Рассказ о картине - Сон мальчика о дворах
Картина "Сон мальчика о дворах" относится к серии моих полотен, посвящённых теме воспоминаний детства. Наверное каждый из нас, всю жизнь готов перелистывать и рассматривать их в своей памяти, заглядывая словно в фотоальбом времени, всматриваясь в них сквозь амальгаму зазеркалья.
Ещё обучаясь в Рязанском художественном училище (1992-1998), на старших курсах, я прихожу к своему художественному стилю, — новому направлению в искусстве, которому я дал название — орнаментализм. Суть его заключается в том, что весь наш мир я воспринимаю на "языке" узоров. Орнаментальная структура полностью покрывает весь сюжет картины, создавая новую орнаментированную реальность. Методы изображения узоров в разных картинах у меня разные, от работы с крупными формами, — до самых мелких узоров, которые я пишу масляной краской металлическим пером на холсте. Но все работы отличает то, что это ручная работа без применения трафаретов, штампов и печатей. Моим педагогом по живописи в то время был Виктор Васильевич Корсаков (Заслуженный художник России), он разрешает мне художественные эксперименты. Для Рязанского художественного училища того времени, это беспрецедентный случай. Получив творческую свободу, я начинаю экспериментировать, — словно медитируя, как будто на машине времени, перемещаюсь в воспоминания своего детства. Это время, когда мир воспринимается особенно ярко, тонко, фантазийно и сказочно. Из под моей кисти рождаются такие картины на тему детства, как: "Гулёна"; "Агнец"; "Лабиринт"; "Северная ночь"; "Мальчик и кристалл"; "Герики". Вместе с картинами я пишу стихи, — одновременно веду эксперименты в живописи, графике и в литературе. Названия некоторых полотен очень странные, я словно в трансе получаю из ноосферы откровения. Они звучат на неизвестных мне языках: "Герика-Герликаэрика"; "Алерика-Герика"; "Комидония"; "Герики". Вспоминаю, что в детстве, моими соседями в доме были семьи из разных союзных республик СССР: Армении, Грузии, Азербайджана, были даже цыгане, которые бродили по дворам, танцевали, пели и предлагали что-то купить или просто просили денег. Всё это в моих воспоминаниях превратилось в вихри цветных, орнаментальных водоворотов.
Тема картины "Сон мальчика о дворах" возникла по воспоминаниям прогулок с соседскими ребятами. Наше детство прошло во времена "Брежневского застоя" и пятиэтажные дома называли либо "хрущёвки" или "брежневки". Эти дома были очень похожи друг на друга, похожими были и дворы. Благодаря этому создавался эффект бесконечности и орнаментального повторения, когда доходишь до конца одного двора и идёшь дальше, и вместо того, что-бы попасть в какое-то иное место, ты попадаешь почти в тот-же самый двор, как в новый виток узора на лабиринте городского ковра. Когда зимой попадаешь из одного двора в другой, то начинаешь путь заново. Создавалось ощущение, что перешагиваешь за ту сторону зеркала. Возникала какая то многомерность пространства и времени. Всё это было очень похоже на зазеркалье. Особенно мне нравились воспоминания зимнего периода, — ощущение новогоднего празднества украшало всё вокруг причудливыми узорами в виде снежинок и волшебных кристаллов. Всё превращалось в сказку. Улетая в своих воспоминаниях далеко в детство, я скользил по амальгаме этого зазеркалья.
В картине "Сон мальчика о дворах" изображены дворы, которые находятся в Рязани в районе улиц Чкалова и Весенней. Там три совершенно одинаковых двора. Переходя из одного в другой, ты словно видишь дэжавю. В каждом из этих дворов были хоккейные площадки, — так называемые "хоккейные коробки". Тогда хоккей был чрезвычайно популярен в СССР, поскольку в течении нескольких десятков лет, наша страна была безусловным победителем во всех самых великих хоккейных матчах по всему миру. Поэтому зимой дети и взрослые играли во дворах в хоккей. Я представлял, как из окон домов, приятными волнами плывёт музыка органчиков со спортивными гимнами.
В сюжете холста, его герой — мальчик , он спит на балконе. Вокруг него изображен мир, который одновременно является реальностью и в тоже время это сон. Балконы "хрущевок" и "брежневок" того времени были особым местом, — там можно было обнаружить практическим всё из советского быта. Так, в сюжете у меня появляются лыжи, лыжные палки, банки с солёными огурцами, коньки, клетка с птицей. Птица вылетела из клетки, но не улетает — сидит рядом. В каждом дворе, перед окнами обязательно росла рябина или боярышник. Зимой, их ягодная киноварь очень красиво алела на фоне белого снега. На гроздья садились снегири с красными грудками — всё было необыкновенно красочно. Я постарался запечатлеть эти особенности в своей картине.
При помощи моего орнаментализма я попытался создать эффект волшебства и зазеркалья. В сюжете применяю стиль коллажа. Картина написана в традиционной технике — написал её кистью маслом на холсте. Предварительно делал детальный эскиз графитным карандашом на бумаге, много всего переделывал. Сюжет писал по тонированному серым цветом холсту. Из-за мягкой пастельной цветовой гаммы, некоторым зрителям кажется, что я написал картину в технике темперы или акриловыми красками, на самом деле в плане техники я придерживался самых традиционных методов масляной живописи. Но сюжетное и стилистическое решение выходит за рамки традиционности. При помощи эффекта коллажа, я создаю словно парящие в воздухе зеркальные плоскости, которые имеют орнаментальные очертания. Наслаиваясь друг на друга, эти плоскости взаимодействуют друг с другом, образуя новое, затекстованное гиперпространство. Знаки и узоры в картине я взял из своей "орнаментотеки". Дело в том, что я с 1996-го года собираю изображения разных орнаментов из разных древних культур. В картине применил древнеславянские символы.
С этого полотна началось моё серьёзное признание со стороны профессионалов из академической среды изобразительного искусства. В 1998-м году "Сон мальчика о дворах", вместе с моей другой картиной "Северная ночь" комиссия из 10 самых маститых художников Рязани отбирает для участия в областной коллективной художественной выставке "Осень-1998". Директор Рязанского художественного музея Владимир Александрович Иванов, до этого сильно критиковавший мою живопись и называвший её "балаган", когда увидел "Сон мальчика о дворах" встал со стула, снял очки, подошел близко к картине и начал её пристально рассматривать.
После участия в областной выставке, в 1999-м году, мою картину "Сон мальчика о дворах" отбирают на самую крупную и значимую Всероссийскую выставку конца 20-го века "РОССИЯ - IX", представляющую выдающиеся и лучшие произведения искусства СССР и России за всё столетие (так о выставке написали в центральных газетах). Выставка проходит на самой значимой выставочной площадке России — в Москве в Центральном выставочном зале "Манеж", что близ Красной площади. Из Рязани, на экскурсионном автобусе, с группой художников еду в Москву. Я из них самый молодой, мне 21 год. Мы попадаем на открытие выставки, видим самых ведущих "флагманов" в области современного искусства России. Я запомнил Народного художника РФ — Владимира Телина. Он выходил на улицу отдохнуть, я запомнил его белую, окладистую бороду и ладный костюм. Владимир Никитович скромно курил и смотрел на Московский Кремль. Мне потом передавали, что ему очень понравилась картина "Сон мальчика о дворах" и он хорошо о ней отзывался, поскольку мои творческие методы были ему близки. Картина не только была отобрана на выставку, но она ещё и вошла в экспозицию! В моих воспоминаниях, это один из самых знаковых и счастливых для меня дней. После этого началось признание в академической среде художников, — меня стали брать на другие Всероссийские выставки, что дало право вступления в Союз художников России, куда меня и приняли в 2001-м году.
Позже я написал ещё пару-тройку вариантов картины "Сон мальчика о дворах". Один из вариантов долго находился в постоянной экспозиции московской галереи "Муртуз", потом я его экспонировал на столичной выставке клуба "Киселев" в "Гостином дворе" (близ Красной площади) в 2007-м году. Другой вариант поучаствовал в Межрегиональной художественной выставке "Молодость России", которая проходила в Саратове в 2008-м году, репродукция картины вошла в каталог выставки.
На фото — картины: "Сон мальчика о дворах"(первый вариант), 56,5х62 см, холст, масло, 1998 г.с. и вариант картины "Сон мальчика о дворах", 50х60см, холст, масло. 2014 г.с.
РОССИЯ, Рязань, 9 ноября 2024 года.
© Copyright: Алексей Акиндинов (автор картин и текста).
Свидетельство о публикации №224110900470
Макарона 11.11.2024 11:04 Заявить о нарушении
Алексей Акиндинов 18.11.2024 08:31 Заявить о нарушении