Редедя или красное чудо в повести

     Полк, значение и происхождение слова
     http://proza.ru/2024/11/14/1700

     И так понятно без переводов, что ред/red - красный, а «прарэдзіць» то же слово на белорусском языке «пра рэдзіць» (белор.) - о красном (дословно), или прореживать - худеть. Худого усмотреть сложно (вывел на экран, ещё встретимся ниже по тексту), а вот почему этот цвет не видят в прозвище Редедя филологи, это мне неизвестно. Правда, есть ещё другие значения наречий. Написал экспромт быстро в течение часа, потом полдня думал, как назвать статью? Она посвящена Редеде, если бы не то чудо по пути исследования...

     Послушайте, ребята,
     Что вам расскажет дед.
     Земля наша богата,
     Порядка в ней лишь нет.

     В далёком предалеком годе, так 862, союз племён чуди, кривичей и вси со словенами (от слова лов - любовь, и столица их Любляна ныне), послали послов за море - amore (amor). За любовью то есть. Идите и передайте, что земля наша обильная, а вот ряда нет. Худо нам без любови тут, совсем миряне заели. Племя это, в котором одни старики да старухи жило-было припеваючи, и столица их - Русса Старая на юге озера Ильмерь - Ильмень ныне. А весь - это вепсы, они проживали по Ладоге и реке Свири - ныне Карелия. А чудь в городе Чудово, а кривичи - союз восточно-славянских племён, существовавший в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги в VIII-XII веках. То есть практически - в Гиперборее, которая сгинула с крестом на карте земель. Крест этот и есть из четырёх самых больших русских рек: Волга, З.Двина, Днепр, Волхов. Этот Волхов - вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладогу, тогда называлось озеро Нево, устьем соединявшееся с Заливом (Финским) и морем (Балтийским).

      И вот собрались раз князья и порешили - пусть наёмники займутся "грязным делом", а мы им заплатим. В повести СЛОВО встречается некий Хръсови (болг.) - Грязный, Брудны, Umazan, ;pinav;,  Spurcus (лат. - Грязный - Шпора). Брудны, возможно - «Боровая руда», с языка белорусского. Сербы скажут - «Б руде», немец может услышать - брудер, то есть брат. Слово это не от брудершафт, а от руде - от него рудник (шахта), от него грудь и недра. Это - то самое место, которое свято и пусто не должно быть. На вроде огорода с капустой, где россияне ищут детей. От него род и ред, ряд и рад, и много других слов, даже рыжий (рудый), солнечный и ржа железная - всё от него. В повести СЛОВО - внуки Даждьбожие - не от дождя, а «Дай Бог!» прямой перевод слова, то есть солнечные дети и росли добрыми. По натуре и природе своей - добрые, даже великие монголы (могол так переводится - великий), и те говорили про них - добрые. И слово это «Б рудны» = Б добре, Б добро, B dobro. У немцев это Naja, что у словен - Пойдем, идемо, хадзем, ходімо, идём - Oh dobro. Даже гриб в сосновом бору назвали добрым. На всех языках русские - добрые. А со словом - ходить их связывает солнце, оно встаёт по утрам и идёт на закат, потому что ночью оно тоже кому-то нужно там, где темно. А утром опять в России, стране не заходящего солнца. В повести СЛОВО есть тому и подтверждение, но как красиво сказано!

     «Нъ уже Княже Игорю, утрпъ солнцю светъ, а древо не бологомъ листвiе срони: по Рсiи, по Сули гради поделиша, а Игорева храбраго плъку не кресити…», это вот о чём.  Неужто князю Игорю не утром солнце светит, а дерево не сверху листву роняет - по рекам города поделивши, а «храбраго плъку не кресити» - так не бывает. Речь на противопоставлении, то есть всё даётся свыше и по порядку природы. Другое дело, что верх дерева - болотом стал (сырью и влагой), так это от перевёртыша языка. Допустим, комель - нижняя часть дерева - Гомель кому-то, а кому - Стокгольм или Большой холм, или просто гора. Каждая власть воспитывает своих людей бесплатно. Древо - дерево в СЛОВЕ - древность, старость, а внуки - молодость. И если всё у нас по закону природы, то и храбрый полк - воскреснет, надо понимать, как Христос после распятия. Вопрос о храбрости остался, ведь слово состоит из слова раб, о чём вы не догадывались. А с приставкой Х(икс) - аббревиатура Христа, то и получается: Божий раб = храбрый. Кстати, арабы получили название аналогично (я есть раб), в то время их цитировали как учёных и путешественников, типа наших монахов - монастырь был сродни НИИ - научного института (и не платил дани - белку с дыма). На самом деле цифры изобрели - русские, да и язык, как пишется в Библии - от Создателя нам дан. Поэтому на все вопросы и по любому слову ответит русский язык.

   Русский язык не колониальный, как английский, испанский и французский. Немцы у них (и прочие норманны), как на услужении. Продолжу про призвание. Развернули братья рюриковичи свиток посольский и читают, де земля наша обильна... и подписи с печатями. А может и нет. Нет этой бумаги - сгорела и электронной копии не успели сделать. Свиток - свёрнутый кусок папируса или пергамента в трубочку. Все оригинальные писания были написаны на свитках. Немцы сначала струхнули, вспоминает граф Алексей Толстой:

     «Ну, — думают, — команда!
     Здесь ногу сломит черт,
     Es ist ja eine Schande,
     Wir m;ssen wieder fort».

     Но братец старший Рюрик
     «Постой, — сказал другим, —
     Fortgeh’n w;r’ ungeb;hrlich,
     Vielleicht ist’s nicht so schlimm

     Хоть вшивая команда,
     Почти одна лишь шваль;
     Wir bringen’s schon zustande,
     Versuchen wir einmal».

     Переводы есть, кому интересно, в сети походите, клюкой о пень три раза постучите и слушайте. Называется «История государства Российского от Гостомысла...», графа А.К. Толстого. Кто написал сказку Колобок, не мог не знать истории и немецкого языка. В двух словах, отчего же не попробовать? Да так и остались братья по руси, их тут крестили, на том поход варягов в греки закончился, как торговый путь в истории.

     А первый князь земли русской, с 852 года известный по Византийскому хронографу - был князь Олег. Из жития известно, что собирался мстить хазарам неразумным, да умер от коня своего (А.С. Пушкин). Лишь эти строки и памятник - камень у кургана свидетельствуют, что такой был и звали Вещий - ведущий, ведающий муж. Оттого и могилка на Волхове у Старой Ладоги. Его тёзки по имени Олег прибивали щит на врата Царьграда, дружили с девушками по имени Ольга, то есть были мужественными и всесильными. Кто сегодня в Стамбуле что прибьёт без разрешения турок? Имя Олег означает - пожилой человек, муж, старый, бог. Ни к чему нам ходить по северным сагам и выискивать корни дедушки на юге. Так не бывает, чтобы Ольга была от Хельги-шведки, Олег - иранец или еврей, а Волга (Ра) наша. Далее по тексту и ближе к нам по времени - известна ветвь ольгОвичей, они же Альгердовичи позже веками. Самый знаменитый из них, это Олег Гориславич, ему будет отдельная статья, уж очень необыкновенная судьба этого парня. Буквально два века спустя от «прибития щита» (907) предками, он угодил в тюрьму к грекам. Просидел 4 года в плену на о. Родос и вернулся на родину... Годы его правления описываются самыми ужасными на земле (или в его отсутствие бардак накатил, неизвестно). Известно из баек, что кличку получил Чурило Плёнкович (то ли он, то ли сын его), был щёголем и зазывалой на киевские пирушки. Город Льгов на Сейме - имени Олега Святославича, сам княжил по Тмутараканям и Днепру, по Десне и Сейму, его дети и внуки по городам: Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Курск, Киев... многие десятки и не знаем. Внук Игорь стал героем СПИ, но я так не могу называть повесть, типа спи... Вот была летопись, называлась Радзивиловская, взяли и обозвали ПВЛ, прости Господи, что означает? Куда ставить ударение, временнЫх или врЕменных? Большевистские замашки налицо. Кстати, сами от слова боль или Оль? Ага, где больше - там и ниже, а шире - это выше, а коммунизм - низ. У нас нет слов из воздуха, научитесь слышать звуки (изменённого пять раз алфавита, алеф-бета?).

     Тебе, не свежему со сна*,
     Скажу за вычетом из прочих,
     Стихи плести, судьба красна.
     Не языком мешки ворочать!

     И вот минуло от призвания немного, а мы от дедушки письмо читаем с переводчиком. Буду называть просто СЛОВО, хоть это тот же код, ловушка, но другого у нас нет. Главное - понимать. Историки прежние, не лишённые чувства романтизма завсегда упреждали, ребята, не путайте славян и словен, а в славянах различайте, куда ставить ударение. На этом поучения заканчивались. А вот что словене владели словом не хуже Златоуста (от слова латы+уста), тут вам никто не расскажет, кроме этой статьи.

     «Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiц; тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, который до те чаше, — та преди песь пояше: Старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми».

      С чего начинали - к тому пришли. Смотрите, какое совпадение: «В далёком предалеком годе» - преди - Редедя. Что связывает три слова? Правильно, корень. Исключительная редкость - предка узнать в красном цвете. Посадил дед редьку, а выросла редиска - «плохой человек». И тогда внук сказал, да-а-а не слаще он хрена. И другие попробовали, и тоже подтвердили, да уж... и пошли тянуть репу.

      Речь здесь идёт о знаменитом (черниговском и Тъмутороканьском) князе Мстиславе Владимировиче Великом, брате Ярослава Мудрого, умершем в 1036 г. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 годы, построил здесь церковь Богородицы. В эти исторические годы, известные каждому школьнику, русь была крещена где-то в Почайне у Днепра, и было создано государство Русь Киевская стараниями Владимира Святославича да Добрыни, дяди его. Умер Владимир Креститель (Красно Солнышко) в 1015 году не престарелым, а в расцвете сил, да и сыновья его гибли один за другим, остался в живых самый Мудрый. Не хочу вдаваться в эти дебри родственных и филологически особенностей, а вернёмся к Тмутаракани в отдельной статье, иначе потеряем ход мысли с Редедёй. Достаточно знать, что в топонимике земля не страдала ханскими названиями, как и великими, а язык - «конями», хотя животное по-русски называли - комонь.

       Село Торокань существовало до XIX века в Кобринском уезде Гродненской губернии (Белоруссия). Есть станица Кубанская, как она запомнилась тюркам: «Taman-Tarkan — «город таркана Тамана», но тут ничего особенного нет, буквально - «быки» переводил от делать неча в гостинице Темрюкской перед Крымским мостом. А в «Списке русских городов дальних и ближних» XV-XVII веков, упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. И куда кочевали названия, с юга на север или наоборот, одному Богу известно. И русскому языку. В русской разговорной речи слово тмутаракань (тьмуторокань) ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где и обычно с пренебрежительным оттенком, как синоним слова глушь и тьма. Неужто - просвещённая Византия?

       В 1024 году Мстислав начал войну со своим братом Ярославом, киевским князем. Ярослав был побежден возле Листвена в Черниговской области и бежал в Новгород, нанял варягов, пришёл в Киев с новым войском и заключил мир с Мстиславом в Городце. По нему Ярославу отходил Киев и правая сторона Днепра, Мстиславу оставалась левая сторона с Черниговом и Переяславлем. «Став черниговским князем, он не обделял вниманием своих владений в Тмутаракани» - фраза как намёк на правый берег. И погиб Мстислав, как многие из тех, кто под мостом, кто погиб на охоте, и ему такая честь выпала - в 1036 году на охоте. Бывает и лося за кабана принимают. На масонском значит - религия затянула удавку. Всё почётнее, чем отравиться курой, как Шемяка... хотя, да ладно...

      Вот что рассказывается в „Повести временных лет“ под 1022 г. о его единоборстве с Редедею (цитирую в русском переводе): „В то время Мстислав, находясь в Тмуторокане, пошёл на касогов. Услышав об этом, князь касожский Редедя вышел ему навстречу, и когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради будем мы губить наши дружины? Сойдемся и поборемся сами, и, если одолеешь ты, то возьмёшь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою; если я одолею, то я возьму твое всё». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбою». И стали крепко бороться, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая богородица! Помоги мне; если одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошел в землю его, взял всё его имущество и жену его и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмуторокань, заложил церковь святой Богородицы и построил её, стоит она и до сего дня в Тмуторокани“. — Касоги неоднократно упоминаются в летописи (под 965, 1023, 1066 гг.) как племя, обычно они отожествляются с черкесами-адыге, но...

     Это было у реки Сож, левый приток Днепра. Ближайшие родичи Редеди - белорусы, радимичи. Прозвище Редедя означает - «пра рэдзіць» - буквально и дословно, «про червоний» (укр.), «о красном», о црвеном (серб.), de rubra (лат.) - чырвонага. Вот и рубль наш прозвали червонцем (спасибо адыгам!). То есть Редедя - предок Красного Романа, отец Романа. Сыновей князя Редеди - Юрия и Романа - Мстислав крестил и стал их крестным отцом, а Роман женился на дочери Мстислава Татьяне.

      Редедя означает - пра рэдзіць = Редедя означає - схуднути, Редедиа значи - мршавити, Редедя означава - изтънявам (болг.). Термин изтънявам - я худею; из тънявам - Я умираю, Ich werde d;nner, Jestem coraz chudsza - Я получаюсь тоньше... В какой-то мере это относится к Судже - Худже? Ряд городов с Курской топонимикой не даёт покоя, уже написал с дюжину страниц и птица хубара мне открылась, и фитиж с рылом - по Сейму (сыну), а вот Суджа предстала как судья (буквальный перевод или "суть я"). И я остановился. Надо бы не забыть о времени смены заветов, да вернуться к значению «худой» и «псёл». Но этот звук chudsza - худша, напоминает о ней, а ещё более переводы, глядим сюдой. На польском - тоньше, на болгарском chudsza - чудо (русск., укр., серб., макед.), cud (пол.), ;udo (хорв. - чудо), miraculum (лат. - чудо), z;zrak (чех., сл. - чудо), цуд (белор. - чудо). Чешское чудо в том, что «z;zrak» - «на вид» (zrak - взгляд), речь о «раках позади» (где zа - позади, за спиной), в целом = позади из раков. Есть и другие переводы, см. скрин на стих (Редедя был красным дедом!), например: редед я (белор.) - красный я; Ре дедя (белор.) - Дедушка. Латинское «miraculum» = чудо со светом (чудо-игла). Несложно предположить, что из этого «мира акулам» выросли Геракл и Дракула (и доктор Айболит), а про ум - Автор повести дополнил:

      «А ты, буй Романе и Мстиславе! — храбрая мысль носитъ васъ умъ на дело». Определив в латинство исключительно умных (блондинок). Раньше, кстати, Россия на китайских иероглифах означала типа «страна дураков», вчера поменяли какие-то палочки, ну не в смысле, а просто... Логично предположить, что все длинные слова - молодые. Самое короткое - цуд/cud - диво(укр.), мог;иза(татар. - накажи меня, пакарай мяне); ud - бёдра, стегна (Стугна?), сцягна - uda... Суд не противоречит чуду. Можно заключить так, даже дополняет по всем статьям. Бёдра - голень в значении «главный бог» - так даже прозвище Темучина раскрывается. Уда - сыну от отца в наследство досталась, то есть «задницу» он получил. Ростислава затворила Стугна - утонул брат Мономаха в борьбе за «чудо-иглу», как Игорь сказал, была бы Чага по ногате, а Кощей по резане! Если бы все вместе, да разом... Ну, а «чудо со светом» на латыни, тут не удивительно, что так звучит латинское длинное слово (miraculum), дело в том, что  в нём Ир - богатырь (спрятан в термине). Имя Ира - Ирина у турка не «мир» переводится, а свет мира. На русский можно перевести, как чудо, пример - Свирь (св.Ирь - Георгий, муж, бог).

      В чуде явилось - Диво по-украински (цуд/cud - диво), звучит «дыво»; див - бачыць (чтобы увидеть), pozri... Див (укр.) - Глядзіце (белор.), Видите (серб.), посудите сами, мы вышли на ряд основополагающих слов в повести. Не стоит их смешивать здесь со словом «ред» (красный) во избежание каши в голове. А то худой сдохнет пока толстый похудеет. Надо, хотя бы полсотни слов для начала расшифровать в отдельности (но в контексте), чтобы своими словами пытаться описать, что же происходило в 11 веке, а что в 12 веке повести и по годам походов. Таким образом, наткнёмся (обязательно!) ещё на какие-то, казалось бы знакомые с детства, но с другим значением там. Этот абзац о Судже (судье худой - не жирной), можно назвать «Чудо о рыбалке на Судже», но чтобы так «ры-бачыць», надо иметь кругозор, мало того - привлечь по делу покровителя Стрибога (Старый, св. Рыбак).

      Далее у Автора после схватки с Редедёй сразу продолжение со слова красный и повествовательная связь не прерывается. Всё логично:
     «Красному Романови Святъславличю, Боянъ же, братiе, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, — нъ своя вещiа пръсты на живая струны въскладаше — они же сами, Княземъ славу рокотаху». С 1069 года Роман правил в Тмутаракани после перехода старшего брата Глеба на княжение в Новгород, был убит 2 августа 1079 половецкими ханами. Сведений крайне мало: Предшественник - Глеб Святославич, преемник - Олег Святославич (дед Игоря - «Гориславич»).

      Почнемъ же, братiе, повесть сiю отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря; иже истягну умь крепостiю своею, и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую!».

      Запомните это слово - «прарэдзіць» (Редедя) и сопоставьте с известным - предок, их объединяет корень «ред» (спасибо касогам), он встречается часто и повсюду (редакция, проредить, редкость, перед), но мы его знаем по хрену редьки не слаще. Как Ленин сказал, Троцкий - редиска! - плохой человек. Почему? Он только снаружи красный, а внутри - белый.

     Попробуйте представить термин-прозвище как «ред едя»: порядок еды, парадак прыёму ежы, порядок прийому їжі, редослед јела (серб. редослед-ела). На этом слове споткнулись в предыдущей статье, когда летели соколы «на дело» - у Автора было указано дважды (слитно и раздельно), имея разные значения. Значение слова "редедя", безусловно, божественное и старое, битва запомнилась летописцу, как предшествовавшая крещению. Спасибо Мстиславу, «побарая за христьяны на поганыя плъки!» - дух памятника буквально ожил и шагнул в наше время.

     Учитывая знаменитого «ежа с яблоком», не забывая реку Съежа, у притока - Левитан писал «Золотую осень» на Валдае (Гиперборее), слободу и улицу Разъезжую в Петербурге, ныне Столярный пер., где жили Гоголь и Достоевский, а в доме 7, квартира 28 - играли в карты герои Лермонтова «Штос». Удивительная улица, средоточие зла, разврата и благодетели с красными девицами. И зачем было менять на переулок? Наверное, в честь Столяра.

    Ещё вопрос остался, зачем Мстислав выхватил нож? Написано ясно - зарезал «красного» отца, чтобы стать крёстным. Входило ли это в понятия бороться. Возможно, в голенище сапога и был тот самый «засапожник», которым завершилось дело. А, может и нет. Слово рез дошло до нас процентами от денег, оно же финансовый интерес. Нарезать, срубить бабла, или ему всё по нарезу (до одного места - по херу), наши любимые ветхозаветные словечки. Резьба по дереву, например, украшение фасадов дома или Рязань - название.

       Напоминание последует ниже по тексту: «Тiи, бо, бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побеждаютъ, звонячи въ прадеднюю славу!» - вот как. Порядок должен быть в голове. Кармазый, красный («карамзин» - прозвище), всё аккуратно записал, что ему поднесли с Родословника Екатерины масоны. Путаница возникла великая. Но они же сами её и разрешили, не удостоив Грозного чести быть на памятнике Тысячелетия России. Впрочем, это другая и более поздняя история России молодой. А чтобы знать всю историю земли достаточно прочесть СЛОВО и стихи графа А.К. Толстого из Брянщины, чтобы убедиться в том, что порядка до сих пор таки нет. Он с этих слов начал и закончил 19 веком - порядка как не было, так и нет.
      
      Составил от былинок
      Рассказ немудрый сей
      Худый смиренный инок,
      Раб божий Алексей.
     (А.К. Толстой, 1868 г. Усадьба Красный Рог)

      Что можно сказать за следующие два века? В принципе мог бы, немецкий знаю, с мовой дружу (ещё 12 наречий по плечу и испанский), да вот беда - английский ненавижу...

     Алексей был храбрым графом,
     графоманом от пера,
     у него скелет за шкафом
     осушал графин вина...
     А от деда Константина
     Князь Серебряный скакал.
     Красный рог, смиренный инок...
     На историю - наклал.

* В учебнике (1994г) написано наклал. Вот тебе и родное слово...
«Горой наклали хлебушка.» Некрасов. Толковый сл...

* Редедя был красным дедом!
https://stihi.ru/2024/11/16/5607

     14.11.2024, Санкт-Петербург


Рецензии