Загадка одинокого избранника
Все избранные одиноки. Но, наверное, самый одинокий из всех русских поэтов – это все-таки Михаил Юрьевич Лермонтов…
Гениям жить по стандартам Вечности на земле трудно, если не невозможно, ибо они неизмеримо выше в духовном отношении нашей повседневности. Мало того, в жизни каждого гения есть некая загадочность, таинственность, либо заключенная в нем самом, его взгляде на бытие, либо связанная с чем-то, бывшем в далеком прошлом, заключенная в генеалогическом древе и проявившаяся много веков спустя самым неожиданным образом.
Жил в ХIII веке в Шотландии некий полулегендарный поэт и прорицатель Томас –Рифмач – прозванный Лермонтом. Его считают зачинателем шотландской литературы.
Михаил Лермонтов очень интересовался генеалогией по отцовской линии,
и зачитывался балладой Вальтера Скотта о Томасе –Рифмаче. Интуиция его ему подсказывала, что это все неслучайно, и что его дар, возможно, через шесть веков передался ему в наследство от Томаса-Рифмача.
Вальтер Скотт писал, что в его время, а это был рубеж ХVIII-XIX веков, еще существовали развалины древней башни оставшейся от замка Томаса-Рифмача.
Народная легенда, претворившаяся потом в балладу Скотта, повествует, что Томас, который славился своей красивой внешностью, был унесен в страну фей, где он пробыл семь лет. Повелительница фей наградила его поэтическим даром и отпустила на родину, в селение Эрсильдаун, с условием явиться обратно, как только она этого пожелает.
Прошло много лет. В Шотландии полюбили молодого менестреля Томаса, когда он появлялся в какой-нибудь деревне, всегда неожиданно, все были ему рады, старались пригреть, угостить и потом ночь напролет заслушивались его песнями под дивные звуки арфы, которая была неизменной его спутницей.
Со временем его пригласили ко двору и он так очаровал своими песнями короля и королеву, что его щедро наградили… Томас уже не скитался по бедным деревням, а собирал к себе в замок многочисленных друзей, но, несмотря на это, он был совершенно одинок.
Однажды, в сырой и туманный вечер у Томаса-Рифмача были гости. Он пел, аккомпанируя себе на арфе трогательную историю о любви Тристана и Изольды.
Дамы плакали, рыцари украдкой смахивали слезы со своих загрубелых щек. Меж тем настало время всем идти ко сну. Одному из гостей, лорду Дугласу, спавшему в походной палатке снилась горестная история Тристана и Изольды… Но вдруг что-то разбудило его. Позвав пажа, он вышел из палатки и увидел стаю прекрасных белых птиц, расположившихся вокруг замка. Он поспешил к в замок к Лермонту и рассказал, что он видел.
Томас воскликнул: «Настал мой час!» Он взял свою арфу, попрощался с друзьями и селением Эрльсидаун и вошел в стаю птиц. Туман, окутавший селение еще с вечера, стал еще гуще. Стая птиц взмыла в небо… Томаса Рифмача на земле уже не было…
С тех пор никто никогда не видал Томаса среди живых…
Кстати, немного отойдя от романтического настроя нашего повествования, вспомним как исследователь творчества и биографии поэта, В.В. Никольский подтвердил , что Лермонтовы некогда были владельцами поместья Dairsie, которое находится в графстве Файф в Шотландии;
Мало того, член английского парламента А. Лермонт в 1873 году утверждал, что его фамилия происходит от Томаса Поэта.
А через несколько веков в 1814 году в Москве, в семье помещиков Лермонтовых, родился сын Михаил, будущий великий поэт…
В своей статье «Лермонтов» историк и писатель Вл. Соловьев пишет, что судьба занесла Томаса Рифмача в прозаическое царство московское…
От этого Лермонта в восьмом поколении происходит наш поэт,…гораздо более близкий по духу к древнему своему предку… с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом…
Связь Лермонтова с Вечностью несомненна. Именно она и определила феномен его творчества, она помогла ему стать тем, кем считаем его мы – гением, поэтом и сильным человеком, но она же и сделала его очень одиноким. Потому, что его одиночество как посланника Неба усугублялось еще одиночеством сироты человеческой.
Не потеряй он мать в неполные три года, она, наверняка, многое бы сделала, чтобы адаптировать своего «звездного мальчика» к суровой жизни.
Но… не судьба. В одиночестве ему пришлось испить всю предназначенную ему чашу до дна.
Конечно, его любили. Я говорю не о бабушке, его «заступнице». Его любили, несмотря на, якобы, его некрасивую внешность, … да разве любят только за красоту? Многие женщины любили его, некоторые до самой своей смерти, но его сердце оставалось непознанным, закрытым для всех. Одиночество окутывало его холодной мантией, а его устами говорил Томас-Рифмач, сделавший его из всех, живущих на земле, своим избранником.
И, может быть, строки из романа «Томас-Рифмач» Эллен Кашнер подсознательно воссоздают нам мысли маленького Миши Лермонтова.
« Госпожа, я тосковал по Эльфийской Стране всю жизнь. Когда я был ребенком…Я вдруг остановился. Я никогда никому об этом не говорил. Я помню тебя ребенком, тихо сказала она ( Королева Эльфов А.С.), продолжай.
Я думал… я не считал себя человеком. Я не походил ни на одного из мальчишек, ни на моего брата, ни на соседских детей, и почему-то думал, что я не принадлежу этому миру. Я с огромным трудом вытаскивал из себя слова, словно продирался сквозь кусты. Мне было стыдно рассказывать об этом, и стыдно оттого, что рассказывая, я будто заново переживал всю тогдашнюю боль. Я думал, что пришел откуда-то… Что принадлежу к другому народу…»
Вот так фантастическая судьба сплелась с реальной жизнью русского поэта, что ж, все может быть, и кто может с уверенностью сказать, что это не так?
«Он был печален и имел странные предчувствия»,- это слова Пушкина, пророчески сказанные им об одном из русских поэтов… Впрочем, пророческий дар- необходимая принадлежность поэтического творчества. проникнуть в чужую душу, «переселиться в чужой восторг».
К Михаилу Лермонтову это определение подходит как нельзя более кстати.
И о любви Михаила Юрьевича Лермонтова со всеми ее взлетами и падениями, надеждами и разочарованиями, и, в итоге, с ее нетленным результатом – поэзией, которая рождалась из любви, нельзя думать без волнения и грусти.
В отношениях с возлюбленными и в стихах, обращенных к ним, в полной противоречивости проявился характер Лермонтова – натуры поэтической, очень сложной, уязвимой, реагирующей на какие-то жизненные проявления
порой совершенно неадекватно. Опять же возникает сравнение его с Томасом-Рифмачем, которому очень трудно жилось среди людей.
Но так уж случилось, и будь он натурой иной, мы бы потеряли великого поэта.
С друзьями он был внимателен, отзывчив, доброжелателен; с антиподами – резок, несговорчив, и, порой, даже жесток. Он не хотел, чтобы посторонние знали подноготную всех его чувств и переживаний, поэтому зашифровывал посвящения своих произведений. После его смерти исследователи раскрыли имена женщин, спрятанных за инициалами или сокращенными фамилиями. Все романтические увлечения поэта относятся к юношескому периоду его жизни… а жизнь то его была так коротка…
В одной из тетрадей дневника юного Лермонтова есть такие строки: «Записка 1830 года, 8 июля. Ночь. Кто мне поверит, что я знал любовь уже десяти лет от роду?»
Он имеет в виду свое увлечение девочкой, его ровесницей. Ее он встретил на Кавказских водах, куда ездил с бабушкой для поправки своего здоровья. Девочка эта была его кузиной, но дело не в этом, а в том, что все его чувства и эмоции были туго спрессованы … как будто он чувствовал, что их надо растратить в то время, которое ему было отведено судьбой.
« О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать
Мой ум! И так рано… иногда мне странно и я готов смеяться над этой страстью, но чаще – плакать…»
Его увлечения, как правило, несчастливые, скорее были свидетельством стремления к любви, выражением желания ее, нежели самой любовью: гармонического созвучия двух любящих сердец в них не было.
Когда возникает яркая, страстная, порой неразделенная любовь, духовная ценность, неординарность натуры принадлежит скорее тому, кто любит и страдает, а не объекту любви, иногда самому обычному существу , которое любящий наделяет дивными чертами. Видимо так было и с юным Лермонтовым, самая внешность которого говорила о его незаурядности. Существует странная устоявшаяся легенда, будто бы он был некрасив, но это неправда, как неправда и то, что говорили о Пушкине. Красивый духовно, человек не может быть некрасив физически. И главное во внешности, в этом случае – глаза, в которых светится душа.
Когда смотришь на портреты Лермонтова, видишь, что он был прекрасен. Может быть, в чем-то проявляется лесть и мастерство художника, хотя портрет Лермонтова, который больше всего любила бабушка, был написан всего- навсего крепостным художником Ф. Будкиным.
20 ноября 1834 года Лермонтов высочайшим приказом произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Он приехал в Тарханы и бабушка- Елизавета Алексеевна Арсеньева, заказала художнику Ф. Будкину портрет внука. Лермонтов изображен в лейб-гусарском вицмундире и накинутой поверх его шинели, с треугольной шляпой в руках. «Это лучший из известных мне портретов Лермонтова, поскольку ближе всех прочих передает общее выражение его физиономии, особенно его глаза, взгляд которых имел действительно нечто чарующее»,- писал о портрете дальний родственник Лермонтова, литератор, Орловский губернатор, начальник Главного управления по делам печати, как ни странно оставивший больше всего воспоминаний о нем, Михаил Николаевич Лонгинов. В нашем повествовании мы еще будем обращаться к его запискам о Михаиле Лермонтове.
Писатель Иван Панаев, впервые встретивший Лермонтова в салоне В.Ф. Одоевского, так охарактеризовал внешность Михаила Юрьевича: «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие умные и пронзительные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».
И вот этот необычный юноша в шестнадцать лет влюбился в обычную девушку. Эта девушка в его поэзии долго скрывалась за зашифрованными посвящениями. Большой цикл стихов Лермонтова, адресованных ей называют Ивановским.
Как теперь известно, эта девушка – Наталья Федоровна Иванова( в замужестве Обрескова). Когда Лермонтов встретился с ней, он жил в Москве и учился в университете. Наталья Иванова в ту пору была чудо как хороша. С карандашного портрета В.Ф. Бинемана на нас смотрит ангелоподобная, но мраморно-холодная девушка с нежным чистым лицом, со взбитыми по моде того времени у висков кудрями, с тяжелым ожерельем на полненькой, но очаровательной шейке и длинными серьгами.
Захватывающую загадку «Н.Ф.И.» разгадал и описал писатель и исследователь творчества Лермонтова Ираклий Луарсабович Андроников.
Наталья Иванова была дочерью драматурга Иванова. Поначалу юный поэт
был окрылен проявлением интереса к себе очаровательной Наташи, но затем обиделся на ее холодность и невнимание. Разрыв отношений с Натальей Ивановой вызвал у него не только печаль, но даже желание смерти… Это можно назвать и юношеским максимализмом, но и более острым впечатлениям, свойственным гениальной натуре.
Вот несколько строф из стихов, посвященных «Н.Ф.И.»
………………………
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями;
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперился изумленный.
Ты покачала головой,
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный.
………………………………………
Но пылкий и суровый нрав
Меня грызет от колыбели…
И в жизни зло лишь испытав,
Умру я, сердцем не познав
Печальных дум печальной цели.
Наверное не раз Наталья Федоровна Обрескова жалела, что отвергла гения ради обыкновенного человека, а, может быть, и нет…С обыкновенным человеком спокойнее… хотя, правду сказать, Обресков был отнюдь не тихой гаванью.
Отставной военный, Николай Михайлович Обресков скомпроментировал себя в юности в чине поручика участием в краже. После его отставки супруги поселились в Курске.
После разрыва поэта с Н.Ф.И. пережитая буря страстей отразилась в строках:
Пусть паду, как ратник в бранном поле,-
Не оплакан светом буду я,
Никому не будет в тягость боле
Буря чувств моих и жизнь моя…
Почему мы так подробно остановились на романе Лермонтова с Натальей Ивановой? Да потому, что в жизни поэта необходимы такие как она, вспомним Дон- Жуанский список Пушкина…
Некоторые были горды отношением поэта, например Екатерина Сушкова, с которой он встречался в Середникове, подмосковном имении родственников по бабушкиной линии Столыпиных. Существует даже «Сушковский цикл». Тема цикла – любовь с ее разочарованностью и несбывшимися надежами, хотя сама Екатерина Сушкова оставила довольно интересные и лестные для себя воспоминания об отношении к ней Лермонтова, как если бы все было так, как она воображала…
Он не оставлял ее своим вниманием везде, где они встречались: в театре, на балах…и наконец он достиг поставленной цели: Сушкова призналась ему в любви. Вот как она рассказывает об этом в своих воспоминаниях: « Я сказала ему, что люблю его больше жизни, больше, чем любила мать мою, и поклялась ему в неизменной верности… Наконец- то я любила: мало того, я нашла идола, перед которым не стыдно было преклоняться перед целым светом, я могла гордиться своей любовью, а еще более его любовью: мне казалось, что я достигла цели своей жизни: я бы с радостью умерла, унеся с в собой на небо, как венец бессмертия, клятву его любви и веру в неизменность его любви..»
Тем самым, что она первая открылась мужчине, девушка( по понятиям того времени) была скомпрометирована. В зимний январский день 1835 года Лермонтов написал Сушковой анонимное письмо, которое привело их к полному разрыву. Эта история так была прокомментирована самим Лермонтовым в романе «Княгиня Лиговская», где Сушкова пародийно выведена под именем Елизаветы Николаевны Негуровой.
« Мне известно, что Печорин вам нравится, что вы всячески думаете снова возжечь в нем чувства, которые ему никогда и не снились…»
История с Сушковой воспринимается как отмщение Лермонтова за свою неразделенную любовь к Ивановой. Отмщение, скорей, не девушке, а своей судьбе.
Поэт, как каждый художник, нуждается в моментах вдохновения, ситуациях, будоражащих воображение, душу, фантазию.
Истории, подобные этой, как раз и были такими ситуациями и моментами.
В 1840 году в Петербурге Лермонтов познакомился с княгиней Марией Алексеевной Щербатовой, урожденной Штерич, вдовой, хотя в это время ей было чуть больше двадцати лет.
М.И. Глинка вспоминал, что «молодая вдова была прелестна: не красавица, но видная и статная, чрезвычайно увлекательная женщина…».
Лермонтов не мог не увидеть в этой женщине нечто такое, что пробудило в нем поэтические чувства, которые княгиня приняла за любовь и ответила ему пылко и страстно, а стихотворение поэта , посвященное ей, можно было назвать вдохновенным портретом нежно любимой им женщины:
Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных…
Но у света свои законы и свой этикет… такие непосредственные проявления чувств вызвали зависть и возмущение, пошли сплетни, мало того, по желанию лиц из высших сфер этот роман был высмеян графом Соллогубом в повести «Большой свет».
Надо сказать, что в повести этой, написанной графом Владимиром Александровичем Соллогубом по заказу великой княгини Марии Николаевны, все достаточно откровенно и зло, хотя сам Соллогуб, судя по его воспоминаниям о Лермонтове, относился к нему как к другу, уважал его как человека, почитал его талант, а после гибели Михаила Юрьевича говорил, что смерть Лермонтова была не меньшей утратой для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя. «В нем выказывались,- писал Соллогуб,- с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее. Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать».
В повести «Большой свет» Соллогуб изобразил Лермонтова и его светское значение под именем Леонина.
Лермонтов хотя и происходил из хорошей русской дворянской семьи, не принадлежал, однако, по рождению к квинтэссенции петербургского общества, но он его любил, бредил им, хотя и подсмеивался над ним , как мы все грешные… К тому же он был страстно влюблен в графиню Мусину-Пушкину и следовал за ней всюду, как тень. В повести читаем: « Он не был еще развращен или опытен, чтобы желать сделать себе из женщины пьедестал для своего возвышения. В графине прежде всего он видел ее красоту, ни с каким сновидением не сравнимую. Глаза ее жгли сердце его. Звучный, тихий голос ее волновал воображение его. Он был молод, он был влюбчив…
«Поздравляю вас с новой победой,- сказал Шетинин.
- Кто такой?
-Приятель мой, Леонин, который, кажется с ума сходит…Вы помните, тот самый, армейский, к нам прикомандированный, о котором вы намедни спрашивали с таким любопытством. Он не дает мне покоя, все упрашивает, чтоб я его втолкнул в свет и в знать. При вашем имени он смущается и краснеет, как школьник.
Приглашение на бал княгини было доставлено Щетининым Леонину.
…………………………………………………………………………………….
При появлении его легкий шепот пробежал по строю танцующих:
- Кто это офицер?
- С кем танцует графиня?
- Откуда он?
-Что он?
-Кто его представил?
- Представил его князь Щетинин. Зовут его m-r Leonine.
- А что такое m-r Leonine ?
- M-r Leonine – больше ничего.
- А!!.
………………………………………………………………………………………
Он был не то, что называется женихом: матушки с дочерьми на него не глядели. Он вальсировал плохо; его не выбирали, он не умел себе присвоить выгодное местечко; он не умел напугать своим злоречием. Молодые женщины с ним не кокетничали; его иногда забывали в приглашениях; ему не отдавали визитов; его никогда не звали обедать.
Он все это видел, все понимал, но, по врожденному в человеке чувству, упорствовал, потому, что ему хотелось упорствовать….»
А Лермонтов писал в одном из писем своей приятельнице М. Лопухиной: «… я ежедневно езжу по балам, пустился в большой свет… Люди, которых я оскорблял в стихах моих, осыпают меня ласкательствами, самые хорошенькие женщины просят у меня стихов и торжественно ими хвастают, тем не менее мне скучно… Я начинаю находить все это довольно невыносимым…»
Ну, что же, повесть Соллогуба, со столь схожими персонажами с существующими реальными людьми, с жизненными ситуациями и интимными моментами, вплоть, к примеру, до писем Леонину от бабушки (как мы знаем, бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева, вырастившая его и заменившая ему мать, пестовала его до последних дней его пребывания на земле), в которых она любовно наставляла своего Мишеньку, описывала деревенские новости, предостерегала его от неприятностей и бед, ни что иное все-таки как художественное произведение, пусть и чересчур откровенное…Но это уже на совести автора.
Лермонтов начал появляться в большом свете, как уже было сказано, в первой половине тридцатых годов девятнадцатого века.
Он увлекся княгиней Марией Щербатовой в 1839-1840-хх годах, разделяя соперничество в ухаживании за ней с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла в Петербурге. Считается, что это соперничество послужило причиной дуэли между ними.
Сама Мария Алексеевна Щербатова в письме к своей приятельнице Антонине Блудовой пишет так : « Свет и прекрасные дамы оказывают мне слишком много чести, столько занимаясь мною! Предполагают, что я –причина этой несчастной дуэли.
К несчастью, оба молодых человека слишком уж очевидно ухаживали за мною. Что я знаю положительно, так это то, что они оба в равной мере уважают меня. Я очень люблю их обоих, и я говорила об этом всем, кто хотел это слышать. Много раз они слышали от меня, что я больше не выйду замуж. Следственно, они не могли иметь никакой надежды.( К слову, она таки вышла позднее замуж за некоего И. С. Лутковского А.С.)
И потом, каждый из них знал, что моя дружба простирается и на другого. Я этого не скрывала. Я не видела в этом ничего предосудительного. Что касается дуэли, мое поведение ни в коей мере не дало к ней повода, так как я всегда была одинакова как с одним, так и с другим. Ernest (Э. де Барант), говоря со мною о Лермонтове, называл его « ваш поэт», а Лермонтов, говоря о Barante, называл его « ваш любезный дипломат». Я смеялась над этим, вот и все.»
Александр Иванович Тургенев в своем дневнике отметил : « …Был у княгини Щербатовой. Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова…»
Кажется, одна эта фраза говорит больше, чем все сплетни и слухи… В ней заключена сама любовь.
Все закончилось печально. Княгиня уехала домой, на Украину. Лермонтов, отстаивая честь Щербатовой дуэлью с де Барантом, был вторично сослан на Кавказ.
Правда, судьба подарила им еще одну встречу, в маленьком уездном городке. Но изменить уже было ничего нельзя. Их пути пересеклись, с тем, чтобы разойтись навсегда…
В его жизни была и трогательная взаимная любовь, которая тоже, однако, не принесла поэту счастья! Это любовь к поэтичному, трепетному, безропотно-беззащитному созданию – Варваре Александровне Лопухиной, младшей сестре близкого друга Лермонтова Алексея Лопухина.
Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва не сохранил он его до самой смерти своей.
Как же так случилось, что жизнь развела их? Видимо, причины крылись в эгоизме и легкомыслии молодости: переезд Лермонтова в Петербург и зачисление в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, светские развлечения северной столицы, жестокая развязка романа с Сушковой, а как следствие – нежелание или невозможность взяться за перо, чтобы написать Вареньке, отдалили Лермонтова от любимой девушки.
А она, видимо под давлением родителей и оскорбленная слухами об отношениях Лермонтова с Сушковой, в 1835 году вышла замуж за Николая Федоровича Бахметева, помещика Елатомского уезда Тамбовской губернии, который был старше Вареньки на семнадцать лет.
Бахметев страшно ревновал Варвару Александровну к Михаилу Юрьевичу и заставил жену уничтожить письма Лермонтова и все, что поэт дарил и посвящал ей.
«Весной 1838 года,- вспоминает Шан –Гирей, троюродный брат Лермонтова,- приехала в Петербург с мужем Варвара Александровна проездом за границу. Божде мой, как болезненно сжалось мое сердце при ее виде!. Бледная худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блески были такие же ласковые, как прежде.
-Ну, как вы здесь живете?,- спросила она.
-Почему же это вы?
- Потому, что я спрашиваю за двоих,- ответила она…»
За год до своей гибели Лермонтов так писал о пережитом в стихотворении «Валерик», обращаясь к Варваре Александровне и пытаясь осмыслить причины их разрыва:
Во-первых, потому, что много,
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил.
И признавался:
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию – но вас
Забыть мне было невозможно.
Земная любовь претворилась в мир поэтических грез: ведь в жизни поэта все нерасторжимо- реальные муки, слезы, поэтический вымысел.
Любовь к Вареньке питала поэзию Лермонтова на протяжении всей его недолгой жизни.
Жизнь Вареньки тоже не была длинной. Любовь и тоска по любимому источила ее сердце и увела туда, где нет страданий и боли…
Быть может, там встретили они друг друга, чтобы уже никогда не расставаться…
P.S Он любил жизнь, стремился к счастью, в силу роковых обстоятельств оставаясь «в прекрасном мире, но один…» Но не зная этого сам, он нужен был в России вчера, нужен сегодня и нужен будет всегда, потому что вечна жизнь и вечен его голос, отдающийся в сердцах людей эхом поэтических баллад Томаса-Рифмача…И пусть кто- нибудь возразит, что это не так!
Свидетельство о публикации №224120101447