Магнитофон в моей жизни
Мне очень хотелось иметь собственный магнитофон, но материальные возможности семьи были весьма скромные; -денег хватало лишь на еду и одежду, хотя мама старалась развивать мои увлечения, за что ей очень благодарен. После окончания 7 класса мне был подарен фотоаппарат Смена , а велосипед Спутник я купил откладывая техникумовскую стипендию. С апреля 1964 года, не достигнув еще семнадцатилетнего возраста, я уже работал и учился. Мама разрешила откладывать часть зарплаты на магнитофон и в том году он у меня и появился.
За магнитофоном Айдас, стоимостью 100 рублей - огромные по тем временам /1964 год/ деньги, пришлось проехать в Таллин, - литовские магнитофоны в Ленинграде в продаже не встречал. Это был один из первых отечественных бытовых магнитофонов - ламповый, с двумя магнитными головками, скоростью воспроизведения 19 см/сек. Бобина, вмещающая 350 метров пленки, могла воспроизводить около часа записи довольно приличного качества.
В те годы отечественные магнитофоны были представлены следующими моделями: Комета 200 рублей, Яуза-5 185 рублей, Яуза-10 стерео с выносными динамиками 360 руб, Днепр в деревянном корпусе 145 руб, приставка Нота 80 руб, к которой требовался усилитель и акустика.
Шестидесятые... Годы моей юности! Мы успевали работать и учиться в техникумах и институтах, на вечеринках пили дешевый портвейн и танцевали рок-энд-ролл в исполнении Элвиса, отплясывали твист под барабанный ритм Чабби Чекера, "подвывали" Битлам "О,герл...!" и "Мишель". Под гитару пели запрещенного тогда Галича "Свеча горела" и "Промолчи", Визбора "Бригантина поднимает паруса" и "Милая моя-солнышко лесное...", Кукина "Ну что, мой друг, свистишь? Мешает спать Париж!", понимая, что Париж - это другая планета, на которой ты не будешь никогда! Окончив учебные заведения, мы отправлялись "за туманом и за запахом тайги" в Сибирь и на Дальний Восток. Интересно было услышать на концерте Юрия Кукина, который позднее состоялся в ДК Капранова, его рассказ о создании песни "За туманом", которая стала популярной не только в нашей стране и автору регулярно поступают гонорары из-за рубежа.
Магнитофон я возил с собою всегда, несмотря на довольно внушительный вес аппарата - около 12 килограммов. Он побывал со мной на двухмесячной практике в самом отдаленном районе Ленинградской области - поселке Винницы; взял его, отправляясь по распределению после окончания техникума в город Боровичи. Когда в июне 1966 года призвали в армию и меня определили в полковой клуб /диплом кинотехникума как никак/,то с первой посылкой мама выслала мне магнитофонные записи.
В Заполярье, на побережье Баренцева моря я занимался тем, чему учился четыре года в техникуме. В моем распоряжении были киноаппаратная, радиоузел и фотолаборатория. А какой шикарный был магнитофон! Полупрофессиональный Тембр цена 275 руб, скорость 19, бобины 350 метров, три магнитные головки, три электродвигателя и превосходное качество звучания благодаря акустической системе. Теперь перед каждым киносеансом мои товарищи слушали современные записи советских и зарубежных исполнителей, а "cтарики", которым оставалось недолго до дембеля, разучивали модный в те годы твист. Осталось в памяти, как замполит одного из ракетных дивизионов - майор Юрий Опацкий, музыкант по духу, попросил меня переписать всю коллекцию зарубежной музыки.
Отслужив два с половиной года в Гремихе, в декабре 1968 года я вернулся в родной Ленинград. О первых месяцах по возвращении я пишу в мемуарах " После службы...". Местом моей работы стал Дом культуры имени Капранова, точнее его радиоузел. В моем распоряжении были студийные микрофоны, усилители и, конечно, магнитофоны - профессиональные МАГ8 и МЭЗ15,со скоростями 385 и 770 мм/сек, а также бытовые магнитофоны Яуза и Комета. Почти десять лет работы в самом большом дворце культуры Московского района Ленинграда я вспоминаю как лучшие годы юности. Работа на концертах, спектаклях, различного рода мероприятиях была очень интересной и доставляла удовольствие.
Остались в памяти пафосные встречи руководителей города с рабочими коллективами, партийные и комсомольские конференции, праздники труда, дни коллективного отдыха, когда в залах и фойэ дворца звучала соответствующая празднику музыка. Для партийных конференций и собраний это были песни о партии, Ленине.
Ленин! Ленин - это весны цветенье!
Ленин! Ленин - это победы клич!
Славься в веках, Ленин!
Наш дорогой Ильич!
Ленину слава! Партии слава! Слава в веках! Сла-а-а ва!!!
или:
Партия! Народ всегда с тобой! Партия! Ты мира свет живой!
Разум народа, гордость народа! Знамя земли трудовой!
На комсомольских мероприятиях было повеселее:
Я в мир удивительный этот пришел
Отваге и правде учиться.
Мой друг и учитель - родной комсомол!
Ты можешь на нас положиться!
Мы пройдем сквозь шторм и дым
Станет небо голубым!
Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!
А это одна из моих любимых песен:
Ты комсомолец? Да!
Давай не расставаться никогда!
На целом свете парня лучше нет
Чем комсомол шестидесятых лет!
Для праздников труда репертуар был такой:
Будет людям счастье, счастье на века!
У советской власти сила века!
Сегодня мы не на параде
Мы к коммунизму на пути!
В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди!
Мелодии писали талантливые композиторы, а тексты придумывали известные поэты-песенники. Машина пропаганды работала четко, слаженно, изобретательно! Парткомы, фабкомы, комсомольские комитеты знали свое дело!
Записи патриотических песен мне поступали из ленинградского Дома радио. Но не только подобный репертуар был востребован в те годы. Я записывал на магнитофоны концерты звезд отечественной и зарубежной эстрады, музыку из кинофильмов, фрагменты из выступлений выдающихся артистов эстрады, юмористов, журналистов. Практически весь Владимир Высоцкий в отличном качестве был на моих кассетах, приносили мне пластинки Элвиса, Джеймса Брауна, Тины Тернер и др. Во дворце культуры выступали Павел Кадочников и Элина Быстрицкая, Евгений Леонов и Юрий Никулин, Александр Демьяненко и Сергей Юрский. Зрительный зал ДК не вмещал всех желающих послушать песни ВИА Поющие гитары, Дружба, Верасы, Голубые гитары и все выступления я записывал на магнитофон. Карцев, Ильченко, Жванецкий регулярно блистали на сцене большого зала, а одно выступление дали теряющие популярность в начале 70-х Тарапунька и Штепсель.
Фонотека, которую я собирал несколько лет, становилась довольно внушительной и часть ее я переписал для прослушивания на домашнем магнитофоне Комета, который сменил старенький Айдас. В 1976 году, окончив ВУЗ, я перешел на работу в отдел главного энергетика Скорохода и вся коллекция осталась во дворце культуры. Cудьба ее мне неизвестна. Те записи, которые были у меня дома, с годами становились невостребованными, затем были два переезда и кассеты мне пришлось вывезти на работу. В 1994 году я уже работал на Зеркальном заводе, в стране происходили судьбоносные события и было не до музыки и концертов. Заботы о хлебе насущном выходили на первый план, магнитофон я продал, а записи пылились в шкафу. В 2008 году я вышел на пенсию и оставил коллекцию сменившему меня главному энергетику.
В наши дни c помощью все знающего интернета можно найти все необходимое одним щелчком по клавиатуре, однако, иногда возникает чувство ностальгии по ушедшей эпохе магнитофонов и проигрывателей.
Свидетельство о публикации №224113000565
Как давно это было!
Но умение клеить ленту пригодилось в пору ввода программ а ЭВМ с помощью фотопленки .
Владимир Байков 29.05.2025 14:35 Заявить о нарушении
Виктор Кутуркин 29.05.2025 14:49 Заявить о нарушении