Это было недавно. Автобусные туры в Европу

                Если бы Вы,  уважаемый читатель,  пару десятков лет назад ранним майским утром оказались в центре Санкт -Петербурга,  то увидели бы десятки туристических автобусов у Площади Восстания. Около них суетились пассажиры, которые готовились к отъезду за границу.  На табличках, прикрепленных к ветровым стеклам автобусов, читались названия туров и маршрут следования.  Это были европейские города Париж и Лондон, Рим и Мадрид, Вена и Мюнхен,  Cтокгольм и Хельсинки. 
           В те годы, а это, напомню, было в начале нулевых, cтрана преодолела последствия кризиса 1998 года, развивалась, вовремя выплачивались зарплаты и пенсии, россияне приоделись в китайский ширпотреб, ими  приобретались квартиры и автомобили,  стали активно путешествовать, благо, выезд за рубежи нашей великой Родины был свободным. Ехали рабочие и служащие, пенсионеры и военные, брали с собой детей-школьников,  обогащая их представление об окружающем мире.
              Санкт-Петербург идеально расположен для автобусных путешествий в европейские страны;  от города до пограничного перехода с Финляндией около 200 км, а дальше, при наличии шенгенской визы, можно ехать по всем странам континента, ведь границ больше не существует.
            Для удовлетворения растущих запросов трудящихся в недорогих зарубежных поездках, в Петербурге работали десятки агентств: - Бон Тур, Бон Вояж, Балт Тур, Интурист - самые известные в городе организаторы демократических и экономных путешествий.  Например, за 300 евро можно было отправиться в девятидневный тур во Францию через Скандинавию и три дня провести в Париже, чуть дороже стоило десятидневное путешествие по Италии с посещением Милана, Флоренции, Венеции и Рима. Туры по Германии, Австрии и Швейцарии стоили около 400 евро,  по Испании чуть дороже.  Трехдневные туры в Хельсинки-Стокгольм по цене 69 евро, а однодневная поездка по магазинам Финляндии обходилась в 700 рублей.
            Успешно продавались туры с отдыхом на море на испанских курортах Коста Брава и Коста Дорада,  комбинированные туры - поездом до Львова, а дальше в Хорватию и Черногорию на море. Туры в Чехию и Польшу через Брест стоили порядка 250-270 евро плюс поезд.  Дороже стоили путешествия в Португалию 800 евро и Норвегию от 600 евро,  а самым экзотическим был автобусный тур в Марокко- Африка через Гибралтар на 22 дня,  три дня в Касабланке.  Знакомые прокатились и очень устали.  В восторге были от тура в Исландию к Долине гейзеров /автобус плюс океанский паром/, но очень дорого -  свыше двух тысяч евро на человека.
             Турпоездки затягивали; -прокатившись один раз, туристы "подсаживались" на эти туры.  Автор этих строк впервые побывал в Европе в 2001 году, а в дальнейшем,  с нетерпением ожидал майских праздников, чтобы отправиться в очередное путешествие за новыми впечатлениями и эмоциями.
            Следует отметить, что поездки были превосходно организованы;-группу всегда сопровождал менеджер, владеющий иностранными языками, арендовались комфортабельные автобусы с туалетом и кипятильником, прорабатывался  маршрут следования с регулярными остановками, брони отелей и экскурсии в городах; -их проводили местные лицензированные экскурсоводы.  Турфирмы брали на себя услуги по оформлению загранпаспортов, виз и страховок, а постоянным клиентам делали скидки.
          Вместе с женой мы проехали десятками маршрутов, получая незабываемые впечатления от увиденного, но самым запомнившимся стал тур по Италии и пять дней отдыха в Сицилии на море. Автобус проехал по всему побережью острова, мы познакомились с городами Палермо и Таормина, Катания и Сиракузы, а на обратном пути прошли на пароме от Мессины до Неаполя,  посетили еще раз великолепные Рим, Флоренцию, Венецию и Сиену.
          Оставил замечательные впечатления тур во Францию; мы осмотрели замки в долине реки Луары, доехали до Нормандии, где любовались одним из чудес света -замком Мон Сен Мишель и пять дней провели в Париже.
           Сохранился в памяти пляжный отдых в Хорватии на самом чистом в Европе -Адриатическом море. Он сочетался с поездками в города Шибеник, Дубровник, Сплит, прогулкой по природному заповеднику Плитвицкие озера.
          А какое удовольствие доставляли переходы по Балтийскому морю из Финляндии в Швецию на комфортабельных гигантских паромах Силья Лайн и Викинг Лайн, а также из Швеции / Треллеборг/ в немецкий Росток на пароме Скандилайн!
           Открывшиеся после развала СССР возможности путешествовать по всему миру, активно использовались нашими соотечественниками. Мы стали одной из самых путешествующих наций.  Автобусы с русскими туристами можно было увидеть на Елисейских Полях Парижа и у музея Прадо в Мадриде,  у здания венской оперы в столице Австрии и рядом с Бульваром Рамбла в Барселоне, у берлинского рейхстага и дрезденской картинной галереи,  на стоянке автобусов в Венеции и Флоренции, Ватикане и Вероне. 
            "Проникновенье наше по планете" - такие строки написал полвека назад любимый  поэт  Владимир Семенович Высоцкий, успешно осуществилось. Россия открылась миру, жалко, что это было уже в другой нашей жизни!                И все-таки это было, было, было...
            Путешествия - это единственная вещь на свете, покупая которую становишься богаче. 
            Есть в этом что-то волшебное - уезжаешь в путешествие одним человеком, а возвращаешься другим.
         
               
               
               
          
          
         
            
         
         
         
         
         
         
            


Рецензии
И всё изменилось только благодаря одному человеку.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.11.2024 21:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за рецензию. О многом можно написать, что помню из того времени, да не пишется что-то...

Виктор Кутуркин   18.11.2024 15:59   Заявить о нарушении