Герои завтрашнего дня?
Предисловие.
1. Сорок семь месяцев медитации полный день йогов Уоллеса.
2.Духовность в обществе и профессии.
3.За изменение модели западных университетов..
Вместо Послесловия: продолжение следует.
Приложение.
Источники.
Предисловие
Как я писал в резюме, через призму продолжающихся палеоконтактов я, как любопытствующий дилетант, наблюдаю за исследованиями конкретных явлений на стыке науки и религий. Здесь это стык науки и тибетского буддизма, а объектом моего наблюдения является международный научно-медитационный проект, руководимый ламой Аланом Уоллесом (1950 г.р., PhD, alanwallace.org, дзогчен, тибетский буддизм). Недавно выяснилось, что как сообщество он достиг «критической точки», которую я, как наблюдатель, считаю нужным отметить. Дело в том, что А. Уоллес не первый учитель восточных медитаций международного уровня, создавший сообщества своих последователей, учеников в разных странах. Например, относительно недавно ушёл из жизни учитель дзогчен (школа тибетского буддизма) Чогъял Намкай Норбу Ринпоче (1938 – 2018, Тибет - Италия), который оставил после себя международную дзогчен-общину, дзогчен-общины в разных странах. О нем и его международном сообществе я писал в статьях этого проекта.
История показывает, что у таких сообществ, как и у людей, есть свои жизненные траектории. Изначальный импульс в них всегда один и тот же – распространение по миру того или иного учения. Важным моментом для скорости распространения таких учений является хотя бы частичная передача лидером своих учительских функций наиболее продвинутым ученикам. Неожиданно для меня недавно оказалось, что проект Уоллеса подошел к этой стадии.
Такие международные общества, движения могут быть активны в публичной политике, попытаться создавать свои публичные политические партии. Как в свое время сказал лидер одного из таких международных движений, «мы не можем позволить, чтобы нами управляли дураки» [6]. Практически невероятно, чтобы это была инициатива «народных масс», почти наверняка – амбициозной элиты и недовольство качеством политических лидеров было, по-видимому, не единственной причиной такой инициативы. Поскольку регулярная практика медитации иногда приводит к раскрытию сверхспособностей, то таких людей можно сравнить с экстрасенсами. Как известно, не все из них сотрудничают с полицией и спецслужбами [5, 6]. Примеры же политической активности таких движений показывают, что такие люди не всегда хотят поддерживать «систему», быть в ней успешными или не очень успешными адаптантами.
Как станет очевидным из дальнейшего, вряд ли стоит ждать от обществ, созданных Б. А. Уоллесом (и от дзогчен-общин, созданных Чогьялом Намкаем Норбу Ринпоче, руководимых сейчас его сыном, Еши Сильвано Намкаем (1970 г.р.)), публичной политической активности. В тех перспективах, которые недавно были артикулированы для учеников Уоллеса, могущих через некоторое время стать учителями, хорошо видны общественные сферы их возможной активности. Об этом и пойдет речь в этой статье.
Для лучшего понимания мировоззрения ламы Алана Уоллеса важно иметь в виду его общую оценку состояния нашей цивилизации. Он полагает, что «в настоящее время человечество сталкивается с беспрецедентными кризисами, которые ставят под угрозу всю экосферу, включая саму человеческую цивилизацию. В значительной степени эти проблемы проистекают из промышленной революции, начавшейся 150 лет назад, и постепенного доминирования в мировой культуре материализма как мировоззрения, гедонизма как главной ценности и потребительства как образа жизни» (sbinstitute.com). В качестве альтернативы гедонизму Уоллес предлагает эвдемонизм: обнаружение источника счастья не вне себя, а внутри.
1. Сорок семь месяцев медитации полный день йогов Уоллеса.
Сорок семь месяцев продолжается пилотный проект в Центре Созерцательных Исследований (ЦСИ, Крестоун, штат Короладо, США) ламы Алана Уоллеса, в котором участвуют 13 его учеников-йогов, занимающихся медитацией всё это время целыми днями [1], при запланированных 45-ти месяцах. Недавно директор ЦСИ, Ева Натанья [2], назвала их героями завтрашнего дня в разосланном ею письме по общедоступной международной рассылке ЦСИ. Она это сделала в конце письма, где обратилась к его получателям с просьбой финансово поддержать их проект. Я вынес это название в заголовок статьи, в которой речь идет не только о них, но и о более широком международном процессе, в который они могут включиться. Моё отношение выражено в вопросительном знаке в заглавии вместо точки или восклицательного знака, которые можно было бы поставить, если бы я был полностью согласен с Е. Натаньей.
В современной светской культуре нет ценностей, которые могли бы мотивировать людей медитировать по много часов в день много дней, месяцев, лет подряд. Например, ради интереса можно пройти курс випассаны С.Н. Гоенки (Шри Сатья Нарайян, 1924 -2013, Бирма – Индия, создал международное движение): 10 дней примерно по 10 часов в день медитации, вегетарианское питание и обет молчания. И обнаружить, что вполне можно столько сидеть каждый день и вообще не разговаривать. Но на многомесячные и многолетние такие бдения, сидения мотивация есть только в религиях.
Для меня, как наблюдателя за научными исследованиями, одним из самых важных моментов является публикация результатов соответствующих научных исследований. По результатам этого пилотного проекта такая публикация ожидается в обозримом будущем, хотя, как видим, он уже продолжается на два месяца дольше запланированного. Вот, каково его нынешнее состояние, согласно сайту ЦСИ (centerforcontemplativeresearch.org):
«Цель этого исследования - получить детальное феноменологическое и электрофизиологическое представление об индивидуальном опыте и его нейронных коррелятах у лиц, занимающихся созерцанием целый день и проводящих длительные медитативные ретриты. Цели этой работы включают в себя следующее: изучить качество субъективных переживаний во время длительного ретрита; изучить, можно ли преодолеть дисбаланс внимания — от возбуждения до вялости; изучить, существуют ли согласованные маркеры, которые идентифицируют различные стадии развития внимания и эмоций у людей, проходящих этот медитативный тренинг; и наблюдать за любыми изменениями спектральных амплитуд и микросостояний с записях ЭЭГ.
Ожидается, что исследование продлится около 45 месяцев и в нем примут участие 20 человек в возрасте от 25 до 85 лет. Сбор количественных и качественных данных будет осуществляться в два этапа.
Участники, занимающиеся созерцанием на постоянной основе, и участники контрольной группы, которые медитируют, но не проводят ретрит на полный день, завершили еженедельные записи в дневниках об их медитативной практике. В настоящее время журналы изучаются методом интерпретативного феноменологического анализа. В начале исследования, а затем с интервалом в три месяца в течение примерно одного года участники, занятые созерцанием полный день, и участники контрольной группы также заполняли множество психологических анкет, которые касались внимания и эмоционального состояния. Преподаватели медитации в ЦСИ приняли участие в записанных интервью с Главным Исследователем, предоставив независимые экспертные оценки субъективных переживаний созерцателей, их способностей к концентрации внимания и рефлексивных озарений. Сбор данных на первом этапе исследования завершен.
В течение трех лет исследования участники, занятые созерцанием, будут периодически записывать ЭЭГ, во время которых они будут выполнять различные медитативные техники. Исследователи будут записывать свои наблюдения в это время. После сеансов ЭЭГ созерцатели будут вести краткий дневник, чтобы зафиксировать свои субъективные переживания во время этих сеансов».
В силу той роли, которую могут играть «атомы мысли» в альтернативной интерпретации Шестоднева [4], в этом исследовании мне наиболее интересны микросостояния ЭЭГ и их возможное отражение в дневниках практиков [13].
Сравнивая цель этого исследования с целями предыдущего международного научно-медитационного проекта ламы А. Уоллеса «Шаматха» (shamatha.org) и целями многих других групп, можно заметить, как общий интерес учёных к влиянию медитации на ее практиков, так и отличие в её длительности. Стандартная продолжительность курса MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction – снижение стресса за счет внимательности/осознанности), по которому проведено огромное количество исследований в развитых странах, составляет 8 недель с ежедневной медитацией по 40 минут. MBSR настолько популярно в США, что один из политиков даже написал книгу об «осознающей нации».
Проект Уоллеса «Шаматха» - три месяца ежедневной многочасовой практики шаматхи. Для простоты в данный момент эту практику можно понимать, как осознание дыхания. Очевидно, что, вообще говоря, в ней нет никакой религиозной нагрузки (никаких никому молитв, мантр, мандал и т.д.), кроме мотивации к длительной практике, т.е. зачем долго каждый день сидеть/ходить, осознавая своё дыхание. Часто шаматхой называется как практика, так и реализуемое ею конечное состояние. СМИ США называют Алана Уоллеса «доктор шаматха», т.к. он считает ее реализацию (не менее 4 часов полной медитативной абсорбции) основой буддийского просветления и утверждает, что в наше время она редко реализуется. В одном из своих публичных выступлений Его Святейшество Далай Лама XIV говорил, что он не практикует шаматху. По результатам проекта «Шаматха» был опубликован ряд научных статей, в т.ч. статья Уоллеса совместно с лауреатом Нобелевской премии по медицине и физиологии 2008 г. Э. Блэкберн и др. Это значит, что научное сопровождение его проектов самого высокого международного уровня.
Академический интерес учёных – это, как всегда, восхитительно и обычно когда речь идёт об изучении влияния длительной практики медитации, учёные обращаются к опыту монахов, что, в частности, и происходит в проекте 3, где я наблюдаю за научными исследованиями тукдама и ведущих к нему практик медитации [3]. Алан Уоллес сделал ставку на конфессионально не определенных мирян, которые готовы посвятить часть своей жизни регулярной практике медитации. Вернемся в начало статьи к мотивации таких мирян-йогов Уоллеса и зададим простой вопрос, что они могут делать с этим своим опытом дальше? Т.е. о предоставляемых им ЦСИ возможностях. Поскольку А. Уоллес хорошо известен в буддийском мире, как учитель дзогчен, тибетского буддизма, то для участников этого проекта открыта традиционная буддийская перспектива, которая в случае дзогчен реализуется в радужном теле [1].
Ещё одну перспективу для них обозначила Е. Натанья в упомянутом письме: они могут остаться в ЦСИ и дальше индивидуально заниматься само-познанием. Одна из целей международных медитативных центров А. Уоллеса, которые он основал не только в США, но в Италии и Новой Зеландии [1], как раз состоит в предоставлении возможностей для очень длительных медитативных ретритов. Я бы назвал эту перспективу а-социальной, т.к. не понятно, какой от таких людей прок для всех остальных (в светском смысле, конечно, а не в религиозных). Но если хотят и могут, то почему нет: отшельники были, есть и будут.
Е. Натанья обозначила также про-социальные перспективы и вот соответствующая часть её письма, она пишет о тех, кто приезжает в ЦСИ: «Третьи, которые полностью посвятили себя созерцательному образу жизни как своему призванию, отправляются в многолетние ретриты с открытым исходом. Некоторые из них в конечном итоге пройдут тщательную подготовку как по теории, так и по практике, что позволит им стать не только созерцателями, обладающими значительным личным опытом, но и учителями, способными направлять других даже на самых продвинутых и сложных уровнях практики.
Подобно аспирантам, которые записываются на 6-8-летнюю программу докторантуры, чтобы отточить и продемонстрировать навыки, необходимые для того, чтобы считаться профессионалами в своих областях, продолжающие обучение созерцатели в конечном итоге проходят серию устных и письменных экзаменов, оценивающих их полное владение теорией и практикой на пути к совершенному просветлению.
В соответствии с буддийской традицией, созерцатели будут делиться подробностями своего медитативного опыта только со своими личными духовными наставниками и в строгом контексте конфиденциальных научных исследований, но их никогда не попросят рассказать о таком личном опыте другим. Их квалификация в качестве учителей и гидов будет основываться на продемонстрированном знании учений и зрелости практикующих, проявляющих сострадание, чистую этику и исключительное душевное равновесие, а также на созерцательных достижениях, которые обсуждаются только наедине.
Такие выпускники-созерцатели могут затем выбрать либо оставаться преимущественно в одиночестве, продолжая вести свой созерцательный образ жизни, чтобы достигать все более высоких реализаций, либо вернуться к активному, социально вовлеченному образу жизни, делясь своими знаниями и прозрениями в области образования со взрослыми из всех слоев общества, и с другими начинающими созерцателями.
Тех, кто достиг высокой степени медитативной концентрации, проникнутой пониманием природы реальности, вполне можно назвать «профессиональными созерцателями», готовыми заниматься официальными исследованиями в качестве ученых-созерцателей самостоятельно, иногда в сотрудничестве с физиками, психологами и нейробиологами. Более подробная информация на эту тему появится в ближайшее время».
Это ближайшее время наступило, когда недавно директор ЦСИ по науке, Н. Матиаш, по этой же общедоступной международной рассылке ЦСИ разослал письмо с сообщением о публикации в этом году руководства «The Routledge Handbook of Research Methods in Spirituality and Contemplative Studies. Edited by Bernadette Flanagan and Kerri Clough. Routledge, 2024» (Руководство Рутледжа по методам исследования в области духовности и созерцательного анализа), в котором одна из 33 глав написана им и А. Уоллесом «Contemplative Science: Expanding the Scope of Empiricism to Increase the Convergence of Evidence» (Созерцательная наука: расширение сферы применения эмпиризма для усиления конвергенции свидетельств). Вот аннотация этой главы:
«Наука получила бы огромную пользу от теории сознания и других ментальных явлений, которые можно объединить с современными теориями физики и биологических наук. Для достижения этой цели ученые в первую очередь изучают ментальные явления косвенно, измеряя нейронные корреляты и поведенческие проявления ментальных процессов. Методы от первого лица, которые позволяют непосредственно наблюдать субъективные ментальные события, обычно не пользуются таким же доверием, как методы от третьего лица, из-за опасений по поводу ошибочности интроспекции. На протяжении столетий созерцательные традиции, которые отдают приоритет эмпиризму и рациональности, разрабатывали методы для совершенствования интроспекции; однако ученые редко рассматривают созерцателей как потенциальных со-исследователей, способных совершать собственные открытия. В этой главе мы описываем, как ослабление двух неоправданных ограничений на науку — редукционистского физикализма и неверной характеристики объективности — позволяет созерцательной науке раскрыть свой полный потенциал, расширяя ее сферу за пределы исследования влияния медитации на мозг и поведение.»
Другими словами, речь в созерцательной науке идет о признании источником эмпирической информации помимо пяти органов чувств «шестого чувства», ментальных явлений. Эти явления, конечно, происходят в сфере сознания созерцателей, а теория сознания в настоящее время - это очень «горячая» тема в академической науке [10]. С ментальными явлениями так или иначе знакомы все люди, поскольку у нас у всех есть мысли, но последователи созерцательной науки считают, что изучать ментальные явления могут только профессиональные созерцатели. Не могу отказать себе в удовольствии привлечь сюда некоторые мои воспоминания и ассоциации, которые я вынес в Приложение.
Согласно сайту ЦСИ, «Созерцательная наука - это эмпирическое исследование ума и его функций с использованием навыков высокоразвитого внимания, осознанности и самоанализа. Эта дисциплина практикуется учеными-созерцателями: профессиональными созерцателями, прошедшими многолетнюю тщательную медитативную подготовку, наравне с аспирантурой, которую проходят нейробиологи, психологи и физики, или со спортивной подготовкой, которую проходят олимпийцы». Сам термин «созерцательная наука» Алан Уоллес ввел в своей дипломной работе 1986 г. Некоторое время назад в документах института «Ум и жизнь» (mindandlife.org), созданного в 1987 г. для поддержки встреч Его Святейшества Далай Ламы XIV с западными учёными и постепенно ставшего международным центром координации научных исследований буддийских медитаций, можно было найти утверждение о том, что одна из его целей состоит в воспитании поколения учёных, занимающихся созерцательной наукой. Сейчас поисковик сайта института выдает 54 страницы его материалов по запросу «contemplative science».
Возвращаясь к последнему абзацу цитаты из письма Е. Натаньи, где она отметила «сотрудничество с физиками, психологами и нейробиологами», очевидно, что имеется в виду как раз эта созерцательная наука. Как видно из остальной части цитаты из письма Натаньи, ещё одна про-социальная возможность для йогов Уоллеса – это стать инструкторами, учителями медитации/созерцания. В широком смысле (MBSR+) таких инструкторов в мире довольно много, специфика йогов Уоллеса состоит именно ве их профессионализм созерцателей.
Для того, чтобы лучше понять тот международный общественный контекст, в который они могут влиться, для начала предлагается различить религию и духовность. С прошлого тысячелетия у меня остались воспоминания о том, что духовностью всерьез занимаются только институциональные, традиционные религии, все остальные духовные поиски людей – это так сказать «андеграунд», который если и попадает в поле зрения академической науки, как некая субкультура, то вряд ли достойная внимания системы образования. Оказывается, что совпадение духовности и традиционных религий для западного мира уже довольно давно совсем не очевидно и именно благодаря различию между ними с точки зрения академической науки для йогов Уоллеса и появляется сфера применения их знаний и умений. Я акцентирую точку зрения академической науки, а не просто «людей с улицы», которые, конечно, могут интересоваться инструкторами-созерцателями, потому что мне особенно интересны именно институциональные возможности общества для йогов Уоллеса. А они оказывается вписываются чуть ли не в смену моделей западных университетов, что будет видно через пункт.
Для того, чтобы в целом и в общих чертах понять этот международный контекст или процесс, я ограничиваюсь анализом двух международных руководств (handbook) по академическим исследованиям духовности, хотя, конечно, общий массив соответствующей литературы гораздо шире, но в руководстве все раскладывают по полочкам и дают общее представление о его предмете. Одно из них, в котором опубликована глава Уоллеса и Матиаша, уже упоминалось, второе об исследованиях духовности в обществе и профессиях 2019 г., включающее 53 главы, которое, как и первое, отредактировала B. Flanagan (Ирландия). В самом названии руководства 2019 г. акцентирован важный для меня институциональный аспект: оно не просто о духовности в обществе, а о ней в связи с профессиями [12].
Насколько я понимаю, ключевая характеристика этого международного процесса, идущего на Западе, содержится в названии первой главы руководства 2024 г., написанной его редактором B. Flanagan (Ирландия): это исследовательская революция и в то же время возникающие дискурсы изучения духовности [12]. Речь, таким образом, идет о начальной стадии процесса...
2.Духовность в обществе и профессии.
Итак, речь идет о международном процессе, в который могут вписаться йоги Уоллеса. Мне, как любопытствующему дилетанту, такие процессы трудно оценить на вскидку (это «белый» шум демократии или грядут масштабные изменения?) и поэтому, с одной стороны, конечно, важна его оценка самими участниками. А с другой стороны, поскольку речь идет о книгах, то можно посмотреть, что пишет рецензент (особенно с учетом того, что рецензия опубликована в выходящем с 2017 г. журнале «Performance, Religion and Spirituality», претендующем на научность). Для того, чтобы в первом приближении охарактеризовать этот процесс я формально проанализирую два руководства по научным исследованиям духовности, редактором которых является B. Flanagan (Ирландия): уже приведенное с главой Уоллеса и Матиаша и «The Routledge International Handbook of Spirituality in Society and the Professions. Edited by Laszlo Zsolnai (Business Ethics Center Corvinus University of Budapest) and Bernadette Flanagan (Spirituality Institute for Research and Education Waterford Institute of Technology, Dublin). 2019» (Международное руководство Рутледжа по духовности в обществе и профессиям). Под формальностью я имею виду, что даже единственный рецензент последнего признает, что не пишет его полную рецензию, в которой обычно кратко излагается содержание глав. Его очень легко понять, т.к. в этом руководстве 53 главы. А в том, в котором участвует Уоллес и Матиаш, 33. Но издательство открыло доступ к аннотациям, чем я выше и воспользовался. Матиаш в своём письме дал ссылку на свою с Уоллесом главу, от которой читатель вправе ожидать доступа к полному ее тексту, но его нет.
Как видно из названий этих двух руководств, они из одной серии «The Routledge International Handbook». Заглянув на сайт международного издательства Routledge, подразделения Taylor & Francis Group, обнаруживаем, что это очень большая серия, в которой публикуются международные руководства по разным областям знания, причем утверждается, что они рецензируются. В руководстве 2019 г. дается определение духовности, кроме этого, как пишет рецензент, это руководство убеждает читателя в том, что «интроспективное духовное взаимодействие и духовная практика в различных профессиях необходимы и жизненно важны для решения наших текущих национальных и глобальных проблем. Как пишут редакторы, «представители профессий [...] начинают осознавать в своих рядах необходимость принять духовность и развивать практики, основанные на менее материалистическом, более целостном мировоззрении» (3)» [14]. Второе руководство оценивается, как новаторское, т.к. заполняет методологический пробел – «первый авторитетный обзор методологии в этой растущей области» - в научной литературе о духовности.
Начну с определений и оценок положения дел в западном обществе руководства 2019 г.: «В Международном Руководстве Routledge по духовности и обществу в качестве отправной точки используется рабочее определение духовности: Духовность - это многообразный поиск людьми трансцендентного смысла жизни, который связывает их со всеми живыми существами и приводит их в соприкосновение с Богом или «Высшей реальностью». (Европейский институт SPES, 2017) Из этого определения ясно, что духовность не тождественна религии. В то время как религия представляет собой систему институциональной деятельности, духовность - это личный опыт и ценностная ориентация на аутентичность. Человек может быть религиозным, не будучи духовным. И наоборот, существуют духовные люди, не принадлежащие ни к какой религии. Кроме того, может быть значительное совпадение религии и духовности для людей, которые реализуют свою духовность в рамках определенной институциональной религии» [15].
Сегодняшнее состояние западных обществ таково, что общественная деятельность и связанные с ней профессии почти полностью «мирские», т.е. доминирующая модель работы в этих профессиях основана на материалистическом мировоззрении. Мир воспринимается как исключительно материальная сущность, управляемая законами физики и биологии. Люди рассматриваются как эго, заключенное в тело-ум, и имеющие только материалистические желания и мотивацию. Профессии заинтересованы в материальной пользе и измеряют успех в основном в денежном выражении. Материалистическая ценностная ориентация отражает приоритет, который люди и представители профессий придают таким целям, как деньги, имущество, имидж и статус [15]. «Основное утверждение нашего Руководства состоит в том, что профессии, которые хотят преодолеть экологический, социальный и этический «бардак» (mess), созданный современностью, начинают осознавать в своих рядах необходимость приобщения к духовности и развитию практик, основанных на менее материалистическом, более целостном мировоззрении. Эти нематериалистические модели основаны на духовной концепции человеческого существования. Люди все чаще рассматриваются как духовные существа, воплощенные в физическом мире, у которых есть как материалистические, так и нематериалистические желания и мотивации. … для Homo Spiritualis характерно не стремление к максимальной полезности, а расширение осознания своего родства с другим человеком. Это взаимовлияние "я" и "другой" не сводится к разделению групповых интересов или выполнению функций коллективного благосостояния. Люди взаимосвязаны на уровне бытия, прежде чем действовать внутри и создавать мир. Дух в каждом из них - это точка осознания, где мы чувствуем себя связанными со всеми другими существами и с самим Существом. Это духовное самопонимание – не предмет абстрактного философского мышления, а чувство вселенской любви и сострадания, которое придает нашей жизни и действиям внутреннюю цель и стимул» [15].
В итоге в руководстве 2019 г. «представлены новые подходы и модели для профессий, работающих в различных социальных областях» [15],
3. За изменение модели западных университетов.
Для того, чтобы перейти ко второму руководству 2024 г., в котором участвовали Уоллес и Матиаш, надо учесть, что духовность если и есть в нас с рождения, то в самой зачаточной форме и поэтому ей надо обучать, воспитывать её, что переводит проблему в сферу образования, к которой и обращено второе руководство.
Авторами этого руководства являются 45 учёных из разных стран (Англия, Ирландия, Италия, Канада, Польша, США, Швеция, Южная Африка и др.). Гендерный баланс авторов практически идеален: 22 женщины из 45. Диапазон их научных статусов: от аспирантов до члена академии наук. Диапазон социальной вовлеченности так же почти максимален: от даосского полузатворника, являющегося также автором ряда книг и главой даосского общества в США, до избранного в ООН советника от общества «Религии за мир». По конфессиональной принадлежности: от практикующего теолога до представителей коренных народов Америки, т.к. духовность и созерцание бывает не только у мировых религий, но и у малых магико-мистических народных традиций. По специальностям это в основном психологи, работники сферы образования, научные сотрудники, нет психиатров и специалистов естественных наук, т.е., судя по этому руководству, духовность ближе к сердцам гуманитариев, чем математиков, физиков, химиков, биологов.
Суть проблемы «внедрения» духовности в сферу западного университетского образования объяснила в Предисловии к этому руководству Дж. Дэлтон, не входящая в состав его авторов. Редактор руководства в своей главе, открывающей его и называющейся «Исследовательская революция» [12], представляет Дэлтон, как соавтора трехтомника с общим названием «Созерцательные практики, педагогика и исследования в сфере образования» (2018), в котором авторы «представили практические отчеты о влиянии и значимости созерцательных практик в сфере высшего образования с целью создания более сострадательного и уважительного мира». Этот трехтомник позволяет самой B. Flanagan поместить её размышления «о «духовной революции в научных исследованиях» в рамки более широкого анализа, который проводится сегодня в университетах в отношении их основной социальной функции».
Речь идет о недостаточности современной модели университетов: «Классический университет, как мы знаем, был основан на единстве научных исследований и преподавания. Совсем недавно заявления о миссии университета были основаны на единстве научных исследований, преподавания и практического применения. Однако вызовы нынешнего времени побуждают нас переосмыслить миссию университета двадцать первого века, с тем чтобы объединить исследовательскую, преподавательскую и прикладную деятельность с дополнительной задачей содействия практическим преобразованиям личности и общества».
Таким образом, контекстом этого руководства и, соответственно, вклада в него А. Уоллеса и Н. Матиаша, можно считать это утверждение о необходимости смены модели западных университетов. При этом, как известно, во многих университетах развитых стран, как гуманитарных, так и естественнонаучных, частных и государственных, часто есть теологические факультеты или кафедры, степени бакалавра и магистра в области теологии или религиоведения, докторские программы.
Предисловие Дж. Дэлтон, профессора искусств, начинается так: «В своей книге «Воспоминания, мечты и размышления» швейцарский психолог Карл Юнг рассказывает о посещении Таос-Пуэбло в Нью-Мексико, где он провел несколько часов с Очвиаем Биано, Маунтин-Лейк, старейшиной пуэбло. Очвиай Биано, говоря о европейцах, заявил: «Мы не знаем, чего они хотят, мы их не понимаем. Мы думаем, что они все сумасшедшие». Юнг спросил его, почему он считает их всех сумасшедшими, и Биано объяснил: «Они говорят, что думают своей головой». На что Юнг ответил: «Ну, конечно, а чем вы думаете?» Биано ответил: «Мы думаем здесь», указывая на свое сердце. Эта история иллюстрирует ограниченность рационального мышления и чрезмерный акцент на нем в ущерб интуитивному знанию, ориентированному на сердце, и развитию мудрости.
В этом международном руководстве Рутледжа по методам исследований в области духовности и созерцания читатель найдет введение в новые подходы к исследованиям, основанные на созерцании и духовных практиках. Эти подходы уводят читателя от чрезмерно привилегированного принципа Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», фокусируя внимание на моделировании «воплощенного» (embodied) взгляда Мориса Мерло-Понти (1962), в котором тело, наряду с разумом, понимало и переживало бы мир».
Не только пуэбло считали, что думают сердцем, а не головой, их бы поддержали многие древние традиции. Это различие мне напомнило мнение первого в РФ лица от международного проекта SETI, о котором я писал в Предисловии «НЛО и другие»: утверждение о том, что мы мыслим мозгом (головой), глубоко ошибочно. По его мнению, мыслит вся Вселенная и он вместе с ней, как астрофизик [8]. То, что люди Запада обладают некими вполне измеримыми особенностями психологии по сравнению c людьми других обществ (стран), одну из них и отметил Очвиай Биано, антропологам стало известно относительно недавно [9]. Преобладание аналитического интеллекта над целостным восприятием – другая формулировка особенности, отмеченной Очвиаем Биано. Для большей ясности позиции Дж. Дэлтон, редакторов и авторов этого руководства приведу ещё одну цитату из концовки её Предисловия, т.к. духовность «внедряется» в образование посредством созерцательных практик:
«Главы (этого руководства – примеч. моё, А.К.) основаны на тщательных интеллектуальных изысканиях и исследованиях, а также на практических приложениях для внедрения и интеграции созерцательных практик в учебные классы. Читая эти главы, вы узнаете о взаимосвязи созерцательных практик и духовности в образовании, включая их применение, проблемы и перспективы. Проще говоря, образование - это не только развитие ума, но и наших эмоций, а также нашей социальности и духовности. Паркер Палмер (2008) объясняет, что жизнь педагога состоит из трех частей: интеллектуальной, эмоциональной и духовной, каждая из которых требует внимания и зависит от другой в целостности: «сведите преподавание к интеллекту, и оно станет холодной абстракцией; сведите его к эмоциям, и оно станет нарциссическим; сведите его к духовному, и оно потеряет якорь в этом мире. Они переплетены с человеческим «я» и образованием в его лучшем проявлении». То, что верно для преподавателей, в равной степени верно и для студентов».
Согласно [12], академические исследования духовности различают методы от первого, второго и третьего лица. Примером методов от первого лица служат используемые в пилотном проекте ЦСИ дневники практиков-созерцателей, в которых они описывают свои переживания. Примером методов от второго лица могут служить групповые чтения литературы, перенятые из монашеской практики, после которых участники делятся своими переживаниями, возникщими во время чтения. Примером метода от третьего лица служит этнографическое исследование представительницы одного из коренных народов Америки своих соплеменников, у которых сон и явь различается не так резко как, скажем, у студентов и преподавателей типичных университетов развитых и развивающихся стран.
Вместо Послесловия: продолжение следует.
Итак, для героев завтрашнего дня, йогов Уоллеса, может открыться довольно широкое международное поле про-социальной деятельности в сфере образования, как у инструкторов, учителей созерцательных практик. Я думаю, что читателю (нице), дочитавшему (ей) до сюда из всего вышесказанного очевидно, что публичной политической активности от йогов-Уоллеса и его самого вряд ли можно ожидать.
Для меня же самое интересное – это созерцательная наука А, Уоллеса (в связи с этим см. Приложение). Одна из причин того, что в заглавии я поставил именно вопросительный знак состоит в том, что конкурентом в сотрудничестве созерцателей с учеными может быть ИИ. Я имею в виду прогнозы, согласно которым скоро ИИ откроет все законы Природы, какие только можно открыть. Кроме этого, в день написания этих строк Google сообщил о выпуске квантового чипа Willow: он за 5 минут делает тестовые вычисления, на которые самый мощных классический суперкомпьютер потратит 10 в 21 степени лет, т.е. время, на много превосходящее время жизни Вселенной, и при масштабировании решает основную проблему квантовых вычислений - ошибки. Объединение таких вычислительных мощностей с ИИ точно лишит работы учёных и, соответственно, созерцателям не с кем будет сотрудничать.
Уже почти два года лама Алан Уоллес находится в индивидуальном ретрите с неопределенным сроком окончания. О его распорядке можно было узнать из той же открытой международной подписки ЦСИ и он включает 14 часов ежедневной медитации, написание статей и книг, он-лайн руководство ретритами йогов. Раз в шесть недель в дни Дакини (женское божество) и Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы, почитается в тибетском буддизме, как второй Будда) он на несколько часов выходил из ретрита для того, чтобы дать учения своим ученикам в ЦСИ. В последнее время они касались его видения будущего человечества и назывались «Believers, Contemplatives, and the Future of Human Civilization: A Buddhist Response to the Current Metacrisis» («Верующие, созерцатели и будущее человеческой цивилизации: буддийский ответ на нынешний метакризис»). После завершения этого цикла 25 ноября, он больше не планирует прерывать свое медитативное уединение в первой половине 2025 г.
В своей критике современной цивилизации лама Алан Уоллес конструктивен, т.к. предлагает альтернативу ее гедонии в виде эвдемонии, т.е. смены поиска источника счастья вне себя на поиск его внутри себя. Действительно, буддийская классика знает, что на пути к просветлению, нирване, для которого, по мнению Уоллеса, существенно достижение шаматхи, практики познают этот источник (в первой джхане). Но, как свидетельствует эта классика и Уоллес, отмечая редкость реализации шаматхи в нашем мире, сделать это очень трудно. Поэтому эвдемония, как альтернатива гедонии, если и достижима, то скорее всего только минимальным количеством людей. Я ссылаюсь сейчас на буддийский опыт для краткости, по мнению ламы Алана Уоллеса, эта стадия практики является кросс-конфессиональной и реализуется созерцателями разных религиозных традиций.
Приложение
В древнем фильме «Формула любви» есть эпизод, в котором герой актера Леонида Броневого, который везет в поместье своей хозяйки великого мага и волшебника графа Калиостро, не удивляется его чудесам и рассказывает о том, что и в его деревне как-то было, что Ванька-алкаш так треснулся об оглоблю, что искры из его глаз сожгли стог сена. В прошлом тысячелетии я как-то ходил с друзьями на публичное выступление одного известного советского телепата и психокинетика, после которого он пригласил на частную встречу, собралось человек 10-15. Помимо прочего он предложил создать НИИ, в котором он бы генерировал идеи, а его сотрудники воплощали бы их в жизнь. Аудитория пропустила его предложение мимо ушей. Хотя получение нового научного знания – это вряд ли то же самое, что восприятие непосредственно не доступных объектов (в пространстве или во времени), но, по-моему, для того, чтобы его предложение выглядело более реалистично, полезно, во-первых, не терять из вида, что некоторые экстрасенсы сотрудничают с полицией и спецслужбами [5, 6].
Во-вторых, уже непосредственно о новом знании. Неоднократно упоминавшийся А.Я. Каплан многие годы занимается в т.ч. и творческим мозгом, в связи с чем считает монахов тибетского буддизма, медитацию которых он изучает [3], «хранителями чистого разума». По его мнению, гениальные идеи происходят из того ума ясного света, к которому эти монахи стремятся всю жизнь, и некоторые из них реализуют его в конце жизни в тукдаме [3]. В качестве примеров таких идей на своих публичных выступлениях он приводит Великую теорему Ферма, которую француз Пьер Ферма сформулировал в 1637 г., а доказана она была в 1993 г., гипотезу французского математика Анри Пуанкаре, которую он сформулировал в 1904 г., а доказана она была в 2002-2003 гг. «Как они догадались?» – предлагает вместе с ним удивиться догадкам Ферма и Пуанкаре А.Я. Каплан. Интересно, что в молодости он учился не только на биофаке МГУ им. М.В. Ломоносова, но и у известного экстрасенса В. Мессинга, но его способности, включая телепатию, а также несколько предсказаний будущего он не признаёт.
Одна из целей международного надконфессионального научно-медитационного проекта, которым руководит лама Алан Уоллес, состоит в том, чтобы собрать, предоставить условия для практики, обучить созерцателей, которые могли бы в сотрудничестве со специалистами из разных сфер общества делать что-то подобное. Технически и в терминах тибетского буддизма это реализуется благодаря мастерству созерцателей в практиках шаматхи и випашьяны (инсайт в природу реальности). В перспективе это мастерство может давать воспоминания прошлых жизней. Об этом проекте Уоллес рассказывал в т.ч. и во время своего приезда в Россию на общедоступных мероприятиях.
Он говорил о том, что на основе этой практики планирует проводить эксперименты по воспоминаниям прошлых жизней по методике буддийского учёного 5 в. Буддагосы. Думаю, что он проверил её на себе. Перед погружением в шаматху практикующий озадачивается вопросами о том, что он ел, например, на завтрак вчера, неделю назад, месяц назад, …, 100 лет… 1000 лет назад и в медитации узнает ответ, который легко проверить на доступных временах при достаточно длительном проведении экспериментов. Если удалось вспомнить, что ел на завтрак, скажем, 100 лет назад, то после этого благодаря этой технике можно попробовать вспомнить и другие подробности той жизни, которые могут оказаться проверяемыми. Насколько я понимаю, Уоллес прошёл через такой опыт.
Вопрос, которым озадачивается практик перед шаматхой, очевидно, может быть любым. Из этого понятно, на что рассчитывал тот телепат и психокинетик, о котором я писал в начале Приложения, но на основе своих сверхспособностей.
Источники
[1] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту 4. Проект 4, proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Ева Натанья и самадхи. Проект 4, proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту 3. Проект 3, proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту «Чудеса Солнца и реальность контакта». proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги «Пси-войны. Запад - Восток». Моя страница портала proza.ru
[6] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги А. Чара «Сотрудничество экстрасенсов с полицией и спецслужбами. История и перспективы». Моя страница портала proza.ru.
[8] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту «НЛО и другие». Proza.ru.
[9] Кукаров А.Ю. Самые странные люди на свете. Литературный дневник, запись от 1.12.2024. proza.ru.
[10] Кукаров А.Ю. Кризис перепроизводства теорий сознания и тукдам. Моя страница на портале proza.ru.
[11] Кукаров А.Ю. Что не понравилось А.Я. Каплану? Проект 3, proza.ru.
[12] Flanagan B. 1. The Research Revolution. Emerging Discourses in Spirituality Studies.// The Routledge Handbook of Research Methods in Spirituality and Contemplative Studies. Edited by Bernadette Flanagan and Kerri Clough. Routledge, 2024.
[13] Кукаров А.Ю. Понимание воспринимаемого от первого лица. (две статьи) Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[14] Deirdre O'Leary Cunningham (Manhattan College). The Routledge International Handbook of Spirituality in Society and the Professions. Edited by Laszlo Zsolnai and Bernadette Flanagan. London and New York: Routledge, 2019, xxiii + 457 pp. // Performance, Religion and Spirituality. 2021, vol. 3 no. 2, pp. 107-113.
[15] Zsolnai L., Flanagan B. Spirituality in Society and the Professions.// In: The Routledge International Handbook of Spirituality in Society and the Professions. Edited by Laszlo Zsolnai and Bernadette Flanagan. London and New York: Routledge, 2019
Свидетельство о публикации №224121001553