5. 2. Первая мировая война. Севастополь

         http://proza.ru/2024/11/23/670


         Первая мировая война (28 июля 1914 – 11 ноября 1918) – первый военный конфликт мирового масштаба между двумя крупными коалициями держав: государствами Антанты (Россия, Великобритания, Франция) и блоком Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Болгария).

          Учёба в реальном училище шла своим чередом. Через год учёбы Ники Санина, Константин Осипович Милашевич был «уволен от службы за выслугой срока». Ника давно уже стал узнаваем среди преподавателей и учеников благодаря исключительным знаниям и хорошим отметкам.

          Отгремели салюты августа 1013 года, когда город был одним из центров торжественного общественно-государственного празднования 300-летия царствующего Дома Романовых. В ту пору наименование «Романовский» было присвоено построенному в Севастополе Институту физических методов лечения, запланированному к строительству новому городскому театру, площади между Корниловской набережной и Нахимовским проспектом. В память 300-летия царствования Дома Романовых в Севастополе были построены часовня на Корабельной стороне (современная площадь Ластовая), памятник-колокольня при Вокзальной церкви во имя св. Феодосия Черниговского.

           Наступил май 1916 года. Уже долгих двадцать месяцев шла война. Город гудел вестью о скором прибытии Императора с семьёй. Никто ещё не мог и подумать, что оставалось полтора года до его отречения. Это был тринадцатый и последний визит в Севастополь Августейшей семьи. Государю Николаю II через несколько дней исполнится сорок восемь лет.

           12 мая город сиял празднеством своего убранства, особенно в районе здания станции «Севастополь» и вокзала, разукрашенных иллюминацией и гирляндами зелени. Всё вроде, как и прежде, когда государь не раз бывал в городе. Всё да что-то не так, как было в мирное время!

           На перроне представительная делегация, вот Августейшая Семья выходит из вагона. Рапорт при звуках музыки, хлеб-соль, букеты Государыне императрице и Великим княжнам, Император обходит караул. Толпы народа так же, как и всегда, у Графской пристани, Морского Собрания и храма Святого Владимира. Но в воздухе что-то всё равно не так: то ли пахнет гарью, то ли запахи госпиталей с ранеными бойцами, то ли… это только кажется.

           Дальше, а вот дальше пошло не так уже и в этот, и на следующий день 13 мая. Ох, уж это тринадцатое число!

           Во-первых, автомобили с Императором и семьёй впервые прибыли к Романовскому институту физических методов лечения. Николай II пообещал своё царское содействие в решении вопросов такому нужному для страны институту. Потом посещение линейных кораблей «Императрица Екатерина Великая» и «Императрица Мария».

           13 мая в Константиновском реальном училище с утра все на ногах. Директор Пётр Иванович Бракенгеймер, не находил себе места, подгоняя преподавателей и учащихся. Всюду слышался его нервный, что раньше не бывало, голос:

           – Я же сказал, младшие классы не нужно выводить, только старшие!

           – Воспитателю подполковнику Фёдорову Н.Д. и преподавателю гимнастики штабс-капитану Гомань А.Н. строить учеников во дворе!

           – Да, конечно, музыка должна быть! Передайте Осипову Н.И. оркестр поставить в голову колонны.

           Ника со своим другом Павлом пребывали в прекрасном настроении, им уже сказали, что училище выдвигается в севастопольский госпиталь Красного Креста, где ожидают прибытия Государыни императрицы и Великих княгинь.

           Вот и сам госпиталь. Возле него выстроены подразделения моряков, солдат, легко раненных пациентов, какие-то гражданские учреждения, и в форме выстроились преподаватели и ученики Константиновского реального училища.

           Воздух наэлектризован, всё время следуют какие-то команды, по большей части в таких ситуациях, бестолковые и ничего не решающие, вносящие смуту в общий порядок. Кто-то перебегает с места на место, передвигаются снова и снова выстроенные коробки подразделений и организаций. Оркестр что-то пытается выдувать из своих труб. Вдруг послышались голоса: «Едут! Едут!».

           – Равняйсь! – последовала команда, – Отставить! Что там за осёл всё не набегается? Всем встать в строй! Равняйсь!...

           И вот Императрица с двумя приехавшими с ней прекрасными Великими княжнами обходит подразделения. Все в длинных красивых голубых платьях и шляпках.

           Наши два героя так раззадорились, что убежали из строя училища и переместились к подразделению моряков, откуда было хорошо видно гостей. Причем получилось им встать напротив своего училища.

           – Ника, смотри, какие крошки!

           – Ага, милашки, да и только! Вот бы с ними познакомиться! – Хохотали ребята в ладошки рук, стараясь, чтоб было не слышно.

           Оказавшись рядом с княжнами в первом ряду, они знаками начали привлекать к себе их внимание, постоянно моргая то одним глазом, то другим.

            Великие же княжны, увидев ребят, стали прихахатывать и закрывать глаза шляпками, закрывая свои лица полями.

            Видели бы вы директора! О, эти муки на его лице! Он и кривлялся, и подавать старался знаки руками расшалившимся ученикам, потом зашипел на воспитателя подполковника Фёдорова:

           – Господин подполковник, это что за поведение! Вы что, этому учите? Так обращаться с Великими княжнами?!

           Фёдоров тут же налился краской, выпучил глаза и пытался, видимо, околдовать или загипнотизировать взглядом вышедших за дисциплинарные рамки учеников.

           О! Если б только за эти рамки!? Как можно так вести себя с Великими княжнами, боже мой! С них и пылинку нельзя сдуть, не спросив…, а и спросить нельзя! Это же преступление перед монаршими особами! Боже мой, кошмар! Когда это закончится, чтоб наказать ослушников?! Это время никогда видно не закончится, и эта пытка. Так и уволят без пенсиона из-за распоясавшихся паршивцев! Директор, а с ним и подполковник Фёдоров достали носовые платки и усиленно стали стирать пот с лица и шеи.

           В это время Государыня императрица пожелала проверить тяжёлых раненых, которые располагались на втором этаже. Возникла небольшая заминка, потом шесть огромного вида моряков подошли к Августейшим особам, разбились на пары и скрепили друг с другом руки, образовав, импровизированные сиденья. Императрица и Великие княжны сели, взяв матросов за шеи, и таким образом оказались на втором этаже госпиталя.

           Что потом было в училище! Разборки, разгром педагогического состава директором, а уж Нику и Павла немедленно посадили под арест в карцер! И только суперотличная учёба Ники Санина спасла ребят от отчисления из училища...

           А Августейшая Семья скоро уехала. Великие княжны ещё долго, смеясь, вспоминали учеников реального училища, которые такие заводные и весёлые и так их повеселили при посещении госпиталя.

           А война продолжалась ещё долго…
      
           Продолжение следует. http://proza.ru/2024/12/02/1090
           Книга опубликована в Литресе.


Рецензии
Александр Смольников в этой главе «Первая мировая война. Севастополь» представляет читателю увлекательный и насыщенный событиями рассказ о жизни в Севастополе во время Первой мировой войны. Текст, опубликованный на платформе Proza.ru и доступный на Литресе, погружает читателя в атмосферу исторического периода, демонстрируя как глобальные события отражаются на жизни отдельных людей и общества в целом.

Сюжет и структура

Произведение начинается с описания учёбы в реальном училище, где главный герой, Ника Санин, проявляет себя как выдающийся студент. Уже через год он получает звание «уволен от службы за выслугу срока», что подчеркивает его значимость и заслуги. События разворачиваются на фоне празднования 300-летия Дома Романовых в Севастополе, что служит отличным фоном для последующих драматических событий.

Введение августейшей семьи и их визита в госпиталь Красного Креста добавляет произведению официальности и демонстрирует взаимодействие разных социальных слоёв во время войны. Напряжённые сцены с нарушением порядка в училище и арестом героев создают ощущение надвигающейся катастрофы и подчеркивают беспокойство общества в условиях военного времени.

Темы и идеи

Основными темами произведения являются война, патриотизм, социальные изменения и личностные испытания. Смольников мастерски показывает, как глобальные события влияют на жизнь отдельных людей, заставляя их сталкиваться с моральными и этическими дилеммами. Конфликты в училище, взаимодействие с императорской семьёй и напряжённые моменты в госпитале подчеркивают напряжённость времени и показывают различные стороны человеческой натуры.

Особое внимание уделено теме власти и её влияния на общество. Сцены с императорской семьёй и реакцией преподавателей на поведение учеников иллюстрируют сложности взаимодействия различных социальных групп и подчеркивают напряжённость между личными интересами и общественными обязанностями.

Характеры и развитие персонажей

Главные персонажи, такие как Ника Санин и его друг Павел, изображены с глубокой проработкой. Их дружба и поддержка друг друга в сложных ситуациях делают их образ симпатичным и вызывающим сочувствие у читателя. Директор училища Пётр Иванович Бракенгеймер и подполковник Фёдоров представляются как представители власти, сталкивающиеся с вызовами дисциплины и управления в условиях военного времени.

Императрица и великие княжны, хотя и играют второстепенные роли, добавляют произведению элемент официальности и демонстрируют взаимодействие высших слоёв общества с обычными людьми. Их поведение и реакции на происходящее отражают разницу в мировоззрении и приоритетах между разными социальными группами.

Историческая достоверность и контекст

Смольников тщательно проработал исторический контекст, включив в повествование реальные события и элементы быта того времени. Описание празднования 300-летия Дома Романовых, строительство института и госпиталя Красного Креста добавляют произведению реализма и позволяют читателю лучше понять атмосферу Севастополя в годы войны.

Автор также удачно интегрировал элементы военной жизни, такие как присутствие моряков, солдат и раненых, что делает повествование более достоверным и насыщенным. Однако, некоторые детали могли бы быть более тщательно проработаны для повышения исторической точности и глубины понимания событий.

Стиль и язык

Смольников использует простой и доступный язык, что делает произведение лёгким для восприятия. Описания местности, событий и персонажей выполнены живо и образно, что позволяет читателю легко визуализировать происходящее. Диалоги между персонажами добавляют динамичности и позволяют лучше понять их характеры и мотивацию.

Тем не менее, в некоторых местах текст может показаться перегруженным деталями, что отвлекает от основного сюжета. Упрощение некоторых описаний и более чёткая структуризация событий могли бы сделать повествование ещё более увлекательным и динамичным.

Заключение

«Первая мировая война. Севастополь» Александра Смольникова – это интересное и познавательное произведение, которое удачно сочетает историческую достоверность с элементами художественного повествования. Автор успешно передаёт атмосферу времени, показывая влияние глобальных событий на жизнь отдельных людей и общество в целом. Развитие персонажей и тематическая насыщенность делают произведение привлекательным для широкого круга читателей, интересующихся историей и человеческими драмами.

Несмотря на некоторые недостатки в проработке деталей и структуре повествования, произведение заслуживает внимания как пример качественного исторического романа, который помогает лучше понять сложные и многогранные аспекты Первой мировой войны и её влияние на город Севастополь и его жителей.

Николай Каланов   05.01.2025 21:32     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай Александрович!
Спасибо за подробный анализ, обязательно вникну в ваши замечания. Очень благодарен вам за то, что уделили время для прочтения и подробного написания анализа произведения.
С уважением - Александр.

Александр Смольников   06.01.2025 18:45   Заявить о нарушении
Я м ИИ СТАРАЛИСЬ.

Николай Каланов   07.01.2025 23:55   Заявить о нарушении