Золотая книга! С верой в Казанкова! 2 стр

 А заря была ясная!

 Продолжение.

 Для учащихся общеобразовательной школы. 12 +

  Действительно, народный труд, это самая большая часть любой народной культуры, люди выживают только своим трудом, своими добрыми делами! Иван Иванович Казанков помнит всех своих родственников, у него целая коллекция фотографий, он увлекательно рассказывает историю своей семьи: Да, на Урале никто не пропал, все выжили, двоюродные братья моего деда Андрея Антиповича  после амнистии вернулись на родину, дома купили в 50 км от Сиктерме, а вот Дмитрий Алексеевич уехал в Чебоксары, там хорошо устроился, дети получили прекрасное образование. Даниил Алексеевич так всю жизнь в Челябинске и прожил, там его и похоронили. Его дочь до сих пор в Челябинске живет, кандидат наук, в вузе большом преподает. Труд никогда никого не испортит, а наоборот, в люди каждого выведет. Что касается братьев и сестер моего отца, Ивана Андреевича, девочки Вера и Анна пошли по стопам старшего брата Владимира, стали учителями, а Филипп закончил Казанский медицинский институт, стал хорошим врачом. Николай прошел всю Великую Отечественную войну, воевал в Аджарии, защищал Советскую Грузию, Владимир тоже всю войну прошел, Герой, победитель, и жениться ему пришлось лишь после войны! Вот, такие судьбы, связанные с историей страны!

  Нет обиды у Ивана Ивановича на Советскую власть, перегибы конечно были, но, Советская Власть дала народу бесплатное образование, медицинское обслуживание, возможность развивать культуру каждого народа, населяющего СССР. А культура чувашского народа, веками созданная и сохраненная по сей день, дорогого стоит, одна только вышивка как много значит!
 Мне посчастливилось побывать в Сиктерме, и не раз, я любовалась чувашской вышивкой в музее им.П.П. Хузангая и в фойе ресторана Уяв есть прекрасные витрины с элементами народной вышивки на чувашской национальной одежде. Чувашская вышивка, это гордость чувашского народа, она единственная в своем роде, не имеет узелков и с обеих сторон одинаковая, то есть, двусторонняя.
  В каждой чувашской семье к вышивке девочек приучали с 5 лет, к 12 - 14 годам девочки были уже мастерицами! А к совершеннолетию у каждой девочки было приготовлено богатое приданное из льняного полотна, это красиво расшитая рубаха - платье, ке"пе, длиной 120 см. Поверх ке"пе надевался вышитый передник, саппун. Весной и осенью поверх всего этого женщины накидывали легкий кафтан - халат, а зимой суконный кафтан и теплые суконные штаны и приталенную шубку из овчины со сборками на талии. Вся одежда женская и мужская была натуральной, для этого каждая семья держала много крупного и мелкого рогатого скота. Каждый хозяин умел хорошо выделывать шкуры сам, соответственно, каждая хозяйка умела ткать холсты изо льна и конопли. Головные уборы чуваш, это вообще уникальное явление в национальной культуре. По головному убору можно было определить, замужем женщина, или нет. Тухья, округлый головно убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздничным и выходным дням. Он изготавливался из одного, двух слоев холста, украшался бисером, вышивкой и серебряными монетами. А так как все чуваши делятся на верховых, средних и низовых, по месту жительства на Волге - матушке реке, это субэтнос народа одной национальности, так и узоры, вышивка у них были разными. У верховых чувашей (вирьял) вышивка была мелкая, у низовых, (анатри) крупнее, а средние чуваши (анат енчи) вышивали и мелкой, и крупной вышивкой одновременно. Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, с наушниками и ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, это тип геометрического орнамента, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

   Замужние женщины покрывали голову сурпаном, плоской белой тканью, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывался пус тутри, узкая повязка на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу, ху"ри, наспинная полоса до пояса или ниже, с рядами монет и бисерной вышивкой. Как это все красиво выглядело, представить не трудно, а нам еще и возможно, благодаря большому наличию фотографий.

  Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили белые, реже черные войлочные шляпы, ялкас, а зимой шапки с широким околышем и продолговатым куполобразным верхом се"ле"к.
  Ничто не рассказывало о девушке лучше, чем ее вышивка. Аккуратные стежки, рукодельница опрятная, трудолюбивая, значит и женой будет хорошей. Большой труд вкладывался в народную вышивку, любовь и забота о своем роде, поэтому, наряды передавались из поколения в поколение от матери дочери и бережно носились, хранились, ремонтировались и подновлялись. Вышивание производилось на натуральном холсте, которое практически не снашивалось.
  Иван Смирнов, российский историк и энтограф высоко оценил в своих трудах качество чувашской вышивки: "В области прикладного искуства чуваш - болгары являются законодателями и учителями Волжского края."


   Чувашская вышивка несет в себе достаточно большую информацию о жизни народа, это знаковое письмо, шифр - послание потомкам с разными значениями, схожими с рунными письменами. Например, прямыми линиями обозначали жизненный путь и дорогу, рисунками животных - трудолюбие! Каждый узор, это конкретное число людей и их предков, названия населенных пунктов.
  Солнце, ведущий символ в чувашской вышивке, источник жизни. Цвета алый, красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, самые распространенные, которые окружают мастерицу в повседневной жизни. Каждый из них несет глубокий смысл. Красный, источник счастья и торжества. Желтый, оранжевый - солнце и радость! Зеленый, жизнь и плодородие. Синий, волшебство, черный, цвет земли - кормилицы, что тоже очень важно для каждой мастерицы. А белый фон холста символизирует чистоту и здоровье.


  Петр Петрович Хузангай - народный поэт Чувашии, уроженец села Сиктерме, великий сын чувашского народа в своих стихах воспел  народную вышивку чувашских мастериц.
"За вас, родное мастерство,
 Льняное наше полотно,
 Я возвышаю голос свой:
 Вам пережить века дано!
 В душе таить не должен я
 То, чем взволнован так сейчас,
 Чувашской вышивкой, друзья,
 Вы любовались ли хоть раз?!"
Спасибо, Петр Петрович, нам посчастливилось любоваться и чувашской вышивкой, и Вашими стихами, творчество народное бессмертно, оно не имеет границ, а благодаря людям, которые умеют хранить традиции, оно живет вечно!
 "Холст домашний, как снежок,
  Ровен, бел.
  Вот на нем еще стежок,
  Заалел.
  Рукоделье - волшебство,
  В нем - мечты,
  И любовь, и торжество красоты!
Мама поэта П.П. Хузангая Варвара Борисовна Казанкова, была знатной мастерицей, за вышивкой она пела народные чувашские песни, таким образом у нее получилось воспитать у сына любовь к народному творчеству. Петр Хузангай (Казанков) стал великим поэтом.

 26 ноября - День чувашской вышивки, Глава Чувашской республики Олег Николаев в 2020 году подписал указ, которым учредил День чувашской вышивки - 26 ноября, дата выбрана не случайно, это День рождения Екатерины Иосифовны Ефремовой, Советской художницы по вышивке, внесшей огромный вклад в развитие народного творчества на профессиональной основе и сохранившей традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.

 В Сиктерме мотивы чувашской национальной вышивки, а именно красный крестик, заложены в орнамент зодчества при строительстве туристического комплекса Новый Сувар. Это украшения Хороводного и Президентского мостов, смотрите фото на других страницах книги, так же их можно увидеть в Парке 100 лет СССР и других знаменитых объектах.
 Я затрудняюсь определить, к какому виду относится вышивка в Сиктерме, в Новом Суваре, внимательно просмотрев все предлагаемые образцы, выделила больше мелкой вышивки, но и среднюю, и крупную тоже встретила в небольшом количестве. Поэтому, сделала вывод, что предки чувашей в Сиктерме, по каким - то природным причинам, например, пожары, либо физическим, войны, пришли в эти края с верховья Волги. Но, ученые - краеведы, такие, как В.Н.Алмантай утверждают, что на Верхнюю, среднюю, нижнюю Волгу  чуваш - болгары  пришли с территории между Средиземным и Черным морями. Но это уже другая история, о которой я вам расскажу позднее.

 Продолжение ждите...

Чувашские национальные костюмы на витрине в ресторане Уяв.
Фото автора.
 


Рецензии
Добрый вечер, дорогая Галина Поликарповна.
Очень новая и интересная информация о традициях и народных промыслах Чувашского народа.
Очень красивое фото с одеждой и вышивками.
Всё нарядное, красочное, с неповторимым орнаментом.
Какие талантливые мастерицы, сколько сил вложено в те же скатерти, полотенца.
Вот такое и надо продвигать, авторские работы сейчас в цене.
Такая красота редкость сейчас.
Здесь народное, душа вложена в каждую деталь, в каждый стежок.
И как прекрасны стихи народного поэта Петра Хузангая.
Спасибо, дорогая Галина Поликарповна.
С теплом и искренним уважением.

Варвара Сотникова   10.12.2024 17:37     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, дорогая Варвара!
Я поражена так же чувашской вышивкой, она без узелков
и двухсторонняя. В Музее П.П.Хузангая я очень внимательно
просмтрела все изделия, это удивительно тонкая работа,
не зря в чувашской семье приучали к вышивке девочек с 5 лет!

Галина Михайлова 5   12.12.2024 15:12   Заявить о нарушении