Объективные основы этики

Обычно этические понятия добра и зла уводят в область субъективного. Вот ему/ей хорошо, а мне плохо. У них одни ценности, а у нас другие.

Между тем, можно достаточно точно определить доброго человека, не ссылаясь на его предпочтения и ценности. Если человек действует, живет исходя из того, что он один в целом мире, то он не может быть "добрым" по определению. Это не значит, что мизантроп - зол. Можно вообще никак не взаимодействовать с людьми, не совершать социальных действий, но тем не менее быть добрым. Чтобы быть "добрым" достаточно быть частью чего-либо, не быть крайним индивидуалистом, не быть "диктатором". В этом случае человек не ставит себя в центр своего мироздания, потому что часть не может диктовать целому. В этом случае человек быстро находит "своих". Человек тянется к человеку, понимает что он часть "человечества". Быть при этом "злым" просто невозможно. Мизантроп может взаимодействовать с теми кто жил, или теми кто будет жить. Это опосредованная социализация, интуитивная.

Отношение "часть-целое" не является субъективным, хотя не всякий человек склонен быть объективным. В этом случае приходится апеллировать к внутренним ценностям. Но это опять же внутренние "заморочки" конкретного человека. А снаружи жизнь такого "доброго" человека, независимо от него обусловлена сугубо объективными мотивами. Такова сущность объективного - против него нет оружия. Реальность не спрашивает нас хотим мы того или нет.    


Рецензии