Предисловие к проекту о чудесах маслоосаждений
В резюме я писал, что через призму продолжающихся палеоконтактов наблюдаю за исследованиями конкретных явлений на стыке науки и религий, которые иногда называются чудесами, и высказываю своё мнение по возникающим вопросам. Учёные играют роль фильтра достоверности: если они изучают какое-то явление, пытаются что-то объяснить, то оно существует. Первым таким проектом был проект о чудесах маслоосаждений/мироточений/маслопоявлений. Триггером к его началу послужила статья 2019 г. в солидном российском научном журнале «Природа», «Мироточащие иконы: что говорит наука» группы авторов под руководством П.В. Флоренского [1], в целом таких работ, конечно, не много и в [1] представлен их краткий обзор. В 2012 г. в религиозном издании [2] группа П.В. Флоренского (экспертная группа по чудесам при богословской комиссии МП РПЦ) систематизировала современные чудеса в РПЦ и для одного случая обильного мироточения, который был признан священноначалием не соответствующим традиции РПЦ, предложила гипотезу происхождения этого масла из вакуума. В [2] дана также оценка интенсивности появления жидкостей – порядка грамма в час. Основной же результат [1] состоит в том, что появляющиеся на иконах жидкости можно изучать современными научными методами.
Как в РПЦ, так и в КЦ эти жидкости по своему химическому составу часто очень похожи на растительные масла, особенно оливковое масло. (Иногда на объектах христианского почитания появляется кровь.) Православная энциклопедия pravenc.ru, бумажный вариант которой был благословлен патриархами Алексием II и Кириллом, уточняет, что эти жидкости не надо путать с церковным миро, химически это совершенно разные вещества. Сообщения о таких явлениях известны на протяжении практически всей истории христианских церквей, например, согласно древнерусским летописям, на Руси икона Богородицы впервые «заплакала» в XI в. Около 20 лет назад капли такой жидкости на иконах православных святых я видел в одном православном храме. Настоятель сказал, что это мироточение и я ему поверил, иначе именно эти капли могли остаться для меня просто каплями: например, я бы мог подумать, что это брызги от метелки со св. водой, хотя и слишком крупные для воды.
Наблюдая за научными исследованиями таких явлений, я вслед за группой П.В. Флоренского [2] оставляю без внимания тот большой пласт религиозного опыта, который для верующих является главным: что происходит с ними в связи с такими объектами почитания. Второе ограничение вытекает из того, что я интересуюсь не самими явлениями (например, где они сейчас происходят, каково их географическое распределение по территории РФ, мира в целом), а результатами исследований химико-физических свойств появляющихся жидкостей, их количеством. Третье и последнее ограничение – это наиболее часто встречающиеся жидкости, которые оказались очень похожими на растительные масла, особенно оливковое масло. Нет ни одного сообщения о появлении церковных миро, которые совершенно разные в КЦ и РПЦ.
Из этих ограничений эмпирии следуют два сверх-эмпирических вопроса, ответы на которые и составляют суть этого проекта. Во-первых, почему часто появляются именно растительные масла, оливковое масло? Ответ, потому что оно является одной из жидкостей, используемых в христианских таинствах, влечет вопрос о том, почему именно оно в них используется. Во-вторых, почему в таких малых количествах?
Поскольку Иисус Христос ничего не говорил об использовании оливкового масла в христианских таинствах, которых при его жизни не могло быть за исключением Тайной Вечери, то истоки его традиционного использования в христианских церквях предлагается обнаружить в предшествовавшем христианству и породившем его иудаизме. Более конкретно, в повелениях Яхве о строительстве скинии (первого, переносного храма древних евреев), которые, согласно традиции, он вместе с десятью заповедями и многим другим дал пророку Моисею около XIII в. до н.э. [4] До строительства скинии, в походно-боевых условиях пустыни Яхве от евреев ничего не было нужно, кроме следования за ним. В скинии же он создал для себя и священников более комфортные условия. Оливковое масло в ней использовалось двумя способами, во-первых, как топливо для храмового светильника, меноры. Канонически оливковое масло должно быть топливом и в христианских светильниках, в РПЦ так было до 1917 г., но в наше время из-за его дороговизны используются более дешевые заменители. Горит любое растительное масло, если бы не оливковое, а подсолнечное масло было одним из основных сельскохозяйственных продуктов Средиземноморья, то Яхве наверняка повелел бы использовать его, как топливо для меноры. Яхве был нужен светильник, горящий днём и ночью на оливковом масле первого отжима, приготовленном только для скинии.
Эти его повеления имели чудесные последствия в двух чудесах с менорой и оливковым маслом периода второго иерусалимского храма (построен в VI в. до н.э., разрушен в 70 г. н.э.): чуде западного светильника, соответствующем повелению о вечном горении меноры, и ханукальном чуде, соответствующем повелению о масле, предназначенном исключительно для использования в скинии (храме). Эти два иудейских храмовых чуда я предлагаю считать «предтечами» христианских чудес маслоосаждений [4]. Свет меноры был последним конкретным напоминанием о присутствии Яхве во втором иерусалимском храме, восходящим к его повелениям о скинии и меноре, а в силу этих двух чудес не только напоминанием, но и «окном» в иной мир. Как христианские иконы являются напоминанием и «окном» в иной мир.
Очевидно, что одной перво-причины или необходимого условия, имевших чудесные последствия повелений Яхве об оливковом масле для меноры, не достаточно для объяснения каждого конкретного случая в многовековой истории чудес маслопоявлений – нужны дополнительные причины. Однако, с другой стороны, из такого ответа на первый исходный вопрос этого проекта получаем очевидный ответ на второй вопрос, почему в таких малых количествах, каплями или порядка грамм в час, а не, скажем, тератонна в секунду. Потому что Яхве собирался пребывать с древними евреями в святая святых скинии и первого храма, а не утопить их в оливковом масле. Согласно традиции, после освящения скинии и первого иерусалимского храма на них опустилось облако славы Яхве. В силу двух чудес с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме контакт с Яхве на храмовом уровне продолжался даже тогда, когда ковчега завета уже не было в святая святых второго храма и облако славы Яхве не опустилось на него после его освящения…
Наряду с использованием оливкового масла, как топлива для меноры, оно таже было жидкой основой для миро, которым по повелению Яхве была помазана скиния и все в ней, чтобы все это стало святым, т.е. пригодным для его пребывания в святая святых скинии. Необходимо отметить, что повеление Яхве о миро не имело чудесных последствий в истории древних евреев, как для меноры и оливкового масла, если, конечно, не считать чудом то, что, согласно Талмуду, приготовленного один раз в XIII в. до н.э. пророком Моисеем миро хватило на 6 веков до правления иудейского царя Иосии (VII в. до н.э.), который спрятал его остатки. За столько времени оно не протухло и не закончилось, что иудейская традиция не считает чудом... Для предлагаемой цепочки причинно-следственных связей чудес иудаизма и христианства с оливковым маслом принципиально важно его наличие на всех трех звеньях этой цепочки (в повелениях Яхве, в двух иудейских чудесах и в христианских чудесах маслоосаждений). Для миро такую цепочку нельзя построить, т.к. хотя христианские миро делаются на основе оливкового масла, но они не идентичны по составу миро, изготовленному пророком Моисеем по рецепту Яхве. Кроме этого, в КЦ и РПЦ это разные вещества, в РПЦ состав церковного миро неоднократно изменялся. В наше время ни в одном случае маслопоявлений, для которых были сделаны анализы химического состава появившихся жидкостей, аналог церковных миро не обнаружен. Из невозможности построить для миро причинно-следственную цепочку, аналогичную оливковому маслу, можно сделать вывод о том, что собственно мироточений в христианских церквях никогда не было, а не только в наше время, что противоречит историческим свидетельствам…
Одна из особенностей традиций, насчитывающих тысячи лет, состоит в том, что в каком-то смысле в них было все или почти все мыслимое. Если «предтечами» христианских чудес маслоосаждений считать чудеса с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме, то вопрос о «механизме» его появления на объектах христианского почитания сводится к аналогичному вопросу для меноры. Представляется, что образный ответ на него дан пятым видением пророка Захарии (VI в. до н.э.) с менорой и двумя оливами, схематичным изображением которого является герб Израиля. Захария пророчествовал во время строительства второго иерусалимского храма, это его видение толкуется по-разному. Наиболее предпочтительно толкование английского священника нонконформиста (название одной из деноминаций англиканской церкви) XVII в. М. Генри, который усматривал в нём божественную технологию пополнения меноры без участия людей [4]. Среди более поздних толкователей не только он так понимает это видение пророка Захарии.
Как я писал в начале, для объяснения чуда маслопоявления по крайней мере в одном случае группа П.В. Флоренского предложила «вакуумную гипотезу» [2], я (и не только я) предложил гипотезу переноса, а пятое видение пророка Захарии в толковании М. Генри её первым образным выражением. Откуда взяться оливковому маслу, растительным маслам на объектах христианского почитания? Они могут появиться переносом оттуда, где они уже так или иначе есть.
Христианское понимание чудес маслоосаждения, как проявление вечности или иными словами, другого масштаба времени, наводит на мысль о возможности аномалий времени в окрестностях этих чудес, мне не известны подтверждения этой идеи.
Иудейские чудеса с менорой и оливковым маслом были обусловлены повелением Яхве о постоянно горящем светильнике. Зачем он ему был нужен? Ведь ночью все спят. Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться ко второму использованию оливкового масла в скинии, как основы для миро, которым по повелению Яхве пророк Моисей помазал скинию и всё в ней, а также священников на священство. Таинства помазания храмов при их освящении и помазания новокрещаемых хорошо известны в христианстве. Таким образом, вопрос о том, зачем Яхве в скинии был нужен постоянно горящий светильник дополняется вопросом, зачем мазать миро скинию и всё в ней? Почему помазанием всё это освящалось, становилось святым, т.е. пригодным для пребывания Яхве?
Скиния и всё в ней могло быть помазано миро сплошь или не-сплошь, т.е. крест-на-крест (мнение раввинов и способ помазания христианских храмов при их освящении). В соответствии с этими двумя способами помазания предложены две гипотезы. Для сплошного помазания - «противогазная гипотеза» [4], для не-сплошного - гипотеза создания общей со священником реальности, в которую включены по пяти органам чувств постоянно горящий светильник, помазание, воскурения и т.д. [5] При этом предполагается, что Яхве обобщенно антропоморфен: в последнем случае – наличие аналога пяти органов чувств, в «противогазной гипотезе» - его сознание можно хотя бы временно отключить теми же средствами, что и сознание человека. Конкретно предполагается, что сознание Яхве, как «всего лишь» ветхозаветного «инопланетянина» (термин условный), а не самого творца всего сущего, если он есть, можно хотя бы временно отключить общим анестетиком закисью азота или веселящим газом (запрещен для немедицинского использования в РФ), который является третьим парниковым газом в атмосфере Земли, его основной источник - гниющая органика [4].
Теологи усматривают параллели между повелениями Яхве о строительстве скинии и Шестодневом, в которых помазание скинии и всего в ней миро соответствует четвертому дню Шестоднева, когда была полностью развернута небесная твердь со звездами и двумя светилами на ней, а до этого – суша с морями. Шестоднев был первым появлением бога древних евреев в Ветхом Завете, поэтому если считать завет Яхве с пророком Моисеем и древними евреями палеоконтактом, то можно ожидать того же и от Шестоднева. В проекте «Чудеса Солнца и реальность контакта» [3] предложена альтернативная не-антропоцентрическая интерпретация Шестоднева как начала ветхозаветного палеоконтакта, в основе которой лежит представление о его реальности уже на планетарном уровне, а не на храмовом, как в этом проекте.
Источники.
[1] Томин Н., Бутов И., Алексинский В., Московский А., Флоренский П., Дебелый М. Мироточащие иконы: что говорит наука?// Природа, 2019, №10.
[2] Флоренский П.В., Московский А.В., Сошинский С.А., Шутова Т.А. Испытание чудом?// Чудеса истинные и ложные. Составители: А.В. Московский, А.А. Добросоцких, П.В. Флоренский, С.А. Сошинский, Т.А. Шутова. Редактор: А.А. Добросоцких. Данилов мужской монастырь, даниловский благовестник, М. 2012, cc. 11-36.
[3] Кукаров А.Ю. Предисловие. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла? Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru.
[5] Кукаров А. Ю. Помазание и реальность скинии. Проект «Чудеса маслоосаждений», proza.ru.
Свидетельство о публикации №224122600493