***

ДИСПЕТЧЕРСКИЕ БУДНИ – 3.       О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.



Событие, о котором я хочу рассказать, произошло в начале 80-х годов, еще прошлого столетия.  Был я тогда совсем молодым диспетчером и управлял полетами в районе аэродрома на диспетчерском пункте «Круг».
 Это значит, что в моем подчинении были самолеты, летавшие в радиусе 40 километров и не выше 1500 метров.  Они выполняли схему захода на посадку, выходили на маршруты после взлета или «крутились» в зоне ожидания, выполняя так называемую «коробочку».
 Рабочее место было оборудовано современными, по тем временам пультами и соответствовало статусу аэродрома, с самым большим в Приволжском управлении Гражданской авиации, количеством полетов.

Мне повезло. Я работал уже в светлых помещениях, где в контроле за воздушной обстановкой использовались индикаторы кругового обзора телевизионного типа.
 Аппаратура работала прекрасно, «картинку» диспетчер видел четкую, правда иногда и ее приходилось подстраивать.

В тот день все шло штатно, как иногда любят выражаться космонавты. Самолеты прилетали и улетали. Я помогал экипажам заходить на посадку, разводил их между собой, передавал всю информацию, в соответствии с необходимость.
 В какой-то момент, которые иногда случаются, произошло мигание сети и радиолокационная «картинка» на моем основном экране немного сбилась, а если точнее, то круг стал яйцеобразным, по-простому говоря.

 Это меня не расстроило, я продолжал руководить воздушным движением, но сообщил в Линейно-аппаратный зал дежурному радиотехнику.
Работу его я знал, так как совсем недавно – несколько лет назад, работал таким же техником на аэродроме города Белорецка.
Через минуту, запыхавшись, прибежал Юрий Иванович Н.
  Уже не молодой, крупный, но подвижный, общительный  дядька, всю жизнь проработавший в своей профессии, он шутливо спросил:
 - Ну что, Володя, опять что-то сломал?
Понятно, что шутил, поскольку знал, что я всегда требовал, чтобы аппаратура работала  четко, изображение на индикаторах было правильным, контрастным и если инженерно-технический состав был очень занят, то и сам мог заняться настройкой.

  Я перевел взгляд в сторону второго – запасного индикатора, думая, что Юрий Иванович сейчас снимет заднюю крышку, начнет «колдовать» и отлаживать аппаратуру, но он подмигнул мне и показал длиннющую отвертку:
- Сейчас я быстро - наши там чехам проигрывают.

 Мне некогда было с ним обмениваться комментариями, поскольку Ту-154 заходил на посадку, другой уже взлетал, а искаженная воздушная обстановка  смущала больше, чем его страсть к хоккею и я только махнул рукой.
   Н. протиснулся всей своей избыточной массой тела за пульт и стал  нашептывая и кряхтя, тяжело дыша от стесненности и напряжения,  пытаться что-то подкрутить внутри индикатора.

В это время читавший позади меня газету и никому не мешавший, старший диспетчер  М. невесть откуда взявший широкую и длинную металлическую линейку, со всего размаху хлопнул ей по столешнице пульта.
Сказать, что рядом произошел выстрел из ружья – ничего не сказать!

Я отдернул руку от тангенты  радиостанции, так как хотел передать очередную команду, а бедный Юрий Иванович выронил свою отвертку и, охнув, свалился на пол за пультом.

  - Уфа, 349!  Вы мне что-то сказали?
 Оказывается, я успел нажать тангенту передатчика и в микрофон, очевидно, «улетел» звук хлопка линейки.
 - 349, эшелон перехода 900, давление 755, снижайтесь 500 к четвертому.
 - Снижаюсь 500, 755 установил, - доложил экипаж, с явным недоумением в голосе.
 -  У меня же борт на связи!- Крикнул я обоим.
 -  Юра, как ты там? – привстал я с кресла, пытаясь разглядеть ситуацию за пультом.
 - Володя, он меня убил!
 И смех, и грех, как говорится, но, похоже, что наш радиотехник испугался больше всех, подумав, что своей длинной отверткой он закоротил контакты с высоким напряжением.

 Старший диспетчер прошел за пульт, поднял с пола отвертку, подал руку сидевшему на полу  Юрию Ивановичу.
 - Уйди, убивец, с обидой в голосе прохрипел он и с трудом встав, поплелся к себе.

 -Володя, сейчас придет Рашит, он тебе все исправит и показал кулак в сторону старшего диспетчера.
 - А не нарушай технику безопасности, - строго сказал М. и опять зашелестел газетой.

 Я продолжил выполнять свои обязанности, не отрывая взгляда от индикатора воздушной обстановки, поскольку движение самолетов в те годы было такое, что постоянно на связи находилось несколько.
 Отвлекаться было совсем нежелательно – можно и установленные правилами интервалы между бортами нарушить, но какое-то смущение еще долго преследовало и совестило.
 
Годы ушли вместе с героями моего рассказа, событий было еще много и разных, но до сих пор, когда речь заходит о технике безопасности, я улыбаюсь, вспоминая некоторые истории из своей практики.
 
 


Рецензии