Диспетчерские будни - 1 Отказ управления самолетом
Не бывает одинаковых полетов у летчиков! Это знают все. Каждый рейс разный.
Города, направления, погода.
Даже самолеты одного типа и то летают по-разному.
А у диспетчера таких рейсов и самолетов за смену бывает сотня, а то и больше.
В тот день были запланированы парашютные прыжки.
Событие долгожданное. Прыжки были, но с арендованного самолета, поскольку своего еще не было и вот, наконец, пару дней назад, его перегнали с авиазавода.
Новенький Ан-2 еще пах краской. Его облетали , подготовили к своему основному предназначению – десантированию парашютистов, поставили в план.
То августовское утро обещало хорошую погоду и на аэродроме собралось довольно много пилотов.
Желающих полетать и еще больше спортсменов-парашютистов и просто любителей, кому приятен звук и вид летающих самолетов, куполов парашютов и симпатичных, веселых летчиков.
Как и положено, на время десантирования парашютистов, самолетов, кроме Ан-2 в воздухе не было и вот пилот, назовем его Анатолий, докладывает:
- Гусар, 40384, 600 метров занял, бросать будем над полосой, выхожу на «боевой».
Голос его слегка торжественен, но я слышу, что он собран и готов к самой ответственной части своего задания.
Пилот мне давно знаком - он опытный летчик и дело свое знает.
- 384, выход на «боевой» разрешаю! – произношу я в эфир и увеличиваю громкость приемника, чтобы через открытые окна моей будки Руководителя полетов, на крыше основного здания авиаклуба, всем находящимся рядом и внизу было понятно, что происходит.
Самолет хорошо видно. Он идет над взлетно-посадочной полосой открытой дверью в мою сторону и кажется, что я даже вижу, как топорщатся усы у выпускающего инструктора от набегающего воздушного потока.
- Пошел! - Раздается в эфире.
Все оборачиваются в мою сторону, а я показываю пальцем туда, где начинают покачиваться на куполах первые трое парашютистов.
Подтверждаю для экипажа, что всех наблюдаю, норма и самолет выполняет короткий круг, сохраняя высоту.
В это время, обычно, мы обмениваемся с экипажем информацией о правильности места выброски, порывах или отсутствии ветра, иногда шутим о весе молодых спортсменов, которых сносит в сторону.
И вдруг, когда уже пришло время выхода следующих парашютистов, в эфире прозвучало строгое, возбужденно-официальное:
Гусар, 40384! Задание прекратил! Отказ продольного управления самолетом!
Рука с микрофоном к губам и в тишине, в которой показалось, что слышу свое сердце, следя глазами за самолетом, отвечаю:
-384, понял. Ничего подозрительного не наблюдаю.
-Не пойму, что с самолетом. Бьет по педалям. Рыскание. По крену управляем, двигатель работает устойчиво, отвечает командир.
Представляю, что там в кабине. Наш осторожный и бывавший во всяких ситуациях, командир, прежде всего подумал о людях на борту, о безопасном завершении полета.
Борт сохраняет высоту, уже и я, хорошо наблюдая его перед собой, вижу, что он слегка виляет.
Десяток разных мыслей промелькнули у меня в голове. Чем я могу помочь экипажу?
Пытаюсь разглядеть хоть что-то и вдруг обращаю внимание, что выпускающий инструктор, наполовину высунувшись в открытую дверь, пытается что-то затянуть обратно в самолет!
Нет! Не человека, конечно!
Похоже на ту систему фалов, которая обеспечивает принудительное вытягивание парашюта из ранца, при прыжке парашютиста из самолета.
Подозреваю, что ребята что-то не отрегулировали и не зацепившиеся-ли за рули эти стропы мешают управлять самолетом?
Хоть и с сомнением в голосе, но информирую об этом экипаж.
Молчание.
Через мгновение, которое мне показалось вечностью, экипаж докладывает:
- Я все понял. Управление самолетом восстановил, но все равно захожу на посадку. Надо разобраться.
В его голосе сквозило и раздражение, и смущение и уже позже, после полетов, он сказал, что нашли тот болтик, за который зацепилась эта вытяжная система. Все отрегулировали еще раз, болтик завальцевали.
- Ведь получилось то что – мы с выпускающим перетягивали друг друга, а оставшиеся две тройки парашютистов загородили мне вид. Ни второй пилот, ни я не видим, что там у двери. Ветер ревет, двигатель работает – ничего не слышу.
Если бы ты не подсказал, долго бы мы боролись друг с другом.
Анатолий смеется, а мне еще раз пришлось убедиться, насколько разными бывают полеты и как это все интересно. Для меня, по крайней мере.
Аэродром «Первушино». Когда-то давно.
Свидетельство о публикации №224111501013