Художественный мир Галины Щекиной Круглый стол

С Галиной Щекиной я познакомилась примерно в 2007 году. Пришла на очередную выставку в Дом-музей художника Александра Пантелеева и увидела на дверях объявление, что литературное объединение «Ступени» собирается там такого-то числа в такое-то время. Пошла на заседание ЛитО из любопытства и в поисках родственных душ. И нашла искомых! Небольшой зал оказался битком забитым. В президиуме сидела активная женщина, Г. Щекина, с которой после мероприятия мне оказалось по пути домой. Шли и разговаривали. Никаких талантов за мной не числилось, да и не мнилось. Рассказала, что, живя в чужом городе и в другой стране, где училась дочь, я начала складывать какие-то вирши, которые тут же, на ходу, и прочитала наизусть. Получила не то чтобы одобрение, но сочувствие. Так я стала преданным адептом ЛитО «Ступени», а затем и соведущей студии Г. Щекиной «Лист». Там оттачивалась моя будущность литературного критика, потому что, с одной стороны, была начитанность и вкус к литературе, с другой -- очень талантливая среда. Считаю, что все ученики Г.А. Щекиной вышли «в люди», и не важно, пишут они сейчас или нет. Их давно пора «отпустить», и без придирок -- пусть проживают собственную жизнь. Главное, что все они положительно относятся к своей былой наставнице и бесконечно благодарны ей.
По поводу литературного творчества Г. Щекиной: безусловно, это одарённый автор, с собственным литературным языком. Писатель -- это собственный язык. В случае Г. Щекиной -- это некий «суржик», отменить который не под силу никаким литературным критикам. Наверное, такое вот противопоставление южного темперамента северной среде и составило авторскую индивидуальность... «Не понимаю вас, поэтому знать не хочу» -- в этом и трагедия, но и становление личности. Вот откуда выросла «Графоманка», самое, на мой взгляд, значимое произведение Г. Щекиной. «Значимое», потому что биографическое. Там каждый герой имеет реальный прототип. Это не просто биография женщины, вошедшей в литературную среду, но и реальная литературная и окололитературная жизнь определённого времени. Очень люблю рассказы Г. Щекиной того же периода. Всех не перечислить, но самые талантливые: «Встреча коз», «Зима в зелёных травах», «Золотая комната» и ещё несколько. Все, мною оценённые, рассказы я поместила в отдельный сборник «Избранное», сопроводив собственными критическими статьями, и издала за собственный счёт. К сожалению, Галина Александровна не разделила моего энтузиазма, и теперь я понимаю, почему. Лучшие свои рассказы, по-моему, шедевральные, она включила в «крупные формы» -- повести и романы, где они растворились, хуже того -- звучат диссонансно, по языку и манере изложения, потому что писалось в разное время... Считаю такой подход и ошибкой, и трагедией автора... Ещё одним недостатком писательницы считаю неоправданную поспешность в издании книг -- текст должен отлежаться, затем -- перечитываться автором, и не раз.


Рецензии