В конце сентября девяностого года мы покинули лагерный аэродром Лог и вернулись домой. Двухгодичная ссылка для нашей эскадрильи наконец закончилась! Как оказалось, это был билет в один конец. Страна вступала в эпоху больших перемен. На голову внезапно свалились военные реформы , состоявшие в основном из сокращения полков и дивизий. Не обошло это и нас. Нормально функционирующий полевой аэродром , в одно мгновенье стал бесхозным. Сразу объявились мародёры и спустя небольшой промежуток времени все строения на нём были разграблены и разрушены до основания. А в посёлке появились крепкие заборы из металлических листов, когда-то лежавших на нашей ЦЗ. Теперь в том месте тишь, благодать и ничего не напоминает о прежней, бурной лётной жизни. Вся обширная площадь огромного лётного поля распахана и используются под бахчу. Блестят на солнце крутые бока арбузов , наливающихся сладким соком прямо на взлетно-посадочной полосе, мирно порхают бабочки, жужжат шмели, да неутомимый жаворонок поёт в небесах свою вечную песню. Лишь иногда вдруг нахмурится, потемнеет небо, задрожит земля, налетит с востока ураган. Поднимется, заклубится пыль с просёлочных дорог. В обрывках ржавой колючей проволоки, висящей на железобетонных шпалах вкопанных по границе аэродрома, почудится гул напоминающий звук турбин. Всё придёт в движение, затрепещут деревья, заколыхается трава, закружатся вихри, сорвутся с места и помчатся обгоняя друг друга шары «перекати- поля» . Покажет безжалостная стихия, как хрупка и беззащитна жизнь . Шальной поток спустится и в посёлок, разметает у кого-то во дворе стог сена, поднимет в воздух, унесёт чью-то забытую на бельевой верёвке простынку. Разбушуется, расходиться и на самом пике своего могущества неожиданно всхлипнет, обрывисто вздохнёт и стихнет. Падут слезами на землю первые капли дождя. - Не знаю! - Может это и не ветер вовсе, а души погибших лётчиков прилетают сюда и всё печалятся о несбывшемся! Много лет спустя, я однажды поддавшись ностальгии побывал там, побродил по знакомым местам. Сразу всё вспомнилось. Здесь когда-то были сделаны первые шаги в небо, здесь я увидел его завораживающую красоту и с холодком в душе прочувствовал исходящую от него опасность. -А теперь? -Да что теперь! -Для авиатора вид заброшенного аэродрома, тоска да и только! -Эх! В миллионном городе , отчётливо чувствовалось наступление перемен . Это тревожило. Из магазинов исчезали последние товары, всё дорожало Неизвестно откуда появившиеся кооператоры, призванные накормить , одеть страну , занялись наглой спекуляцией магазинным дефицитом. Денежного довольствия, перестало хватать на самое необходимое. Но не всё было печально в тот момент, нашлась и хорошая новость. Уже на краю своей гибели великая держава успела закупить новые самолёты для нашего столь уважаемого лётного училища и два полка теперь заняты переучиванием. Выработавшие свой ресурс и порядком надоевшие «Дельфины» списываются. Летать мы теперь будем на «Альбатросах». Тоже не бог весть что, но самолёт хоть более менее похож на истребитель. Хороший обзор из кабины, кондиционер, приличная тяговооружённость, все эти качества, сулят сделать наш труд легче и приятней. Две эскадрильи уже вовсю летают,наша приступила с опозданием. Надо поторапливаться! Пока стоит хорошая погода аэродром не затихает ни на минуту.В тот день весь полк на первой смене,плановая таблица пестрит разномастными позывными. Процесс отлажен и идёт согласно заведённому порядку. Разведка погоды, тренаж, предполётные указания. После предполётных , кто участвует в разлёте отправились к самолётам, остальные забились по своим раздевалкам и предались тайным от начальства порокам. А именно, игре в «шарлышки», да ещё и на деньги. Эта забава словно эпидемия совсем недавно поразила полк. Играли все! Лётчики, техники, особенно изгалялись ребята из группы руководства полётами. В их владениях любой свободный клочок бумаги был испещрён таблицами в цифрах и крестах, а в кармане каждого имелся набор из пяти кубиков необходимых для игры. Только забаррикадировались азартные маньяки в раздевалке,только расселись по местам, расчертили таблицы и уже потирают руки в ожидании выигрышей. Первый бросок и вдруг неожиданно с треском распахивается дверь. В проёме обозначился вечно улыбающийся Любимец женщин. Только вот златозубой улыбки на лице не было у него в этот раз. Впервые он предстал пред всеми в бледной маске скорби: - Сидите тут, а там самолёт на взлёте упал! - хриплым от волнения голосом вымолвил Любимец. Страшная новость пригвоздила всех к месту, воцарилась тишина, но длилось оцепенение недолго, через секунду мы как по команде вскочили и ринулись на выход, едва не затоптав в дверях гонца, принесшего дурную весть. Стадное чувство овладело толпой. Сверлила мозг только одна мысль: - Надо действовать, может живы ещё и можно спасти! - Кто в экипаже? Никто не знает. - Да какая разница?! Взбудораженное воображение рисовало страшную картину , горящий самолёт и наших товарищей погибающих под его обломками! Выскочили на улицу. Осмотрелись. На траверзе середины триста пятой полосы, торчит хвост упавшего борта, огня и дыма не наблюдается. Отчаяние охватило нас, бежать далеко, а помощь нужна сейчас. И тут руководство над нашей стихийной командой взял лётчик с самой распространённой в России фамилией и очень необычным отчеством: - Вон «санитарка», едем на ней!- скомандовал Сергей Робертович. Рядом с КДП стоял старый повидавший виды УАЗик, с красными крестами на борту, скорее символизирующий скорую помощь, нежели являющийся ей по факту. Быстро загрузились внутрь, вожак взгромоздившись на переднее сиденье кратко бросил: - Запускай! Водитель-солдат видя в салоне столько офицеров, послушно повернул ключ: -Вжи-вжи-вжи- бодро начал мотор! Но с первой попытки не запустился. Со второй послышалось : - В-ж-ж-ж! Надежда на поездку к месту падения, умерла вместе с чахлым аккумулятором. Однако нашего,находчивого вождя, это нисколько не смутило: - А ну давай с толкача! - приказал он. Мы десантировались наружу, упёрлись в машину руками, вытолкали на асфальт и принялись разгонять. Водитель включил передачу, отпустил сцепление, автомобиль запнулся стал терять скорость: - Поднажмём! - скомандовал своему войску Робертыч. Мы напряглись, из глушителя вырвалось облако сизого дыма и о чудо, мотор отозвался, поработал с перебоями, грозя вот- вот заглохнуть, затем прокашлялся и зазвучал ровно. Команда самозванцев, возомнившая себя спасателями, видя такое дело снова ринулась занимать места. Как только за последним лётчиком захлопнулась дверца, вожак тут же обозначил маршрут: - Давай по «взлётке», быстрей доедем! Не успели отъехать от КДП, как сзади раздался истошный крик: - Стойте суки! Кто-то оглянулся назад и с досадой вымолвил: - Ёлки-палки, доктора забыли! Сзади бежал дежурный врач, санитарная сумка набитая медицинскими причиндалами , летела рядом параллельным курсом, грозя в любую минуту открыться и высыпать содержимое наружу. Остановились , потеснились и помчались дальше. Хотя помчались, это громко сказано. Карета скорой помощи с трудом разгонялась до сорока километров в час. С горем пополам доехали до траверза места происшествия, дальше надо по грунту. УАЗик свернул с полосы, тут же потерял скорость , начал от старческой немощи задыхаться , лязгать рессорами, грозя заглохнуть или вообще развалиться. Видя такое плачевное дело, Робертыч в сердцах произнёс: - Не доедем!- следом гениальное решение. - Всем кроме доктора, за борт! Кто-то немедля распахнул дверь, лётчики дружно сыпанули друг за другом. В начале всё шло нормально, несколько человек благополучно выскочили и продолжили движение на своих двоих, как вдруг последний из «самозванцев» прыгнул и неожиданно шлёпнулся рядом, едва не попав под колёса автомобиля, благо тот на очередной колдобине всё же заглох и потерял ход. Оказалось , виной неудачному приземлению послужила веревочная петля на носилках, в которую он сам того не заметив залез ногой. Всё согласно закону Мёрфи, «Если неприятность имеет возможность случится, она непременно произойдёт"! «Везунчик» ринулся на выход, носилки за ним в результате тело на земле , а одна нога в салоне. А вот и место крушения. Картина более чем печальная. По рассказам очевидцев, самолёт едва оторвавшись от полосы сразу начал валится на крыло с разворотом вправо. Лётчики попытались исправить положение, но тщетно. Видимо режим полёта был такой, что самолёт рулей уже не слушался! В результате короткий пролёт на минимальной высоте с увеличивающимся креном и дальнейшее столкновение с земляным валом служившим дорогой к ВСКП, в ста пятидесяти метрах правее полосы. При контакте с насыпью крыло полностью оторвало и отбросило в сторону, фюзеляж перевернувшись на сто восемьдесят градусов зацепился килём за всё тот же вал, остановился и лёг упершись носом в землю на другой стороне дороги. Экипаж в кабине повис на ремнях вверх ногами, оставшись при этом целым и невредимым. Невероятно удачное стечение обстоятельств! Неровный рельеф в месте падения прямо таки спас двух «везунчиков». Не будь этой насыпи самолёт при падении начал бы кувыркаться с последующим разрушением фюзеляжа, в баках больше тонны керосина и тогда пожар с неминуемой страшной смертью лётчиков. НПСК сработало чётко, прибыли через несколько минут. Подполковника Бодрина из задней кабины достали без проблем, фонарь открылся. А с передней пришлось повозиться, майора Чибирёва вытащили только после того как ломами разбили остекление. Когда мы добрались до места падения самолёта, всё уже закончилось. Стало ясно, мы тут и даром не нужны. - Слава богу, все живы и частично здоровы! Майора повели под руки к прибывшей с нашей помощью «санитарке». Был он бледен , шёл нетвёрдой походкой на ватных ногах. ЗШ на его голове был так измят, словно конь ретивый истоптал его копытами. Доктор сразу уложил пострадавшего на носилки и принялся над ним хлопотать. Подполковник с растерянным лицом стоял возле того, что ещё недавно было новым самолётом. Разведённые в стороны руки, как бы отвечали на витающий в воздухе вопрос: - А хрен его знает, как оно вот так всё шандарахнулось ! Смену сразу прикрыли, доложили наверх о происшествии и стали дожидаться кары небесной. А она не заставила себя ждать. Лётный состав отправили в учебно-лётный отдел, готовиться к прибытию комиссии, приводить в порядок документацию. Потом как водится прилетела команда из верхних эшелонов власти, с целью выяснить причины аварии, сделать выводы и выжечь каленым железом элементы «раздолбайства», а так же наплевательского отношения к служебным обязанностям. Несколько дней они терзали наш неудачливый полк. Передвижение личного состава по расположению происходило короткими перебежками, не дай бог попасть под начальственное око и горячую руку. Про «шарлышки» и думать забыли. Лётная документация у каждого была подчищена, расписана, доведена до идеала, с ней можно было теперь смело представать не то что бы перед какой-то комиссией, даже перед Страшным судом. После окончания работы комиссия огласила на общем собрании предварительные итоги расследования, потом с чувством исполненного долга отобедала в лётной столовой и убыла в другой невезучий гарнизон , тоже поучить их уму разуму. Спустя какое-то время пришёл приказ о наказании виновных. Случай вопиющий, два опытнейших лётчика допустили на взлёте характерную для первокурсника! Причиной послужила якобы неправильная методика обучения. А раз так, то главным виновником назначили лётчика-инспектора из лётно-методического отдела, поимевшему несчастье летать с одним из них накануне. Там было много всего, но основным лейтмотивом прослеживалась мысль, что служат в нашем героическом полку люди сплошь халатно относящиеся к своим обязанностям, нагло пренебрегающие мерами безопасности и игнорирующие лётные законы . А по мнению большинства лётчиков, главный виновник сидел в задней кабине, именно он поддёрнул ручку на себя в момент отрыва самолёта от земли, что и привело к аварии. Ему в качестве наказания на полгода снизили классную квалификацию и всё. Другого отправили по тихому на пенсию и забыли о нём. И так натерпелись бедолаги вися вниз головой в кабине лежащего на земле аварийного самолёта, готового в любую секунду вспыхнуть. Когда два полка освоили новую технику , по традиции самых лучших наградили. Все плюшки достались Морозовскому полку , у них даже кое-кому ордена обломились. С тех пор прошло много лет. Всё изменилось, разлетелись по разным городам свидетели того лётного происшествия. Один Любимец женщин, сколь не грозился уехать на родину в Краснодарский край так и остался на месте, да и как ехать в мирную станицу с таким амплуа. Мы иногда созваниваемся и на мой вопрос : - Как дела? Он неизменно бодро отвечает: - Регулярно! Что это означает не знаю, но догадываюсь. И ещё, хорошо что тогда , никто не погиб и не покалечился! Ведь чудом не осиротили прекрасный пол гарнизона, едва не затоптав в дверях раздевалки их угодника и не переехали машиной другого «счастливчика» в момент кульминации стихийной, спасательной операции. Я сам тогда так переволновался, что даже не запомнил лиц тех кто ещё кроме Робертыча и доктора ехал в том злополучном УАЗике. Потом ради интереса всё же решил восстановить список участников методом опроса личного состава. Когда набралось человек пятнадцать подтвердивших вхождение в команду, изумился и плюнул на всё: - Самозванцы хреновы, не было там столько! Примечания: ЦЗ- центральная заправочная. ГРП- группа руководства полётами КДП- командно-диспетчерский пункт ВСКП- выездной стартовый командный пункт ЗШ -защитный шлем лётчика НПСК- наземная поисково-спасательная команда ЛМО- лётно-методический отдел
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.