Этюд в кружевных тонах

                Или бунт на борту  обнаружив,
                Из-за пояса  рвет пистолет,
                Так что золото сыплется с кружев,
                С розоватых брабантских манжет.
    Искусство  кружевоплетения зародилось в Италии в 15- 16 веке. Мастера постигли технологию переплетения нитей и возникло  два вида этих изделий- отдельно связанные узоры, сшитые иглой и кружевные полотна,  изготовленные  с помощью коклюшек.
        Из Италии  это искусство переместилось в Голландию. Правда и Бельгия, и Франция до сих пор спорят о главенстве в  этом виде искусства.  Фламандские кружева отличались  манерой  изготовления и видом в зависимости от города, где они производились: Брабант, Малин, Брюгге, Валансьен. Например, Брабантские кружева имели  слегка  розоватый оттенок из-за особого сырья для нитей, а Валансьенские  отличались особой нежностью изделий. Изделия города Брюгге  похожи были  на русские Вологодские кружева. 
     Понятие  «кружево» означает « кружить», «окружать»  воротники, манжеты, края одежды красивой узорной каймой.   В городе Малине специализировались именно на этих деталях. Особое место  в модной одежде  знатных горожан занимали  воротники Рафф, или, как их еще называли, «мельничные жернова», огромные кружевные воротники как  раковиной окружали головы, заставляя человека принимать горделивую позу, вытягивая шею . Часто в материал таких воротников вставляли тонкие,  поддерживающие форму, элементы- китовый ус, или проволоку. Тут уж поневоле будешь тянуть  шею, чтобы ее не поцарапать. В 16 веке в Англии научились делать крахмал и воротники стали крахмалить .  В живописи европейских художников 16-17 веков  воротники Рафф можно увидеть на мужских и женских портретах. 
      В России кружевное мастерство зародилось еще в 5-7 веках. Мастерицы, с детства приученные к коклюшкам, создавали необыкновенной красоты  и детали одежды, и интерьера. Таким образом, можно сказать, что еще в те времена в России возникло декоративно-прикладное искусство.
     Кружева были предметом роскоши, и позволить их себе могли далеко не все. Хотя соблазн, конечно, был велик и женщины при виде изделий из кружев буквально теряли головы. Так было испокон века.   В романе «Дамское счастье» великий  французский писатель Эмиль Золя приглашает нас в отдел кружев самого лучшего универмага в Париже: «В кружевном отделе давка с каждой минутой все возрастала. Вокруг колонн, прикрытых красным бархатом, спиралью вилось белое кружево, с одного конца зала до другого тянулись  легкие полосы гипюра; на прилавках  громоздились груды  валансьенских, малинских, английских кружев. Грандиозная выставка белых товаров достигла  здесь своего апогея в ослепительной белизне тончайших драгоценных  кружев. Это было наиболее опасным искушением, желания бешено разгорались, женщины прямо сходили с ума. Отдел был превращен в  белую капеллу. Тюль и гипюр ниспадали сверху, образуя белое небо, легкую завесу облаков, застилающую своей тонкой сетью утреннее солнце. На всех прилавках, со всех сторон блистала снежная белизна испанских блонд, брюссельских  аппликаций, с  крупными цветами на тонкой основе, кружев ручной работы и кружев венецианских, алансонских и брюггских, блиставших царственным великолепием. Казалось, здесь находится жертвенник какого-то божества женских нарядов».
     ***************************************************
  ТОВАРИЩЕСТВО МОСКОВСКОЙ КРУЖЕВНОЙ ФАБРИКИ В МОСКВЕ.
           Девичье поле. Савинский переулок. Собственный дом.   
     В Россию тюлевые машины впервые завезли в 1837 году- для организации в Санкт-Петербурге гардинного производства.  В 1889 году в Москве было  Высочайше утверждено «Товарищество Московской кружевной фабрики»,  объединившее в одну фабрику несколько хорошо оснащенных «гардинных», «тюлевых» и «кружевных» производств, принадлежавших разным владельцам.
 По фамилии одного из них – Александра Адамовича Гивартовского- фабрику будут так  именовать  неофициально долгое время. Машинные кружева пользовались на рынке большим спросом, поэтому владельцы фабрик постоянно их модернизировали. Закупали за границей станки. Пользовались большим успехом станки английского инженера  Ливерса. «Ливерсы» позволяли производить не просто кружевную сетку, а сетку с рисунком, точно и в больших объемах воспроизводя кружево ручной работы.
    Известные европейские текстильные фабрики до сих пор используют эти  старинные станки для производства дорогих, тонких кружев.
     В 1896 году продукция Московской кружевной фабрики получила золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке.  В адресно-справочной книге «Фабрики и заводы г. Москвы и ея пригородов»  указывались сведения о фабрике: «Производство ажурных тканей(кружев, канвы, тюля, вышивки и др.) В прейскуранте предприятия значились виды кружев: «брабант, бретон, валансьен, мальтиз и изделий из них- «воланы, салфетки, фишю», которые  пользовались у столичной публики большим спросом. 
    В 1919 году фабрика была национализирована и простояла  в  законсервированном виде до 1921 года. Предприятие возобновило работу в 1922 году и разделилось на 1-ю Советскую кружевную фабрику «Валансьен»,  Московскую кружевную фабрику «Роскошь»   и Московскую кружевную  фабрику по названию тех самых английских станков «Ливерс» для производства кружев.
    В 1936 году в юбилей антифашиста Эрнста Тельмана, кружевная фабрика  «Ливерс»  по ходатайству рабочих была переименована  в Московскую гардинно-тюлевую фабрику  им. Э. Тельмана.
    Одно из самых крупных в годы социализма  предприятий по выпуску гардинно-кружевных изделий  в СССР прекратило существование  к началу XXI века.
Но  живо в России искусство  мастериц-кружевниц. Поются  о нем песни и слагаются стихи.
                Плетет узоры  кружевница.
                И под умелыми руками
                Летят диковинные птицы
                Над белоснежными полями.
                ************************ 
                Коклюшки словно кисти живописца,
                Быстры, неуловимы и легки.
                Под перестук мелькают птицами,
                Послушны мановению руки. 
                Использованы архивные материалы, журнал                «Московское наследие». 


Рецензии