Совместная статья о тукдаме учёных из РФ и США
Сегодня на сайте центра Р. Дэвидсона размещен материал Э. Джонсон о совместной публикации в научной периодике статьи "Delayed decompositional changes in indoor settings among Tibetan monastic communities in India: A case report" (Замедленные изменения гниения в помещениях тибетских монашеских общин в Индии: отчет о конкретном случае) групп учёных из РФ, США и монахов тибетского буддизма с результатами научных исследования двух случаев тукдама. Совместную научную статью подписали 37 учёных и организаторов этих исследований во главе с их научными руководителями академиком РАН С.В. Медведевым (РФ) и Ричардом Дэвидсоном (США). Эти научные исследования тукдама были инициированы более 15 лет назад Его Святейшеством Далай Ламой XIV с целью научно подтвердить существование тукдама, этой публикацией оно подтверждено совместно крупными учёными из РФ и США.
Ниже размещен перевод Яндекса (почти без моей редакции) этого материала Э. Джонсон с сайта центра Р. Дэвидсона.
Ученые задокументировали замедление посмертного разложения, связанное с медитативным состоянием
В тибетских монашеских общинах Индии незаметно проводится новаторское исследование того, что происходит с телом после смерти. Группа монахов, ученых, медицинских работников и судебно-медицинских экспертов работает вместе над изучением редкого в этих общинах посмертного медитативного состояния, известного как тукдам.
Исследователи из Центра здорового ума при Университете Висконсин–Мэдисон совместно с Российской академией наук, экспертами в области тибетской медицины и старшими учеными-монахами ведущих буддийских монастырских университетов Индии работают над документированием тукдама, чтобы глубже понять его влияние на посмертную физиологию и его культурное значение.
Состояние тукдама обычно достигается только после целой жизни медитативной практики и длительной медитации во время процесса умирания. Тибетские буддисты рассматривают достижение этого медитативного состояния как свидетельство того, что они жили нравственно и этично, и как само это состояние, так и наблюдение за ним считаются в высшей степени священными. Когда достигается тукдам, скорость разложения тела человека после смерти заметно замедляется.
В своей последней статье, опубликованной в журнале Forensic Science International: Reports, исследователи сообщают о двух случаях тукдама, в которых посмертное разложение задерживалось на несколько дней и даже недель, а затем быстро ускорялось.
“Одним из замечательных аспектов для людей, достигших тукдама, является то, что они выглядят очень сияющими через несколько дней после смерти”, - сказала ведущий исследователь Тауни Тидвелл из Центра здорового ума. “Гнилостного запаха также нет, и мы не видим многих ранних признаков разложения”.
Изучаая редкое состояние
Эта редкая возможность изучить людей, которые, возможно, манипулировали своей физиологией с помощью духовных практик, была бы невозможна без поддержки Его Святейшества 14-го Далай-ламы Тензина Гьяцо и международной исследовательской группы из 65 человек, в которую входят монахи-исследователи, обученные научным методам, включая судебно-медицинскую экспертизу.
“Тукдам может быть трудным для изучения, потому что это деликатный культурный феномен, который требует, чтобы сообщество принимало исследовательскую группу и доверяло ей”, - сказал Тидуэлл. “Также сложно проводить ранние наблюдения, потому что о тукдаме обычно сообщают только через три дня после смерти, когда это считается окончательным состоянием. Однако Его Святейшество разрешил проектной группе проводить наблюдения, как только сопровождающие или члены семьи разрешат это сделать, и команда проявила осторожность, проявляя высокую степень культурной чуткости при проведении наблюдений”.
После смерти посмертные изменения обычно происходят в соответствии с предсказуемым графиком, зависящим от ряда факторов окружающей среды: мертвенно-бледный вид обычно наступает в течение 24 часов, трупное окоченение - в течение 24-48 часов, скопление крови - в течение первых 72 часов, а разложение начинается примерно через 72 часа. Признаки разложения, такие как изменение цвета и эластичности кожи, выделения, запахи и присутствие насекомых, легко заметны в последующие дни.
В этом исследовании ученые наблюдали за двумя людьми в течение 19 и 31 дня (вплоть до 27 и 38 дней после смерти соответственно) и обнаружили существенно отличающиеся временные рамки, когда разложение происходило намного медленнее, чем ожидалось, за чем последовало внезапное и быстрое ухудшение состояния. Это быстрое разложение было необычно выраженным, с сильными запахами и другими признаками прогрессирующего разложения, появившимися на несколько недель позже, чем ожидалось.
Ключевым аспектом исследования было использование цветовых карточек Munsell для оценки изменений цвета кожи. Это новшество, предложенное Лесли Айзенбергом, старшим научным сотрудником Центра здорового ума и судебным антропологом команды, предлагает новый способ документирования замедленного побледнения (или более длительного сохранения внешнего вида, похожего на жизнь), связанного с тукдамом. Эти стандартизированные цветные карточки первоначально были разработаны для почвоведения и использовались в медицине, но здесь они были впервые применены в судебномедицинских целях.
Айзенберг и судебный патологоанатом Александр Федотов из Рязанского бюро судебно-медицинской экспертизы в России проанализировали каждый случай, включенный в исследование, и представили свои независимые судебно-медицинские заключения. Эти два случая являются самыми длительными из научно рассмотренных на сегодняшний день.
Свежий взгляд на судебно-медицинскую экспертизу
Нетипичные закономерности разложения, наблюдаемые в ходе исследования, ставят под сомнение некоторые стандартные судебно-медицинские методы, используемые для оценки времени смерти, и указывают на необходимость дальнейших исследований, чтобы лучше учесть потенциальную культурную изменчивость в том, как разлагаются тела.
Поскольку традиционные методы оценки времени, прошедшего с момента смерти, были разработаны для больших групп населения в обычных условиях умирания – от внезапных неестественных смертей до медленных переходов в болезненные состояния, – они могут быть неточными в случаях, когда на процесс умирания могли повлиять духовные или иные практики.
“За последние 12 месяцев в Journal of Forensic Sciences была опубликована 31 статья, касающаяся посмертного периода, что свидетельствует о том, насколько важна эта тема в судебной медицине”, - сказала Диана Л. Франс, судебный антрополог и директор лаборатории идентификации человека в Колорадо, которая не принимала участия в исследовании. “Мы многое узнаем о внешних факторах, вызывающих разложение (например, температура, влажность и насекомые), но относительно мало знаем о внутренних факторах (например, активность микроорганизмов). Феномен тукдама уникален и может значительно расширить наше понимание характера и скорости процесса разложения”.
Роль культуры в переживании умирания
В Северной Америке и Европе тела обычно перемещают вскоре после остановки сердца, потери сердечно-легочной функции или смерти мозга. Напротив, в тибетской культуре тело оставляют в покое на три дня, основываясь на вере в то, что тонкая форма сознания человека остается с его телом на некоторое время после смерти.
"Наше исследование привлекает внимание к различным культурным подходам к процессу умирания и к тому, как мы можем наилучшим образом поддержать сообщества, принадлежащие к самым разным культурам, в их собственных практиках ухода за своими близкими в переходный период и после смерти”, - сказала Тидуэлл.
Она добавляет, что тукдам тесно связан с верой тибетского буддизма в то, что смерть дает уникальную возможность увидеть истинную природу ума. Люди, которые входят в это медитативное состояние, проводят свою жизнь, культивируя сострадание, с целью вернуться в следующей реинкарнации и принести пользу другим.
“С точки зрения тибетского буддизма, у каждого есть возможность познать природу ума и войти в это состояние”, - сказал Геше Нгаванг Норбу, один из соавторов исследования. “Однако люди, достигающие такого состояния, как правило, являются теми, кто прожил жизнь в отречении и посвятил себя пожизненной медитативной практике, которая позволяет им использовать особый контекст умирающего состояния для обретения реализации и проявления этих редких внешних признаков”.
Геше Норбу и Геше Лодое Сангпо являются заместителями директора Исследовательского центра тукдама и полевыми руководителями подразделений А и Б, соответственно, российских научных центров, где базируется сотрудничество в рамках этого исследовательского центра.
“Поскольку практикующие буддизм относятся к состоянию умирания с благоговением и как к важнейшей физиологической возможности грубого тела отделиться от тонкого ума - процессу, который они отрабатывали с помощью различных практических техник на протяжении всей своей жизни, - они способны проявлять признаки, свидетельствующие об их достижениях в момент смерти”. - сказал Геше Сангпо. “Отсутствие у них страха при переходе в состояние умирания и, напротив, их сострадательная решимость, что осознание в таком состоянии позволит им принести больше пользы живым существам в следующей реинкарнации, является ключевым фактором, определяющим их способности в этот критический переходный период”.
Узнавая больше о жизни от смерти
В настоящее время исследователи работают над расширением своего понимания физиологических и микробиологических изменений, связанных со смертью, что может привести к разработке новых криминалистических показателей для определения времени, прошедшего с момента смерти, а также к новому пониманию здорового образа жизни.
В рамках этой работы они сотрудничают с Манджунатой Венкатасвами и Приямвадой Шармой, учеными из Национального института психического здоровья и нейронаук в Бангалоре, а также Джо Адсериасом-Гарригой из Университета Мерсихерст, чтобы изучить посмертные изменения в микробиоме полости рта, которые могут помочь объяснить наблюдаемые необычные закономерности разложения. Они также планируют совместно с Клеманом Мартином (Cl;ment Martin) из Льежского университета проанализировать летучие органические соединения (ЛОС), связанные с тукдамом, т.к. тел часто наблюдается приятный цветочный аромат.
Исследователи также планируют провести лонгитюдное исследование по здоровому старению в тибетской буддийской монашеской общине. В этой группе были отмечены более низкие показатели заболеваемости болезнью Альцгеймера и деменцией, и исследователи хотят понять, как определенный образ жизни, диета или религиозные практики могут способствовать более здоровому старению. Они надеются объединить эти результаты с результатами исследования, проведенного их коллегами из Российской академии наук, в ходе которого изучалась физиология живых практиков медитации путем изучения закономерностей тепловыделения и кровотока в тканях организма.
“Мы хотим объединить данные этих исследований здорового старения с анализами микробиома и ЛОС, чтобы лучше понять практику жизни и умирания в этих буддийских монашеских общинах”, - сказала Тидуэлл. - Это могло бы не только расширить наши знания о здоровье и процессе старения в этой уникальной культурной среде, но и дать более широкое представление об улучшении самочувствия и уходе в конце жизни в разных культурах”.
Новое исследование представляет собой важный шаг вперед в научном изучении тукдама. Предыдущее исследование, посвященное измерению мозговой активности, — первое, в котором систематические наблюдения за тукдамом были опубликованы в рецензируемом журнале, - не выявило признаков остаточной мозговой активности у людей в тукдаме, но помогло стимулировать разговоры в научном сообществе о потенциальных открытиях, которые могут быть получены в ходе дальнейших исследований.
Марселла Х. Сорг, профессор–исследователь из Университета Майне - Ороно, которая не принимала участия в исследовании, говорит, что это исследование двух случаев направлено на устранение постоянного дефицита исследований в области судебной тафономии: необходимость расширить наше понимание широкого спектра различий в контексте микросреды и характеристиках умерших, а также их потенциальной связи с процессами и условиями, которые влияют на биологические останки после смерти.
“Авторы представляют подробную документацию об этих различиях в контексте, который ранее редко изучался, - в закрытом монастырском помещении в Индии”, - сказал Сорг. “Кроме того, они исследуют новый вопрос: могут ли действия умершего непосредственно перед смертью влиять на процессы разложения?”
Автор: Энн Джонсон
Свидетельство о публикации №224111801107
Один ключевых людей встреч российских учёных с Его Святейшеством Далай Ламой XIV академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин после первой встречи говорил о том, что если реинкарнация (перенос сознания из умершего тела в живое) подтвердится в контролируемых экспериментальных условиях, то ему с коллегами придется пересматривать основы своей науки, а, возможно, не только своей.
В самом начале недавно размещенного видео на портале Постнаука «Как связаны сознание и мозг? — Коллекция на ПостНауке» он говорит, что сознание является не головоломкой, которые учёные умеют решать, а тайной, о которой не всегда понятно как думать, тем не менее в последние годы активно развернулись научные исследования сознания. Наиболее хорошо установленным научным фактом является связь сознания и мозга, К.В. Анохин сказал, что науке не известны факты отдельного существования сознания и мозга, что такие утверждения являются демаркацией научных и псевдонаучных фактов.
Согласно тибетскому буддизму, состояние ума, сознания, в котором находятся его адепты во время тукдама, переходит из жизни в жизнь после смерти тела. К.В. Анохин участвовал в проекте исследований тукдама в том числе и в качестве преподавателя, читавшего лекции по основам современной науки о мозге в МГУ им. М.В. Ломоносова монахам тибетского буддизма, которые захотели стать монахами-исследователями для участия в научных исследований тукдама.
Научно подтвержденный факт существования тукдама не означает немедленного принятия учёными его интерпретации тибетским буддизмом, как проявления состояния ума, сознания, переходящего из жизни в жизнь, т.е. существования сознания после смерти мозга. Факт – это одно, а его интерпретация – другое.
Как сказал в одном из своих многочисленных интервью профессор биофака МГУ им. М.В. Ломоносова, д.б.н. А.Я. Каплан, вместе с Анохиным учивший монахов тибетского буддизма основам нейронауки, ключевой человек в исследованиях медитаций, ведущих к тукдаму, ему, как классическому психофизиологу с 50-летним стажем нечего делать в исследованиях тукдама, т.к. сердце и мозг не работают. Однако, как он добавил, наука знает, от активности каких бактерий зависят процессы трупного разложения. Если во время тукдама они не идут, следовательно, надо заняться бактериями. Что, насколько я понимаю, и видно в этой статье, где упомянут микробиом полости рта.
Александр Кукаров 18.11.2024 15:28 Заявить о нарушении
да и статья написаная здесь - не чёткая. То о медиативных состояниях говорит, то о теле.
Некоторые аргументы о глупости Анохина (науке не известно..) :
1. В регионе южном, где нашы советские республики, и к средиземноморью : ьам бвл, и ещё есть правило перезахоронения через несколько лет. Так вот еогда выкапывают - то если увидчт не сгнившее - то цегчт. Принимают некие действия.
У нас это же называется - обретение мощей.
нашы обретения мощей (в православии) имееют много случаев когда неистленность была у тел, ну вовсе (мягко скажем) не медитативного склада личностей. В таких случаях неистленность трупа приписывается только праведному образу жызни - вне молитв и медитацый.
Значит :
Дело не в медитативности.
А бактерии - да, нужно изучать. Но и хоть немного честности БЫ иметь - тоже нужно.
Георгий Сотула 18.11.2024 18:34 Заявить о нарушении
Александр Кукаров 19.11.2024 22:41 Заявить о нарушении
ваше "крупнейший" - м.б. вдруг вы имеете в виду размеры тела ?
Как у выдающегося экономиста Гайдара ?
Георгий Сотула 20.11.2024 00:52 Заявить о нарушении