Предисловие к проекту 4

Коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, о каждом из них - в обновляемых Предисловиях.

В резюме я писал, что через призму продолжающихся палеоконтактов наблюдаю за научными исследованиями конкретных явлений на стыке науки и религий и высказываю своё мнение по возникающим вопросам, не стремясь никого ни в чем убедить. Здесь я наблюдаю за международным научно-медитационным проектом на стыке науки и тибетского буддизма, которым руководит лама Алан Уоллес (1950 г.р., США, PhD, alanwallace.org). Как и во всех моих проектах на proza.ru я – любопытствующий дилетант, виртуально и интеллектуально «путешествующий» по разным областям знаний.

В отличие от двух проектов на стыке науки и христианства, где основной объем моих работ посвящен моим мнениям по вопросам, возникшим по результатам научных исследований, в проектах на стыке науки с тибетским буддизмом пока только сформулирован основной вопрос и он таков: откуда тибетские буддисты это знают – а мой ответ на него есть пока только в общем виде. Традиционным ответом на вопрос об источнике знания в тибетском буддизме являются священные тексты и линии передачи знаний от учителя к ученику. Я не могу быть до такой степени идеалистом, чтобы верить в то, что изначально знания были получены от совсем уж идеальных/не-материальных будд, поэтому и предлагаю искать ответ в продолжающемся палеоконтате.

Для лучшего понимания того, что делает лама Алан Уоллес, очень коротко о его биографии. Его отец был протестантским теологом, он «вырос и получил образование в США, Шотландии и Швейцарии. В 1968 году он поступил в Калифорнийский университет в Сан-Диего, где в течение двух лет готовился к карьере эколога, параллельно интересуясь философией и религией. Однако на третьем курсе бакалавриата в Геттингенском университете в Западной Германии его интересы в большей степени переключились на философию и религию, и он начал изучать тибетский буддизм и тибетский язык» (alanwallace.org), прервал западное образование (закончил его позже, PhD в 1995 г. в Стэнфорде по религиоведению, наука и буддизм) и уехал в Индию, в Дхарамсалу, изучать тибетский буддизм. Монашество 1973-1984 гг., в которое полностью его посвятил Его Святейшество Далай Лама XIV.

Брюс Алан Уоллес – крупная международная фигура, переводчик и автор многих книг по тибетскому буддизму, диалогу науки и буддизма, в конце 80-х – начале 90-х стоял у истоков института «Ум и жизнь» (mindandlife.org) ЕСДЛ, был его переводчиком на встречах с западными учёными. Много лет посвятил учениям тибетского буддизма и дзогчен в разных странах. Диалог науки и буддизма он развивает, начиная со своей дипломной работы 1986 г., «в духе радикального эмпиризма, который может разрушить барьеры прошлого». Один из таких барьеров – конфессиональный: когда в основе практики лежат закономерности человеческой психофизиологии, то можно ожидать сходство результатов. По-моему, это хорошо видно по тому, что, например, нетленность тел, тукдам (проект 3), есть в опыте разных религий.

Нынешний международный научно-медитационный проект А. Уоллеса, одобренный ЕСДЛ, развивает его предыдущий проект «Шаматха» (shamatha.org). Их отличие по техникам медитации состоит в том, что, как явствует из названия последнего, он был основан на практике шаматхи, а нынешний – шаматхи и випашьяны. По конфессиональному признаку оба проекта, хотя и основаны на тибетском буддизме, но, вообще говоря, межконфессиональны, т.к. их базовые практики в том или ином виде характерны для созерцателей разных религий.  Базовая практика проекта «Шаматха» состояла в том, чтобы привести тело, дыхание и ум в естественное состояние. По мнению Уоллеса, практика шаматхи (полная медитативная абсорбция в течение не менее 4 часов) является основой буддийского просветления, в настоящее время в буддизме она редко встречается из-за трудности достижения. На одном из своих учений ЕСДЛ говорил, что не практикует шаматху. В этот проект приглашались все желающие из разных стран, побывавшие на учениях Уоллеса, в т.ч. из России. К нынешнему проекту приглашаются более продвинутые практики, которых организаторы называют йогами, не зависимо от конфессии и гражданства. По длительности непрерывной практики эти проекты отличаются так: в «Шаматхе» - три месяца ежедневной многочасовой практики, в нынешнем проекте – гораздо больше. По недвижимости: проект «Шаматха» проводился в арендованных помещениях международного медитационного центра на о. Пхукет (Таиланд), нынешний проект – в собственности юрлица, основанного А. Уоллесом. Основной Центр Созерцательных Исследований (ЦСИ) находится в Крестоуне (штат Колорадо, США), основан в 2020 г., есть также центры в Италии (с 2018 г.) и Новой Зеландии (с 2021 г.). По общедоступной международной рассылке Центра в Крестоуне видно, что пожертвования сочувствующих этому проекту частично обеспечивают его жизнеспособность. Об их масштабах можно судить по отчету благодарности, о котором я писал; по подарку Уоллесу к одному из его дней рождения: по рассылке было предложено за месяц собрать $100 тысяч на его проекты с тем, чтобы получить грант ещё на столько же, сочувствующие из 20 стран пожертвовали $250 тысяч.

 По научному сопровождению: оба проекта научно-медитационные, т.е. проводятся в сотрудничестве с учеными. По результатам проекта «Шаматха» опубликован ряд научных статьей, одна из которых в соавторстве А. Уоллеса с лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине 2008 г. Э. Блэкберн и др. Э. Блэкберн входила в состав научного совета нынешнего проекта на начальном его этапе, сейчас, как явствует из сайта ЦСИ, самыми известными членами этого совета являются лауреат Нобелевской премии по физике С. Чу, философ  Д. Чалмерс, физик-теоретик К. Фукс.

В проекте «Шаматха» его научное сопровождение заключалось в том, что учёные изучали влияние длительной медитации на участников проекта. Когда длительность такой практики измеряется не месяцами, а годами, то обычно обращаются к опыту монахов, как в проекте 3, но А. Уоллес сделал ставку на длительно практикующих медитацию мирян-йогов, не обязательно буддистов. Длительность практики, влияние которой собираются оценить учёные в пилотном проекте ЦСИ, исчисляется 45-ю месяцами. На момент написания этих строк он продолжается уже 47 месяцев [4], в обозримом будущем ожидается публикация результатов его научных исследований.

Помимо таких традиционных для медитации научных исследований планировалась новая форма сотрудничества йогов и учёных, основанная на созерцательной науке. В ней на пользу науке и обществу должны быть поставлены сверхспособности йогов по получению знания, обретаемые ими благодаря мастерству в шаматхе и випашьяне. Здесь стоит отметить, что в целом известно, сотрудничество некоторых экстрасенсов с полицией и спецслужбами [2, 3]. Из священных текстов буддизма известно, что на своем пути к просветлению практик обретает сверхнормальные способности как побочный продукт усердного следования по этому пути. В данном случае заявляется наличие у йогов А. Уоллеса, профессиональных созерцателей, шестого чувства (созерцающего ума), который науке предлагается использовать также, как используются для наблюдения пять органов чувств. Ум профессионального созерцателя уподобляется телескопу, созданием которого Г. Галилей в своё время совершил революцию в астрономии. Насколько я знаю, метафора телескопа была основной в проекте Уоллеса по созданию в разных странах сети Созерцательных Обсерваторий, при этом в тех презентационных источниках, с которыми я ознакомился,  не упоминалось, чем помимо или после роли «телескопов» могут заниматься его ученики-профессиональные созерцатели. Теперь стало ясно, что они могут быть инструкторами, учителями созерцательных практик, помимо прочего таким образом участвуя в международном движении за изменение модели западных университетов [4].

На момент написания этих строк лама Алан Уоллес уже почти два года находится в индивидуальном медитативном ретрите с неопределенной продолжительностью, до этого его ретриты не превышали полугода. Раз в шесть недель, в дни Дакини (женское божество) и Гуру Ринпоче (Падмасамбхава, почитаемый в Тибете, как второй Будда) он на несколько часов прерывал его, чтобы дать учения. 25 ноября он закончил цикл «Believers, Contemplatives, and the Future of Human Civilization» (Верующие, созерцатели и будущее человеческой цивилизации) и в первом половине 2025 г. больше не планирует прерывать ретрит.

Кросс-конфессиональная деятельность Уоллеса основана на взятой им на себя миссии по распространению на Запад переведенного им с тибетского языка на английский учения тертона Дуджома Лингпы (1835-1904, тибетский буддизм, дзогчен), которое, по его словам, появляется редко потому, что его некому учить и ему некому учиться (есть перевод на русский язык). Считается, что тринадцать учеников Дуджома Лингпы при его жизни достигли радужного тела, «он предсказал, что если эти учения продолжат существовать, с течением времени радужного тела достигнут 100 человек». Уоллес не считает их «специфически тибетскими… в них есть некое вневременное качество, чувство того, что они превосходят географию, превосходят культуру». В одной из своих речей Дхармы (Dharma Talk) он говорил, что известны 4 ступени реализации радужного тела: шаматха, випашьяна, трекчо и тогел. Как видим, первые две, он реализует в нынешнем международном научно-медитационном проекте, считая их кросс-конфессиональными, как и две последние.

Рискну предположить, что под кросс-конфессиональностью понимается длительная практика того, что обычно люди часто или иногда делают просто так, но не долго. Например, взрослые люди иногда спонтанно осознают свое дыхание, но не делают это по много часов в день и в течение многих лет – зачем? Или взрослым людям не надо учиться осознавать своё присутствие, но во сне без сновидений оно полностью теряется и в светской культуре нет мотиваций осознавать себя во сне – зачем? Или зачем смотреть на Солнце дольше, чем просто чтобы им полюбоваться? Перед уходом в нынешний ретрит, лама Алан Уоллес передал учение Дуджома Лингпы своим ученикам.

Радужное тело сравнивают с воскресением Иисуса Христа [1]. Как отметил Уоллес в одной из своих книг в связи с деятельностью католического священника Френсиса Тизо (1950 г.р.), приведшей к публикации на английском языке в 2016 г. его книги [1] после его экспедиции в Тибет в 2000 г., Иисус Христос воскрес две тысячи лет назад и мы ничего уже не можем узнать об этом дополнительно, а радужное тело, у которого с воскресением есть общие черты, можно изучать. В эту экспедицию Тизо направил его духовный отец, бенедиктинский монах бр. Дэвид Штейндл-Раст (1926 г.р.), который узнал о реализации радужного тела кхенпо Ачо в 1998 г. в Тибете и сказал Тизо, что пора начинать изучать радужное тело. До этого Тизо и Штейндл-Раст были направлены Ватиканом на развитие диалога с буддизмом, последний начал его с дзен-буддизма в 60-х годах, Тизо же, в частности, имеет PhD по буддологии.

[1] Ф. Тизо. Радужное тело и воскресение. Духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо Ачо. М., Самадхи, 2020.
[2] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги «Пси-войны. Запад - Восток». proza.ru
[3] Кукаров А.Ю. Заметки на полях книги А. Чара «Сотрудничество экстрасенсов с полицией и спецслужбами. История и перспективы». proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Герои завтрашнего дня? Проект 4, proza.ru.


Рецензии
Автокомментарий.

По открытой международной рассылке SBI (институт А. Уоллеса в Санта-Барбаре, Калифорния, США) лама Алан Уоллес направил очередное новогоднее поздравление, перевод которого на русский язык размещен ниже (без гиперссылок; перевод ИИ Яндекса с моей минимальной редакцией). Я решил это сделать, во-первых, потому что Уоллес в нем пишет о том, что он делает в индивидуальном медитативном ретрите, который продолжается уже почти 2 года. Во-вторых, потому что из этого поздравления видно, что он в своей ежедневной практике присоединился к коллективной религиозной деятельности последователей тибетского буддизма с тем, чтобы «предотвратить крупную катастрофу в ближайшем будущем, которая была предсказана в терма, открытых Дуджомом Лингпой и другими выдающимися ламами».

Коротко об этом предсказании в получасовой видеозаписи «Сангнак Тензин Ринпоче. Пророчество буддийских учителей и молитва Гуру Падмасамбхавы», в котором «говорится о 2030 годе, когда человечество может оказаться на краю гибели в результате глобальной войны. Согласно предсказаниям, предотвратить эти тяжелые события можно только в 2024 году, если в это короткое время накапливать чистую духовную силу и благие заслуги с помощью совместных молитв, ритуалов и развешивания флажков лунгта. Информация об этих предсказаниях была обнародована на прошедшем в январе 2024 года в г. Бодхгая (Индия) большом молитвенном собрании буддистов (тиб. монлам) линии ньингма». (В течение 2024 г. московские последователи этой линии тибетского буддизма проводили регулярные монламы в связи с этим предсказанием.) Сангнак Тензин Ринпоче - это международный учитель дзогчен, с которым академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин и Т.В. Черниговская беседуют об этом учении (см. соответствующую мою статью), задавая вопросы в т.ч. и по книге Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче (1938 - 2018) "Кристалл света".

Дорогие друзья,

Как многие из вас знают, в начале 2023 года я начал уединенный медитационный ретрит в скиту Мийо Самтен Линг в Крестоне, штат Колорадо, и я продолжал ретрит в течение всего прошедшего года с большим удовлетворением и, что очень важно, при поддержке моей семьи. При финансовой поддержке многих друзей по всему миру прошлой весной было завершено строительство коттеджа духовного наставника в Мийо Самтен Линг, и с тех пор, за исключением недельной поездки на Тайвань, описанной ниже, я живу здесь в самой идиллической обстановке, которую я когда—либо видел в ретрите.

Я путешествовал по Тайваню с 15 по 21 декабря по приглашению Благотворительного фонда Цзы Чи, для которого я прочитал основную лекцию “Постигни разум. Исцели мир: буддийский ответ на нынешний метакризис” на симпозиуме Цзы Чи "За всеобщее благо: буддизм и наука – проникновение в видимый мир". Записи с этого симпозиума скоро будут доступны на YouTube, и SBI будет держать вас в курсе событий.

Во время моего визита на Тайвань я имел честь посетить несколько больниц и учебных заведений, основанных Цзы Чи, и был глубоко впечатлен духом искреннего сострадания, который воплощен в этой организации. Я имел честь встретиться с мастером Дхармы Чен Йен, основательницей Tzu Chi, и был поражен историями, которые услышал от моих хозяев о ее жизни бодхисаттвы, благодаря которой она стала катализатором чудесных актов щедрости и сострадательной волонтерской работы миллионов людей по всему миру.

Сразу же по возвращении в Крестон, 21 декабря, я возобновил свой уединенный ретрит в монастыре Мийо Самтен Линг, где продолжаю руководить более чем дюжиной студентов, проходящих ретрит в нашем Центре созерцательных исследований (CCR), а также несколькими другими начинающими созерцателями, проводящими ретриты полного дня по всему миру.

С начала этого года, раз в шесть недель, я ненадолго покидал ретрит, чтобы выступить с публичной речью, кульминацией которой стала серия лекций под названием “Верующие, созерцатели и будущее человеческой цивилизации”, доступ ко всем из которых можно получить через SBI здесь. Эти лекции представляют собой расширенное введение в Шестичастную матрицу душевного равновесия, которая активно внедряется в учебные программы командой специалистов по образованию CCR. Эта шестичастная матрица представляет собой структуру, с помощью которой можно понять нашу уникальную реакцию на глобальный метакризис благодаря совместной работе SBI и CCR.

В течение этого года Институт в Санта-Барбаре (SBI) имел честь стать одним из организаторов нескольких серий лекций о Дхарме, которые проводил выдающийся бутанский мастер медитации Друпон Лама Карма Джнана. В начале этого года Друпон лама Карма завершил трехмесячный курс шаматхи, за которым последовали пять месяцев обучения Махамудре и шести бардо. Прошлой осенью Друпон Ринпоче совершил паломничество в Бутан, а затем в Непал, в ходе которого он дал дополнительные учения о шаматхе, а также рассказал историю жизни своего коренного духовного наставника ламы Нелджорпы и свою собственную историю жизни, которые были глубоко вдохновляющими. Эти учения, полученные во время непальского паломничества, находятся в свободном доступе здесь.

В этом году Институт Санта-Барбары начал предлагать свои первые онлайн-курсы по изучению книг, используя мои книги "Успокоение разума" и "Постижение разума", которые были подготовлены под умелым руководством Мишель Виктории-Делон, исполнительного директора SBI, вместе с членами сангхи Кларой Сигер и Кирсти Стивенсон. У нас было две учебные группы, чтобы охватить нашу общину как в США, так и в Европе. Это было хорошо воспринято, и мы продолжим изучение этих книг в новом году. Проект по расшифровке всех 8-недельных ретритов Ваджрной Сущности, которые проходили в 2020-2023 годах, был завершен, и в следующем году начнется процесс перевода всех этих записей на испанский язык. Мы также смогли начать предлагать видеозаписи многих ретритов прошлого, и этот проект продолжается. В то время как наша сангха продолжает расти, мы находим множество способов поддерживать тесную связь друг с другом по всему миру.

Я продолжаю практиковаться по четырнадцать часов в день, а в перерывах между занятиями нахожу время, чтобы помочь в публикации ряда работ в этом году. Первое из них - мое эссе “Отсекая корни нашего недовольства, буддийский путь”, опубликованное в онлайн-издании "Львиный рык: буддийская мудрость для нашего времени".

Второе эссе называется “Созерцательная наука: усиление доказательной конвергенции за счет расширения сферы применения эмпиризма” и написано в соавторстве с доктором Николасом Матиашем, директором научной программы нашего Центра созерцательных исследований, и опубликовано в Международном справочнике Рутледжа по методам исследования в области духовности и созерцательных исследований, который можно прочитать в предварительном просмотре. о публикации здесь.

Мое третье эссе, опубликованное в этом году, называется “На пути к возрождению созерцательного исследования мировых религий” и опубликовано на французском языке под названием “Возрождение созерцательных исследований в религиях мира” в антологии Франсиско Варелы "Актуальное сознание", изданной Эдит Херманн.

Наконец, этой осенью журнал Wisdom опубликовал мою книгу "Дзокчен: комментарий к книге Дуджома Ринпоче "Озарение изначальной мудрости", которая основана на записях онлайн-ретрита, проведенного мной в 2021 году при поддержке Сети созерцательного сознания в Соединенном Королевстве. Эта книга никогда бы не появилась на свет без мастерского перевода и редактирования Марты Ханны и Вирджинии Крафт, соответственно, а также редактирования доктором Евой Натанья, соучредителем и вице-президентом CCR и вице-президентом SBI. Я также работал с этой же командой коллег над книгой, которая будет опубликована издательством "Шамбала" в следующем году, а Ева и Вирджиния сотрудничали со мной над сборником переводов, который будет опубликован издательством "Мудрость" в следующем году.

Поскольку SBI и CCR тесно сотрудничают как братские организации, мы делаем все возможное, чтобы воспитать поколение опытных созерцателей, и в то же время проводим разъяснительную работу с общественностью в области образования, основанную на обучении методам культивирования Шестичастной матрицы душевного равновесия.

В заключение я хотел бы поделиться с вами этой Молитвой Драгоценному Гуру из Удияны, Который Спонтанно исполняет Все Желания (A Prayer to the Precious Guru from Uḍḍiyāna That Spontaneously Fulfils All Wishes), которую открыл нам гуру нашей линии передачи Дзонгтер Кунсанг Ньима (также известный как Джигме Нюден Дордже), который был воплощением речи и внуком Дуджома Лингпы и одним из учеников Гьятрула Ринпоче. главные учителя. Друпон—лама Карма и многие другие ламы поощряли своих учеников выполнять определенные практики, такие как произнесение семистрочной молитвы к Гуру Ринпоче, чтобы предотвратить крупную катастрофу в ближайшем будущем, которая была предсказана в терма, открытых Дуджомом Лингпой и другими выдающимися ламами. Эта конкретная молитва и связанное с ней повторение стали одной из моих ежедневных практик, и я нахожу ее глубоко значимой и своевременной, поэтому я приглашаю вас присоединиться ко мне в чтении этой молитвы на благо всего мира.

С молитвами о том, чтобы наступающий год был наполнен благословениями для всех вас,
Алан

Александр Кукаров   30.12.2024 18:44     Заявить о нарушении