Тихие стихи Марины Цветаевой. И ещё раз об описани
Эту заметку я собирался написать давно (и даже обещал читателям). Но вот только вчера мне пришло в голову, что то, что я собирался в ней сказать - напрямую связано с темой, о которой я недавно разоткровенничался в заметке "Описание и называние..."
"Описание" для меня - это беспомощность автора. Не умея дать полную, проникновенную картину того что происходит - в окружающей реальности ли, либо именно с ним, автор во всю распинается о том, какие страсти сотрясают его от происходящего вокруг либо ощущаемого им чувства. Он кричит и машет руками, живописует о своём сердце, которое рвётся у него из груди, о том, как у него перехватывает дыхание или он столбенеет...
И вот эту "клиническую картину" происходящих лично с ним эмоций и чувств он и "продаёт" читателю вместо того, чтобы п е р е д а т ь читателю картину происходящего - так, чтобы эти самые чувства возникли у самого читателя. "Вдвинуть", поместить читателя в с а м у эту ситуацию, вызвать у него самого аналогичные чувства - это намного труднее, но только это и является, на мой взгляд, подлинным искусством. Метод, который я очень условно поименовал "называнием".
И вот я, наконец, осознал, что та сторона поэзии Цветаевой, о которой я собрался рассказать как о "тихой", это и есть самая убедительная иллюстрация того, как Мастер должен вдвигать, погружать читателя в то или иное ощущение, вызывать определённое впечатление именно в читателе, вместо того, чтобы живописать своё волнение от впечатлений собственных.
Да, фееричная, громоподобная, сотрясающая, подобно олимпийским богам сами основы нашего мира, Марина Цветаева могла быть и очень тихой, затаённой, вглядываться в наш мир, в его скрытые основы так пристально, что переходила на почти шёпот или - почти отказывалась от слов. Потому что есть вечность и есть такие глубины, которые словами уже не передать.
На заре — наимедленнейшая кровь,
На заре — наиявственнейшая тишь.
Дух от плоти косной берет развод,
Птица клетке костной дает развод.
Око зрит — невидимейшую даль,
Сердце зрит — невидимейшую связь…
Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.
Над разбитым Игорем плачет Див…
Какие вам ещё слова? Просто смотрите, вглядывайтесь, вслушивайтесь вместе с ней. И тогда вам откроется... очень многое. Самое главное. Первооснова...
Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами…
Душа, как камень, в воду брошенный —
Все расширяющимися кругами…
Та глубока — вода, и та темна — вода…
Душа на все века — схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!
Мне очень не хотелось бы спойлерить читателя. Предварять стихи, которым я намереваюсь привлечь внимание, дешёвыми охами и вскриками, типа - "гениально!" "до мурашек", "до слёз", - то, чем почти повально грешат неглубокие авторы, надеясь "настроить (как они наивно полагают) читателей на нужный лад".
Не может быть ничего хуже таких "помощников-настраивателей", которые навязывают свои эмоции тем, для кого пишут, и по сути, заменяют своими всхлипами и восторгами собственное впечатление читателя от приводимых ими поэтических строк.
Нет уж! Я хочу, чтобы читатель оценил эти стихи - сам. Поэтому скажу лишь, что стихотворение, которое я приведу ниже, когда-то, в юности - ошеломило меня. Захватило полностью, я не мог придти от него в себя очень и очень долго.
А почему? Попробуйте ощутить сами.
Оно написано от имени Ангела, явившегося деве Марии с Вестью...
(Анти-спойлер: чувства этого Ангела какой-нибудь "описыватель", условно "пастернак", передал бы рассказом, как у него подкосились колени, пересохло в горле и он забыл, как дышать...)
А Марина Цветаева написала так:
Необычайная она! Сверх сил!
Не обвиняй меня пока! Забыл!
Благословенна ты! Велел сказать —
Благословенна ты! А дальше гладь
Такая ровная… Постой: меж жен
Благословенна ты… А дальше звон
Такой ликующий… — Дитя, услышь:
Благословенна ты! — А дальше тишь
Такая…
Это стихотворение относится к числу тех, которые я так и не смог запомнить, хотя бредил им очень долго. Не "заучить", потому что я никогда не учу стихов, а именно запомнить, повторяя и прокручивая их в себе до состояния полного совпадения с тем, что написал автор.
Наверное, не смог погрузиться на ту же самую глубину...
И ещё. Сейчас, приведя его текст из Сети, я очень удивился, увидев, что оно состоит практически всего лишь из двух строф. Во мне многие годы жила уверенность, что оно очень длинное , неисчерпаемое, бесконечное... Как же это безмерное можно было запомнить?
Ну, а насколько Марине Цветаевой было близко вот это непрерывное вглядывание в мир, это состояние "на грани бытия" (или даже за его гранью) - хорошо видно хотя бы из её цикла "Бессонница". Это стихи поэта, который вроде бы и среди людей, в гуще жизни, но всё равно - и ещё где-то, ещё - и где-то вне.
Свидетельство о публикации №224110200253
Нельзя быть тонкой и поэтической в одном , а по сути бесчеловечной к собственным детям.
Сама эту раздвоенность понимала , потому свою жизнь в петле и закончила.
Владим Филипп 02.11.2024 09:56 Заявить о нарушении
Есть желание почитать? Поищу
Евгений Мартин 02.11.2024 11:25 Заявить о нарушении
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Две руки — ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
1920 г.
Не думаю, что 20й год 20го века был так прост для выживания, как многие думают
Евгений Мартин 02.11.2024 11:30 Заявить о нарушении
И.... как отрезало.
Голод 1918-19г. в Петрограде был похлеще , чем в Москве,мало кто знает , что норма хлеба ПЕтрограде была в 2,5 раза меньше 125гр. блокадной.
..и у моей бабушке на руках было трое... и ничего.
Выжили.
возможно потому , что была по корням крестьянка , а не поэтесса...с вывертами нормального.
Владим Филипп 02.11.2024 11:35 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 02.11.2024 11:49 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 02.11.2024 11:57 Заявить о нарушении
Арсений Тарковский, Пастернак,Витязслав Незвал, где-то Ахмадулина своей женственностью, не вся Ахматова , много кого принимаю,... но Тарковского читаю чаще.
По поводу голода в ПЕтрограде почему-то все обходят историки , но времена -то были страшные, даже Ленин об этом писал , об ужасе петроградского голода по сравнению с Москвой.
***
По поводу Юлюбарского не знал , но догадался...
Владим Филипп 02.11.2024 12:06 Заявить о нарушении
Владим Филипп 02.11.2024 12:09 Заявить о нарушении
Лев Гумилёв тоже был сильно обижен на мать (не вникал) - так что впору почти всю поэзию нашу зачёркивать
Евгений Мартин 02.11.2024 12:30 Заявить о нарушении
но зараза писала талантливо и очень по-женски.
Владим Филипп 02.11.2024 12:39 Заявить о нарушении
Она, кстати, писала, в укор мещанам (у неё все были мещане!)
Чтоб не было так грустно,
Вас радует порой
Искусствочко, искусство,
Ребёночек чужой...
А ЮЛюбарский когда-то написал бездну рецензий на мои опусы, а то, что я люблю и воскрешаю для людей в памяти поэзию А. Вознесенского (да и С. Чёрного тоже) приводило его в полный восторг.
По Пастернаку я один раз (но бесповоротно) прошёлся в недавней статье "Описание и называние"... Не поэто он в настоящем смысле, по-моему. Штукарь
Евгений Мартин 02.11.2024 12:56 Заявить о нарушении
Забыл про Сашу Чёрного... Конечно!!!...
Владим Филипп 02.11.2024 13:33 Заявить о нарушении
Помните, откуда?
Евгений Мартин 02.11.2024 14:23 Заявить о нарушении
Владим Филипп 02.11.2024 14:37 Заявить о нарушении