Символизм и молчаливый герой в фильме Паразиты
В одном из своих интервью режиссер фильма Пон Джун Хо сказал - «Паразиты» полны деталей и нюансов, характерных для корейцев. Я думаю, что корейская премьера фильма после Канн станет для меня самым волнующим моментом».
Загадка? Да, ведь, как говорится: «Восток дело тонкое!» Попробуем всё же кое с чем разобраться.
Одним из таких нюансов, по сути героев, предстает в фильме камень. Точнее было бы, на мой взгляд, говорить о двух камнях – одном условном, а втором реальном. О них и поговорим, сначала о реальном, о камне «гонгши».
Эти камни известны как камни для учёных или камни для созерцания. Именно такой камень появляется в виде подарка дедушки молодого парня в самом начале фильма. И он же фигурирует в самом конце, когда сын Кима - Ки У - бережно кладет его в чистый поток речной воды к таким же по породе камням. К чему бы это?! Случайно ли?!
В отзывах и комментариях по поводу камня в «Паразитах» написано очень много, и в самом широком диапазоне – от мистики до «оружия классовой борьбы». Мы же посмотрим на камень как на символ и персонаж в фильме, причем с учетом его «личностных характеристик», определяемых корейской традиционной культурой.
Камню этому, наряду с интересом главы семейства Ким, сразу же достается от хозяйки дома, говорящей по поводу подарка парня – «Лучше бы еды принёс!» И не зря, люди ведь бедные, а здесь какой-то «камень ученых», для созерцания. Камень, понятно, сам ответить не может, но этим дело с его стороны не ограничится.
Скажем заранее, что в корейской культуре такой камень-суйсеки (в фильме, вероятнее всего, для удобства зарубежного зрителя и проката вне Кореи он назван по-китайски гонгши) играл роль объекта медитации, традиции, идущей из древнего Китая, получившей своё развитие также в Японии и Корее.
В сети (сайт «Культурология») можно найти следующее разъяснение – «Познание себя через созерцание природы – основа буддийской философии. Суйсеки, «пейзаж в камне», открывает путь к такому созерцанию. А еще он символизирует долголетие, прочность, постоянство, спокойствие».
Показательно и заслуживают особого внимания и следующие слова – «Наиболее древние и знаменитые из камней суйсеки ценятся исключительно высоко – стоимость одного такого камня сопоставимо с ценой роскошного дома. Увлечение философией камня проникло из Китая и в Корею – трудно сказать точно, когда это произошло, но не позднее, чем тысячу лет тому назад. Корейцы называют это искусство «сусеок».
Всё это глубокое смысловое содержание скрыто как от непросвещенного в вопросах Восточной культуры зрителя, так и от потерявших традицию «сусеок» корейцев. В фильме почти все люди забыли о ней, но не она - в лице камня суйсеки - о них! Об этом вслух НЕ говорится НИКЕМ и НИГДЕ, даже создателями фильма в их интервью, но это, судя по тому, ЧТО происходит с камнем - как он «ведёт себя», - самая таинственная и глубинная история, лежащая в основе фильма, его немое послание корейским зрителям и всем тем, кто способен понять её.
Через что ЭТО происходит? Через цепочку необъяснимых странностей! Каких?
1. Тяжелый камень каким-то невероятным образом всплывает в руки сына главы семейства Кимов Ки У в заполненной канализационной водой полуподвальной квартире Кимов – он словно не желает пребывать в ней.
2. Он, говоря словами самого Ки У, словно прилипает к нему и не отпускает его. Не случайно лишь его - камень - младший Ким выносит из затопленной квартиры и даже спит с ним.
3. Он же «случайно» выскальзывает из рук молодого Кима, когда тот решает использовать камень в качестве орудия убийства.
4. Он же «случайным» образом не превращает в кровавое месиво голову Ки У, хотя муж бывшей домработницы целится в неё и бьет камнем со всей силы почти себе под ноги. Да, младший Ким, образно говоря, получает «по мозгам» физически, но всё же остается живым.
5. Его же, этот камень – подарок дедушки друга - Ки У без объяснений почему-то своими руками возвращает в чистые воды реки, словно в первозданную стихию, из которой он был ДЛЯ ЧЕГО-ТО изъят. Действие проходит на фоне потока (из потока?) слов Ки У, обращенных к отцу, по поводу того, что он обязательно станет богатым.
Понять глубинный смысл этого последнего действия помогает этимология, доступная в сети: «В разных азиатских странах они (камни) называются по-своему:
• в Южной Корее — сусеок (;; - suseok; su — долгая жизнь, seok — камень);
• в Японии — cуйсеки (;; - suiseki; sui — вода, seki — камень);
• в Китае — гонгши (;; - gongshi; g;ng — дань, награда, подношение, sh; — камень).
Странная цепочка событий, ни правда ли? Но для чего-то же она вплетена в тело фильма. Каждый думающий человек может сделать из этого маленького немого фильма в фильме свои выводы.
Ну и ещё об одном, условно, «камне». Это в общем-то и не камень, а керамический унитаз. Он словно трон возвышается в жилище Кимов на самом высоком месте. Конечно, это расположение имеет своё объяснение с инженерной точки зрения – помещение полуподвальное, сантехника размещена с учетом залегания канализационных труб. Всё верно, однако.
Однако, возникает другой вопрос – почему, для чего создателям фильма было так важно акцентировать внимание на этой бытовой в общем-то детали, да ещё и превращать её в «фонтан» из фекалий, льющихся в квартиру? С учетом коннотации, которую заключает в себе любой символ, а унитаз здесь, без сомнения, играет такую символическую роль, каждый может при желании выстроить свою цепочку рассуждений.
Вот, пожалуй, пока и всё.
Свидетельство о публикации №224112001855