Леший и Дядя Ваня в поисках выхода

Обычно можно прочитать много рассуждений о пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня». Возможно, не у всех читателей складывается собственное мнение об этом произведении, потому что в литературных исследованиях о нём сказано столько, что рядовой читатель вряд ли что-то к этому добавит. Можно попробовать написать о человеческом взгляде на произведение из классики. Это будет субъективный взгляд, но тогда станут понятны ожидания обычного, пусть даже читающего, человека.
Конфликт пьесы «Дядя Ваня» основан на эгоистичном отношении главы семейства Серебрякова к окружающим. По рассказу Войницкого, Серебряков прошёл путь от сына простого дьячка до профессора, пишущего об искусстве. Серебряков мало разбирается в искусстве или уже растерял прежние знания. Карьера Серебрякова сложилась благодаря тому, что он пользуется услугами членов семьи, создающих для него бытовой комфорт. Всё же у читателя возникает вопрос, мог ли бездарный человек создать карьеру в науке и удерживаться в таком положении долгое время. Существует любовный конфликт. Вторая жена Серебрякова Елена вызывает восхищение окружающих величественной красотой. О ней часто говорят, что она погружена в постоянную тоску и не имеет интереса к чему-либо. От героев пьесы можно услышать размышления о том, как молодая женщина Елена оказалась рядом с немолодым Серебряковым. По словам Елены, она принимала своё чувство к Серебрякову за любовь и поняла только впоследствии, что между ними нет ничего общего. Есть другой женский персонаж, Соня, дочь Серебрякова. Это юная девушка, от которой можно ожидать порывистости и романтики. Но Соня замучена бытовой жизнью, в которой не участвует её отец. О ней говорится, что она некрасива. Возможно, Соня не знает, как раскрыться с яркой стороны. В любом случае, Соню по какой-то причине не воспринимают как девушку, способную вызвать интерес. Два героя пьесы мечтают обратить на себя внимание Елены. Это Войницкий, к которому Соня обращается как к дяде Ване, остающийся в тени таланта Серебрякова, и Астров, отстаивающий идею о сохранении лесов, при этом ищущий забвения в алкоголе. Ожидается, что в тексте пьесы раскроется захватывающий сюжет о любви. Вызывает интерес любовный треугольник между Соней, Астровым и Еленой. Но здесь сложно назвать это любовным треугольником, потому что Соня не решается признаться в своей любви Астрову. О её чувствах знает только читатель, но Астров до конца пьесы не может этого понять. Должен сложиться напряжённый любовный конфликт. Но напряжение достигает предела не из-за романтических отношений, а из-за бытовых сложностей – это узнаваемый сюжетный ход драматургии Чехова. Непонимание между героями возникает, когда Серебряков задумывается о том, чтобы продать имение, принадлежащее не ему. Войницкий, обычно не решающийся возражать Серебрякову, выходит из себя и пытается выстрелить в профессора. Нужно обратить внимание на то, что Войницкого считают мягким, слабым человеком и не ожидают от него бурных переливов чувств. Причём он берёт в руки оружие не из-за любовного интереса и чести женщины, а из-за имущественных сложностей. К счастью, Войницкому не удаётся выстрелить. Серебряков остаётся живым. После скандала должен быть какой-то перелом, переосмысление героями происходящего, поиск выхода из тяжёлого положения. Но происходит ли выход как движение по новому пути, поиск чего-то большего? После драматичной сцены с выстрелом энергия сюжета как будто снова идёт на спад. Серебряков и Елена уезжают из имения. Они прощаются с теми, кто там остаётся, в том числе с Войницким. Между Серебряковым и Войницким незаметно даже открытого конфликта. Астров хотел бы, чтобы Елена оставалась рядом с ним, но Елена не решается изменить свою жизнь. В усадьбе остаются Войницкий и Соня. У каждого из них своя любовная трагедия. Войницкий думает о Елене, Соня – об Астрове. Когда они разговаривают вдвоём после проводов, оба находятся в подавленном состоянии. Соня говорит торжественные слова о «небе в алмазах», которое они должны увидеть. Но речь идёт о вечном блаженстве в небесах, а не о земной жизни. Это только прекрасные мечты, о которых Соня говорит в состоянии отчаяния и которые имеют мало общего с реальностью. В пьесе не так много персонажей. Кроме уже названных, есть те, кого можно считать второстепенными и к кому обращаются за советом центральные герои. Это няня Марина, говорящая слова утешения хозяевам усадьбы в тяжёлые минуты. Ей часто рассказывают о своих переживаниях, воспринимая няню как собеседника. Это традиционный образ няни как вековой мудрости. По-другому изображена Мария Васильевна, мать Войницкого. Это персонаж, почти не имеющий реплик, кроме нескольких фраз, где она соглашается с Серебряковым и возражает Войницкому, своему сыну. Возможно, такой героини в пьесе могло бы не быть, но здесь внимание читателя обращено на то, что Мария Васильевна находится под влиянием Серебрякова. Также есть персонаж Телегин, производящий впечатление человека, на которого сыплются неудачи. Но он попадает в тяжёлые ситуации из-за доброго, отзывчивого характера. И остальные герои принимают его сочувствие во время своих перипетий.
У тех, кто прочитает «Дядю Ваню», может возникнуть непонимание, о каких событиях рассказывает пьеса, на каких эпизодах сделан смысловой акцент и какой вывод можно сделать из происходящего. Если читатели хотели бы узнать разрешение любовного конфликта, его не происходит. Если нужно задуматься о бытовом конфликте с продажей имения, он будет понятен не всем. И не очень ясно, случилось ли в конце пьесы «небо в алмазах» для персонажей, вызывающих сочувствие, в данном случае для Войницкого и Сони. Пьеса «Дядя Ваня» (конец 1896 – начало 1897 гг.) – второй вариант более ранней пьесы Чехова «Леший» (середина 1888 – осень 1889 гг.). Точнее, оба произведения считаются самостоятельными. Если прочитать первую пьесу, «Леший», можно узнать ответы на все вопросы, остающиеся непрояснёнными для стандартного читателя. «Дядя Ваня» – более известное произведение. Скорее всего, многие читатели узнают «Лешего» позже, чем «Дядю Ваню». Парадокс в том, что текст, написанный первым, дойдёт до широкой публики во вторую очередь. Поэтому чтение превращается в загадку. Это повод узнать, какие размышления привели автора к созданию пьесы «Дядя Ваня». Часть диалогов из «Лешего» перенесена в «Дядю Ваню» в том же виде, в каком можно было прочитать текст в «Лешем». Но при внимательном чтении заметны детали, придающие неоднозначный смысл сказанному, и заметно, в чьи уста автор вкладывает те или иные слова и оценки. Часть персонажей носит одинаковые имена и фамилии в обеих пьесах, где упоминаются эти персонажи. Часть персонажей остаётся той же, но под другими именами. Говоря о персонажах пьесы «Леший», будем называть их теми именами, которые они носят в «Лешем». Сходство обеих пьес в том, что герои находятся в тяжёлом состоянии, связанном не столько с драматичной ситуацией, сколько с рутинным существованием в ограниченном пространстве имения. Жители усадьбы видят только провинциальную жизнь. Члены семьи Серебрякова отдали себя на служение ему и не имеют личных интересов. Из такого положения должен найтись выход. Но происходит ли с героями пьесы движение вперёд, и если это так, то что является их целью?
В пьесе «Леший» образ Серебрякова выглядит таким же, как и в «Дяде Ване». Конфликт пьесы связан с той же самой причиной: потребительским отношением Серебрякова к окружающим. В характере других персонажей появляются нюансы в зависимости от того, как они относятся к создавшемуся положению. Здесь можно сразу заметить, что у Серебрякова есть антагонист. Это Хрущов, занимающийся медициной и стремящийся к сохранению лесов. Благородная идея о сохранении природы даёт Хрущову роль Лешего. Это прозвище, которым его называют знакомые. Также это обозначение романтичности Хрущова. В Хрущове можно узнать персонажа «Дяди Вани», носящего фамилию Астров. Возможно, фамилия героя, отражённого в двух вариантах пьесы, имеет говорящее значение. Хрущ – название майского жука, подчёркивает связь Хрущова с природой. Астра – латинское название звезды, может говорить о том, что герой живёт в иллюзиях и сам превращается в иллюзию тех, кто его полюбил. Астров в «Дяде Ване» может произносить торжественные речи о бережном отношении к лесу, но тут же предстать в нетрезвом состоянии перед семьёй Серебряковых. В Хрущове в «Лешем» читатель не сможет найти отрицательных черт, связанных с бытовыми пороками. Это благородный герой, занимающийся глобальными вопросами, способный брать на себя ответственность. Кроме этого, о нём нельзя сказать ничего другого. Хрущов не выходит из роли «идеального героя». Реплики, связанные с алкоголем, произносит Фёдор, изображаемый как человек, любящий бурное веселье. Услышать это от неидеального персонажа, подверженного слабостям, кажется естественным. В пьесе «Леший» есть безупречный женский образ Сони, озвучивающей нравственные принципы. О ней говорит Войницкий, что она читает философские книги и не может найти себе пару, потому что её больше интересуют авторы книг. Нужно задуматься о том, что понимать под положительным женским образом. В «Лешем» Соня страдает от любви к Хрущову и эгоизма отца. Но она не выглядит как слабое, нежное создание, открытое всем ветрам. Соня в «Лешем» – героиня со своим взглядом на происходящее, говорящая с резкой интонацией в диалоге с Хрущовым, которого любит. Она высказывает сомнение в его непогрешимости. По словам Сони, Хрущов видит только идею и не замечает сложностей, из-за которых окружающим приходится заниматься бытом, а не идеальной мечтой. Для Хрущова это повод пересмотреть свои убеждения. Также Соня обвиняет Хрущова в том, что он не решился бы жениться на девушке благородного происхождения, «кисейной барышне», «одетой по моде», ведь это противоречит его демократическим идеям. На самом деле Соня скрывает боль от того, что Хрущов видит в ней не влюблённую девушку, а принадлежность к чуждому ему социальному сословию. Если сравнить такой образ Сони с тем, как Соня выглядит в «Дяде Ване», эмоциональная окраска характера героини будет отличаться. Соня в «Дяде Ване» выглядит как ответственный человек, занимающийся хозяйственными вопросами. Но возникает мысль о том, что она не обращает внимания на свои желания и саморазвитие. О ней говорят, что она некрасива, то есть, предполагается, что в образе Сони есть какой-то изъян. В «Лешем» Соню не называют некрасивой, а сама она называет себя «одетой по моде». Соню в «Лешем» можно представить как обаятельную модную девушку. Соня в «Дяде Ване» воспринимается как ущербное существо, неспособное нравиться. Она влюблена в Астрова, но не решается признаться в своих чувствах. По словам Астрова, он познакомился с семьёй Серебрякова одиннадцать лет назад. Соня должна была быть в детском возрасте в то время. Возможно, он не воспринимает её как любимую женщину. Но Соня даже не пытается рассказать Астрову о любви. Она разговаривает с ним намёками, вполне может быть, что Астров не понимает их истинного смысла. Потом Соня просит Елену поговорить с Астровым о чувствах Сони к нему. Вспоминаются примеры из литературы, когда героиня чувствует такое влечение к герою, что не может ничего скрыть и идёт объясняться к нему, не задумываясь о последствиях. Вряд ли такая героиня стала бы решать вопросы любви через третье лицо. Во время семейных конфликтов «Дяди Вани» Соня находится в подавленном состоянии и обращается за поддержкой к няне Марине. В целом Соня в «Дяде Ване» выглядит несчастной и слабой в отличие от Сони в «Лешем», отстаивающей свою точку зрения даже перед любимым человеком и носителем просветительских идей. Интересным выглядит образ Елены и в том, и в другом варианте. Можно услышать много комплиментов, обращённых к Елене, к её красоте и музыкальному таланту. При этом Елена погружена в тоску и апатию. Она не обращает свою энергию ни к профессии музыканта, ни к каким-либо занятиям. Звучат язвительные комментарии о том, что Елена вышла за Серебрякова не по любви и вряд ли хранит ему верность. Елена страдает, понимая, в чём её обвиняют. Она испытывала любовное чувство к Серебрякову, выходя за него замуж, но не обрела с ним счастья. При этом Елена не думала об измене. Но слова, сказанные другими персонажами, звучат скорее как выражение отчаяния, потому что красивая женщина уничтожает в себе интерес к жизни, и для того, чтобы вырваться из рутины, она могла хотя бы решиться на измену мужу. Это взгляд обывателей, но они пытаются проявить сочувствие к Елене неоднозначным образом. Такое видение Елены совпадает и в «Лешем», и в «Дяде Ване». И всё же присутствуют детали, дающие очень разные толкования характера героини. В «Лешем» Елена слышит о себе сплетни и страдает от этого. Крайне некрасиво выглядят мужчины, распускающие о ней слухи в ответ на то, что она не ответила на их ухаживания. Этому верят даже Хрущов и Соня, как будто считая себя правыми. Хрущов испытывает чувство стыда, понимая, что высокомерно относился к женщине, поверив в то, что о ней говорили. Здесь идёт речь не о романтическом отношении Хрущова к Елене, а скорее о нравственном. Задумываясь над этим, Хрущов называет себя «лешим», но уже не в положительном значении. Теперь он обвиняет себя в том, что видел только идеи, оторванные от жизни, и находился в таком ослеплении как в тёмном лесу. Это ещё один повод переосмыслить роль лешего. Елена в «Лешем» раскрывается как несправедливо оболганная чистая душа, достойная сочувствия. В «Дяде Ване» линия Елены приобретает другие детали. Елена доброжелательно разговаривает с Соней. Но в отсутствие Сони Елена называет Соню некрасивой, равно как и случайные люди в церкви. Можно не давать подробных комментариев, как всё же должна выглядеть Соня в «Дяде Ване». Елена говорит об Астрове, что он не любит Соню, но всё-таки им обоим было бы выгодно заключить брак. Возможно, это не означает, что Елена в «Дяде Ване» подаётся как отрицательный персонаж. Она считает, что оценивает трезво и людей, и ситуацию, взвешивает все «за» и «против». Елена собирается поговорить с Астровым о любви Сони. Но она задаёт ему вопрос о его чувствах к Соне так, что он снова не понимает, что Соня его любит. Далее происходит объяснение в любви Астрова и Елены. После Соня спрашивает Елену: «Он сказал, что уже больше не будет бывать здесь… да?» Елена кивает головой, не рассказывая о том, что на самом деле произошло во время разговора с Астровым. Можно сделать смелое предположение, что Елена – роковая женщина, какой её считают окружающие. Она фактически не выполнила просьбу Сони, решилась на супружескую измену, её разговоры с Соней и Астровым содержали искажённый смысл того, что на самом деле говорили Соня и Астров. Елена не дала Астрову понять о любви Сони, а Соня услышала от Елены рассказ не о том, что происходило во время разговора с Астровым. С другой стороны, в тексте сложно найти доказательства того, что Елена в чём-то виновата. О ней рассказывали выдуманные истории задолго до того, как она оказалась рядом с Астровым. Надо понимать, что чувство к Астрову было первой и сейчас единственной изменой мужу. Астров не видит в Соне будущую жену, и Елена не сказала об этом неправды. Скорее, она умолчала о некоторых вещах. Но в «Дяде Ване» даже это выглядит не как намеренная ложь, а как цепочка случайностей. Наконец, нужно сказать о герое, которого мы знаем как «дядю Ваню» по пьесе, названной так же. Это Войницкий, брат умершей жены Серебрякова. В пьесе «Дядя Ваня» он носит имя Иван, Соня обращается к нему как к дяде Ване, Мария Васильевна – как к Жану. В «Лешем» имя Войницкого – Егор, члены семьи обращаются к нему как к Жоржу. Но меняется не только имя героя пьесы. В «Дяде Ване» можно увидеть, как нерешительный человек начинает сопротивляться воле Серебрякова. Войницкий готов причинить Серебрякову вред, хотя это ему не удаётся. Это могло бы выглядеть как истерический припадок, но другие персонажи не делают даже этого. Точнее, их действия не выглядят как несогласие с Серебряковым. В «Лешем» Войницкий тоже показан нерешительным. Можно ли сказать, что Егор Войницкий выражает несогласие с Серебряковым? Если считать таковым его самоубийство, то можно. В этом случае может сложиться мнение, что Войницкий самоустранился от конфликта и не приложил усилий, чтобы его решить. Создаётся узнаваемый образ «маленького человека», не влияющего на события и не понимающего, как выразить протест. В «Дяде Ване» смысл текста меняется, если учесть, что Войницкий пытается уничтожить виновника конфликта, то есть, Серебрякова.
Здесь возникает основной вопрос к сюжету, изображённому в обеих пьесах. Если считать неправильными поступки Серебрякова, кто должен стать его оппонентом, заявить несогласие с происходящим и изменить ситуацию в лучшую сторону? В «Лешем» происходит предсказуемая сюжетная линия. Хрущов становится носителем высших идей и освещает несостоятельность Серебрякова. В награду за духовную силу он получает любовь Сони, уходящую за ним из рутинной жизни. Хрущов и Соня молоды, деятельны, полны энтузиазма. Они должны создавать светлое будущее. Войницкий воспринимается как второстепенный герой. Он совершает самоубийство, но от этого мало меняется действие пьесы. До самоубийства Войницкий не был знаковой фигурой в сюжете. Если бы этот персонаж там не упоминался, пьеса «Леший» никак не изменилась бы. Это проходной персонаж, и он соответствует своей функции. В «Дяде Ване» образ Войницкого кардинально меняется. Из всех персонажей пьесы именно он занимает активную позицию. Протест против Серебрякова выражает Войницкий. Остальные герои не оказываются в роли создателей перемен. Если функцию хранителя лесов выполняет Астров, здесь он не совершает переворота, который совершил бы Хрущов, герой пьесы «Леший». Можно вспомнить о том, что Астров ищет забвения в алкоголе. Соня в «Дяде Ване» тоже не становится носительницей прогрессивных идей в отличие от Сони в «Лешем». Скорее она выглядит как растерянная девушка, напуганная перестрелкой в доме. Если можно обозначить героев обеих пьес, меняющих ситуацию рядом с собой, можно узнать разгадку названий пьес «Леший» и «Дядя Ваня». В название каждой пьесы вынесен герой, совершивший перелом в сюжете и событиях. В пьесе «Леший» активная позиция принадлежит Хрущову. Название содержит не его официальное имя, а прозвище, связанное с деятельностью Хрущова. Это прогрессивные идеи о сохранении природы, лесная романтика и даже отрицательное значение того, что иногда просветительские проекты становятся тёмным лесом. В пьесе «Дядя Ваня» активные действия совершает Войницкий, от которого их никто не ожидал. Здесь название тоже содержит не официальное имя героя, а обращение «дядя Ваня», которое произносит племянница. Имя героя в первом варианте – Егор, во втором варианте оно могло замениться именем Иван как традиционным именем для России. Второстепенный герой приобретает черты былинного богатыря.
Наблюдая за изменением пьесы «Леший» в поздний вариант «Дядя Ваня», можно проследить отказ автора от традиционных сюжетных схем. В пьесе «Леший» видно сразу, кого нужно считать главным отрицательным героем, кого – положительным. Говоря другими словами, тем, кто создаёт неприятные события, и тем, кто предлагает идеальный вариант организации событий. В пьесе «Дядя Ваня» в роли положительного героя, то есть, отстаивающего свободу, оказывается не тот, от кого это ожидается в традиционной пьесе. Не оберегатель леса, а загнанный Серебряковым родственник. Можно предположить, что женская роль героини, способной на перемены, отдаётся не той, от кого ожидаются такие действия. В «Лешем» подругой и единомышленником Хрущова становится Соня, открытая для новых знаний. В «Дяде Ване» более заметные действия совершает Елена, потому что она всё же пытается сделать что-то иное, чем всегда, даже если это измена. В пьесе «Леший» Елена всё же не решается на это, и возникает мнение, что она не решается от слабости. В «Дяде Ване» Елена идёт к каким-то переменам, а Соня не делает ничего, что могло бы выглядеть не так, как в обычной жизни. Можно обратить внимание на то, что в «Лешем» в два раза больше участников, а в «Дяде Ване» остаются только главные герои. Появляется мысль, зачем в первом варианте была нужна вторая половина участников. Можно объяснить это так. В «Лешем» Хрущов, Соня и не только они выглядят как более правильные персонажи, размышляющие о науке и искусстве. Второстепенным героям отводится функция разговаривать о бытовых трудностях, в том числе о хозяйственных делах в усадьбе, или участвовать в распитии алкоголя. По поступкам героев сразу понятно, что здесь есть трагические и комические персонажи, вернее, те, кто задумывается о научном прогрессе, и те, кто погряз в быту. В «Дяде Ване» те, кого нужно считать связанными с культурой, могут либо говорить о бытовых вещах, либо находиться в алкогольной зависимости. В первом варианте «неправильные» герои нужны для того, чтобы оттенять «правильных». Во втором варианте герои, которые изначально задумывались как образец, могут раскрываться с разных сторон. Это может быть герой, связанный с медициной и лесом, но он же может быть зависим от алкоголя. И это не изображается как противоречие. Также в «Дяде Ване» герои пьесы разговаривают с няней, когда им нужно размышлять о своих сомнениях. В «Лешем» все примерно представляют, что они хотели бы делать дальше, поэтому функция няни там не востребована.
Читая «Лешего», можно найти цитату из пушкинских «Руслана и Людмилы»: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». На возможность романтического настроения пьесы указывает отсылка к сказочным персонажам. Лешим назван Хрущов, а сходство с русалкой имеет Елена благодаря красоте, печали и отстранённости. К сожалению, пьеса «Дядя Ваня» теряет идею сказочности. Упоминание о цитате остаётся только в том, что Елену в «Дяде Ване» тоже называют русалкой, говоря о её холодной красоте. Но, если не знать первоначальную идею «Лешего», сравнение Елены с русалкой в «Дяде Ване» воспринимается как комплимент. Можно сделать вывод, что «Леший» создавался как сказка для читателей своего времени и поэтическое отражение сказочных образов лешего и русалки. А «Дядя Ваня» стал переходом к описанию бытовой ситуации, «сцен из деревенской жизни».
И всё же, кто из читателей хотел бы прочитать первый, а кто – второй вариант пьесы? Кому будет нужна лесная сказка, а кому – сюжет, приближенный к бытовой жизни? И как ответить на вопрос о том, нашли ли герои выход из того, что их мучило? И куда именно? В «Лешем» можно увидеть традиционное счастливое завершение, если отвлечься от линии с гибелью Войницкого. Влюблённые главные герои счастливы, кроме них, складывается вторая пара Фёдора и Юли. Сочетание любящих сердец ассоциируется с движением вперёд и вдохновением на великие дела. В «Дяде Ване» переломным моментом можно считать выстрел Войницкого. Но не совсем понятно, что изменилось после этого. С практической точки зрения можно сказать, что усадьба осталась у Войницкого и Сони. Они задумались о том, что им не нужно зависеть от желаний Серебрякова. Наверное, для описания бытового случая это объяснение звучит убедительно. Но, если обратиться к романтическому значению литературы и поискать здесь отражение любовного чувства и духовных поисков, впечатление может быть другим. По Войницкому и Соне незаметно, что они испытывают радость после отъезда Серебрякова и Елены. Войницкий думает о Елене, Соня – об Астрове. Юная девушка, такая, как Соня, вряд ли поймёт, насколько она счастлива, обладая имением, если рядом с ней нет любимого человека. Возможно, Войницкому хотелось бы видеть рядом Елену, и он согласился бы ради этого оказаться рядом с Серебряковым. Происходит конфликт романтики и обычного существования. Можно услышать красивые фразы о том, что, если у нас нет счастья в любви, его не может заменить даже проживание во дворце. Означает ли идея пьесы «Дядя Ваня», что проживание во дворце, вернее, в усадьбе, может заменить счастье в любви? Судя по подавленному состоянию Войницкого и Сони, конец пьесы всё же не даёт точного ответа на вопрос. И остаётся догадываться, что может произойти дальше. Может быть, движение в поисках выхода ещё не закончилось.


Рецензии
С интересом прочитала. Хорошо написано, вы внимательно прочитали, сопоставили две пьесы. По совпадению, я сейчас как раз тоже пытаюсь разобраться с пьесой "Дядя Ваня".
Мне кажется, что вы не уверены в своей трактовке, поэтому я позволю себе сказать, где я несогласна с вами.
1. Вы пишете "Конфликт пьесы «Дядя Ваня» основан на эгоистичном отношении главы семейства Серебрякова к окружающим." Но это не может быть сутью конфликта потому, что, как вы правильно заметили, Серебряков не является собственником имения. Соня владеет имением. Поэтому, как бы Серебряков не относился к Дяде Ване и Соне, они могли бы его игнорировать. Соня могла бы сама продать имение, например.
2. Вы считаете, что пьесе точку зрения автора должен выражать герой, который выражает высказывает прогрессивные идеи. Но у Чехова всегда наоборот: прогрессивные идеи выражают злодеи. Серебряков - очень прогрессивный профессор, как мы можем понять. Он, действительно, отвратителен.

Проблема не в Серебрякове, а в Дяде Ване: даже поняв, что Серебряков не гений, а ничтожество, Дядя Ваня соглашается продолжать свою роль раба, служить этому человеку бескорыстно. Мы знаем, что Соня не видит смысла в своем служении своему отцу. Тем не менее, она продолжает это делать, надеясь на лучшую жизнь после смерти.

Проблема, как я понимаю, в добровольном рабстве, на которое люди себя обрекают, чтобы уйти от ответственности за свою жизнь и свои решения.

Еще одно маленькое замечание: Астров точно знает, что Соня влюблена в него. Елена рассказала ему об этом, он ответил, что не любит Соню. Обещал больше не ездить в имение.

Марина Сапир   07.11.2024 20:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Извините, что отвечаю поздно. Я, наверное, хотела выразить мысль, что Серебряков стал кумиром для тех, кто его окружает. Судя по тексту, если семья знает о том, что он не собственник имения, от этого к нему долго не меняется отношение. Речь идёт больше о том, что Серебряков требует исполнения своих желаний, возникающих поминутно. Не сразу происходит диалог о том, кому принадлежит имение.
Про Астрова я помню так, что Елена задаёт ему вопрос о том, любит ли он Соню, но это звучит между делом, и Елена не уточняет, что Соня рассматривает Астрова как возлюбленного. Он отвечает, что не любит Соню, и это правда, но Астров и не воспринимает это как признание в любви от Сони. Вернее, его целью в то время является Елена. Диалога Сони и Астрова почти не происходит.

Леонида Богомолова Лена-Кот   12.03.2025 09:56   Заявить о нарушении