Магнитофон в моей жизни

           Вспоминая свое детство и юность, представляю  питерский двор-колодец начала 60-х годов.  Открытое окно на третьем этаже моей пятиэтажки, на которое мой друг Сашка Васильев выставлял магнитофон Спалис и двор заполнялся полюбившимися мальчишкам мелодиями. Не знаю, откуда он брал эаписи, но вспоминая тот репертуар скажу, что предпочтение Сашка отдавал рок-энд роллу известной группы Кометы с Биллом Хейли.  Песня "Rock Around The Clock", c тех пор запомнилась навсегда. Cашка заводил итальянскую эстраду,  таких исполнителей как Марино Марини и Клаудио Вилла, Доменико Модуньо и Пэта Буна с его мелодичным Speedi Gonzales, Конни Френсис и Пола Анку. К его музыкальным пристрастиям относилась и более серьезная музыка и мы часто просили завести мелодии в исполнении хора и оркестра Рея Кониффа, нередко звучали отечественные хиты тех лет с пластинок фирмы Мелодия. Так, под воздействие друга, формировались мои музыкальные вкусы.
           Мне очень хотелось иметь собственный магнитофон, но материальные возможности семьи были весьма скромные; -денег хватало лишь на еду и одежду, хотя мама старалась развивать мои увлечения, за что ей очень благодарен. После окончания 7 класса мне был подарен фотоаппарат Смена , а велосипед Спутник я купил откладывая техникумовскую стипендию. С апреля 1964 года, не достигнув еще семнадцатилетнего возраста, я уже работал и учился. Мама разрешила откладывать часть зарплаты на магнитофон и в том году он у меня и появился.
              За магнитофоном Айдас, стоимостью 100 рублей - огромные по тем временам /1964 год/ деньги, пришлось проехать в Таллин, - литовские магнитофоны в Ленинграде в продаже не встречал.  Это был один из первых отечественных бытовых магнитофонов - ламповый, с двумя магнитными головками, скоростью воспроизведения 19 см/сек.  Бобина, вмещающая 350 метров пленки,  могла воспроизводить около часа записи довольно приличного качества.
               В те годы отечественные магнитофоны были представлены следующими моделями: Комета 200 рублей, Яуза-5 185 рублей, Яуза-10 стерео с выносными динамиками 360 руб, Днепр в деревянном корпусе 145 руб, приставка Нота 80 руб, к которой требовался усилитель и акустика.
               Шестидесятые... Годы моей юности! Мы успевали работать и учиться в техникумах и институтах, на вечеринках пили дешевый портвейн и танцевали рок-энд-ролл в исполнении Элвиса, отплясывали твист под барабанный ритм Чабби Чекера,  "подвывали" Битлам "О,герл...!" и "Мишель". Под гитару пели запрещенного тогда Галича "Свеча горела" и "Промолчи", Визбора "Бригантина поднимает паруса" и "Милая моя-солнышко лесное...", Кукина "Ну что, мой друг, свистишь?  Мешает спать Париж!", понимая, что Париж - это другая планета, на которой ты не будешь никогда!  Окончив учебные заведения, мы отправлялись  "за туманом и за запахом тайги"  в Сибирь и на Дальний Восток. Интересно было услышать на концерте Юрия Кукина, который позднее состоялся в ДК Капранова, его рассказ о создании песни "За туманом",  которая стала популярной не только в нашей стране и автору регулярно поступают гонорары из-за рубежа. 
               Магнитофон я возил с собою всегда, несмотря на довольно внушительный вес аппарата - около 12 килограммов. Он побывал со мной на двухмесячной практике в самом отдаленном районе Ленинградской области - поселке Винницы;  взял его, отправляясь по распределению после окончания техникума в город Боровичи.  Когда в июне 1966 года  призвали в армию и меня определили в полковой клуб  /диплом кинотехникума как никак/,то с первой посылкой мама выслала мне магнитофонные записи.
              В Заполярье, на побережье Баренцева моря я занимался тем, чему учился четыре года в техникуме. В моем распоряжении были киноаппаратная,  радиоузел и фотолаборатория.  А какой шикарный был магнитофон!  Полупрофессиональный Тембр цена 275 руб, скорость 19, бобины 350 метров,  три магнитные головки, три электродвигателя и превосходное качество звучания благодаря акустической системе. Теперь перед каждым киносеансом  мои товарищи слушали современные записи советских и зарубежных исполнителей, а "cтарики", которым оставалось недолго до дембеля,  разучивали модный в те годы твист. Осталось в памяти, как замполит одного из ракетных дивизионов - майор Юрий Опацкий, музыкант по духу, попросил меня переписать всю коллекцию зарубежной музыки.
           Отслужив два с половиной года в Гремихе, в декабре 1968 года я вернулся в родной Ленинград. О первых месяцах по возвращении я пишу в мемуарах " После службы...".  Местом моей работы стал Дом культуры имени Капранова, точнее его радиоузел.  В моем распоряжении были студийные микрофоны, усилители и, конечно, магнитофоны - профессиональные МАГ8 и МЭЗ15,со скоростями 385 и 770 мм/сек, а также бытовые магнитофоны Яуза и Комета.  Почти десять лет работы в самом большом дворце культуры Московского района Ленинграда я вспоминаю как лучшие годы юности. Работа на концертах, спектаклях, различного рода мероприятиях была очень интересной и доставляла удовольствие.
           Остались в памяти пафосные  встречи  руководителей  города с рабочими коллективами, партийные и комсомольские конференции, праздники труда,  дни коллективного отдыха, когда в залах и фойэ дворца звучала соответствующая празднику музыка.  Для партийных конференций и собраний это были песни о партии, Ленине. 
                Ленин! Ленин - это весны цветенье!
                Ленин! Ленин - это победы клич!
                Славься в веках, Ленин!
                Наш дорогой Ильич!
                Ленину слава! Партии слава!  Слава в веках!  Сла-а-а ва!!!

          или:
                Партия! Народ всегда с тобой!  Партия! Ты мира свет живой!
                Разум народа, гордость народа! Знамя земли трудовой!
            
          На комсомольских мероприятиях было повеселее:
                Я в мир удивительный этот пришел
                Отваге и правде учиться.
                Мой друг и учитель - родной комсомол!
                Ты можешь на нас положиться!
                Мы пройдем сквозь шторм и дым
                Станет небо голубым!
                Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!
          А это одна из моих любимых песен:
                Ты комсомолец? Да!
                Давай не расставаться никогда!
                На целом свете парня лучше нет
                Чем комсомол шестидесятых лет!
          Для праздников труда репертуар был такой:
                Будет людям счастье, счастье на века!
                У советской власти сила века!
                Сегодня мы не на параде
                Мы к коммунизму на пути!
                В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди!

                Мелодии писали талантливые композиторы, а тексты придумывали известные поэты-песенники. Машина пропаганды работала четко, слаженно, изобретательно! Парткомы, фабкомы, комсомольские комитеты знали свое дело!
                Записи патриотических песен мне поступали из ленинградского Дома радио. Но не только подобный репертуар был востребован в те годы. Я записывал на магнитофоны концерты звезд отечественной и зарубежной эстрады,  музыку из кинофильмов, фрагменты из выступлений выдающихся артистов эстрады,  юмористов,  журналистов. Практически весь Владимир Высоцкий в отличном качестве был на моих кассетах, приносили мне  пластинки Элвиса, Джеймса Брауна, Тины Тернер и др. Во дворце культуры выступали Павел Кадочников и Элина Быстрицкая, Евгений Леонов  и Юрий Никулин,  Александр Демьяненко и Сергей Юрский. Зрительный зал ДК не вмещал всех желающих послушать песни ВИА Поющие гитары, Дружба, Верасы, Голубые гитары и все выступления я записывал на магнитофон. Карцев, Ильченко, Жванецкий регулярно блистали на сцене большого зала, а одно выступление дали теряющие популярность в начале 70-х Тарапунька и Штепсель.
                Фонотека, которую я собирал несколько лет,  становилась довольно внушительной и часть ее я переписал для прослушивания на домашнем магнитофоне Комета, который сменил старенький Айдас.  В 1976 году, окончив ВУЗ, я перешел на работу в отдел главного энергетика Скорохода и вся коллекция осталась во дворце культуры.  Cудьба ее мне неизвестна. Те записи,  которые были у меня дома, с годами становились невостребованными, затем были два переезда и кассеты мне пришлось вывезти на работу.  В 1994 году я уже работал на Зеркальном заводе, в стране происходили судьбоносные события и было не до музыки и концертов. Заботы о хлебе насущном выходили на первый план, магнитофон я продал, а записи пылились в шкафу. В 2008 году я вышел на пенсию и оставил коллекцию  сменившему меня главному энергетику. 
                В наши дни c помощью все знающего интернета можно найти все необходимое одним щелчком по клавиатуре, однако, иногда возникает чувство ностальгии по ушедшей эпохе магнитофонов и проигрывателей.
            
               
               
               


             
            
               

       
               
               
          
          
         
            


Рецензии
Спалис, Айдас и ацетон для склейки порванной ленты ...
Как давно это было!
Но умение клеить ленту пригодилось в пору ввода программ а ЭВМ с помощью фотопленки .

Владимир Байков   29.05.2025 14:35     Заявить о нарушении
А ещё был Гинтарас за 90 рублей, но в Литве. Спасибо за визит, уважаемый земляк...

Виктор Кутуркин   29.05.2025 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.