Глава 10

Пьер Бароль не перестал бегать за Серафимой, чтобы унизить перед друзьями, но он стал совершать эти бессмысленные действия осторожнее, затем что ему стало казаться, словно он самого себя подставляет и навлекает бесчестье. Серафима так и звала его Арахнидом по привычке, а он, не оставаясь в долгу, перерыл весь поисковик интернета, чтобы упомянуть в её присутствии имена всех ведьм, что когда-либо плели сети интриг и заваривали в чане изумрудное зелье. Это ж надо – думалось ему изредка на досуге – она посмела упомянуть его как предмет мебели в разговоре со стандартным Пилюлькиным, с купленным в переходе дипломом, да ещё и – по ответному возмущению видно! - откуда-то знающим Пьера. Слухами полнится земля, но Пьер уже был предупреждён, а вооружён он с младых ногтей, но кулаками и физической силой, а эти придатки стократ фундаментальнее, чем обладание сведениями и таинственная эрудиция. Пьер верил в натуральное, естественное, а всему остальному с усмешкой, но вежливо отводил последние призовые места.
Теперь, с этого благословенного или бесовского дня, Пьер скрупулёзно и исправно приглаживал свои непокорные угольные кудри и оттого ещё более походил на шайтана в его худшие дни. Есть мужчины и женщины, а редко даже и дети, которым не идёт тщательный уход за собой, какую бы чехарду они не нагромоздили на буйной голове, и с каждым разом старание превращается в фарс, а шевелюра напоминает шиньон или взрыв на макаронной фабрике.
Серафима, как водится, ничего не замечала, проходила мимо тигра Шерхана, который уже и оставил попытки взбрыкивать в её сторону, но рычал для порядка, будто перепрыгивал с тумбы на тумбу под чёткую команду церемониймейстера «Алле!» Серафима, узнав о положительном исходе своей тщательно спланированной операции, готовилась к марш – броску, как некоторые замышляют о вот – вот постучавшейся в дверь судьбе.
Роль требовала тщательного изучения биографии влюблённых, а Серафима никогда не жила наполовину или четверть, а, наоборот, отдавалась всему и вся, как в первый и заключительный день творения.
«Данте Алигьери родился в переполненной эмоциями Италии, поэтому неудивительно, что безоглядно влюбился он уже в 9 лет. Но, в отличие от других людей, не забыл имя первой возлюбленной, а посвятил ей всё свое творчество и в 56 умер, так и не перестав восхвалять свою избранницу. Парадоксально, что в жёны он выбрал совсем другую женщину и детей предпочел иметь именно от нелюбимой. К чему это привело?




Первая встреча Данте с любовью всей жизни произошла, когда ему было 9 лет

Теплым майским днем в итальянском городе Флоренции мальчик по имени Дуранте дельи Алигьери в дверях церкви столкнулся с соседкой. Малютка впоследствии стал известен миру как Данте, а миг свидания с любовью подарил человечеству его талант.
Встреча с 8-летней Беатриче Портинари - так звали ту самую девочку - сразила 9-летнего Данте наповал. Алое платье, которое Биче надела в тот день, поэт воспевал на протяжении всей жизни. Саму же избранницу он считал не менее чем дочерью Бога, ангелом, случайно спустившимся с небес. Однако если она и была божественным созданием, то у этого «бога» были имя и фамилия, причем довольно известные среди флорентийцев.
Отцом Беатриче оказался богатый и знатный горожанин, живший неподалеку. Сам же Данте родился в обыкновенной семье, что для Италии того времени уже давало первый повод для трудностей в любви. Но, несмотря на величину чувства, которое едва умещалось в маленьком человеке, история любви этих двух сердец не будет насыщенной событиями.
Шли годы, и Беатриче расцветала, становясь завидной невестой. Данте же продолжал быть участником ее жизни только как наблюдатель: будучи соседями, они виделись лишь издалека.
 Вторая встреча случилась только через 9 лет после первой. В этот раз Беатриче предстала перед влюблённым юношей в белом одеянии, что в затуманенном любовью рассудке 18-летнего Данте моментально дало подтверждение её ангельскому происхождению.
Однако заговорить с избранницей поэт не попытался - событие настолько вывело из равновесия, что единственное, что смог сделать юноша, - это, потупив взгляд, уступить девушке путь. В тот день Данте написал свой первый сонет. Этот и почти все последующие стихи будут посвящены Биче - любви всей его жизни.
Несмотря на встречи раз в несколько лет, Данте постоянно интересовался жизнью любимой через знакомых. Аналогичным образом поступала и Беатриче. Но это зарождало лишь слухи и домыслы. Поступки взрослеющего Данте, переданные через несколько уст, заставляли Биче ревновать. Такие действия очеловечивали избранницу в глазах влюблённого поэта, что не вязалось с образом ангела.
Поэтому при следующей встрече, на венчании общих знакомых, Беатриче не ответила на поклон Данте. Юноша настолько жаждал встречи, что, преисполненный чувств, не связал и двух слов. При виде этого подруги Биче стали подшучивать над волнением гостя, засмеялась и она. В тот вечер Данте, осознавший безуспешность попыток, поклялся больше не искать свиданий с Беатриче.
Слово он сдержал: это была их последняя встреча.
В 21 год Беатриче вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди. Событие ранило Данте, но не убило: он заранее смирился с разлучницей-судьбой ещё в ту последнюю встречу. Юному поэту достаточно было видеть возлюбленную издалека, ходить по одним улицам, дышать одним воздухом.
Но судьба с ними ещё не наигралась. Неожиданно, в 24 года, Беатриче умерла. А вот это сломало Данте. Для него, не знавшего другой жизни, кроме той, где владычицей мыслей и чувств была Беатриче, даже Всемирный потоп не смог бы стать значительнее её потери. Тогда 25-летний Данте поклялся обессмертить имя Биче и посвятить творчество только ей.
Возлюбленная, ушедшая так рано, стала проводницей Данте по жизни, о которой живой человек не может знать, той, что после конца. Беатриче стала причиной создания «Божественной комедии», на века растянув историю любви, у которой при жизни не было слишком много шансов. Поэт до последнего дня любил одну женщину, но поступал как... иногда поступают и далекие от искусства люди.
Через несколько лет после смерти Биче в жизни Данте появилась женщина, которая почти сравнилась в сердце поэта с первой любовью. Однако исход этих отношений снова не был счастливым: Данте обуревали ощущение измены и предательства по отношению к памяти о Беатриче, и роман закончился.
Следующей избраннице, по имени Пьетра, творец даже посвятил стихи, но описывали они обычную, человеческую страсть. Никакие последующие события в жизни поэта и близко не стояли к чувству к Беатриче, что не убила даже сама смерть.
Спустя годы после потери любви жизни, в 33 года, Данте женился. В это время он продолжал творить, вдохновляясь, тем не менее, образом Беатриче. Что на этот счет думала Джемма ди Мането Донати, ставшая поэту законной супругой и родившая 3 детей, история умалчивает. Их брак был не результатом любви, а договоренности между семьями, а сама супруга для Данте не стала музой даже на мгновение.
Поэтому, когда в 37 лет Данте изгнали из Флоренции, жена и дети за ним не последовали, оставшись в городе. Позже дети присоединились к отцу, однако с женой дороги больше не пересеклись.

Так почему Данте не женился на той, которую любил?

До конца дней поэт отождествлял образ Беатриче с божеством, недостижимым идеалом. Парадоксально, что, живя с чувством, разрывающим изнутри, Данте так и не попытался сделать шаг навстречу счастью, а женился по обещанию, которое дал еще в 12 лет. Историки полагают: попроси творец руки Беатриче, она бы согласилась. Почему же он не решился?
Думаем, что причина этого одна: Данте не нуждался в счастье настолько, насколько нуждался в музе. Как пишет Роберт Киркпатрик, влюблённый был настолько же далек от своей избранницы, как создатель далек от своего шедевра. Поэт не стремился к обладанию и даже сам об этом догадывался: его любовь была идеальной для того, чтобы упиваться, воспевать, но не проживать. Такая невозможная любовь по-настоящему не происходит, а поэтому и не умирает. До последнего дня Беатриче жила в жилах Данте и продолжила после, увековеченная в строках произведений.
Несчастная любовь подходит для стихосложения, поэтому поэты склонны игнорировать действия, ведущие к счастью, чтобы оставаться с причиной писать стихи.


Рецензии