Дорожные истории. Путёвка

Друзья, К2 сердечно приветствует вас!

Представляем вашему вниманию новую дорожную историю, любезно предоставленную автором под псевдонимом Тётя. Приглашаем всех желающих побеседовать о произведении и поделиться впечатлениями.

***

Автор - Тётя


ПУТЁВКА

 
   Место Андрей выбрал около водителя:   
     - Здесь можно?
     Тот кивнул в ответ.
     Хороший обзор через лобовое стекло «лендкрузера» устраивал ладно скроенного мужчину лет сорока. Да и за спиной находились все надоевшие настырными предложениями выпить.
     Андрей не считал себя эмоционально неуравновешенным человеком. Это у его жены был вспыльчивый, прямо-таки реактивный характер.  Он же руководил хоть и небольшим штатом сотрудников, таких как и он, математиков-программистов, но всегда, даже когда дирекция НИИ средств автоматизации урезала финансирование отдела, старался добиться полного взаимопонимания с коллегами.
     Однако мужики в звании туристы стали раздражать чуть ли не сразу. Чувствовал, что может не сдержаться. Жара делала своё дело. Особенно во время утомительной езды по бездорожью.

     Когда вдали вдруг, откуда ни возьмись, появился путник, Андрей заёрзал и несколько раз вопросительно взглянул на спокойно смотревшего перед собой водителя. А навстречу машине устало брёл сын. Отчётливо виделось, как, выбиваясь из сил, едва переступал ногами малой. Но по мере того как приближались, долго не мог поверить отцовским глазам, что перед ним врытый в песок шест. Озирал с недоумением, пока не проехали.

     Сыну должно было исполниться восемь без него. Потому перед отъездом Андрей созвонился с супругой, а получив разрешение заскочить, целый час по-всякому старался расшевелить загрустившего пацана, что даже пообещал привезти крокодильчика, верблюжонка и страусёнка – всех, кого вспомнил. Видел же здесь пока лишь ящериц, да и те улепётывали, казалось, от одного взгляда на них. Да ещё, наверно, лиса испугано, но из любопытства высунулась из-за немаленьких кактусов с длинными колючками и смешно повела носом в его сторону, когда в поисках уединения он отошёл далеко в пески от остановившихся на отдых шести внедорожников.

     Нет, он здесь не пил сомнительный алкоголь. Купил в дорогу воды. Прикинув по деньгам, попросил зелёную банку полюбившегося «7 UP». Указал на пакетики с жаренным без соли арахисом, вялеными финиками и chips vinegar *. Рассовывая всё по карманам рюкзака, решил напомнить седому в белой вязанной тюбетейке продавцу о расчёте. Протянул руку, потёр большим пальцем о кончики других и пояснил: «Ченч!» Но так и не дождался сдачи. Махнул ладонью и рассмеялся: жест, можно сказать, международный, был наверняка понят, но проигнорирован.
      – Бакшиш, – чуть услышал сказанное худощавым арабом в коричневой жилетке поверх выцветшей в полоску рубашки с рукавами, не скрывающими острых локтей тёмных рук, проворно снующих с товаром и непривычными купюрами и монетами.
     Мухаммед же, что торговал всякой всячиной на углу узких улочек около отеля в «бакшишке», прослывшей у русскоговорящих туристов самой дешёвой, обслуживал сразу несколько человек в очереди и, посматривая в открытую дверь, качал головой и бурчал что-то по-своему. А там пьяный люд рассаживался по машинам.
     Разобрав слово «мох», Андрей попросил инструктора – проводника по Большой песчаной пустыне организованного в отеле тура – перевести. Тот сначала мялся, а потом пояснил, мол, совсем нет ума так себя вести:
     – В пустыне глазам доверять нельзя, они запутывают и без того разгорячённый мозг, так на него влияют бесконечные пески, безлюдье, безводье.

     – Поехали искупаемся! Спасу нет от зноя, а там аж два озера, – предложили за спиной Андрея.
     – Это миражи. Тебе кажется, – прозвучало в ответ.
     – Вид впечатляющий, так и тянет к прохладной синей водной глади.

     Но если кому-то среди барханных песков чуть впереди справа по ходу движения машины мерещились озёра с чистейшей голубой водой, то Андрею виделись выцветшие блеклые глаза матери, оживившейся лишь когда она, неизлечимо больная, уговаривала сына поехать по горящей путёвке в Египет. Теперь он глядел в них, не отрываясь, забоявшись, что может случится непоправимое: «После похорон отца ты совсем сдала – вон и лицо уже всё в морщинках».
     – Не закрывай! – неожиданно для себя самого попросил громко вслух.
     – Аллаху Акбар! – водитель явно пытался отвлечь.
     Андрей повернулся: пред ними за лобовым стеклом до самого горизонта, насколько хватало глаз, тянулась бесконечная равнина, однообразная песчаными волнами, разрезаемыми колёсами автомобилей, ехавшими впереди.

       – Смотрите! Это же «ЗиЛ» едет. О-о-о! Да ещё флаг на кабине развевается! Сейчас встретимся! – опять послышался в салоне джипа знакомый голос.
       Андрею же виделось, как по водной ряби озера навстречу плывёт пустая лодка. Раскачивается беспомощно, лишенная вёсел. Нахмурился. Вспомнилась жена в зелёном купальнике и соломенной шляпе с широкими полями. Свесив за борт ноги и болтая ими в воде, она вдруг начала читать стихи:

«А миражи не вечны… Тают и у-б и-в а-ю т…
Люди мосты не сводят. Люди мосты сжигают.
Люди возводят стены. Те, кто сильней, – взберутся.
Те, кто слабей… Ну что же… – Пусть со всей дури бьются
Лбом о холодный камень. Крылья пускай ломают.
Люди мосты не сводят. Люди мосты сжигают…»

       Он тогда так удивился, что перестал грести и, хлопнув веслом, обдал брызгами, а она продолжила с вызовом и громче:

«Люди закрыты. Люди – бьют дорогих и близких,
Тех, кто хоть что-то значит в их черно-белой жизни.
Словом ли, делом, взглядом. Даже порой молчаньем.
Просто исчезновеньем. Резким и без прощанья.
Любят?.. Едва ль… – циничны, ветрены и капризны…
Тем, кто хоть что-то значит в их черно-белой жизни,
так н е- л е г- к о…»  **
 
     По слогам сказала специально. И он сначала легонько коснулся загорелой спины веслом, а затем надавил и столкнул. Стихи не понравились: «Что за намёки?»
      Она же вдруг с головой ушла под воду и долго не всплывала. Не сразу сообразив, что шляпу подхватило течение, он побросал вёсла и прыгнул. А потом, жадно хватая воздух ртом, долго приходил в себя и не пойми что чувствовал, а жена била по воде руками, плакала, кричала, что беременна, а он напугал до смерти.

       «Может, потому сын такой заторможенный, отстаёт в развитии от сверстников по мнению врачей, учителей, замученной этим несоответствием жены?» – Андрей смотрел завороженно на лодку, которая приближалась, покачиваясь на волнах.
       Подъехали. На песке стояла покрышка от грузовика. Брошенная. Издали кому-то показалась машиной. Андрей же пытался понять и не находил ничего общего с лодкой в шине средних габаритов, занесённых на треть песком.
 
       Когда «Тойота Лендкрузер» уже мчалась по асфальтированной дороге среди песчаных дюн с редкой растительностью, в лобовое стекло как на экране огромного телевизора далеко-далеко впереди Андрей увидел птицу, которую принял за курицу с тёмным опереньем, клюющую что-то на обочине. Даже поискал глазами возможное жильё, и показалось, есть домики вдалеке. Но, к его изумлению, птица начала расправлять крылья. Выпрастывать вправо-влево. Они увеличивались и стали немаленькими в сравнении с телом и головкой. Оторвавшись от земли, тяжело и медленно она стала набирать высоту. И он понял, – птица не успевает. Дорога в этом месте делала крутой вираж влево, а водитель не думал тормозить. Джип вот-вот должен был пересечь траекторию её полёта.
       «Давай, давай выше! Выше!» – Андрей невольно втянул голову в плечи. Размах крыльев огромен. На миг стало не видно дорогу. Водитель, пригнувшись к рулю, вписался в поворот. Андрей услышал. Удар был глухим. «Эх! Задел. Не успел!»
       – Орёл, орёл, – раздались возгласы в машине. – Вот это, да-а-а!

       Остановились на перекус, и Андрей узнал, в других машинах видели, как орёл плавно опустился опять на обочину дороги, а те, кто ехал ещё позже, заметили его уже лежащим. «Не долетел до гнезда…», – мужчина отошёл подальше от машин и людей, а опустившись на горячий песок, вдруг ясно осознал, как хочется домой – увидеть малого, жену, мать.

       В ближайшем оазисе Андрей купил своим женщинам белые верблюжьи одеяла, а для сына сделал много снимков только народившегося маленького почему-то кучерявого верблюжонка, смешно и неуверенно стоящего на тоненьких ножках.

        В оазис въехали через пальмовый лес, а выезжали среди посаженных в шахматном порядке плодовых деревьев: «инжир, или фиги на английский манер» росли из потрескавшейся серой земли. «Неужели песок отступил из-за полива?» Дорога была также испещрена трещинами. Темнело. Водитель спешил. Показалось, свернул не туда на развилке. Решил вернуться.

     Машина забуксовала, съехав с твёрдой поверхности. Сначала это позабавило Андрея. Случилось первый раз и под конец путешествия. Авто толкали, но он вяз в песке глубже. А рядом были два дома, обнесённые глухими выше человеческого роста заборами. Глаза не находили ни намёка на ворота или какой-то вход-выход в каждом из них. Без каких-либо крон деревьев над ограждением и из-за жалюзи-ставен на окнах верхних этажей, видимых с места буксовки, дома казались Андрею нежилыми.

     Солнце садилось и всё вокруг растворялось в сине-серых сумерках. И тут – Андрей готов был не верить глазам – от забора ближайшего к ним дома заскользили по песку силуэты в галабеях и замотанные в платки так, что только рост и габариты фигур под свободными одеждами выдавали мужчину или женщину. Все несли в руках различные доски, камни и даже пару лопат.

     – Шукран! Ахмед…, – радовался водитель и, назвав имя, говорил что-то ещё каждому мужскому силуэту. Женская часть процессии и, возможно, старики и дети, освободив руки, потянулись обратно гуськом по натоптанной тропе. «Человек десять, не меньше…», – где-то полуметровой длины доску Андрей принял у девочки. Хихикнув, она спряталась за силуэт женщины, а та направила её на стёжку в песке.
 
     Оставшиеся около машины мужчины активно включились в процесс ликвидации пробуксовки. Отгребали песок у колёс, укладывали принесенное и, раскачав, все дружно вытолкнули автомобиль из образовавшихся в песке ям на твёрдую поверхность.

     Андрей вдруг понял, что им с женой надо сделать: «Только бы ты согласилась на дочку…»

   
 
* chips vinegar - картофельные чипсы со вкусом уксуса
** стихи автора Аномаль (из интернета)


Рецензии
Приветствую автора. Сказать хочу вот что: все эти миражи-превращения, конечно, интересны. Я сама такое люблю, нередко вижу то, чего нет, и что на поверку оказывается чем-то другим. Но. В рассказ это вплетать нужно очень аккуратно. Это должно играть! И играть на сюжет! П.что метаморфозы сродни иронии, которая в больших количествах разъедает ткань повествования. Вот и здесь - сплошные превращения, которые за собой ничего не несут. Они нужны лишь для того, чтобы автор рассказал о прежней жизни героя читателю.
В идеале же появление миража сына просто обязано дать в сюжете параллель из жизни его семьи в данный момент. Вот тогда этот мираж в рассказе будет обоснован. А пока он здесь для того, чтобы читатель сказал: а, понятно, у него есть сын.
Или: если в рассказе герой видит мираж матери в пустыне, то в реальности дома – мать должна умереть. Иначе к чему показывать эту картинку?.. Чтобы все поняли, что у него еще и мать есть?
Т.е. сейчас у вас это такой способ знакомства читателя с семьей персонажа. Не с самим героем даже! Миражи не показывают душу героя, его тоску по дому, по семье, и никак не помогают ему в осмыслении им собственной жизни и себя: испытывает ли он чувство вины, беспокойства... что он чувствует? Почему картинки-то всплывают?
Далее…
Герой - "физик" (математик-программист) - сообщает автор. Но показывает типичного "лирика", и даже более того – малодушного и податливого ботаника. Тут не только миражи на каждом шагу, но и стихи в подробностях (наизусть помнит), и сознательно оставленная больная мать (которая за время его путешествия может умереть, но ему так хотелось сбежать из дома, да?), и брошенный на жену восьмилетний сын с его «не ко времени» днем рождения.
Не знаю, доступно ли я объясняю, понимаете ли вы меня, автор.
Если сказать по-простому, то… Вы показываете 40-летнего ребенка, живущего в мире своих фантазий. Он от семейных трудностей укатил по горящей путевке в Египет. Да, это мама его убеждала. Смертельно больная. Но он согласился. И уехал. И день рождения сына его тоже не удержало. Но финальная фраза – хочу дочку! Она ему зачем? Какой вывод я как читатель должна сделать из всего, что вы мне здесь показали?

И да, на мой взгляд, это тоже не дорожная история. А что это, я не знаю )

Светлана Малышева   08.11.2024 19:30     Заявить о нарушении
А меня поразило обилие "рюшечек" в каждом предложении:немаленькие кактусы с длинными колючками; зелёная банка полюбившегося пива; жареный без соли арахис; седой в белой вязаной тюбетейке продавец; худощавый араб в коричневой жилетке поверх выцветшей в полоску рубашки с рукавам и т.д. и т.п. Всё это усложняло чтение и не прибавило ничего нового в развитие сюжета... Остальное вам сказала Светлана. Привет всем

Тамара Пакулова   09.11.2024 10:15   Заявить о нарушении
Доброе утро. Извините, не ответила сразу по техническим причинам. Прочла вчера после девяти часов вечера. Поняла, что в издательстве отказали.) По тем же причинам оправдываться буду постепенно - по мере возможности.

Тётя

Автор Хочет Сказать   09.11.2024 10:25   Заявить о нарушении
Всегда было любопытно - смогу ли написать о том, что было не со мной. Боязно было увидеть: "не верю!") Волновала очень сцена в лодке, когда мужчина столкнул жену веслом в воду из-за стихов.
Хоть и звучала во мне песня -
"Миражи, миражи на горизонте,
И кружит, и кружит над нами солнце,
И дорога течёт в небесной сини,
Как в песочных часах песок пустыни.
Караван, караван. о-о-о..." - и можно было где-то вставить её в текст, но показалось это избитым даже в эпиграфе отметить, а в стихах вся суть взаимоотношений мужчины с женой.
Теперь понимаю, что наизусть он их помнить вряд ли мог. Вы правы, Светлана.

Автор Хочет Сказать   09.11.2024 13:39   Заявить о нарушении
\\а в стихах вся суть взаимоотношений мужчины с женой.\\
Т.е. вы как прозаик сдали без боя свои позиции поэту? Испугались взять ответственность за своего героя на себя и сбросили её на другого автора. Это не есть хорошо. Костыль в виде чужого текста в Вашем не помогает рассказу стоять. Наоборот - мешает как пятое колесо телеге. Зачем читателю многословная проза, где еще надо разобраться, что к чему, если в стихах всё оптимально коротко и ёмко?

Светлана Малышева   09.11.2024 14:03   Заявить о нарушении
Да, получается так. Пропала необходимость рассказывать, что он появлялся дома поздно с работы, да и выходные часто проводил с сотрудниками - //старался добиться полного взаимопонимания с коллегами// - показалось, достаточно этой фразы.

В целом по сюжету ставилась задача показать, как поездка по песчаной безжизненной пустыне с бесконечными миражами, вернёт мужчину в семью. Понятно, что они уже не живут вместе? Потому что //это у его жены был вспыльчивый, прямо-таки реактивный характер// - о ревности женской тоже не хотелось говорить прямо. Разошлись по разным квартирам - не разводились же. На том, что он живёт у матери не хотелось делать акцента. И у меня же не написано, что она в таком критическом состоянии, как вы говорите. Просто сын в пустыне увидел таким её лицо из-за "морщинистого"/волнистого рисунка песчаных дюн, надуваемых ветрами.

Этот текст чистой воды эксперимент - по путёвке так далеко не ездила.) Потому избегала названий городов, оазисов, самой пустыни. Но в интернете посмотрела улицы около Консульства России в Александрии - искала возможный отель с русскоговорящими туристами. Чтобы было правдоподобнее разместить около него лавку Мухаммеда. А миражи собирала - они должны были как бы сами собой нанизываться на нить повествования, словно чётки в руке Мухаммеда перебираться. Перечитаю - их действительно много?!

Автор Хочет Сказать   09.11.2024 16:13   Заявить о нарушении
Всем привет!
Меня миражи не напрягали, даже наоборот, вызывали интерес. Для меня в рассказе другая беда - он мне кажется незаконченным. Словно это начало с замахом на повесть и дальше следует продолжение, а вот его то и не показали.

Чёрная Палочка   09.11.2024 16:53   Заявить о нарушении
Всем добрый вечер.) Тамара, внимание к деталям - (рюшами вы их назвали?) вызвано желанием убедить себя в реальности происходящего в тексте. В своё оправдание даже записала цитату из фильма: успехи человека в жизни - совокупный эффект его внимания к деталям. Какое кино смотрела не запомнила. И это был перевод с английского на русский.
Пересмотрю текст - каждое предложение. Хочется в это верить.)

Автор Хочет Сказать   09.11.2024 19:17   Заявить о нарушении
Добрый вечер. Я все понял! почему не дорожная история, две недели понадобилось)) Светлана видит, что это должны быть приключения в пути. У тети (и у меня) размышления/воспоминания героя в дороге, которые должны привести его к поступку, осмыслению...
Привет, Тетя. Может еще кто из родственников подтянется))
Наверное я читал не правильно, мне хватило... Я представлял эти миражи и их превращения, понимал задумку автора - через них передать переживания героя. Соглашусь с Линой: не хватило "законченности", а критический взгляд в полной мере отражен в рецензии Светланы (не поспоришь)
Меня другое смутило: было ощущение - "по мотивам... или по следам бременских музыкантов". И псевдоним (Тетя -Дядя), и включение в текст стихов ( песни у Дяди) и в общем-то миражи (не забыть бы про себя любимого)- видения Героем вариантов аварии.
что ж , не плохая ответочка)

Олег Сёмин   09.11.2024 20:09   Заявить о нарушении
Олегу:
\\через них передать переживания героя.\\

Так в том и дело-то, что никаких переживаний-то не передано. Пустые картинки, за которыми ничего нет. Мираж сына вызвал только недоумение. Т.е. сын у него вызывает чувство недоумения, и всё? Ни любви, ни тоски, ни сожаления. А то, что в этом видении сын так тяжело идет, должно говорить о том, что в реальности он болен (или заболел только что). И у любящего отца должны появиться какие-то живые чувства. Ну, так-то, если следовать логике художественного мира. А у него только недоумение. Нет продуманности в этом прои.

Светлана Малышева   10.11.2024 08:34   Заявить о нарушении
По логике, если человек нормальный, но случилось притупление чувств от бытовой рутины, после всех этих миражей ему должно до нетерпимости захочется домой. Причём, не только к жене, но и к матери, и к сыну. Совесть должна проснуться и заговорить громким голосом. Конфликт внутренний должен возникнуть, душевный разрыв. С одной стороны чувство, что прав, сколько ещё можно терпеть эту рутину, тону в депрессии, дайте глотнуть кислорода, отдохнуть от вас всех вместе взятых. С другой стороны, гложет чувство вины, ну как я мог в такое время так поступить? Как там мама? А если что с сыном?А если что совсем плохое? Маятник такой душевный, метания, от убеждения себя в правоте, до обвинения в черствости и эгоизме.
Но тогда, это, наверное, уже будет не лёгкая дорожная история, а рассказ с уклоном в психологизм. И в итоге герой должен найти выход из душевного разрыва в действии. Позвонить матери, сорваться и внезапно уехать домой. Словом, совершить поступок, который этот внутренний конфликт разрешит.

Чёрная Палочка   10.11.2024 09:00   Заявить о нарушении
ну, там в тексте есть строчка, где он сел на песок и осознал, что хочет домой к жене, сыну, матери. Но она так глубоко и далеко упрятана в этих рюшах, как правильно Тамара заметила, что ее не видно, и состояние это не чувствуется. Просто декларация. Психологизма тут и не хватает, на самом деле. А если автор хотел легкое дорожное путешествие со всякими миражами, то не нужно было эти миражи к семье привязывать.

Светлана Малышева   10.11.2024 09:12   Заявить о нарушении
Согласна. Что имеем в итоге? Два пути, если работать над рассказом. Первый - показать лёгкое приключение с удивлением причудливыми миражами, второй - сделать миражи триггерами пробуждения совести со всем вытекающим психологизмом

Чёрная Палочка   10.11.2024 09:19   Заявить о нарушении
Спасибо! Поняла, что покупки двух белых верблюжьих одеял женщинам и фотографии малого верблюжонка для сына недостаточно. Мало. Ночью этой решила, что надо было надоумить Андрея привезти пацану длинные иголки от кактусов и кудряшки того верблюжонка: попросил бы отрезать ножницами кого-то из местных (чтобы хоть какие-то детали были связаны с сюжетом). Не знаю, как вам, но мне было сложно придумать, что привезти в подарок из пустыни всем, кто дорог моему герою - не песок же везти. Про коллектив даже не думалось и не вспоминалось почему-то.

Спасибо огромное! Такой неожиданно крутой разбор моих полётов.

Автор Хочет Сказать   10.11.2024 13:01   Заявить о нарушении
"лучший мой подарочек - это ты!" (с)
Себя ему надо привезти в первую очередь. Себя. Эгоист он пока что.
Всех бросил, оставил и уехал развлекаться. Нужны ли сыну фото из пустыни, если отец ради них на его день рождения плюнул? Нужны ли жене платки, если она одна тянет "заторможенного" сына в одиночку? И даже его финальное "прозрение" про дочь - это опять про себя-любимого, а не про семью. Не про жену уж точно.

Светлана Малышева   10.11.2024 13:09   Заявить о нарушении
Доброе утро всем! Олегу. Я тоже понимаю, что в дорожной истории должны быть приключения в пути. И то, что у меня орла сбил водитель, не уступив ему траекторию движения, а потом ещё завяз в песке так, что местные жители вышли помогать вытаскивать автомобиль, - это не считается. Миражи/видения моего героя в дороге перевесили, но к решительному поступку и правильному (как у вас) осмыслению так и не привели.
Ваша история растрогала меня до слёз, а история Дяди заставила взглянуть на себя в зеркале критичнее что-ли... - она самая дорожная получилась.
Ник Тетя придумать было несложно по аналогии. Думала даже в названии пойти по следам - "Срослось. Почти." Но засовестилась - явный перебор. И теперь понимаю, о какой "законченности" сказала Лина, и почему вы согласились.
Включение в текст стихов (песни у Дяди) и в общем-то миражи - видения вашим героем вариантов аварии - это лишь совпадения случайные - не нарочные.

Вчерашнее событие в тему. Ездили на болото - полюбоваться поздней осенью - там мостки проложены и можно пройти, не намочив обувь. Машин было немного на дороге в лесу, и лес почти прозрачен. Потому увидела, но разглядеть не успела, как кто-то большой приближался, летел стрелой - нёсся среди деревьев. Водитель ахнула, крутнула руль, что-то тёмное и большое обогнув, и мы оказались на встречной полосе. "Лоси!.." - сказала она, возвращая машину на нашу, правильную полосу и смотря в зеркало заднего вида. Сказала, что один был с рогами, а второй, которого видела я, без них... - дорогу они перебегали, а тут мы едем, как нарочно, мешаем; на встречной машины далеко были.


Автор Хочет Сказать   11.11.2024 11:44   Заявить о нарушении
Повезло тетям)

Олег Сёмин   11.11.2024 14:03   Заявить о нарушении