Рельсы уходят в бурьян

Ностальгическое краеведческое эссе о промышленной железной дороге в городе Исилькуль Омской области

Категория: 12 +

Изображения на фото:

Сверху слева – заброшенный участок железной дороги между Исилькульским «Вторчерметом» и улицей Большевитской (вид на юг);
Сверху справа -  заброшенный участок железной дороги на насыпи между двумя озёрами (озеро слева – Городищенское, вид на юг);
Снизу слева – недействующий железнодорожный переезд на улице Крупской в микрорайоне Городище (вид на восток);
Снизу справа – заброшенный хозяйственный корпус в микрорайоне Городище (вид на восток).

Фото автора; июнь 2024 года.

1.

Летний Исилькуль…
Бездонная голубизна небес над домами, предприятиями, вокзалом, каменным исполином строящейся школы.
Я люблю Исилькуль всяким. Но таким летним, знойным, радостным и жизнеутверждающим люблю особенно. И именно этим жарким, залитым солнцем деньком, захотелось мне осмотреть мою любимую железнодорожную ветвь, промышленную линию, проходящую от станции Исилькуль через южный микрорайон Берёзовку за Исилькульское озеро, в Городище.
Несколько лет назад я уже писал о ней большой очерк. В нём я сравнительно подробно обрисовал читателям географию дороги и объяснил причины своего интереса к ней. Очерк этот заканчивался такими словами: «Я надеюсь, что не одно десятилетие ещё тепловозы с вереницей вагонов будут проходить через переезд на улице Заводской и нарушать гудками тишину Берёзовки и Городищенского озера…» [4].
Увы моё желание не сбылось. Эта линия давно уже не эксплуатировалась, а в Интернете появился репортаж о хищении рельс:
«В полицию Исилькульского района поступило сообщение о пропаже рельсов и других элементов верхнего строения отводного железнодорожного пути на окраине города. Последний раз участок обследовался в 2017 году, поскольку уже долгое время не функционирует. При очередной проверке рабочие обнаружили пропажу рельсов общей протяженностью почти 500 метров» [6].
Так что, начав прогулку к дороге, я уже знал о её незавидной судьбе и особых иллюзий не питал.
Но осмотр сохранившегося участка дороги доставил мне позитивные эмоции, поскольку оказался выведен на новый уровень технического оснащения.
Во-первых, от станции эта линия теперь отгорожена специальными воротами, не позволяющими пешеходам беспрепятственно бродить по станционным путям, подвергая свою жизнь опасности. Честно сказать, такой вариант «отгораживания» путей я на станциях вижу впервые, хотя на промышленных предприятиях, конечно же, это обычная практика.
Во-вторых, полотно аккуратно отсыпано свежей щебёнкой, а потому и смотрится весьма эстетично.
И, в-третьих, сами пути не тёмные и ржавые, как раньше, а новенькие, только что уложенные.
Всё это в совокупности говорит не только о качественной работе по укладке этого полотна, но и об индустриальной значимости самой дороги. Ненужную линию никто бы так тщательно не возводил.
Итак, ответвившись от самого дальнего станционного пути, ветка, как и прежде, идёт за ворота, в южную часть города. Через несколько метров от неё отходят ещё два пути - на энергетическую подстанцию. На её территории, на одном из этих тупиковых путей стоит специальный вагон, окрашенный в жёлто-оранжевый цвет. На подобных подстанциях всегда имеются такие вагоны.
Далее ветка идёт к улице Партизанской и пересекает её. Это место – мой самый любимый из действующих переездов. А бело-лунный светофор, подмигивающий машинам и днём и ночью, знакомый мне с детства и находится всё на том же месте.
 Далее дорога идёт по улице Лазо, среди частных деревянных домов, пересекает улицу Степную, и заканчивается на территории Исилькульского «Вторчермета». Это небольшое металлоприёмное предприятие отгорожено высоким забором, так что рассмотреть географию путей на его территории затруднительно. Но, скорее всего, пути там два. Оба заканчиваются тупиками и предназначены для загрузки вагонов металлом с помощью крана. Ничего необычного, такое есть практически в каждом городе.
Тем не менее, я сделал важный для себя вывод: моя любимая ветка продолжает жить. Да, она стала намного короче. Да, нет путей к складам элеватора, к мясо-и маслосыркомбинатам, базе Исилькульского РайПО. А тупичок на насыпи у озера, где стоял старинный вагон-теплушка, так и вовсе жив лишь в моём недавнем эссе [2]. Но всё же километра три железнодорожного пути, два ответвления, два переезда, погрузочная площадка «Вторчермета», стационарный «энергетический» вагон – всего этого не так уж и мало, чтобы испытать позитивные эмоции от прогулки. Есть что посмотреть, есть что вспомнить…
Единственное, что следует отметить, так это изменение функционала данной линии. Раньше это была неэлектрифицированная однопутная магистраль, от которой отходило множество подъездных путей. Только до озера их насчитывалось порядка десяти. Ну и за озером ещё четыре или пять, а может и больше. Теперь же дорога сама стала подъездной, а ответвление только одно – на подстанцию.
Возле переезда через Степную я обнаружил выглядывающий из асфальта кусок ржавого рельса. Теперь я его условно называю «рельс №1» в моей жизни. Ведь именно по нему на маслосыркомбинат заходили товарные вагоны, разгрузку которых организовывал мой дедушка – Луценко Николай Маркович [8]. Такие артефакты, пусть крохотные, меня всегда радуют и вдохновляют. Особенно в Исилькуле.

2.

Однако у ворот «Вторчермета» поводы для радости закончились. Здесь я увидел ржавые рельсы старой ветки, уходящие куда-то в бурьян. Густая трава, ветвистые деревья, одно из которых выросло непосредственно средь шпал, надёжно скрывали от взора остатки пути. Но местные жители, как водится, и в этих «джунглях» проторили тропку.
Продравшись через зелёную преграду, я подошёл к бывшему переезду улицы Заводской. От него мало что осталось. Нет уже ни знака, ни семафора. Но металлическая плита и обрезки рельс не дают окончательно забыть о железнодорожной истории этого места.
Насыпь продолжается, ржавый путь ныряет в мягкий ковёр зелёного разнотравья. Я тоже ступаю по этому ковру и тотчас вижу пример нехитрого использования рельс в подсобном хозяйстве: к нему надёжно привязан вожжами коричневатый бычок. Увидев меня, он семенит ножками, радуется нежданной встрече.
Я иду дальше, огибаю бывшую водонапорную башню и через несколько метров останавливаюсь перед рукотворным обрывом. Здесь насыпь уже разрыли в угоду проезда автомобилей к берегу Городищенского озера. А обрубок рельса некрасиво торчит над землёй, как над пропастью.
Перейдя рукотворную грунтовку, осмотрев берег и преодолев прыжком сточную канаву, я вновь поднимаюсь на насыпь. Приозёрный простор этой части Исилькуля прекрасен. Он манит меня, вдохновляя на продолжение маршрута. Я вновь чувствую себя исследователем. Бывшая магистраль словно вернула меня во времена изучения таёжных узкоколеек [1, 3, 5], вдохновила на новые поиски.
И здесь насыпь густо заросла травой. Я всматриваюсь вдаль, но не могу оценить её реального состояния. А потому не знаю, насколько она проходима. Но любопытство уже охватило всё моё существо, неизвестность влечёт со страшной силой. И я принимаю спонтанное, но твёрдое решение — идти столько, сколько позволят обстоятельства.
Шаг за шагом — и я дохожу до участка напротив строения бывшего завода железобетонных изделий. Здесь озеро обозревается с северо-западной стороны. Я любуюсь телевизионной вышкой — неизменным атрибутом Исилькульской Опытной станции, хотя и не имеющей к ней прямого отношения.
В траве вновь появляются ржавые рельсы, но очень скоро исчезают. Злоумышленники, разбиравшие пути, тут поработали с особым рвением. Но шпалы как бы скрепляют насыпь, не позволяя ей окончательно развалиться.
Я иду осторожно, опасаясь оступиться, или запутаться в густой траве. Взор мой продолжает осматривать излюбленный пейзаж, наслаждаясь каждым мгновением, каждой, даже самой незначительной деталью.
Наконец, быстрее, чем думал, я достигаю ключевого участка. Это место, где насыпь теснится меж двух озёр. Слева от меня простирается основное озеро (Городищенское, оно же озеро Исилькуль), а справа появляется ещё одно, малое озерко. Сообщаются они водосточной трубой, проложенной под насыпью. Место знаковое. Именно благодаря ему я написал в своём эссе, что теперь железная дорога идёт практически через озеро и даже сравнивал Городищенское озеро с соледобывающими озёрами Бурлинским и Баскунчак. Польстил конечно. Мест, где с обеих сторон железнодорожной насыпи подступает вода, в нашей стране немало, так что вряд ли данное озеро в этом отношении особенное.
Насыпь здесь проходима, в воду не обрушилась. Так что я, уже исполненный уверенностью в полном успехе моей необычной прогулки, решаю ненадолго остановиться. Торопливо делаю фото и небольшое видео на память, после чего просто смотрю вокруг, наслаждаюсь моментом.
Вокруг меня настоящая летняя приозёрная благодать. Будь я живописцем, непременно бы нарисовал картину, прямо здесь, на насыпи. Ну или организовал для художников своеобразный железнодорожный пленэр.
Слева и справа от меня, на обоих озёрах, островки, тоже заросшие травой. Раньше они были частью озерного побережья.
Сама собой у меня рождается гипотеза гибели железной дороги. Скорее всего, причиной тому стал выход озера из берегов, произошедший в середине 2010-х годов. Вода подмыла и частично разрушила насыпь, а может и вовсе перелилась через рельсы. Эксплуатация дороги в таких условиях стала небезопасна, и её прекратили. А к тому времени, когда вода ушла, предприятия адаптировались к новым условиям, грузы стали подвозить автомобильным транспортом. Так что использование дороги и вовсе утратило всякий смысл.
Я прекрасно понимаю, что железные дороги работают лишь до тех пор, пока нужны. Множество таких промышленных дорог исчезли, не выдержав конкуренции с другими видами транспорта. Причём не только в нашей стране, но и за рубежом. Дошла очередь и до Исилькульской. Конечно, я сожалею. Но сейчас все мои сожаления отложены, ведь я целиком занят увлекательнейшим созерцанием.
Людей вокруг нет, лишь вдалеке колесит по полю одинокий трактор. Но всё-таки я не один. И едва я начинаю двигаться дальше, как целая стая каких-то крупных птиц с шумом взлетают из воды. Пролетев метров сто, они тяжело садятся на водную гладь. Досадно, что у меня нет бинокля, и я не могу рассмотреть их получше. Я вижу, что это не чайки, но кто именно – сказать не могу. Кстати, чаек на озере тоже немало. Но они  держатся от берега на расстоянии. Есть и утки. Они посмелее, подплывают ближе, ныряют, окупываются, шебуршат перья широким клювом. А ещё вокруг мельтешат стрекозы и прочие насекомые. Похоже, это место не только для художников, но и для орнитологов, энтомологов и разных прочих естествоиспытателей.
Ну да ладно, а то я уже совсем размечтался.
Городище оказалось ближе, чем я думал. Шаг-за-шагом, шпала-к-шпале, и я добрался до улицы 8 Марта - одной из самых отдалённых Исилькульских улиц.

3.

Береговая линия озера ушла резко влево, а предо мной обнажилось вытянутое землистое углубление прямоугольной формы. Кто-то снял здесь рельсы всем звеном, вместе со шпалами и даже дёрном. Дальше рельс уже нет, но профиль укрытой травой насыпи просматривается отлично.
Невольно возник вопрос: а что на этой улице появилось раньше, дома или «железка»? Впрочем, ответ очевиден. Городище старше Исилькуля. Землянки из дёрна тут возводили ещё в XIX веке, о чём неплохо рассказано в книге по истории соседнего с Исилькулем рабочего посёлка Полтавка [7, с. 22].
Итак, дорога привела меня в Городище, в самый южный микрорайон Исилькуля. В последний раз я бывал здесь ещё в самом начале 1990-х годов. Мы с мамой ходили в гости как раз по этой дороге. На обратном пути нам даже гудел тепловоз, следовавший мимо озера со стороны мясокомбината. Машинист заранее предупредил нас о приближении локомотива. Я нередко припоминаю этот эпизод, когда думаю об этой дороге. Вот, вспомнилось и сейчас.
Первый же дом, ближайший к озеру, оказался нежилым, с заколоченными окнами, хотя и выглядел крепким и добротным. Краска на фасаде и крыше облупилась, выгорела, а через приоткрытые ворота во дворе виднелся высокий бурьян. Даже деревце так разрослось у фундамента, что по высоте достигло крыши. Не исключено, что домик этот – тоже жертва наводнения. Сколько лет домику мне неведомо. Но он явно повидал лучшие годы существования железной дороги. Все составы в обе стороны проходили мимо него.
Была бы глубокая осень, или пасмурный день, навеял бы домик на меня немного грусти. Но в такой светлый денёк хочется радоваться и думать о лучшем.
Я продолжаю свою маленькую экспедицию. Улица 8 Марта оказывается живой и процветающей. Другие дома на улице большие, ухоженные. У заборов стоит немало автомашин, а навстречу мне попадается труженик-мотоблок. Вдоль насыпи детишки вовсю колесят на велосипедах. У каждого двора кусты да деревья, встречаются даже сосны!
Я продолжаю идти вдоль насыпи. Она просматривается неплохо, из травы виднеются шпалы. Вообще, травы на насыпи стало меньше. Она уже не столь густа, как вблизи озера. Железная дорога явно была своеобразным «стержнем» этой улицы, и проходила прямо по её центру. Слева и справа от неё располагаются грунтовые дороги, и далее палисадники, ворота и фасады домов. Кстати, похожую структуру имели некоторые улицы и в Омске в 1930-1940-е годы, когда там только-только запустили одноколейный трамвай.
Моё любопытство зашкаливает, ведь я приближаюсь к примыканию улицы 8 Марта к улице Крупской. Я уже вижу издали этот крохотный перекрёсток, и географ-краевед окончательно побеждает во мне ностальгирующего пешехода. Ещё несколько шагов, и я подхожу к одному из главных мест моего необыкновенного путешествия.

4.

Ещё какой-нибудь час назад я и не мечтал оказаться здесь. И не думал, что буду огибать озеро, и планировал остаться в Берёзовке. Но всё оказалось гораздо лучше. Насыпь проходима, а по ней до Городища буквально рукой подать. Неудивительно, что исилькульцы ходили здесь долгие годы. Получается, что от улицы 8 Марта до вокзала хорошим шагом - чуть меньше часа. Это быстрее, чем ждать автобус, который не факт ещё, что придёт. Конечно, я сейчас говорю о временах Советского Союза. Сейчас-то у всех машины. Да и автобусы сюда ходят исправно.
Итак, я у переезда на улице Крупской. Это, несомненно, самый любопытный для меня участок дороги. Чтобы снять здесь рельсы, нужно было провести комплексное обустройство автодороги, включая различные согласования. А это отнимает много времени и требует немалых затрат. Возможно, если бы этим переездом улица заканчивалась, то его бы ликвидировали полностью. Но дома стоят с обеих сторон переезда, так что дух железной дороги и некоторые её артефакты никуда не делись, и я их осматриваю с очень большим интересом.
Во-первых, это рельсы. Они всё так же лежат через дорогу, хотя ни металлической плиты-основания, ни контррельсов не видно. Всё это давно уже погребено под толстым слоем дорожного грунта. Во-вторых, это черно-белые направляющие столбики. В-третьих, дорожные знаки: «STOP» и бело-красное перекрестье, обозначавшее приближение к однопутной железной дороге. Отрадно, что это всё сохранилось с обеих сторон переезда. Правда, с восточной стороны знак «STOP» выгорел, сменив красный цвет на серый, а перекрестье погнулось и заржавело. Да и направляющих столбиков здесь осталось один-два от силы. Зато с западной – полный комплект.
Помнится, когда я здесь катался на велосипеде (это была середина 1990-х гг.), то наблюдал проезжавший через этот переезд тепловоз. Здесь тогда и светофор стоял, мигал красными фонарями. В общем, всё было, как положено. Так же как и на других переездах дороги - через улицы Партизанская, Степная, Заводская.

5.

После переезда насыпь становится едва заметной. Я иду вслед за ней дальше, к большому хозяйственному строению – заводскому корпусу. Ни рельсов, ни шпал здесь уже нет. Всё убрано основательно и я бы даже сказал профессионально. Скорее всего, здесь потрудились станционные рабочие. Уже через пару десятков метров почти невозможно понять, была ли здесь раньше железнодорожная ветка, или нет. Но я-то точно знаю, что была.
 И вот я перед корпусом. Он настолько велик, что хорошо просматривается с другой стороны озера, из Берёзовки. Этот громадный объект всегда был для меня загадкой. Какому предприятию он принадлежал, мне до сих пор неведомо. Сможет, гортопу? Или кирпичному заводу? А может он и сам был каким-нибудь предприятием?
Вокруг корпуса бурьян да крапива в человеческий рост. Типичный промышленный пустырь, серое безмолвие стеновых панелей на кирпичном облупленном фундаменте. Сквозь громадные сквозные проломы неплохо просматривается телевышка. В этих стенах давно ничего не производят. Но я помню, что к нему тоже подходили пути, а значит подавались вагоны с сырьём или готовой продукцией.
Я внимательно всматриваюсь в раскинувший предо мной пустырь. В километре от меня скелет ещё какого-то здания. Хочется, конечно, и тут поискать следы железной дороги. Где-то здесь, у корпуса, тоже расходились пути, три-четыре как минимум. На гортоп, на мясокомбинат, на комбинат строительных материалов. Может ещё куда-то. Не факт, что что-то осталось. Повсюду густой бурьян. Тут уже одной прогулки недостаточно, понадобится целая экспедиция.
Но я не разочарован. Вокруг так привольно, так живописно! Голубое небо с кучевыми облаками всех форм и размеров. Сразу за корпусом – поле, а на нём пёстрое, душистое сибирское разнотравье. На горизонте – густые берёзовые колки. Природа словно упивается своей победой над человеком, закрепляет власть, наполняя ландшафт разнообразием растительности и стрекотом кузнечиков.
Поле манит меня, приглашает продолжить прогулку, в новом формате: никаких железных дорог, никаких исследований, никаких воспоминаний. Только праздность и нега средь бескрайних пространств и цветочных ароматов…
Но нет, такому искушению я не поддался.
Той же насыпью я возвращаюсь к улице Крупской. Ещё раз осматриваю остатки переезда, делаю несколько фотографий. Затем провожаю взглядом проходящий мимо «КАМАЗ» с полуприцепом, гружёный гигантскими вязанками сена. Вот только такие поезда теперь тут и можно увидеть. Вернее, автопоезда.
Душа моя ликует от совершённых наблюдений и маленьких личностных открытий. Какая замечательная получилась экскурсия в юность! Не хватает только моего красного велосипеда, на котором я колесил когда-то по этим местам.
Время моё ограничено, мне хочется посмотреть и другие места в Исилькуле. Я иду в сторону автобусной остановки. До неё совсем близко – всего-то несколько метров. Я смотрю на дома, на людей, на автомашины. Через дворы неплохо просматривается и озеро, и массив частных домов в Берёзовке, и даже новая школа, над стенами которой взметнулась ввысь стрела башенного крана.
Городище живёт своей жизнью. Но теперь уже без гудков тепловоза и характерного перестука колёс товарных вагонов.
С последним составом из Городища ушла большая и своеобразная железнодорожная эпоха. Но наступила новая: эпоха памяти, эпоха ностальгии, эпоха воспоминаний. И пусть эпоха эта продолжается бесконечно.

Вместо эпилога

Спустя пару месяцев я вновь оказался в Исилькуле. Сел на автобус «Омскоблавтотранса» маршрута №1 «АТП-Мясокомбинат», да и поехал в Берёзовку. С любопытством смотрел из окна на знакомые с детства улицы. Конкретного места прибытия у меня не было, и когда автобус доехал до Городища, кондуктор уточнила, куда собственно я еду. Я ответил, что просто катаюсь, и готов повторно купить билет на конечной остановке.
«Типа экскурсии?» - спросила кондуктор.
«Ну типа да», - ответил я.
Автобус проехал по улице Крупской до остановки, расположенной близ переезда. День был промозглый, пасмурный, всюду грязно, почти как осенью. Из автобуса я не выходил, так как мы почти сразу же поехали назад. Даже знаки близ переезда рассмотреть не получилось.
Автобус выехал на улицу Пригородную и вскоре свернул на юго-восток, в сторону мясокомбината. Именно эта часть маршрута и интересовала меня больше всего. Увы, но никаких следов железной дороги из окна я не увидел. Лишь один пустырь. Да и Исилькульский мясокомбинат издали выглядел несколько неприглядно. Со стороны его даже можно было посчитать очередной промышленной «заброшкой». Зато я углядел место, где раньше был железнодорожный тупик у котельной. Но рельс там теперь тоже нет. Вспомнилась чёрная цистерна, которую я здесь когда-то видел, и которую упоминал в предыдущем очерке [4]. Кстати, судя по Интернет-картам, это территория асфальтового завода. Может, он и раньше тут был? И та цистерна была не для мазута вовсе, а для битума? 
Ну что поделать, вопросы остаются! Не только исчезнувшие узкоколейки тревожат моё любопытство. А это значит, что есть повод для проведения новых, пусть маленьких, но столь дорогих сердцу краеведческих изысканий.

Библиографические источники:

1. Демешко В. Аксёновская узкоколейная железная дорога. // http://proza.ru/2017/08/19/608
2. Демешко В. Вагончик-памятник в Исилькуле. // http://proza.ru/2024/06/25/131
3. Демешко В. География Аксёновской УЖД. // http://proza.ru/2017/08/25/510
4. Демешко В. Промышленная железная дорога в городе Исилькуль Омской области. // http://proza.ru/2020/03/30/213
5. Демешко В. Я — исследователь. // http://proza.ru/2019/08/07/111
6. Жители Омской области целый год разбирали ж/д пути. // https://omskinform.ru/news/163697
7. Колесников А. Полтавка Сибирская. Очерки истории района. – Омск: ИПК «Омич», 1995. – 200 с.
8. Луценко Николай Маркович. Бессмертный полк. // https://www.moypolk.ru/soldier/lucenko-nikolay-markovich

Июль-декабрь 2024 г., Исилькуль-Омск

Полный список произведений автора на сайте «Проза.ру» по ссылке http://proza.ru/avtor/demits
Художественные произведения автора на сайте «Фикбук» по ссылке https://ficbook.net/authors/2807003


Рецензии