Болото и злато, этимология
Зачастую слышу подмену понятий злато - золото. А как один из красивейших примеров русского языка, приведу строку из повести, на которую не мало ухлопал времени, чтобы перевести: Неужто солнце светит не с утра, а древо не сверху лист роняет (Нъ уже Княже Игорю, утрпъ солнцю светъ, а древо не бологомъ листвiе срони). Опуская детали и ближе к логике речи. Конечно же, и древо - не дерево, и лист - не лист в контексте, но таков язык повести. Эта фраза ещё встретится по пути.
Дословно: древо - древность; "древо не бологомъ" - дерево не благословлено (ли лист роняет), так и есть: бологомъ - вершина, верх (белор.), зверху (укр.), топ (серб.), top (сл., лат.), Spitze (нем.), отгоре (болг.), arriba (исп.) - выше... А «болого» - влажный, мокрий - потому что логотип. Далее можно анализировать: болого - болага - больной, лага (прямые переводы) и до слова большевики, явление в истории после ига монголо-татар и князей Великих...
Решил проверить, есть ли слово золото в повести? Болото на сербском - мочвара (мОчвара), на латинском - palus (парус), татарском и киргизском - сазлык, причём: са злык - красота, са з лык - здоровье. На татарском «са з лык» - глина, а на молдавском глина - лут. А я вырос на речке, начало которой ручей Лутенок, далее Лутня - Туросна - Московка... Заметно как движется время. А слова остаются: плут, блудить, плутать. Как только болото высохнет - речка гибнет. Начало реки называют верховьем, сравните с деревом - всё наоборот, у дерева начало корень, а верхушкой зовут крону. Оно растёт снизу вверх, а вода бежит сверху вниз. А болото (кирг.) - вообще "сталь", вот и думай, булат - от болота? Как правило болотистые места - рыжие по цвету, содержат много железа. Хвалёные санскриты - они в этом деле ничего не соображают, на болото никак не реагируют, английский язык крайне молодой по отношению к русскому, но гляну ради приличия, что он там впитал в себя, так сказать, всосал из топи... Немцы, кроме топ-модели вряд ли что цензурное скажут, а вот у Клинцов - Топаль Большая и Топаль Малая. Далее вы сами можете анализировать слова истопник, Севастополь и утопленник на топлёном масле - рыльник называется. Есть такой чудо-прибор - топить масло из молока - поезжайте в город Рыльск, там увидите сосуд из глины с носиком. Можно использовать для мытья рук и рыла, если подвесить. Рыльск - город под Курском на Сейме, князь Рыльский - Автор повести СЛОВО, племянник Игоря Святославича.
Существительное болото, топь (англ.) - swamp (свант) настолько многозначно, диву даёшься. Английский язык молодой и впитал всё что слышал. Слово болото и ряд переводов: marsh (мааш), bog (бог), morass (морась), backwater (тихая заводь), mire (мая), fen, slough (слаф - колдобина, трясина, топь), moss (мох, торфяное болото), hag (ведьма, карга, фурия, болото, старая ведьма, колдунья), slew (слив - трясина, поворот, поворотное движение), wash (мытьё, стирка, бельё, болото). В основном это женские образы и до боли знакомые, происхождением из теологии, ср. фен - горячий ветер, фе - религия, бог - прямое указание. Ну, а термин «бо-лото» = бо лато (белор.) с посылом на латынь и злато. Типа «крылатые качели», латы рыцаря, изоб нет кругом палаты, а в хате - полати и одеяло с заплатами... Самым знаковым из топонимов - Полоцк на реке - ПАЛАТА (Полота по-русски), латыши сюда же с балтами. Балты - недавно образованный термин «племя балты», к нему причислены потомки, проживающие на Побережье Балтийского моря. Язык балта не идентифицирован, но с татарского балта - топор, у Пушкина - Балда. В 19 веке это племя никто не знал, видимо явилось через век после прочтения сказки. И сегодня, если внимательно изучить этимологические выкладки лингвистов, то вся топонимика до Урала включительно образована с помощью одного слова - болото. Что не город - болото, что ни гора - трясина.
Помимо известных нам гидронимов и самоназваний с прозвищами (Латинская Америка, мулатка, палатка, латать), есть и подзабытые россиянами. Лото - бочонок с цифрами и карта. В повести слово «злато» встречается несколько раз (21) наряду с болотами, яругами, но ни разу - золото. Интересно, игра очко (или в 21), каким-то образом сопрягается? А ещё круче - 21 ступень от отметки Ольгинского пруда до Самсона, разрывающего пасть Льву! - любят повторять экскурсоводы Петродворца, а почему не знают. Наверное, 22 ступени - перебор... В конструкции слова: zolata - золотая: zo lata - зо лета, зо лето, lata - годы, гадоў, Jahre (через год/gott - бог). Всё равно пришли к злату, жаре, солнцу и лестничному маршу - с Машей. Порядок наследования определялся лествиничным. Как поёт Юрий Антонов - лестница без перил, золотая - до солнца. Но не от слова лестница. Маруся-Маша-русь, тихий омут-черти, слив-Залив на эту тему есть статья про «Эдемов садик» и тернистый путь сливы, бабушки черешни (англ. черри - девственница). А выведена слива путём скрещивания алычи и тёрна, якобы природных. Что написано пером - топором не вырубить.
В зачине СЛОВА этого слова (болото-злато) нет. А захотелось «пить» князю с эпизода 1180 года: «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты ... спала Князю умь по Хоти, и жалость ему знаменiе заступи, искусити Дону Великаго. Хощу бо, рече, копiе приломити конець поля Половецкаго съ вами Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону!». Первый намёк - «пути имь ведоми, яругы имъ знаеми» - через слово Jahre (через год/gott - бог) с добавлением га. Яруга - колдобина, овраг, сравни - карга, фурия, она же - hag (ведьма - болото) на многих языках, с хорватского - Гаага, исп. la Haya (ля Ханье - тот Является). И вот первое упоминание злата после «явления».
1. «Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень, и поеха по чистому полю». Перечислены языческие образы, пугающие и мешающие ему (в т.ч. Тьмутораканьскый блъванъ; блъванъ - дурак попросту, но «б леў/лев/lav), не будем отвлекаться. Но заметим, что Ольгов град - Льгов и Львов - одной божественной этимологии. Коли «пути имь ведоми, яругы имъ знаеми» (со слов Автора - из Рыльска), то у половцев иная картина бытия. Они следующей строкой:
«А Половци неготовами дорогами побегоша къ Дону Великому» - не «гОтовыми», читай. Из истории готов. Не немецкими, не латинскими? Похоже на то, отчего сыр-бор и разгорелся («...крычатъ телегы полунощы рци — лебеди роспущени — Игорь къ Дону вои ведетъ!»). Лебедь на гербе Фитиша. Европейские геральдисты с помощью символа лебедя передавали множество достойных качеств: доброе предсказание, счастливое плавание, оскорблённого воина при своём благодушии, достойную и уважаемую старость, исполненную наивностью и смирением душу, а также поэзию, простоту и согласие ... бла-бла-бла. Королевская птица - символ гармонии. Основные оценочные смыслы этого образа сводятся к подчёркиванию женской красоты, душевной чистоты, верности и самопожертвования. Лебеди в сказках являются волшебными существами, помогающими главным героям и защищающими их. Перенесла Ваню. Лебедя часто называют «царской птицей». Упоминаются ли лебеди в Библии? Библейский словарь Истона - Свон, упомянутый в списке нечистых птиц (Левит 11:18; Второзаконие 14:16), иногда встречается в Иордане и Галилейском море. И пошло по свету «профессиональное название» - от среднеанглийского swon(e), северносреднеанглийского swan(e) - «свинопас; крестьянин; слуга», а древнеанглийское sw;n и немецкое «швайн» нам уже знакомо. Голова кабана на гербе Рыльска, это всё Курские древние города по реке Сейм (сын - буквально), впадающей в Десну (сына), та в Днепр. А на слиянии - город Киев, как известно, не без помощи сестры Лыбедь при Почайне основан Кием с братьями (Чех да Хорив). Упоминание «лебедя», как и в начале «Редедя» - одного корня прозвища в значении «старость».
Далее - волчьи обиды начались, «Ужеб обиды его пасетъ птиць подобiю влъци — Грозу въсрожатъ по яругамъ! — орли клектомъ на кости звери зовутъ...». В смысле - «Грозу въсрожатъ» - всё равно, что буря будет пожата, но гроза более информативное слово (Величие означающее), от немецкого гросс в свою очередь - рос/роз/рог/рож изначальное с приставкой г/х. Посеешь ветер - бурю пожнёшь (посыл к Стрибогу), а «Грозу въсрожатъ» - возродить - ещё встретится по пути сказания, в форме «лжу убудил». Святослав Великий, князь Киевский, таким образом, осветит события (1180-1185). Можно ли ставить знак равенства между «грозными» и «лже» на будущее? Лже Дмитрий и Василий Блаженный. Можно лишь заметить, что Иван Грозный не оттого «грозный», что брови насупил для комедии, или сына убил, а что спор между славянами продолжается и сегодня, а басни и сказки пишутся, «...лисици брешутъ на чръленыя щиты!».
«Грозу въсрожатъ» (болг.) - Грозу ваюе (белор. - сражается, бореться), Грозу се бори (серб.), Grozu se bori (сл.) - Он борется с ужасом (буквально); ужас - Grozu (грОзу) - Корзина, Кошница, Баскет, Ko;ara(кошара) буквально. Аскет с приставкой Б, в смысле скорее Худой чем Жирный (кот). Кошница, а есть ещё забытое красивое слово кощёнка (Кощея дочь, коли уменьшительное), у нас этих слов в кошёлке, что травы некошеной в филологической корзине. Прямой перевод - курица. Не держите яйца в одной корзине - обычно так говорят о деньгах, а цена вопросу - корзина. Вышли на слово папорзи, однокоренное с корзиной, розой и Папой Римским с виноградом - городом и огородом, см. часть исследований: "Не держите яйца в одной корзине", "Папорзи, происхождение и значение".
2. «О руская земле! Уже зашеломянемъ еси. Длъго нось мркнетъ...» - с этой строки начнётся злато. И болото тут (начашя мосты мостити по болотомъ). Форма слова "длъго" - ольгОвичей (ср. Долгорукий - не короткий). «Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрелами по полю (утром в пятницу перед Пасхой), помчаша красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты...». Красные девки - от Редеди, «а съ ними злато, и паволокы...», интересные слова далее. Глаза в паволоке, что дьявольские: паволока (серб.) - дьявол, диявол. Локо, Lokos - умалишённый, божевильный, дурак попросту. Выступает будто пава - очаровательная, сводит с ума. А супротив них - «... сребрено стружiе храброму Святьславличю!». Вот они и встретились, злато с серебром. А оружие то - стружiе - наподобие знака царского отличия. И начинается с приставки «ст» - старый, святой. «К 17 веку - цитирую википедию - государственный герб России принял знакомый нам вид, на нём появились держава и скипетр, ставшие к тому времени символом царской власти: во время торжественных церемоний царь восседал на троне с державой в одной руке и скипетром в другой». К тому времени, хочу заметить, никакой России не было (Московия), но писать стали гораздо грамотнее. И фигурировать веками с золотого на серебряный и обратно - с пониманием. Ничего страшного в том нет, что года России-империи считают от Петра (скипетр), а тысячелетие Руси - от варягов, люди на земле те же. Пётр принудил поздравлять с новым готтом, смена календарей обрадовала двумя праздниками, которые россияне с удовольствием отмечают с колядками и купанием в проруби. Я в Испании купался, от купания замёрз, как-то стал рифмовать и поймал на мысли - «горой наклали хлеба», вот уж действительно! Корень «пан» - в «купании» (пан - хлеб по-испански), пан - обращение и Пан - бог, дедушка Ямбы. А сменили название полуострову с Иберии (ср. Сибирь) на Пиренеи, а Сибирь до сих пор есть. Тренер сборной Испании по футболу: Де ла Фуэнте Кастильо, Луис. Они в фамилии всех бабушек и дедушек помнят, а ещё то, что язык был кастильянский - королевства Кастилия. У нас в России - язык русский. Но мы его не знаем, как знали деды и бабками.
Обращение «Яръ туре Всеволоде!» возможно сопряжено с годами-ярами: Яръ туре (макед.) - Жарко (русск.), жарко (укр.) - одним словом; Горача (белор.), горещо е (болг.). Вот такая - Экскурсии в Яр' - получается. Тура - река, фигура шахматная и масса слов от турникета до литературы с турками. А вот Туросна - уже производный термин на вроде Богородицы с сыном (сна-сына и Десна). Слово: Го рача = Он сказал это, Povedal to, Rekel je, On je to rekao, Той го каза, Er hat es gesagt, Він сказав це... На всех языках без исключения. Речь/рача/рцы, из чего можно сделать предположение и завести рака за камень, но ручей Божий с продолжением: Ипуть - Сож, не позволяет этого сделать. Питают Ипуть (Бога путь - Иисуса) Туросна и Иордань (люди), а впадают воды в Сож (бог). Вот отсюда князь Касожский Редедя (Мстислав ... иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми).
К Всеволоду: «...стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. Камо Туръ поскочяше...» - как бос/бог - буквальное значение слова тур, ещё воин, но с пониманием: "в о -ин". Воин, который - Устани, Aufstehen, Tour, Устаньце - Бос (монг.), Тор (татар.), Т;ру - «стоя» по-русски (не висячим садом). Ус таньце - в танце (танков тогда не было). Ус таньце (монг.) - Резервуар для воды; Су ;чен бак (татар.) - Сад для воды. У тюрков если есть в слове "су", например, Чурук-Су или Казансу - это вода и женщина. Полевой стан и другие оставили массу производных, кстати - стать, стоить, стан - в названиях Овстуг, Овстуженка (имение Тютчевых). Фёдор Иванович упомянул, что аршин общий для России не судьба (ар+сын), но верить в Россию можно.
3. Кая раны дорога, братiе? - продолжается обращение к Яръ Туре Всеволоде - Забывъ чти и живота, и града Чрънигова (отня злата стола), и своя милыя хоти - красныя Глебовны свычая и обычая?
Тут многие путаются неосознанно. Эта форма предложения наиболее удобочитаема, чтобы уловить смысл сказанного. Тут «своя милыя хоти» не стоит путать с «красныя Глебовны свычая и обычая». Здесь противопоставление в сравнении. Хоть - дева, богиня, из-за чего организован поход на половцев, якобы присвоивших иконный образ. И обращение такое, какая рана дороже? На чьей стороне будешь. Или «красныя Глебовны свычая и обычая» дороже?
Жена Всеволода (половчанка), дочь Глеба. Слово "обычай" означает - это то, что было до тебя, родовое. От слова бык и бычить? Если уж разбираться в нюансах. Он набычился от свычки, или всё - наоборот, с чем свыкнешься - привычка. Да с тем и живёшь. А вот расстанешься или нет, это вопрос. Поэтому, Автор Слова в этом месте не посмеивается, напоминая нам про отнятый трон. О жене (хоти - в значении не просто красавица и любимая - красная). Ведь слово «красная» отнюдь не о нежности и красоте, - о потомках Редеди, о вере. Об обычае, который изменили с крещением детей Редеди после его убийства Мстиславом. Версия с прозвищем «тур» для Всеволода, на мой взгляд, поэтому и исходит из половецкого края (Полоцк, ныне Беларусь), отчего и Туровское княжество там, и сеть рек... Вот о каком обычае речь. Жена Всеволода - Елена Глебовна - родная сестра Андрея Глебовича; вторая сестра - Ольга, она жена Осмомысла. Старший брат - Ярослав Глебович, а младший - Всеволод Глебович (Большое Гнездо). Отец - Глеб Владимирович, а дед - Владимир Великий. Какой раны, брат, беречься (тому), кто забыл о чести и жизни? Что дороже ему обычая? Привычка ли... По сути «разжалованный бог» по праву наследования (отня злата стола), это так звучит. Не унизительно, но доходчиво. Давай-ка, брат, сами возьмём, что нам причитается. Мы уже анализировали фразу о задней и передней славе, и родственных связях Даждьбожьих (солнечных) внуков со Стрибожьими и Велеса. Всеволод бушует в бою (что бог), рубя головы половецкие особенным мечом. Перед этим: «О, Руская земле, уже не Шеломянемъ еси! — се ветри, Стрибожи внуци, въютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Есть в речи Игоря и о сыновьях Глеба, такое:
"Сыны Глебовы! Ты буй Рюриче и Давыде, — не ваю ли, злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли, храбрая дружина рыкаютъ акы тури...", важное замечание и сравнение. Буй-Тур Всеволод со своим прозвищем не единственный среди героев повести. Если он зять Глебу, то сыновья Давыд и Рюрик - потомки обычая.
Версия со «свычаями Всеволода к своей красавице жене» - о любви и нежности - бытовая сцена, это, конечно же, красиво звучит и не более того. Послушай, Сева, у тебя такая жена красавица, давай побьём её братьев? Да запросто, давай Игорёха, что-то кони застоялись... Бессмыслица.
Вот же, через строку буквально - подробный рассказ по событиям 1183 года, как это было. «Игорь плъкы заворочаетъ — жаль бо ему мила брата Всеволода. Бишася день, бишася другый: третьяго дни къ полуднiю падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы. Ту кроваваго вина недоста — ту пиръ докончаша храбрiи Русичи — сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось. Уже бо, братiе, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла: въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, — вступилъ девою на землю Трояню, — въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону плещучи, убуди жирня времена, усобица Княземъ на поганыя погыбе. Рекоста бо братъ брату: се мое, а то моеже; и начяша Князи про малое, се великое млъвити, а сами на себе крамолу ковати, а поганiи съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую». Предельно ясно.
После двух раз упоминания «злато» косвенно, в третий раз прозвучало конкретно - «отня злата стола» - причина и следствие одновременно распада земли, как начало усобиц. Ниже следует напоминание о их деде.
4. «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрелы по земли сеяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмутороканъ...» - неизвестно где (пока), но город настолько значимый, что уважали и боялись даже звона... Вот уж воистину, слышим звон, но где он? Продолжение: «— тоже звонъ слыша давный великый Ярославь сынъ Всеволожь, а Владимiръ по вся утра уши закладаше въ Чернигове...». Посыл в неведомые дали: «О! далече зайде соколъ, птиць бья — къ морю!». Помнится, послы 862 года род русь искали там же, за морем...
5. По тем событиям: «А, Игорева храбраго плъку не кресити, за нимъ кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли! Смагу мычючи въ пламяне розъ жены Рускiя въсплакашась аркучи: уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслiю смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. А злата и сребра ни мало того потрепати!». Пятое упоминание «злата и сребра» разом, не менее грустное, имеется в виду детишек приласкать, девочек и мальчиков... «А Князи сами на себе крамолу коваху, а поганiи сами победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань — по беле отъ двора». Знаменитая белка с дыма/двора - девушка. Заплати и спи спокойно. А виной тому - братья Игорь и Всеволод, что решили за обычай вступиться. Так сказал князь Киевский.
«Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь Грозный — Великый Кiевскый. Грозою бяшеть, притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую; притопта хлъми и яругы, взмути реки и озеры, иссуши потоки и болота». О чём выше мы разобрались. На Руси две беды - дураки и дороги, горы да болота, Солнце да Ветер, а тут ещё христианство непонятное...
6. А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ железныхъ Великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже! И, падеся Кобякъ въ граде Кiеве, въ гриднице Святъславли. Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю! — кають Князя Игоря, иже погрузи жиръ во дне Каялы, рекы Половецкiя, Рускаго злата насыпаша.
О родственных отношениях ханов разбирались в предыдущей статье, заодно с жирными и худыми. Так что фраза «иже погрузи жиръ во дне Каялы» не вызывает вопросов, это о молодых и старых (смене заветов) - жир не тонет. Его не просто кинуть в воду - «во дне Каялы (похоронить) - рекы Половецкiя», то есть реку Каялу стоит искать там, где половцы, а не где Дон или «Донкин-Хот» Ламанченский (рыцарь печального образа, герой романа Сервантеса дворянин, помешавшийся на чтении рыцарских романов - задумал воскресить давно отжившее рыцарство). Фраза «Рускаго злата насыпаша» - напоминает о русскости, аж с года призвания 862. Раньше-то русских никто не знал...
7. Ту Игорь Князь выседе изъ седла злата, а въ седло Кощiево уныша бог Радомъ забрал ы, а веселiе пониче…
О чём я и толкую. Бог Радим, Радом - радимичей, крещённых в составе ВКЛ в 15 веке, потому-то язык белорусов многое объясняет россиянам - мы все были русскими с 9 века условно по христианской летописи от немцев. А бога прятали так:
Ту Игорь Князь выседе изъ седла злата, а въ седло Кощiево уныша боградомъ забралы, а веселiе пониче…
Шулеры ещё те, а буковки на месте... слепили из бога «боградомъ с заборолами» и принялись объяснять, что на городской стене есть такие заборолы, типа зубцы. Но фраза получилась настолько тупая, что объяснить, в чём же счастье Игорю - пересесть в седло Кощеево, стало невозможным. И тогда созрел план пленения, побега и т.д. А когда беглец неспешно плёлся до Киева босиком из лап злодеев натощак, то ещё и гусей успевал на завтрак жарить. Финал известный - Князь Всия Руси! Сущая нелепица, помешанная на академических бреднях. Чтобы дойти до повышения по чину от удельного - надо костьми положить дружину по яругам... Перед тем воззвать к совести брата Всеволода, призвав к обычаям..., каким? А чтобы немцы радовались. И тут облом: «Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю! — кають Князя Игоря».
8. А Святъславь мутенъ сонъ виде: — Уже дьскы безъ кнеса в моемъ тереме златовръсемъ: всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони ...
9. И ркоша бояре Князю: — уже Княже, туга умь полонила! Се бо два сокола слетеста съ отня стола злата, поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону...
Те двое (Игорь и Всеволод), «се бо два сокола» - знак княжеской власти (двоеперстие в христианстве), потерявшие наследство развязали войну (поискати града Тьмутороканя, лжу разбудили), но переживать не стоит: «уже соколома крильца припешали поганыхъ саблями». Поход проигран, мало того, приземлили их - от слова пешня.
— а Самаю опустоша въ путины железны!
О рождении наследника или наследницы, разберёмся позже, но аргумент железобетонный. Эти ребята (князья, сыновья их и племянники) потеряли право наследования:
— Темно бо, бе, въ 3 день: два солнца померкоста, оба багряная стлъпа погасоста, и съ нимъ молодая месяца, Олегъ и Святъславъ тъмою ся поволокоста.
10. И завершают речь бояре:
— Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю — се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!
А мы уже, дрУжина — жадни веселiя!
11. Тогда Великiй Святславъ изрони злато слово слезами смешено, и рече: о, моя сыновчя Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати. Нъ нечестно одолесте, — нечестно бо кровь поганую пролiясте. Ваю, храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена. Се ли створисте, моей сребреней седине!
12. Ответ Игоря: Нъ рекосте — мужаимъся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами поделимъ. А, чи диво ся, братiе, стару помолодити? ... Нъ се зло Княже — ми не пособiе, на ниче ся годины обратиша — се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глебову… Великый Княже Всеволоде! — не мыслiю ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти! Аже бы ты былъ, то была бы Чага по ногате, а Кощей по резане.
13. Сыны Глебовы! Ты буй Рюриче и Давыде, — не ваю ли, злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли, храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаемъ?
14. Вступита Господина въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича!
15. Галичкы Осмомыслъ Ярославе! — высоко съдиши на своемъ златокованнъмъ столе, подперъ горы Угорскыи своими железными плъки — заступи въ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота — меча времены чрезъ облаки. Суды рядя до Дуная, Грозы твоя по землямъ текутъ: оттворяеши Кiеву врата, стреляеши съ отня злата стола Салтани за землями.
Тут дважды элато: «златокованнъмъ столе» и «отня злата стола Салтани за землями». Очевидно, что упомянут какой-то Холм местного значения со столом златокованным, где сидит князь Осмомысл и ещё другой город с отнятыми землями, «отня злата стола Салтани за землями». Состоишь на службе короля, а «Грозы твоя по землямъ текутъ» не есть хорошо, не в нашу пользу. Очевидное невероятное, если язычник Святослав 2 века назад мог управлять землёй от Дуная до Волги, а Олег - Царьградом, по крайней мере - принудить Византию к выгодным пошлинам (мытне), прибив щит над вратами, то, что видим сейчас? Раздрай полный. После крещения земли стало вдвое меньше. Не мытьём, так катаньем? Потом и Царьград утерян, Константинополь - Стамбул. Игорь видел прошлое - понимал перспективу, открыто выступил против Волынского княжества (католиков), обладая правом свыше. Похоже, что хитромудрые бояре наловчились править с помощью рожденных младенцев династических браков. Каких-то берегли, каких-то убивали. А вспомните как пришёл княжить Олег в Киев (убив Аскольда и Дира), достаточно было показать годовалого младенца и назвать его - Игорь Рюрикович, местная элита сразу согласилась. Вылитый батька! Да они Рюрика-то в глаза не видели. Но закон уважали.
17. Нъ уже Княже Игорю, утрпъ солнцю светъ, а древо не бологомъ листвiе срони: по Рсiи, по Сули гради поделиша, а Игорева храбраго плъку не кресити… Неужто солнце не с утра светит, а древо не сверху лист роняет - города поделивши (по закону лествичной природы), а теперь, конец? После призвания Игорем князей: «Храбрыи Князи доспели на брань: Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи — не худа гнезда шестокрилци — непобедными жребiи собе власти расхытисте, кое ваши златыи шеломы и сулицы ляцкiи и щиты!». И далее: «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ Грознымъ Полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ» - Двина течёт, как и текла, в неё впадает Палата. Вот такие тут половцы. «Двина болотомъ течетъ» - всё одно что - лато.
18. Продолжение: «Не бысь ту брата Брячяслава, ни другаго Всеволода. Единъ же, изрони жемчюжну душу изъ храбра тела, чресъ злато ожерелiе. Унылы голоси, пониче веселiе…». О сути потом - рассказ о борьбе полоцких князей с западными соседями (литовцами ныне).
19. Из история Всеслава Полоцкого.
На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго,
20. В плаче Ярославны - ни одного злата, ни болота, наоборот сушняк (Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче). Туга - церковный термин, тоже иго. Тули - образное слово, колчан для стрел, бочонок, в каком-то смысле улей. Полоцк - «Медовая столица», прошу любить и жалить. Тула - город оружейников.
Но вот год 1185 - Прысну море полунощи! — идутъ с мор ци мьглами — Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, — къ отню злату столу — погасоша вечеру зари!
21. Млъвитъ Гзакъ Кончакови:
— аже соколъ къ гнезду летитъ, соколича ростреляеве своими злачеными стрелами?
Всё. Таким образом - насчитал 21 упоминание злата и ни разу - золота. А вскоре и финал за здравие: Страны ради, гради весели, — певше песнь старымъ Княземъ, а потомъ — молодымъ пети! Слава Игорю Святъславлича, Буй туру Всеволодъ, Владимiру Игоревичу! Здрави Князи и ДружИна, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ слава и дрУжине. Аминь
Почему так получилось? Беларусь - страна болот и озёр, в первую очередь упоминается Полесье и Беловежская пуща, а в ней зубры - туры белой вежи. Будем разбираться дальше... Главное в этом деле - слова знать, а то «белке мыслить нечем, снуя по древу колесом» (шутка), но с каждым новым русским словом, россиянину становится всё понятнее и понятнее, что язык мы свой не знаем. На удивление, за крайние 10 лет столько развелось знатоков СЛОВА и все под копирку несут одну и ту же чушь. От этого она становится Великой до ужаса...
17.11.2024, Санкт-Петербург
Не держите яйца в одной корзине
http://proza.ru/2024/11/12/1874
Папорзи, происхождение и значение
http://proza.ru/2024/11/12/1520
Редедя или красное чудо в повести
http://proza.ru/2024/11/15/1526
Полк значение и происхождение
http://proza.ru/2024/11/14/1700
Свидетельство о публикации №224111800499