскол произошел. Отныне  в колледже  не идти больше стеной на одного.
    На следующий день, растроганный до слез Эмиль, в знак благодарности преподнес Полю Сезанну большую корзину яблок. Дар признательности, дар скрепляющий дружбу.  Дружбу, которая продолжалась отныне и всю их жизнь.
   Небольшое отступление по теме. Как уже упоминалось, импрессионизму свойственны были яркие краски, разнообразные сюжеты, которые мы видели на полотнах Мане, Ренуара, Пикассо и других известных художников, принадлежавших  к импрессионистам. Что касается творчества Сезанна, то мне, автору этого очерка, его палитра и темы показались  вначале несколько мрачными и однообразными.  Его  впоследствии стали называть мастером натюрморта, и излюбленной темой художника были натюрморты с яблоками. Не в память ли той корзины, которую ему подарил Эмиль Золя.
   
  Как бы то ни было. Сезанн и Золя, сами того не ведая, открыли новую страницу в своей жизни. 
    Прогулки вдвоем, новые открытия, с Золя открытиям нет конца и края.  Он увлекает  Поля в свое волшебное царство. Эмиль мечтает стать поэтом. Друзья соревнуются в умении сочинять стихи. Своими запросами, своей упоенностью они изумляют  товарищей по колледжу.
       Душа Поля Сезанна  ослеплена солнцем Прованса, игрой света на гребнях скал и в водоворотах реки. Таинственно мерцает весь в голубом свете портал собора Сен-Жан. Как богата жизнь, вот эта жизнь, такая простая и такая полная. Он учится смотреть вокруг глазами художника…
    
Где-то мне встретилось изречение, что каждый   человек хранит в себе возможность быть гениальным.

   Отец Поля, Луи-Огюст не противится пока  желанию сына посещать школу рисования, которая благодаря щедрости герцога Вилларского существует в Эксе с конца 18 века. Рисование, живопись, музыка –это те изящные искусства, какими дети богатых людей скрашивают свой досуг. Даже  младшая сестра Поля, Мария , и та рисует маленькие акварели. Но  в будущем отец видел Поля продолжателем своего  бизнеса, с искусством никак не связанного. Цифры, деньги, дело- вот какое будущее было уготовано сыну. Поль, впрочем, не горел желанием воплотить мечты отца в реальность.  Он не расстается с альбомом для набросков, на тот  случай если ему приглянется какой-нибудь живописный  уголок.
     Эмиль переживал в  то время тяжелые времена. Умер его  отец, оставив  семью в полной нищете. Мать уехала в Париж искать помощи у знакомых и родственников, Золя  остался в Эксе вдвоем с дедом заканчивать колледж.
    Получив письмо от матери с требованием его переезда в Париж, Золя  уверен, что ничего еще не потеряно. Придет  день, когда друзья  соединятся в столице и, связанные  братскими узами, верные идеалам юности, станут сражаться бок обок со «страшной  штукой- жизнью». 
       Сезанн, вероятно, не думал, что отъезд Золя причин ему такую боль. Он чувствует себя одиноким и покинутым. Поль учится кое-как и получает одни посредственные баллы. Впрочем, не рисование ли  отбивает у него охоту к занятиям? В школе рисования под началом педагога Жибера он делает явные с успехи. Сезанн мечтает только об одном, закончив колледж, соединиться с другом и покорить Париж.
   Но у отца, как  уже упоминалось, на сына были свои планы. И, по настоянию  Луи-Огюста, Поль Сезанн должен был поступить на юридический факультет.  Сезанну до смерти  скучно  изучать право, он  хочет только одного- рисовать, писать. А что если, набравшись храбрости, поговорить с отцом… Но Луи-Огюст только пожмет плечами и поспешит  забыть об этом.
   Сезанн живет раздвоенной жизнью, разрываясь между факультетом права , с каждым днем все боле ненавистным и неохотно посещаемым, и школой рисования, куда он не преминул вернуться и где пишет уже с живой натуры! Он строит  планы, которые, узнай он о них, рассердили бы отца; Сезанн просил Эмиля Золя справиться об условиях конкурса, проводимого Парижской академии художеств.
    В это же время у Эмиля Золя совсем другие проблемы. «Жизнь- борьба, - говорит он себе,- примем же ее, и да не остановит нас ни усталость, ни горести» Он подготовится и сдаст экзамен на степень бакалавра словесных наук, а затем изучит право и сделается адвокатом Это станет его второй профессией, потому, что  во-первых, и прежде всего,  он будет тем, кем рожден-  великим писателем. Но это еще впереди.
   Нужда, тяжелая жизнь, выпавшие на долю его семьи, несомненно, повлияют на взгляды Золя. Ни одна такого рода забота не тревожит Сезанна. Несмотря на протесты отца против его страсти к живописи, несмотря на  его опеку, Сезанн, тем не менее, благодаря тому же отцу, чье состояние растет быстро и исправно, застрахован от всех превратностей  жизни. Денежный вопрос его нисколько не беспокоит.
    Небольшое отступление по теме. Отец в это же время приобрел за каких нибудь восемьдесят тысяч франков (совсем даром) у г-на Виллара, бывшего наместника Прованса, его загородный дом- Жа де Буффан ( Жилище ветров). К очень красивому зданию   18 века ведет аллея старых величественных  каштанов. Дом окружен большим парком. В банкире сильно говорит крестьянская кровь, его привлекают лишь реальные ценности. Это имение будет служить ему   местом для летнего отдыха. Все местные толстосумы имеют загородные дома. Этот дом впоследствии очень полюбит Поль Сезанн. Правда расстаться с ним ему придется из-за  бесцеремонной продажи дома наследниками. Но это тоже будет много позже.

   Золя настаивает, чтобы Сезанн решительно поговорил с отцом и убедил его  отпустить учиться  в Париж. В Эксе он ничему не научится. Отец никак не может поверить, что живопись- подлинная страсть его сына!.Значит, это не мимолетное увлечение? Значит, Поль действительно хочет всю жизнь заниматься мазней! Это не дело для серьезного человека. Художник! Богема, непутевые мечтатели! Да и талантлив  ли Поль Сезанн на самом деле?
         Обстановка в семье  Сезаннов с каждым днем становилась все тягостнее. «Проклятая живопись! Сущий недуг!»,- с горьким недоумением думал  Луи-Огюст. Поль, мрачный, замкнутый, почти впавший в прострацию, хранил упорное молчание. Видя его таким, мать тяжко вздыхала.
    Бывали минуты, когда Поль уставая от борьбы с отцом и борьбы с живописью, готов был  забросить в отчаянии кисть. Да, да, он  с тоской писал Эмилю в Париж: «Живопись, которую я люблю,  не дается мне». Но он,  тем не менее, снова и снова, себе на муку, возвращался к мольберту.
      Знал бы Поль Сезанн, в каких  жестких тисках неудач пребывал в  это время  его друг, Эмиль Золя! Несмотря на тяжелое материальное положение (он добивался  хоть какой-то службы, но все его хлопоты были безуспешны),  Золя не оставляла  твердость духа. Его девиз- все- или ничего. Он либо выиграет, либо проиграет свою жизнь, но не отступится от задуманного. Он станет писателем. «Я хотел бы найти какую-то нехоженую тропу,- писал он в письме, -и выделиться из толпы современных писак».
    Каким щедрым и драгоценным даром человечеству станет в будущем  его двадцатитомный  шедевр – история семьи Ругон-Маккары. А городом Плассаном- любимый Прованс и провинциальный  Экс.
           Случилось чудо! Луи-Огюст сдался! «Раз Полю так хочется вкусить богемной жизни, пусть попробует». Отец вытащил из шкафа свои парадные башмаки и цилиндр. Он сам проводит сына в Париж,  и заодно  повидает парижских представителей своего банка.    Он решил сам во всем убедиться. «Не мог же он произвести на свет  бездарного кретина».   
      Луи-Огюст в Париже не задержался. Назначив  сыну содержание – сто пятьдесят франков в месяц, он  с дочерью отбыл в Прованс.
 С удивлением, восторгом, но с некоторой долей  томительного  беспокойства знакомился Сезанн с Парижем. Для влюбленного в тишину и уединение Сезанна здесь шума и суеты больше чем достаточно. Шел 1861 год, год великих перемен, тех, что потом Золя опишет в  романе «Дамское счастье» … Тем не менее, Поль Сезанн уверен –  в один прекрасный день Париж будет покорен!!!
    Не теряя времени, Сезанн берется за работу. Он намерен поступить в  Академию  художеств. Чтобы подготовиться к экзамену, он записывается в мастерскую Сюиса  и работает там с шести утра.
    В свободные минуты он видится с приятелем, Эмилем Золя , который борется с лютой нуждой, пытается  опубликовать сборник, куда вошли три его поэтические поэмы. Он, несмотря ни на что, готов сражаться и дальше!        Что касается Сезанна, он понял,  чтобы стать  художником, надо учиться всему сначала. С болью он отдает себе отчет, что ничего не знает. Какая нелепость! Уехать из Экса, бросить намеченный открывавшийся путь! Прав был отец!
   Золя в отчаянии от того, что его друг готов  сдаться. Он отваживается сделать ему внушение. Но,  «доказать что-либо Сезанну,- высказывается он – так же легко, как заставить башни Нотр-Дам танцевать кадриль».
   Очень может быть, что у Поля талант великого художника, но у него нет таланта стать им,- приходит Золя к грустному выводу. Сезанну никогда не быть  Сезанном.
   Некоторое время спустя Луи-Огюст, лукаво поблескивая глазами, принимает в Эксе своего блудного сына. Луи-Огюст выиграл!
   И правда, Сезанну, по-видимому, так опостылели и Париж и живопись, что он переносит свою неудачу без тени горечи. К тому же он рад встрече с матерью и сестрой, с милым его сердцу,  тихим Эксом. Поль  послушно поступает в отцовский банк, где ему предстоит постигнуть премудрость, необходимую  для карьеры делового человека.
    Но «неизбывно желание наше»,- говорила  святая Тереза! Сезанн снова взялся за карандаш…
                Сезанн-банкир глядит с отчаянием во взоре,
                Как сын художником становится в конторе.
      Золя ждет не сегодня -завтра получить приглашение от фирмы Ашет. Его рекомендовал туда друг его отца, господин Буда. В это же время он получает письмо от Сезанна, в котором тот пишет о намерении  вернуться в Париж.  Золя, не в самом хорошем расположении духа, пишет ему, что, может быть, для того, чтобы обрести душевное спокойствие, надо жить под
 солнцем Прованса!
     Период становления Сезанна, как художника, как мы видим, был очень долог и непрост. Но он, вернувшись  в Париж,  словно переродился, снова взявшись за кисть. Он окончательно  осознал свое призвание.  Следующие десять лет,  до 1871года,  были для обоих друзей   по- разному очень важны.  Сезанн   воспринимал свое творчество как исповедь, как средство избавления от  навязчивых идей.    У него  темперамента было больше, чем знаний, и ему часто не удавалось конкретно воплотить на холсте свои задумки. Упорно вырабатывает Сезанн свой стиль и манеру. Его друзья, Мане, Ренуар, Писсаро,  художники- импрессионисты,  зачастую удивлялись  гамме красок на его палитре, необычным  даже для импрессионистов  формам изображаемых предметов в натюрмортах.
     На вступительных экзаменах  в Школе изящных искусств Сезанн провалился. Это  было очень  плохо, так как только  через Салон можно было в то время выставлять свои работы. Несколько Салонов в течение  долгого времени его работы не брали, даже в так называемый Салон отверженных, как называли себя его  друзья.
    Триста художников , представившие  разнообразные  по жанру и стилю работы, собрались  в залах, предоставленных «отверженным». Для публики это был аттракцион! Ведь никогда еще не  было собрано вместе столько первоклассных полотен, выражающих самые смелые идеи и тенденции века. 
  Золя вместе с  Сезанном посещают Салон и  увлеченно обсуждают выставленные работы. 
    Золя в это время вынашивает план грандиозного замысла.  Все еще  не определено точно, но какие-то задумки уже есть. Он присматривается к своему другу Сезанну, а тот  и не подозревает, что вскоре станет прототипом  романа Эмиля Золя  «Творчество», художником  Клодом Лантье из эпопеи  «Ругон-Маккары». Человека, «пораженного ударом творчества».
     В середине шестидесятых годов Золя  напечатал  сборник–  «Сказки Нинон».  Он  имел успех. Завоевание Парижа Эмилем Золя началось.
    Сезанн вырабатывает свой стиль и  манеру, он нарочито эпатажен. Грубиян, дикарь, невозможный, неуживчивый субъект.  Сезанну не надо думать о куске хлеба, ему нет нужды идти на компромиссы, поэтому ничто не смягчает его  строптивого характера. Он не хочет выставляться в академическом  Салоне 1866 года. Он и его друзья хотят, чтобы возродился Салон отверженных!
    В эти годы Сезанн  почувствовал себя в расцвете сил.  В знак памяти и в знак почитания композитора Вагнера он с жаром берется за «Увертюру к  «Тангейзеру» . Друзья находят картину «чудесной». Они считают, что картина принадлежит искусству будущего так же, как музыка Вагнера.
    Он   достигает  высокого мастерства в жанре натюрморта и создает произведения, в которых острое видение сочетается с яркостью исполнения.  Этот жанр как нельзя лучше подчиняется его устремлениям. В частности работа Сезанна «Натюрморт с черными часами»  стал одной  из самых больших удач  художника. Это полотно он преподносит Золя.
     Эмиль Золя кроме своих  «Ругон-Маккаров» ни о чем теперь больше не в состоянии думать, его занимает лишь громадная эпопея. В мае 1871  он садится за первый том, озаглавленный «Карьера Ругонов» и принуждает себя работать методически как машина.
    Парадокс! Первые несколько романов Золя из цикла «Ругон-Маккары» успеха не имели! «Карьера Ругонов», «Добыча», даже «Чрево Парижа»! На днях выходит очередной, четвертый  том «Завоевание Плассана»… а  предшествующие тома совершенно не продаются!
     Золя надеется, что, наконец,   пятая книга   серии «Проступок аббата Муре»  завоюет  читателя. Тщетно! Шестой том «Его превосходительство Эжен Ругон» ждала та же участь.
     Воодушевленный страстным желанием добиться успеха у публики, Золя  отдавался всем своим существом творчеству.
    Настала очередь  седьмого тома серии под названием «Западня». Беспощадное описание нравов вызвало сенсацию, скандал, необыкновенный шум. Толпы валом валили в книжные лавки за произведениями Золя.  Так Эмиль  Золя стал знаменитостью.
   К 1877 году создатель нашумевшей картины «Купальщики» Сезанн  принадлежит к породе титанов. Во всех своих картинах художник волнует потому, что сам испытывает неподдельное волнение перед натурой, которую он во всеоружии знания воплощает на холсте.
   В 1890-х годах состоялась первая персональная выставка Сезанна в галерее Амбруаза Воллара. Два пейзажа Сезанна вошли в собрание Люксембургского музея.. На приуроченной к открытию Всемирной выставки в Париже выставке Французское искусство за сто лет также можно было увидеть  его работы. Выставляется в Осеннем Салоне и в Салоне  Независимых. Его манера и стиль  одновременно вызывают и восхищение, и порицание. Мазня или  новое слово в живописи?
            Лучше всего об  этом высказался Поль Гоген: «Нет ничего, что так походило бы на мазню, чем шедевр».
          В России интерес к Сезанну возник в начале 20 века. Известные художники  Кончаловский, Фальк, Лентулов,  в своем  творчестве   так или иначе воплощали сезанновские идеи, а искусствоведы высказывали  о нем интересные мысли и выводили оригинальные  умозаключения. В тридцатых годах Сезанн был обвинен в формализме и реакционных буржуазных  устремлениях. Его имя даже  пытались придать забвению. Но,  как известно, время и жизнь все расставляют по своим местам.


Рецензии