Оправдание Гегеля

Ругая Гегеля, я всегда говорю о его достижениях - о том, что он не стал отбрасывать ничто, как это сделал Парменид. Несмотря на то, что Гегель построил свою теорию противоречий на фикции, он часто выдавал трезвые мысли. Например, недавно обратил внимание на эту:

Возврат содержимого бытию описан у Гегеля в последнем, третьем пункте подраздела «Становления», который называется «Снятие становления»: «Это можно было бы выразить и так: становление есть исчезание бытия в ничто и ничто – в бытие, и исчезание бытия и ничто вообще; но в то же время оно основывается на различии последних. Оно, следовательно, противоречит себе внутри самого себя, так как соединяет в себе нечто противоположное себе; но такое соединение разрушает себя. Этот результат есть исчезновение (Verschwundensein), но не как ничто; в последнем случае он был бы лишь возвратом к одному из уже снятых определений, а не результатом ничто и бытия. Этот результат есть ставшее спокойной простотой единство бытия и ничто. Но спокойная простота есть бытие, однако бытие уже более не для себя, а бытие как определение целого. Становление как переход в такое единство бытия и ничто, которое дано как сущее или, иначе говоря, имеет вид одностороннего непосредственного единства этих моментов, есть наличное бытие».

"... бытие уже более не для себя, а бытие как определение целого."

Это утверждение онтология определенности поддерживает "руками и ногами".

Бытийность и есть целостность, содержащая как смысл, так и его отрицание (ничто). Вот только для такого "бытия" должно быть другое название. Парменид, а точнее те, кто исказил его понимание бытия "под себя" уже застолбили такое понимание бытия и его уже не изменить. Бытие уже соединили с небытийной материей. Онтология определенности называет целостное "бытие" сверхбытием. По существу это наш идеально-материальный мир, в котором любая вещь может наличествовать, а может отсутствовать. Парменид, как мы помним, отсутствие отвергал, как и отвергал ничто. Это была его трагическая ошибка, приведшая его к непониманию потомками.  Поэтому его истина обходилась без реальных вещей, названных им "лишь мнением недалеких смертных". Гегель вернул нам наши вещи и самих себя (это если не считать того, что попутно он вынес всем мозг своими мнимыми противоречиями, то есть развел нас как лохов, и многие на это купились).


Рецензии