Эссе о правде. На основе опроса в Прозе. ру

   Некоторое время назад я решил обратиться к читателям и писателям Прозы.ру с просьбой высказаться по поводу такого банального казалось бы понятия, как правда. И ответов получил много, более шести десятков, за что огромное спасибо всем респондентам. Эти рецензии-комментарии по своей сути являлись небольшим по объёму, но вполне себе достаточным коллективным сознанием, частью или срезом большого коллективного сознания, и в этом срезе было практически всё, чтобы написать на его основе резюмирующую авторскую статью. Которая является конечно же мнением, или версией автора, а не истиной в последней инстанции.

   Ответы же эти таковы:

   – Правда  у кажого своя, она сходна с мнением – наибольшее количетво ответов.

   – У правды сакральный (священный – В.Р.) смысл, и тесная привязка к чести, совести, отсутвию хитрости – второе по количеству место.

   – Способ поиска истины. Правда зависит от точки зрения, истина нет.  – 3  место.

   – Нечто, приятное для слуха.

   – Единство мысли, слова и дела.

   – Она в девяти заповедях.

   – «Нет правды на земле, но нет её и выше».

   – Это иллюзия.

   – Это то, что не ложь.

   – Она троична: человеческая, истинная, божья.

   – Она находится посредине представлений о мире.

   – Созерцание событий для здавомыслящих людей.

   – Свод правил, от слова право.

   – Способ представлений на основе своей конфессии.

   – «Правда» – это газета; чего только в ней нет...

   – Она не нужна, особенно в высоком смысле.

   – Нет никакой разницы между правдой и ложью.

   – Чистой правды нет – она непременно с примесью лжи.

   – Это то, что долго живёт в народе.

   – Она близка к истине.

   – Её неприятно слушать.

   – Это то, что невозможно опровергнуть.

   – «А что это такое? Я не знаю».

   – Субъективное отражение истины.

   – Это коллективное понятие, есть сумма разных правд.

   – Она из прави.

   – Это вера.

   – «Бог свободного человек».

   – Доказанные факты.

   – Истина соответствует объективной реальности, правда – духовной.

   – Неразрывна с ложью, это пара.

   – Субъективно истолкованный факт.

   – Правда есть, но ум её заправляет в двусмысленность.

   – Не прийти нам к заявленнму президентом единству, пока правда у кажого своя.

   – Правда всегда относительна, истина – нет.

   – Свет от Бога.

   – Душевно окрашенная истина.

   – Это искренность.

   – Это то, что не вызывает сожалений.

   – Это когда тебя не унижают.

   – Правда – она голая, а ложь всегда хорошо одета и ярко накрашена.

   – Не там вопрос задал автор – Проза.Ру для этого не подходит.

   – Вопрос этот задан не от большого ума.


   Последний ответ меня позабавил больше всего – я же как-никак, а родился с закваской юмора. Поэтому пришлось как следует призадуматься, то бишь поднапрячь свой небольшой умок... Хм, рассуждаю, не такое это простое дело в гости хо... то есть правду искать... Я ведь и сам с коллегами согласен, что правда у каждого своя, она чаще всего индивидуальная, конкретная. Ибо то, что у нас перед глазами вертится, мы видим хорошо, но что творится за спиной, можем уже только догадываться, если конечно в зеркало не подглядывать... Вот вам и объяснение нашего вопиющего «каждоправья» – оно коренится в слабости наших чувств и в недостаточности мышления, несомненно определяющих принципиально ограниченный уровень нашего человеческого знания. Хотя ограниченность эта может быть весьма широка и объёмна, про это ещё Сократ намекал.

   Также я с юных лет хорошо знаю, что у человека имеется вовсе не один, а несколько уровней сознания, от примитивнго, которое и сознанием-то не называют, а называт подсознанием, до сознания высшего, которое нарекают космическим, то есть надчеловеческим. Да-да – над... Оно поднимается над общечеловеческими понятиями и проблемами и пытается рассматрвивать всё с точки зрения (в предельном своём выражении) самой вселенной. Или с божественной точки зрения, то есть с абсолютной, всеобъемлющей... Хорошее слово тут в русском языке нашлось – всеобъемлющее, это когда ты своим сознанием пытаешься обнять всё. Хотя ешё Козьма Прутков настаивал – ну нельзя объять необъятное. Ну да, верно, руками точно невозможно, а надсознанием – кто его знает... Очень даже было бы неплохо.

   Да уж, почесал я затылок поразмышлявши, и решил танцевать... от статистики. Взял и поинтересовался, а сколько же слов у нас, родственных слову правда. И ого, их оказалась целая прорва – более шестисот! Ничего себе, мелькнуло у меня в уме – а словцо-то это, правда то бишь, совсем и не простое. А потому оно не простое, что эти однокоренные «правдашные» слова распадаются на разные несомые в себе смыслы. Чего тут только не оказалось: и правильно, и право, и правша, и правоверный, и управа, и заправка, и выправка, и расправить, и ультраправый и даже заправила, правдолюб и гуртоправ... И много чего ещё.

   Хорошенько и не единожды подумав, я рассортировал все понятия, скрывающиеся за словом «правда» и его производными, на четыре объёмных смысловых части. Так уж мне показалось, что они органично в эти разделы просятся, вот и рассортировал их следующим образом:

   – Во-первых – это ПРАВДИВОСТЬ. То есть та часть общего понятия правды, которая отвечает за получение и передачу точной информации. Ведь любой скажет, что иметь точную, правдивую (или верную) информацию очень важно в любых сферах нашей деятельности, как в теоретической, так и в сугубо прикладной.

   А такая интересная наука как кибернетика прямо горой стоит за точность обратной связи, когда управляющий центр получает неискажённо-верную информацию от управляемых им частей, в результате чего он реагирует на неё наилучшим образом, и вся система работает превосходно.

   Хотя мы-то с вами отлично знаем, что такое волюнтаризм человеческого управления, и дело тут не только в правдивой «инфе» от нижестоящих слоёв, но и в безошибочно-верном действии, на основе полученного знания, господ или товарищей управленцев. И тут много ещё есть куда расти, мягко говоря и политкорректно выражаясь...

   Также крайне важно передавать обучающимся правдивую, «взаправдашную», верную, неложную информацию о предметах обучения. А то в Средние Века школяров учили, что Земля якобы стоит... ну дальше все знают, на чём она стояла в головах у тогдашних учёных наставников. Дичуха это была полнейшая, ведь верно?

   Ну а как тренер по профессии, могу вас уверить в том, что модель выполнения упражнений и методы их освоения могут различаться у разных тренеров. Очень различаться... И залог превосходных результатов (без учёта способностей занимающихся) коренится как раз в точности или правдивости того знания, которое воспитатель передаёт воспитуемым. Это всем, я думаю, понятно. Ну, или почти всем...

   С прискорбием вынужден заявить, что состояние правдивости как в личном сожительстве землянинов, так и в здешнем социальном общении и сотрудничестве да-а-а-алеко отстоит от понятия точности, верности и безошибочности. Так далеко, что иногда просто диву даёшься, читая всяческие фейки и поглощая ложные мнения (как потом частенько оказывается) своих собратьев и сосестёр по разуму где бы то оно ни было. Увы-с.

   Поэтому в сфере правдивости матушка-правда у нас весьма кривобока, косноязычна (а иногда и нема), а также хрома, тугоуха и слепа на один глаз. Везде у нас наблюдаются свои частные секреты, личные тайны, гостайны, ложь во спасение, враньё для прикола, обман ради зла, лесть, похвальба, поклёпы, очернение, кричащая реклама, тонкая дезинформация и грубая фальсификация...

   Нехорошо всё это... Не по Правде с большой буквы П... Да и, как показывают события разворачивающегося на наших глазах общемирового системного кризиса, неэффективно, сиречь неполезно для людей как вида из отряда приматов, ведущего своё происходение прямиком из библейского рая, как о том поговаривают... Но это тоже может оказаться – есть такие подозрения исходя из вышеизложенного, – высокоумным древним фейк-ньюсом.

   – Во-вторых – это ПРАВИЛЬНОСТЬ. Это когда мы думаем и, главное, действуем безошибочно точно, выверенно, безукоризненно, оптимально, гармонично и даже (почти) совершенно.

   Правильность может быть умственной, теоретической, и чисто практической, физически-телесной. Это правильность расчётов, суждений, мнений, убеждений, умозаключений, гипотез, перерастающих в теории, а также обыкновеннейших наших повседневных действий, и самых сложных дел, на которые только способен человек. И второе тут важнее первого, ибо критерий истины (правильности), как всем известно, есть практика, в своём развитии – общественная. И тут у нас всплывает на поверхность важности такое качество как равновесие, или баланс. Физическая правильность дел, оказывается, теснейшим образом связана с понятием равновесия, устойчивости, меры, а неправильность, неправда, неверное выполнение чего-то – с нарушением равновесия, с потерей устойчивости или баланса, ведущих к икривлению, перекосу, уклонению, падению, разрушению и недостижению намеченного.

   Вот перед нами ребёнок. Он с огромным трудом учится совершать самые простые движения: повороты головой, вращение глазами, сучение ручками и ножками... Он учится действовать на основе физической двигательной правды (правильности), перемещаясь в этом интересном и опасном мире трёх измерений, где на него действует такая мощная сила как гравитация. Дело это сложное и серьёзное – двигаться по землице, будучи упакованным в «скафандр» тяжёлого физического тела. Не всем эта наука правды движений даётся легко, и далеко не все достигают в сиём деле сносных результатов, тем более вызывающего восхищение великолепия.
   
   Но есть и такие. С каким наслаждением и удивлением мы наблюдаем за отточенными навыками спортсменов, циркачей, танцоров, фокусников, да и просто специалистов своего дела в различных видах работы или развлечения. Мастера выполняют отработанные движения с минимумом ошибок, с наименьшей тратой энергии, с кажущейся лёгкостью и непринуждённостью. А какие умопомрачительные трюки порой они выполняют!.. Вот фигурист совершает несколько безукоризненных четверных прыжков – и публика в восторге ему оплодирует. А вот гимнаст, акробат, паркурист, канатоходец, штангист делают свою работу на оценку пять с плюсом. И зрители приходят в восхищение, ибо понимают всю сложность им тут демонстрируемого.

   А посчитайте, сколько раз тот же фигурист намеренно выводит своё тело из равновесия, и неизменно возвращается в него, тем самым соверщая головокружительные пируэты, притом не падая и часто даже не качаясь... Кстати и наша привычная ходьба есть не что иное, как управляемое небольшое падение вперёд с попеременной опорой на вовремя выставляемые вперёд ноги, что позволяет падать, не падая, и передвигаться таким образом весьма долго и далеко.

   Наш физический мир есть мир движения, и человеческий мир тоже, поэтому мы живём в обстанвке постоянного, системного, запрограммированного, если хотите, нарушения равновесия. И умение возвращать себя в устойчивое (равновесное) состояние очень у нас ценится и считается проявлением именно правильности как таковой, в конкретной привязке к своему ремеслу или увлечению.

   Ну а если кто-то из умельцев движения ошибается, падает, пропускает удар, не удерживает над головой тяжёлую штангу – это уже неправильно, не по правде у них получется, неверно, ошибочно. Хотя это случается с ними не так уж и часто – мастерство, как говорится, не пропьёшь. Впрочем и умелый каменщик, слесарь, токарь, повар, и представители других профессий тоже могут быть горды за свои безукоризненно отработанные правильные умения. Просто у последних не так много зрителей их повседневной работы, разве что они выступают на соревнованиях по профмастерству.

   Более развитую форму физической правильности демонстрируют нам различные общества, содружества, сотворчества, коллективы, бригады, ватаги, или даже мафии и банды. В том числе и такие многочисленные и крупные, как государства, союзы государств, всемирные организации и религиозные  конфессии... Ведь любой скажет, что работать вместе куда как сподручнее, чем одному. Чтобы мы при этом ни делали. Ведь всё вокруг – дома, дороги, мосты, целые города, а также сложнейшие машины и прочие изделия цивилизации – сотворены общим трудом многих людей, даже многих человеческих поколений.

   Спорт же, как все знают, является наглядной жизненной моделью нашего человеческого бытия, в данном случае спорт коллективный, командный, который пользуется у болельщицкой публики наивысшей популярностью. Ведь как бы отдельный футболист или хоккеист не был одарён и мастеровит, «один  в поле не воин», и ему ничего не светит в борьбе с командой соперников – он непременно им проиграет, причём с разгромнейшим счётом. Даже при эстафетном беге четвёрка равных по мастерству бегунов покажет значительно лучший результат, чем каждый из них в отдельности. И команды, ставшие чемпионами, проявляют наивысший (в данное конкретное время) уровень своей физической правильности, то есть этакой маленькой правды собственных планов, умений, приёмов и навыков.

   Ну а как тогда обстоит дело с ворами-карманниками, с карточными шулерами, с мошенниками или прочими жуликами? Которые тоже могут достигать виртуозности в своих нехороших делах и делишках? Или с палачами, большими умельцами причнять физичекую боль своим жертвам? Ведь и они демонстрирут свои доведённые до наглядного мастерства навыки, только никто им аплодировать не будет, кроме тех наверное, кто заказал им такую работёнку, или кто одного с ними поля ягоды.

   Я уже не говорю про коллективные организации отрицательного порядка, от мелкой воровской шайки до какой-либо дикой алчной орды, агрессивной империи, тиранического государства или хищного военного блока. Демонизированные, до духовного предела эгоцентричные религиозные секты тоже туда входят, естественно.

   Да, и они физически могут быть вполне себе правы, то бишь они правильно, умело насобачились творить гнусные свои делишки, но... эти их действия не коррелируют, говоря научно (корректус по-латински означает исправленный, правильный), с более высокими уровнями правды, с уровнями, где царствует госпожа нравственность, а нравы – это вообще-то нервы общества, и это важнее правды самостной, личной, частной, индивидуальной, а тем более сугубо шкурной или явно эгоистической.

   Делаем вывод по данной разновидности правды, или по правильности умений и дел. Правильным здесь мы несомненно признаем достижение такого уровня в физических движениях и умственных операциях, которые имеют исключительную устойчивость, повторяемость, соразмерность, и тяготеют к максимальному равновесию при постоянном выведении из равновесия ради движения к цели всего тела, отдельных его частей, или коллективного «тела» некоего общества без привязки к морально-этической оценке их деятелности... Ну, или выведения из равновесия нашего ленивого в общем-то мозга ради того, чтобы он работал наиболее точно, верно и продуктвно, опять же без нравственного критерия.

   – Поэтому в-третьих мы выделяем такое понятие правды  как СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

  Это слово родственно слову «правда». Основной корень тут «прав», а также есть второй корень «вед», из которого происходит странное слово «ведливость». А что это такое, ведливость?.. А это, по моему мнению, наполненность неким веданием, по аналогии со словами «сонливость», «говорливость» или «болтливость». Приставка же «с» означает существование «ведания правды» во многих (не в одном лишь) сознании.
 
   Поскольку правильность как таковая – это равновесие мысленно-деятельных процессов как у одного человека, так и у части, или у всего общества. А общая, коллективная, групповая или народная правильность – это соответствующая своему обществу справедливость, одинаково или близко по смыслу понимаемая, зиждущаяся на фундаменте нижестоящих уровней правдивости и правильности. Притом полезная для того или иного общества, а в высоком своём развитии – для всего человечства, или даже (тут пофантазируем) для сообщества космических народов. Кроме того показавшая свою верность и эффективность в длительном временном промежутке... И, само собой разумеется, не абсолютная, не окостеневшая, а живая,  развивающаяся, обретающая новые смыслы, имеющая возможность заблуждатся и искать новые верные пути.

   Ведь своя справедливость (свои понятия, собственный свод правил) имеется и у преступников. Только она у них имеет чёткие узкие контуры, то есть она сильно ограничена, а значит и не всеохватна. При этом коллективная народная правда или устойчиво-развитая конфессиональная правда намного шире и ёмче правильности (справедливости) узких по отношению к ним группировок отдельных гордецов (от слов «городить», «ограждаться», то есть отделяться от целого ради своего эго-самости).

   Другими словами люди деструктивной минусовой «заряженности» по отношению к обществу в целом (преступники) могут прекрасно владеть очень точными данными о делах социума (правдивостью), и притом весьма умело, физически правильно оперировать навыками своей воровской профессии (быть специалистами воровства, грабежа и изощрённого обмана), и при этом они со своей узкой «справедливостью» не вписываются в более широкую справедливость – в справедливость общенародную, а тем более в общечеловеческую. Преступник может считать себя справедливым или порядочным человеком в своей группировке, но эта его порядочность будет оценена народом как твёрдость и убеждённость в лихом деле народного обездоливания ради собственного процветания. Она будет мелковата для более высокого уровня правды, и даже этому уровню враждебной.

   Также к групповой справедливости, или ограниченной правде относится и т.н. право (юридическая категория), устанавливающее законы в государстве. Это право никогда в истории не было по-настоящему справедливым, извините за тавтологию. Законодательное право всегда создавалось не в интересах всего народа, а в интересах властной группировки, лишь своей частью защищая и простой народ от преступников, например от воров, убийц и разбойников. А так оно всегда горой стояло за разных господ: за рабовладельцев, феодалов, буржуа или «представителей народа» при социализме... Также государство может защищать национальные интересы одного из входящих в него народов (националистическое или нацистское государство), или одной из конфессий (государство теократическое), подавляя прочие народы или вероисповедания.

   И чтобы снять противоречие между различными групповыми правдами-справедливостями, нам необходима ещё одна испостась правды, повыше их рангом. Наверное она и есть высшая стадия системы разных правд в общечеловеческом сознании, и она называется

   – ПРАВЕДНОСТЬ.

   Я не буду здесь особо углубляться в этимологию слова «правда». Замечу лишь. что слово это древнее, общеславянское, корни которого имеются и в некоторых других индоевропейских языках. Скажу только о том, что суть этого слова, его глубинный смысл проистекает от понятия света, или видимости, освещённости. Чему противостоит тьма, причём в своём древнейшем буквальном смысле, как нечто, препятствующее возможности увидеть и познать окружающую реальность. Это противостояние дня и ночи, или светлого периода, когда всё вокруг хорошо видно, и в общем-то всё видимое понятно – и периода тёмного, когда всё в тумане, ни зги не видать, и кругом опасность и неизвестность.

   Само собой разумеется, на нашей планете главным «осветителем» всего и вся является наша звезда-солнце, поэтому в индоевропейских языках так много словесных «солнечных» корней. И слово «правда» тоже, по моему мнению, «солнечное». И даже в переносном смысле слова это так, не зря же говорят «свет правды», «выявление правды или истины» – а явь, она же реальность, как раз показывает себя именно при свете, когда всё проявляется, проясняется, а во тьме «все кошки серы», и все тайные плутни-махинации шиты-крыты тьмой людского незнания.

   Так вот, о праведности. Праведность ИМХО есть иерархически наивысший уровень всех предыдущих видов правд. Она, как самая маленькая матрёшка, прячется в глубине других матрёшек, других правд, побольше и побщепринятее, чем она, но которая является куда более важной для общего сознания нежели правды конкретные и личные.

   Ещё древние греки говорили – мера во всём. Мера – это равновесие, баланс, устойчивоть, гармония,  нечрезмерность... Максимальную меру, или равновесие в нашем коллективном многотысячелетнем сознании воплощает в себе Бог, который для атеистического мышления является выходящим за пределы физического освидетельствования над- или метафизическим «сверхполем» (единым полем) вселенной. Хотя можно его назвать и «под-полем», поскольку оно должно охватывать собою всю вселенную и быть до того «мелкосущностным», что ни один физический прибор его не зафиксирует.

   То есть оно как бы не существует, но оно есть, это сверхполе, иначе вселенная была бы внесистемна и хаотична, а она именно системна и управляется строгими законами и, выходит, подобное уравновешивающее всё сверхполе действительно есть. Это такой словно бы незримый «стержень», или центр равновесия, вокруг которого всё и вся крутится, не впадая при этом в хаос никчёмности. Как у Земли есть невидимый виртуальный стержень, или ось, вокруг которой она и вертится  в пространстве. Да и у звёздных систем и галактик тоже.

   Поэтому нравственность или этика (с вытекающей из неё моралью) и есть достигнутый нашей цивилизацией наивысший уровень осмысления РАВНОВЕСИЯ человеческого бытия. Причём равновесия системного, обобщённого, от сугубо личного до макимально коллективного.

   А поскольку планетарное человечество у нас пока не сложилось в единое целое, а находится на стадии квази-феодальной идейной и общественной раздробленности, то и в различных вариантах этики, или свода духовных правил, у нас имеется немало разночтений. Не было бы подобных разночтений – по сути вышеописанного банального неравновесия, – можно было бы создать единую этику, или единую духовную всеземную систему. И тогда мы, люди, словно бы перешли в следующий космический класс вселенского сознания, класс объединённого планетарного человечества, и наступил бы «на земле мир, а в человецех благоволение». Увы, до этого пока весьма не близко.

   Хотя и сейчас, читая философскую или духовную литературу – то есть общаясь с коллективными сознаниями различных человеческих обществ, сгущённо-мысленно выраженными в то или иное время отдельными выдающимися личностями, – не устаёшь поражаться сходству их смыслов и призывов. Да, у них есть нестыковки друг с другом – но общего, согласного намного больше. В конце концов все люди хотели бы для себя и своих близких добра и блага (а у близких есть свои близкие, у тех свои, и так далее...), а добро и благо – это вообще-то сущностные синонимы слова «правда».

   И здесь всем нам предстоит сделать ещё немало, дабы все правды в мире соединились в одну большую равновесную человеческую Правду на букву П, и все мы сделались истинными праведами или праведниками, и чтобы этой важнейшей науке учились в школе, как сейчас учатся арифметике, чтению и письму. И в этих школах ученикам рассказали бы про простую формулу Правды, где:
 
   ПРАВДА = ПРАВДИВОСТЬ + ПРАВИЛЬНОСТЬ + СПРАВЕДЛИВОСТЬ  + ПРАВЕДНОСТЬ, в которой все части важны и тесно взаимосвязаны.

   И тогда, чтобы «жить не по лжи», а по правде, нам нужно будет соединить эти конкретные правды в одно целое,  в одну большую человеческую ПРАВДУ.

   И здесь мало будет иметь в своём распоряжении максимально точную, правдивую информацию, чтобы быть своеобразным мудрецом в себе. Ведь на основе этой основной теоретической правды непременно надо будет научиться:

   – совершать поступки, двигаться, творить и существовать правильно, без ошибок, заблуждений и перекосов. То есть гармонично-безупречно, и тут открывается большое поле для нашей деятельности, часто совсем «невспаханное».

   – быть справедливыми, что означает уметь распределять благо собственных достижений в правильности на всё общество. Это сейчас кричащая тема, ибо перекошено в сторону гордого эго слишком много.

   Да и справедливым надо постараться быть не только лишь для своей общности, малой или большой, но и для всего человечества, всей биосферы, всей планеты Земля... И ещё выше в иерархиии вселенной, буде нам откроются такие пути вселенского единения.

   Наверное это когда-то непременно будет, а в слове «наверное» кроется корень «вер», который прямиком приводит нас к словам «верно» и «вера», к «vero» и «veritas», а значит к истине и правде.

   А посему – ура!

   С благодарностью к неравнодушным авторам, принявшим живое участие в этом опросе. В. Радимиров
   
   


   


Рецензии
Здравствуйте, Владимир.
Отличное, глубокое психологическое эссе, но вот насчёт подсознания с Вами не соглашусь. Подсознание и есть интуиция и оно даётся не всем, поэтому далеко не все умеют принимать правильные решения и избегать крупных неприятностей.

Правда - это Божественные заповеди, там всё кратко и доходчиво, как таблица умножения (ни прибавить, ни убавить), но, конечно, много нюансов, которых в земной жизни, увы, не избежать.

Отсюда и разногласия, непонимания, недомолвки.
Не все хотят жить по правде, но я верю в Бога и уверена, что каждый из нас будет держать ответ перед Ним в конце жизни.
Всё просто.
С уважением,

Лариса Малмыгина   22.11.2024 23:14     Заявить о нарушении
Здравия, Лариса! Подсознание весьма загадочно. Главная его задача - управлять триллионами клеток и различными системами организма. Автоматически...
Но вот есть ещё и вдохновение, и поток сознания из неких сфер неосознаваемого. Я сам его испытывал не раз. Думаю, это к подсознанию не относится - это над...
Спасибо!
С уважением

Владимир Радимиров   26.11.2024 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.