Фильм Паразиты 2019. За что такие почести?
На мой взгляд, утверждение о том, что «успех стал следствием затрагиваемой режиссером Пон Джун Хо темы растущего социально-экономического неравенства между богатыми и бедными, актуальной для большинства стран» является тривиальной. А что ещё?
Бедное семейство Ким и богатое Пак с их социальными, финансовыми, бытовыми и прочими различиями показаны как две несмешивающиеся водные стихии, с четкой границей по линии соприкосновения. И, похоже, весь пафос фильма сведен к тому, что нарушение этих границ не сулит ничего хорошего обеим сторонам.
Но, неужели так различны эти люди? Не по внешним признакам, а по своей человеческой сути и даже морально-этическим качествам! Вот где, по-моему, пульсирует главный нерв и скрыта главная идея фильма. Любые, условно физические контрасты – жильё, его место расположения, одежда и даже запахи, которым в фильме уделено очень много внимания, – отступают на второй план по сравнению со словами и поступками главных героев.
С первых кадров фильма становится понятно, что загнанные в нищету все члены семьи Ким – дочь, сын, мать и в общем-то и отец – люди достаточно циничные и амбициозные, готовые любыми способами улучшить своё материальное положение. Как следствие начало всей истории отношений с богатой семьей Пак начинается с предательства сыном Ки У своего друга Мин Хека.
В разговоре с Ки У Мин Хек открыто говорит о том, что представляют собой его университетские знакомые, что это безнравственные мажоры, которых он не хочет видеть рядом со своей будущей невестой. При этом он полагает, что Ки У, пусть и не очень везучий, но зато порядочный парень.
Это оказывается далеко не так – последний, воспользовавшись доверием друга и наивностью дочери главы семейства Пак, не только начинает флиртовать с последней и вознамеривается со временем жениться на ней, но и создает условия для трудоустройства всех Кимов. Вдвоем с сестрой они с легкостью используют обман и подлог для достижения своих целей.
Главным оправданием семейной «философии» Кимов звучат слова их матери о том, что добрыми могут быть только богатые. Из чего следует, что до этого периода все средства приемлемы и хороши.
Не отличается особой нравственностью и взрослая часть семейства Паков. Что и делает их, по сути, людьми одного с Кимами духовно-нравственного мира, различающихся лишь по тому в какой антураж они «впечатаны» жизнью.
В связи с этим не случайно рабочим названием «Паразитов» было в начале «Декалькомания», определяемая в словарях как «изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления, процесс работы переводной картинки, где с основного изображения создаётся копия».
Какое семейство в этом фильме «копия», а какое «оригинал» сказать трудно. Фактом остается лишь то, что оба они «впечатаны» в соответствующую жизнь СИСТЕМОЙ. На этом фоне попытка авторов фильма ёрничать по поводу «диктаторской Северной Кореи» смотрится весьма двусмысленно. Ведь и в том, и другом случае – это диктатура. Там идеологии, здесь капитала.
Решение режиссёра Пон Джун-хо поменять первое название на что-то менее претенциозное, как пишут в сети, вряд ли отражает весь смысл. Да, можно предположить, что семья Кимов вынуждена быть «паразитами» из-за бедности, что отсюда и новое название фильма.
Но есть основания полагать, что создатели фильма умно схитрили – и богатым владельцам мировой киноиндустрии угодили так, что получили престижные награды, и подали сигнал «SOS» для людей способных думать.
Из чего я делаю такой вывод? Из того, что звучащая в конце фильма надежда Ки У закончить университет, стать богатым и выкупить злополучный дом вместе с прячущимся в его подвале отцом – пустая абстракция. И не потому, что неясно, как там всё это время будет выживать отец с новыми владельцами дома - немцами. Но и, главное, потому что как говорит в начале фильма его отец – в нынешней Южной Корее университетский диплом не дает никаких гарантий и молодые люди с дипломами мечтают устроиться куда-нибудь хотя бы охранниками.
И в заключение. Простите, друзья, за кажущийся цинизм, но самое смешное занятие относительно «Паразитов» — это читать рассуждения молодых авторов о некоей мешающей прогрессивному развитию Южной Кореи «традиционной корейской иерархии». Однако оставим эту тему на будущее.
(продолжение следует - Символизм и молчаливый герой в фильме Паразиты - http://proza.ru/2024/11/20/1855)
Свидетельство о публикации №224112001858