Больничный
(как Петрович попробовал «откосить» от работы и что из этого вышло)
Начало в рассказе – «Цифрохрень» (о здоровье моего соседа – Иннокентия
Петровича Кошкина) – http://proza.ru/2023/04/03/1599 .
Продолжение – в его амурной истории с Клавдией Федоровной – «Дама с
собакой» – http://proza.ru/2023/11/03/1215 .
Далее – «на злобу дня» – про странную городскую реформу зимней уборки
улиц и дворов в Питере в рассказе «Не упал! А следом – все попадали...»
– http://proza.ru/2024/02/25/1776 .
Потом ещё в забавном случае – «Несварение», приключившимся с Иннокентием и
его Клавдией – http://proza.ru/2024/03/17/838 .
А «Загни палец!»? – http://proza.ru/2024/05/31/1291 . Вот уж точно –
загнул, так загнул Петрович!
Ну и, наконец, рассказ «Золото в мешках» – http://proza.ru/2024/10/27/589
– в тему уборки питерских дворов, правда уже без Клавдии Фёдоровны –
славном работнике «Жилкомсервиса», которая была в отпуске.
Дни поздней осени бранят обыкновенно...
...Унылая пора! Очей очарованье!...
(А. С. Пушкин, фразы из стихотворения «Осень», 1833 г.)
А мы всё опять про здоровье…
Спал Петрович снова плохо… Проснулся утром по обыкновению рано. Женщина приятной внешности – участковый терапевт – ночью снилась. Сон в руку оказался! Разболелся ещё с вечера военный пенсионер-питерец Иннокентий Петрович Кошкин.
Осень поздняя пришла! А с ней и всякие хвори к людям, особенно пожилого возраста с пониженным иммунитетом, заявились следом. Вот и участковый терапевт о том же. Так и сказала дама в белом халате Петровичу во сне, что в это время года разные болячки могут проявиться. Особенно вирусные: грипп, который уже достал всех, ОРВИ разные, да и ковид тоже никуда не делся…
В заключении беседы врач спросила про его температуру. На этом самом месте Иннокентий открыл глаза. Встал с постели и босиком поплёлся на кухню, где в миниатюрном тубусе лежал градусник. Шарик – верный пёс, что спал в коридоре на коврике, сразу пробудился, глубоко зевнув и виляя хвостом, последовал за хозяином.
Супруги Кошкина, Клавдии Федоровны, вторую неделю как дома не было. Уехала на малую родину в Беларусь, проведать родных стариков. Накануне звонила, волновалась за мужа: как он там один? А он… «Расслабился», взял и, как назло, разболелся. Хорошо ещё, что на дежурство в районный военкомат, где он посменно работал, только в понедельник нужно идти. Поэтому, не откладывая «на потом», с утра решил сходить к терапевту. Благо, что поликлиника рядом находится. Но сегодня день особенный – суббота, а в выходной там только дежурный эскулап должен быть. Может он больничный, если что, выпишет?
«Температурки нет! Какое же вам освобождение?», – так аргументировала свою позицию молоденькая врачиха на дежурстве, отказываясь открывать больничный лист пациенту. Горло только начинало воспаляться у Кошкина, да и нос ещё не был заложен, видимых признаков заболевания, кроме красных глаз после «кошмарной ночи», у Петровича не было. Не выспался! Так ведь он сам в этом и признался. Вот чудак!
Домой «ни с чем» вернулся военный пенсионер. Шарика надо выгулять. И тут такая ломота по всему телу его пошла… Состояние постепенно ухудшалось, хотя Кошкин из-за «справедливого» вердикта врача сразу почувствовал себя симулянтом. Может, снова сходить в поликлинику? Потерпи пёс минутку-другую, Кошкин присел за компьютер… И ведь нашёл, что хотел найти!
В соответствие с приказом российского Минздрава от 23 ноября 2021 года, больничный действительно могут не открыть, если врач не выявит признаков временной нетрудоспособности. Но какие именно это признаки, ни в документе, ни на сайте медицинского ведомства не указано. Вот те на! Иннокентий посмотрел на Шарика: «Как ты? Ещё минуточку, мой четвероногий друг, подождёшь?». Пёс понимающе кивнул головой и вильнул хвостом.
В другом приказе «Об утверждении порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» отмечается, что диагноз медик устанавливает на основании внешнего осмотра гражданина, сбора, так называемого, анамнеза (термин знакомый всем врачевателям) и жалоб пациента. Только вот насколько существенно и какое имеет значение – решающее или нет – оценить было трудно.
Повышенная температура – один из значимых симптомов гриппа или другой ОРВИ, но не единственный. Потому как острая респираторно-вирусная инфекция может протекать на фоне совершенно нормальной температуры тела. Всё, оказывается, зависит от особенностей самого вируса и иммунной системы человека. В таком случае врач обращает внимание на другие признаки заболевания: покраснение горла, хрипы в лёгких, увеличенные лимфоузлы. Учитываются и субъективные жалобы пациента: утомляемость, сонливость, общая слабость. И?..
«И ведь что интересно!», – Кошкин снова взглянул на собаку, – «Одного признака, например, насморка мало для открытия больничного! Правда, высокой температуры это не касается. Получается, что, если болезненные симптомы ещё не проявились, но пациент считает себя заболевшим, врач должен оценить риски и принять справедливое решение. Но как?!! Всё, пошли гулять, друг мой Шарик…»
Петрович с собакой вышли во двор. Осень – она и есть осень: завершение активной жизни всей флоры! Шарик лихо рванул в ближайшие кусты. Самое интересное, включая все запахи – всё там. Иннокентий включил смартфон. Любопытно, а что юристы думают по вопросу выдачи больничных листов? И ведь снова нашёл!
Порой отказ открывать больничный вызван, как бы это ни печально было констатировать, объясняется низкой компетенцией врача. Касается это, кстати, не только и не столько молодых специалистов.
Но «больной вопрос» можно решить оперативно, инициировав повторный осмотр путём обращения к главврачу или заведующему отделением. «Да, жалко, что сегодня суббота…» – снова пожалел Кошкин. – «Оба этих персоналия по выходным наверняка не работают…». Ну не звонить же председателю врачебной комиссии поликлиники! Его телефон был указан на информационном стенде в регистратуре. Кто не знает, этот совещательный орган медучреждения создаётся с целью совершенствования оказания услуг. Но сегодня суббота! Кто же будет под Кошкина совершенствовать медицинские услуги?!! Слово режет слух, если произносить его вслух. Врачи нас, оказывается, не лечат, нам они услуги оказывают. А вы разве не знали?
Кстати, совсем недавно Минздрав России предложил изменить порядок формирования больничного. Медиков хотят обязать передавать врачебной комиссии документы о пациенте, который оформлял лист нетрудоспособности четыре (!) раза за полгода. А почему не три или даже два? Нет, четыре!
Если за шесть месяцев конкретному пациенту больничный лист оформлялся четыре раза, то лечащий врач просто обязан передать медицинскую документацию той самой врачебной комиссии, что позволит улучшить (!) качество оказания помощи гражданам. А что лучше-то станет? И Кошкин внимательно стал читать дальше…
В Минздраве действительно отмечают, что подобная практика сможет улучшить оказание медицинской помощи трудоспособным гражданам. Полученные данные позволят выявлять заболевания на ранней стадии и проводить профилактику, чтобы сотрудник мог вернуться к профессиональной деятельности. Ага! Кажется, даже пенсионеру Кошкину стало понятно: с четвёртого раза (за полгода) врачебная комиссия разберётся-таки с ранней стадией заболевания «настойчивого» – зачастившего в поликлинику – пациента. Вот оно как…
На самом деле экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется в целях определения способности гражданина осуществлять свою профессиональную деятельность, необходимости перевода по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении человека на медико-социальную экспертизу.
А, может, набраться смелости и наглости Кошкину, и позвонить в городскую службу контроля качества? Там же в смартфоне нашёл её номер… Даже по субботам работают! Позвонил…
После нескольких звонков, трубку там никто не снял. Да и как бы это помогло? Ведь давать комментарии по животрепещущему вопросу «жизни и смерти» они согласятся только с предоставлением ФИО врача и даты приёма… Суббота – не самый подходящий день! Впереди воскресенье – может сам (в домашних условиях) отлежится «мнимый больной»? Всё, само собой, «рассосётся»? Так ведь тоже частенько бывает.
Пока Шарик носился по двору, начал Петрович читать отзывы на работу своей поликлиники. Вскоре стало понятно, что его случай – далеко не первый и он повторяется: то температуры нет, то она недостаточно высокая, ну, а если есть температура – «идите к нам сами, домой к вам не придём». Или «придёт участковый, но только вечером, после основной работы в поликлинике». Выбирайте! Вам что больше подходит?
Но у пациента есть и второй вариант действий в таком случае. Более радикальный! Подать жалобу в страховую компанию (её координаты написаны в полисе ОМС), в Минздрав или Росздравнадзор! С полученными в ходе экспертизы или служебной проверки заключениями вы вправе идти в суд за взысканием с той же страховой компании компенсации. Но такие ситуации, как «отказ открывать больничный», и, как следствие, причинение вреда здоровью – в юридической практике бывают нечасто!
С другой стороны – открытие больничного листа без каких-либо симптомов будет считаться административным правонарушением, за которое предусмотрены внушительные штрафы и другие серьёзные санкции, поэтому важно, чтобы жалобы всё-таки подкреплялись объективными показаниями. А где их взять «больному» Кошкину в субботу? Может действительно отлежится военный пенсионер за выходные дни и в понедельник заступит на своё дежурство?
Кстати, недуг одного сотрудника легко и быстро становится проблемой всего трудового коллектива. Если, после отказа в больничном, пациенту стало значительно хуже или, тем более, он заразил коллег, то это может быть расценено как преступная халатность, повлёкшая вред здоровью многих сотрудников. Врачу в таком случае грозит штраф в размере до 120 тысяч рублей или даже ограничение свободы до трёх лет. Сурово, однако…
Тем не менее, вину эскулапа ещё надо доказать, воссоздав последовательность событий, что даже звучит непросто, а учитывая хаотичное и стремительное распространение вирусных заболеваний по осени – выглядит едва ли стоящим усилий. С иной стороны, не должны ли быть особенно бдительны медики в период подъёма заболеваемости гриппа и ОРВИ, тем более в таком городе, как Петербург?
Итак, температура! Она – основной критерий степени воспалительного процесса в организме. При открытии больничного листа терапевт, конечно, ориентируется на этот важный показатель. При этом врач оценивает и эпидемическую обстановку на момент обращения пациента, другие показатели самочувствия больного, может назначить дополнительные исследования. Главное для «доброго доктора Айболита» – сохранение здоровья и работоспособности человека назначением лечения и оформлением больничного. Кто бы сомневался! Засомневался только Кошкин. Не дали ему освобождение. И он начал рассуждать…
Вот вы, хворый, пришли на работу, и что дальше? Начальник, хотя и не врачеватель, может отпустить вас домой при наличии высокой температуры. Но не всегда! Потому что это только рекомендация, а не обязанность. Любой юрист это подтвердит. Помимо этого, работодатель может оформить «недопуск» своего сотрудника на работу, если видно, что тот болен. Однако, для этого должно быть вынесено соответствующее предписание региональными или даже федеральными органами власти. Такое мы все «проходили» в период ковидной пандемии. Иначе говоря, просто так с работы никого не отпустят!
Остаётся уповать на человеческое понимание и компромисс или, возможно, на временную «удалёнку» сотрудника.
Что же делать? И Кошкин решительно снова отправился в поликлинику…
Каково же было его удивление, когда вместо молоденького эскулапа – девушки, в кабинете дежурного врача его встретил другой медик. Это был врач-мужчина. Наверное, он подменил по какой-то причине коллегу. В такие подробности Петрович решил не вдаваться, а сразу сказал, что заболел.
Врач, выслушав жалобы военного пенсионера, спросил: «Вам освобождение от работы нужно? Открываем больничный?». Теперь решение зависело только от самого Кошкина, и это показалось ему гораздо более правильным. Ура! Ему дали больничный листок (открыли его в электронном виде) прямо с субботы!
Получив все необходимые рекомендации (что купить в аптеке, как и сколько принимать лекарств) теперь Кошкину следовало появиться у своего участкового терапевта только через неделю. Целых семь дней официального освобождения от работы! За неделю-то можно... Кошкин размечтался. Планов выстроилось много!
Ведь за это время можно было не только поправить здоровье, но при хорошем самочувствии – и обои переклеить в прихожей, как они планировали с Клавдией, и на рыбалку разок туда-сюда сгонять (давно ведь хотел, да всё времени не было). Что еще? Супругу свою обязательно встретить на вокзале, которая ездила в родную Беларусь, и, наконец, отметить прибытие любимой жены, подняв тост «За здоровье!» белорусской «гарэлкой»! Именно так в братской стране называют крепкий напиток, известный как наша русская водка. Фёдоровна сама обещала минскую «гарэлочку» привезти.
И ведь всё выполнил, будучи на больничном, Петрович! От хвори избавился (слава отечественной медицине!), дела все переделал в доме, даже порыбачил разок (далеко не ездил) – постоял в хорошую погоду с удочкой на Глухарке – речке, что напротив их дома протекает. А тут и женушка любимая приехала! Всё чин чинарём, встретил выздоровевший Иннокентий свою Клавдию с гостинцами на Витебском вокзале.
Но… Ровно через семь дней карма снова чуть не настигла Петровича. Закрывая (!) больничный, он прождал в поликлинике более часа в кряхтящей и кашляюще-сморкающейся очереди… Спасла медицинская маска! Потому как не догадался заранее (за целую неделю) записаться к своему участковому терапевту, наивно полагая, что людская очередь пустит его на выписку первым.
А очередь нашенская к врачу – штука особенная! Как «сытый голодного не разумеет», так и больной здорового вряд ли когда пропустит вперёд! Даже на секундочку, с вопросом типа: «Я только спросить!» или – тем паче – «Я на выписку!».
Ах, осень! «Осень, осень, ну, давай, у листьев (листов больничных) спросим… Где он май, вечный май!?!»*
____________________________________________________
* – слова из песни «Осень» (со смелой вставкой автора про больничный листок) российской женской поп-рок-группы «Лицей» (осень 1995 г. – поздняя осень 2024 г.). И ещё для тех, кто не знал до нынешней осени, что…
Специалисты Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) опубликовали сборник документов «Переписка Владимира Ульянова-Ленина в первые месяцы советской власти». Как оказалось, в ноябре 1917 года будущий глава СССР написал стихотворение «Осень», которое через 80 лет стало основой текста популярной песни группы «Лицей».
Своё стихотворение Ленин отправил Крупской в конце ноября, через три недели после Октябрьской революции. Он писал, что после её отъезда из Петрограда «стало вдруг темно» и просил Надежду, как можно скорее вернуться.
Сотрудникам архива удалось установить, как стихотворение Ленина попало к Алексею Макаревичу – «официальному» автору песни «Осень». Его двоюродный брат в 1994 году работал над диссертацией, посвященной переписке советских лидеров после революции. Выяснилось, что архивное дело за последние 30 лет брал только один человек – родственник Алексея Макаревича. Видимо, он скопировал текст и передал его музыканту.
Так ленинское стихотворение «Осень» помогло песне А. Макаревича «Осень» стать настоящим хитом 90-х годов! Об этом Петрович тоже прочитал в Интернете, будучи «на больничном».
С наступающим Днем народного единства! А следом и с 7 ноября – Днем Великой Октябрьской социалистической революции! Ура, товарищи!!! Только не болейте по осени...
ноябрь, 2024 г. Санкт-Петербург
© Н. Кирюшов, 2024
Свидетельство о публикации №224110301602
Ольга Сангалова 13.03.2025 16:16 Заявить о нарушении
Николай Кирюшов 13.03.2025 17:28 Заявить о нарушении