Конец бархатного сезона

Предложение отправиться  к морю в самый конец бархатного сезона поступило внезапно и требовало быстрого ответа. Первой пыталась возникнуть мысль : а хорошо ли это в то время, когда…?
Потом во всём безобразии предстала информация  об  эпидемии ротовируса в районе Сочи: море пахнет канализацией… инфекционные больницы переполнены… вызвать скорую помощь невозможно…
…проблемой занимался даже глава Следственного Комитета.

Убедительных ответов на опасения не было, но для моих спонсоров это время для отдыха было единственно возможным, и они, кажется, поехали бы даже в том случае, если бы  где-то рядом извергался вулкан.
Удивительно, но за две недели до отправления уже не было билетов в купейный вагон.
И вот мы поехали в плацкартном  вагоне.
 Вскоре после посадки к нам подошёл сосед по вагону на вид лет 40-50  и рассказал, что он едет из госпиталя после ранения в расположение своей части.
О том, что часть ноги ему ампутировали, он рассказывал охотно и, показалось, с гордостью.
Судя по всему, это был человек из тех, кто, кто может выпить много и не падать.
Передвигался  по вагону участник на протезе быстро и уверенно, как оказалось, в ресторан и обратно. Выпить предлагал всем соседям по доброте или от скуки. Вёл он себя со всеми  развязно и навязчиво, возможно в расчёте на то, что  заслуживает почтения.
Время уже подходило к тому, чтобы ложиться спать, а его голос всё ещё громко раздавался на весь вагон.
На очередной остановке в вагон зашли два полицейских, подошли к раненому  воину и потребовали предъявить документы. Как оказалось, от предложений выпить и других лопнуло терпение  девушки, его соседки: она пожаловалась проводнику, и тот вызвал полицию.
Документы были в полном порядке, к ним «приложилось» наградное свидетельство, и полиция ушла с назиданием участнику вести себя скромнее, пообещав в следующий раз высадить из вагона. 

Следующий день начался тоже слегка возмутительно: многие пассажиры ещё спали на своих местах, а по вагону свободно расхаживала собака мелкой породы. Она заходила ко всем, принюхивалась к сумкам и чемоданам. Одну спящую женщину она лизнула в лицо.
Удивительно, но женщина, проснувшись и увидев собаку, улыбнулась, а не разразилась возмущением.
Вскоре  случился неприятный инцидент: мальчик лет 5  шёл по  вагону. И вдруг к нему навстречу выбежала собака. Она не лаяла, и размером была всего с большую кошку, но ребёнок, увидев её, закричал в неподдельном ужасе...
Даже после этого случая хозяева ограничились только увещаниями своего питомца. Проводник на собаку не реагировал. В обед она заглядывала ко всем, у кого пахло мясом, если не прогоняли, то вопрошающе  смотрела в лица чужим людям, а если те слишком долго не обращали на неё внимания, то слегка и негромко лаяла, напоминая о себе.
И как ей откажешь… И не раздалось ни одного сердитого окрика в адрес хозяев этой собачки или проводника, позволяющего нарушать правила перевозки.
       Любовь к маленьким собакам обратила на себя внимание и в городе Сочи.
Конечно, не было и намёка на то, чтобы туристы и жители города, как на Западе, носили с собой пакеты и совок для своих питомцев.
Собак люди заводили  и в давние времена. Но показалось, что в наши дни для полноты человеческого счастья их стало особенно не хватать…

После поворота к побережью моря у г.Туапсе мы раньше всегда смотрели в окно, надеясь увидеть дельфинов.  Иногда это удавалось, и радостный восторг от их бесплатного шоу  оставался надолго в памяти. 
В этот раз дельфинов не было. Возможно, по той причине, что поголовье их по многим причинам  стремительно снижается на фоне относительного равнодушия  к этому  властей.
            
Но было другое яркое и неожиданное впечатление: рядом с полотном железной дороги на повороте к берегу моря стояли в рабочем режиме радиолокационная установка и ЗРК «Панцирь»…
Погода была хорошая, люди купались в море. Вода была абсолютно прозрачной.
 «Ротовирус» в это время года куда-то  исчез.
Каждый день вдалеке от берега появлялся  военный корабль. Но это не вызывало никакой тревоги.

Только на побережье Чёрного моря убеждаемся, что людям дорого не только место под солнцем, но и место в тени: по всем пляжам висят плакаты, что занимать скамейки под навесами без оплаты нельзя. Очень много признаков того, что отдыхающие здесь служат кому-то источником прибылей.
        Вопрос о том, хорошо ли загорать, купаться и развлекаться  в такое время, ещё раз приходил ко мне в зоопарке. То, что произошло около  клетки с уссурийским тигром, мне показалось ответом на него.
На расстоянии, примерно, метр от клетки был забор.   Мы подошли вплотную к нему.
 Тигр  сначала посмотрел на меня своими красивыми и хищными глазами, потом повернулся  задом и … брызнул струёй так, что капли попали мне прямо в лицо.
Это было сначала неожиданно, а потом  смешно и досадно:
по количеству влаги, конечно, не то, как если бы верблюд плюнул. Но по качеству…
Умывшись, подумал, что не всякому выпадает  честь получить такую метку от тигра. 
О том, что это могло быть знаком свыше, не хотелось думать.
Хотя, поговорка про божью росу вспомнилась…
          
Удивительно, что о спасении тигров есть Государственная Программа, а о спасении дельфинов упоминается  только в пунктах  Правил рыболовства, которые никем не выполняется.
Посмотришь шоу  в дельфинарии, и умилишься тем, какая гармония есть у  двух разумных существ.
А почитаешь статистику вымирания дельфинов – и удивишься человеческому лицемерию…

Неужели ЗРК на побережье черноморских пляжей войдут в норму, как проверки пассажиров и багажа  на входе в вокзалы?
  Трёхцветные флаги на кладбищах, расположенных   вдоль железной дороги южного направления, уже стали реальностью. Мало сказать, что они есть - их очень много.
       Вспомнился фильм «Вор», где один персонаж  смотрел в окно поезда, как российские солдаты кого-то расстреливали у стены…
Неужели  проехать и всё забыть?
А что ещё и до каких пор мы можем наблюдать вот так, будто глядя в окно поезда, чтобы вскоре забыть?


Рецензии