Автомобили, автомобили...

В сети появилась информация о том, что депутатов Госдумы пересаживают на российские авто.

«На Lada Aura пересядут председатели комитетов и комиссий ГД. В их числе — председатели комитета по контролю, по малому и среднему предпринимательству, по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также глава Комиссии по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы», — говорится в сообщении портала.

В связи с этим решением вспомнилась давняя история, как 27 лет назад российских чиновников пробовали пересадить на отечественные автомашины и что из этого вышло.

Президент России Ельцин попытался пересадить чиновников из иномарок на «Волги» и «Жигули». Идею «пересадки» предложил бывший губернатор Нижегородской области Борис Немцов.

«Когда я переехал в Москву, обилие иномарок вызвало у меня шок», — объяснял он потом. Немцов сумел убедить Ельцина, что «так дело не пойдет» и тот подписал соответствующее распоряжение.

Никто в эту авантюру не поверил — дело было просто в лоббизме. Крупный госзаказ должен был поддержать Горьковский автозавод, который находился в Нижнем Новгороде, где совсем недавно «хозяином» был Немцов. В то время у ГАЗа не было конкурентов.

Если бы в начале 90-х государство продолжало инвестировать в ЗИЛ и ГАЗ, а не кинулось скупать для губернаторов и министров престижные иномарки, из этой затеи вполне могло уже к 1997 году получиться что-то путное и рентабельное.

Но так как этого не произошло, пришлось включать лоббизм. Немцов тогда решил подать личный пример и сам пересел на «Волгу». Правда, как говорят, под капотом его машины фактически была начинка от Mercedes.

Не стал отставать от Немцова тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков — в его автопарке появился «Князь Владимир», которого тогда выпускал еще работавший АЗЛК.

На этом практически все и закончилось. Распоряжение Ельцин подписал, но сам поменять Mercedes на продукцию ГАЗа не пожелал. Официально это объяснялось требованиями безопасности к кортежу президента.

Министры, губернаторы и мэры решили, что им тоже совсем не обязательно выполнять распоряжение президента, раз он сам не поддерживает отечественный автопром.

Но народ хотел видеть новую власть если не в метро, троллейбусах и автобусах, то хотя бы в «Жигулях». Автомобильная эпопея закончилась спустя два года, когда Ельцин отменил свое знаменитое распоряжение.

С тех пор тема «чиновников на отечественных автомобилях» неоднократно поднималась, но по сути дела, на «Волгах» они так и не стали ездить.

В 2000-е годы отечественный автопром начал выпускать достаточно много различных иномарок — и транспортную проблему решили… негласным соглашением.
 
Владимир Путин, став премьер-министром, снова провозгласил «великую пересадку» чиновников из люксовых машин в 2012 году. Эта «пересадка» оказалась более успешной потому, что чиновникам разрешили ездить на иномарках, но отечественной сборки. Как замечали в Минэкономразвития, они «учли ошибки предыдущих подобных инициатив».

Сегодня большая часть автопарка госучреждений РФ состоит из машин преимущественно отечественной сборки. В автопарке Путина тоже появился отечественный Aurus.

Но это не значит, что все прошло легко. Многие власть имущие по-прежнему предпочитают люксовые авто, но не покупают их через госзакупки, а берут в аренду. Расходы в целом получаются весьма внушительные.

Сейчас Россия под санкциями, иностранные автопроизводители ушли или приостановили работу по сборке иномарок в стране. И на чем через год-два будут ездить чиновники, не очень понятно. Но не будем за них переживать —  они точно пешком ходить не будут…

В далеком 2013 году я опубликовал ироническую прозу «Как я был президентом РФ». (http://proza.ru/2013/08/07/815).
Там есть такие слова:
«Очень мне понравилась статья, где говорится о служебном транспорте и охране. Оставили служебный транспорт и охрану мне, Председателю Правительства, Генеральному прокурору, Председателям Конституционного и Верховного судов. Все остальные: депутаты, министры, чиновники из Администраций и прочие «руководители и деятели» отныне будут пользоваться метро, такси, автобусом, трамвайчиком – чтобы быть рядом с народом – «плечом к плечу», и за проезд они будут платить из своего кармана…».

К сожалению, президентом РФ мне удалось побывать тогда только во сне…


Рецензии
Депутатов надо пересадить на гужевой транспорт. Лучшего они не стоят.

С наступающим Новым годом Вас, уважаемый Анатолий Ефимович! Будьте здоровы!

Кстати, судя по Вашим публикациям, Ваш мозг моложе и трудоспособнее, чем любой - на выбор! - мозг, заседающий в ГосДуме. Жаль, что мы так и не выбрали Вас Президентом. 🏵🌹🌺

Нико Галина   30.12.2024 12:23     Заявить о нарушении
Галина! Рассмешили!!! Я представил себе, как к Госдуме утром подъезжает больше 400 извозчиков в кафтанах! И все извозчики смачно матерятся на своих седоков! Картина маслом!

Самые наилучшие пожелания в наступающем Новом году! Главное здоровья Вам и членам Вашей семьи!
С уважением -

Анатолий Комаристов   30.12.2024 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.