Лик. Часть 5. Плат Вероники
Коллаж Л.И. Алексеевой http://proza.ru/avtor/mila66
Фото 1 на коллаже – Плат святой Вероники. Южно-Нидерландская школа (анонимный автор). Холст, масло, размер 53,5х48 см. Находится в королевской галерее Маурицхейс – Нидерланды, Гаага.
Мне этот портрет Иисуса понравился больше других, однако он не совсем типичен: чаще всего Плат Вероники изображают в руках самой Вероники – святой, которая покровительствовала нищим.
Фото 2 – Эль Греко. Святая Вероника. Ок 1579г. Картина находится в музее Санта-Крус в Толедо, Испания. Картон, масло, размер 51х66 см.
На картине Вероника аристократична, смотрит несколько в сторону от портрета, чтобы зритель сосредоточился на портрете Иисуса. Сам портрет очень напоминает Икону «Спас нерукотворный», с которой художник был хорошо знаком.
Фото 3 – Макет старого Иерусалима двухтысячелетней давности. Израиль, Иерусалим, национальный музей. Макет создан под руководством профессора Еврейского Университета Михаэля Ави-Йонаха.
Если в православной традиции почитают Святой Убрус - Образ Спас Нерукотворный, Спас на Убрусе, Чудотворный Мандилион, Лик из Эдессы, Спас Мокрая Борода (первое письменное свидетельство – IVв.), то в католической традиции почитают Плат Вероники, на котором, согласно преданию, так же, как и на убрусе, отпечатался лик Иисуса Христа. Отличительная особенность изображений Плата Вероники - терновый венец на голове Спасителя. Так что это две совершенно разные истории об одном и том же: о нерукотворном (то есть не руками созданном) изображении Спасителя («Отпечаток» лица на ткани) и, по-видимому, имеющие одни корни и служащие одной цели.
Должен сказать, что читателю, не крепко разбирающемуся в отличиях традиций католичества и православия, а тем более в причинах, их разделивших - это «тёмный лес». Различия носят глубинный характер, а не только вопросы власти, обрядности, бритья бород или скамеек в церкви. Всё гораздо глубже. Великий раскол 1054 года Рима и Константинополя был закономерным по политическим, богословским и культурным причинам. Он был неизбежен. Породил многие войны и другие трагические события, а также стал основой существующего по сей день цивилизационного разделения стран и народов. Языковые и доктринальные различия Запада и Востока не только нарушили единство Церкви, но и вторглись во все сферы древнего и нынешнего мира, которые мы сейчас пожинаем. Что уж тут говорить о почитаниях образов и икон? По более серьёзным вещам договорится не могут…
Но это отдельный и очень серьёзный вопрос, не имеющий прямого отношения к теме моих очерков о Лике Спасителя. Прошу прощения у читателя за многочисленные отвлечения. Они появляются вне зависимости от моей воли, так сказать, параллельно и служат для более полного понимания написанного.
1. Легенда
Итак, в традиции Западной (католической) церкви существует предание о «Плате Вероники». Оно возникло, по разным источникам, от XIII до XV века, предположительно в среде францисканских монахов*. Должен отметить, что в русской православной традиции упоминаний о святой Веронике нет, а соответственно и нет такого религиозного понятия, как Плат Вероники.
Западный (католический) вариант предания гласит, что благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крёстном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Всё ясно и понятно. Практически повторяет историю с убрусом. Меняются только место происшествия и персоналии, но не всё так просто.
Эту легенду широкий читатель Запада впервые узнал из сборника жития святых монаха – доминиканца Иакова Ворагинского «Золотые легенды»**.
Лик на плате Вероники в Западной церкви считается единственным достоверным Его изображением. О справедливости этого мнения порассуждаем в заключительной части очерка.
История плата Вероники со временем обросла многочисленными версиями, которые будут интересны читателю, хоть и уводят его от темы очерка. Постараюсь «телеграфно» упомянуть только основные версии.
Изучая имеющиеся материалы, очевидны желания отождествить просто «благочестивую еврейку» Веронику из «Золотых легенд» Иакова Ворагинского с уже известным персонажем Нового Завета. Это придаёт образу Вероники определённый историзм. Например, в энциклопедии Кольера говорится о легенде, где Веронику называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. Там же, как и в некоторых других источниках, рассказывается о том, что впервые о Веронике упоминается в апокрифических «Деяниях Пилата» IV – Vв.
Однако упоминаний о том, как попал в Европу плат Вероники, нет ни в одном источнике.
В апокрифических Актах Пилата, относящихся к III или IV веку (а не IV – Vв.), действительно упоминается кровоточивая женщина, но имени её не называется. Пишется только о том, что она получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа. В Евангелии также есть упоминание о кровоточившей женщине (Мф. 9:20-22, Мк. 5:24-34, Лк. 8:43-48), но на каком основании её отождествляют с Вероникой, совершенно непонятно. Читаем, что пишет евангелист Матфей по этому поводу:
- «И вот женщина, двенадцать лет, страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его» и далее по тексту. А женщину ту Иисус просто назвал «дщерью» и не более того. У остальных евангелистов также нет упоминаний имени этой женщины. Можете убедиться самостоятельно. Таким образом, нет оснований считать Веронику той самой женщиной из Евангелия, несмотря на желание католической церкви отождествить два этих образа.
Другой апокриф (датируется примерно IV веком) «Смерть Пилата» изображает прокуратора соучастником (что противоречит Евангелию) казни Христа, где его обличает некая Вероника (!), а за смерть Христа почему-то мстит римский император Тиберий. Хотя там же месть связывают с исцелением императора. Согласно апокрифу, Вероника исцелила императора Тиберия с помощью холста, который Иисус Христос приложил к Своему лику и на котором запечатлелся Его образ. Император Тиберий был здоровым человеком – об этом есть исторические подтверждения***.
В месяцеслове Русской Православной Церкви нет упоминания о святой Веронике. Однако память праведной Вероники отмечается в Сербской, Элладской и в Православной Церкви Америки.
В издательстве Сретенского монастыря вышел адаптированный русский перевод «Синаксарь» (жития святых Русской Церкви), составленный афонским иеромонахом Макарием из обители «Симонопетра» (перевод с греческого и французского языков. Русским Макарий не владел) в 2012 году.
В Синаксаре о святой Веронике тоже говорится, как о женщине, страдавшей кровотечением и вылечившейся от прикосновения к Иисусу Христу. Так что это отголоски одной и той же западной легенды****.
По апокрифической легенде милосердное деяние Вероники вспоминается во время шестой остановки на Крёстном пути*****. «Когда Христос упал под тяжестью креста (этот сюжет писали многие европейские мастера кисти), Вероника, соболезнуя страждущему, протянула ему свой плат (по другим рассказам – вуаль. Существует и то, и другое) и отёрла стекающие по Его лицу пот и кровь. Охранники с бранью отогнали Веронику, которая застыла, глядя вслед Иисусу и прижимая к груди платок. Когда процессия удалилась, она развернула его и увидела отпечатавшийся на полотне нерукотворный лик Спасителя». В этой версии Вероника - благочестивая еврейка, в других повествованиях - некая рядовая сердобольная язычница. По первой версии Вероника сопровождала Христа от начала крёстного пути. По другой - она проживала на этом пути и вышла из своего дома как раз на месте шестой остановки Христа. То есть она не была почитательницей Иисуса, поскольку была язычницей, и просто посочувствовала Ему. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. Это подтверждает, что Иисус не знал её имени. Позже на этом месте был выстроен монастырь в VI веке. Сейчас там – часовня в честь младших сестер Спасителя. Алтарь находится как раз на месте дома Вероники. Проверить это невозможно.
2. Крёстный путь*****
Это путь страданий, который прошёл Иисус от места суда до места казни.
Хотя рассказ об этом пути не имеет прямого отношения к Лику, нас интересует его шестая остановка, где произошла встреча с Вероникой. Это достаточно запутанная история.
Уточним для начала географию событий. Здесь заложены два противоречия. Первое, откуда считать начало пути? По одной версии от Гефсиманского сада через Храмовую гору, по другой, более современной - место суда Иисуса, откуда Его повели на казнь. Маршрут во времени менялся несколько раз и окончательно был утверждён папой Климентием XII только в 1731 г.
В этих версиях считается, что суд над Иисусом проходил в крепости Антония,****** что опровергается многими учёными.
Ранее, работая над очерками «Всадник Понтий Пилат очерк 7. часть 2. – Читаем Евангелие вместе с художниками», я изучал все имеющиеся источники, указывающие на место проведения суда (http://proza.ru/2023/01/20/890). Упомяну выдержку из этого очерка, так как он имеет прямое отношение к теме «Крёстного пути»:
«Поскольку события развивались во дворце и на площади перед ним, разберём для начала, о каком дворце в Евангелиях идёт речь, и где действительно мог происходить суд над Христом? Мнения разошлись. Большинство считают, что Иерусалимская Претория располагалась во дворце Ирода Великого (74-73 до н.э – 4гг. н.э.) -74722d776562/https/en. wikipedia. org/wiki/Herod Palace_(Jerusalem), что доказывают археологические раскопки. https://sedmitza.ru/text/5332032.html
Это второе по значимости здание Иерусалима после Храма. Оно располагалось на холме у северной стены Верхнего города у Яффских ворот. На фото коллажа представлена реконструкция города Иерусалима I века. Храмовая площадь с храмом почти по центру расположена также на северной стороне. На дворец Ирода Великого показывает тонкая стрелка сверху, а на крепость Антония , которая примыкает к стене храмовой площади, показывает более толстая стрелка снизу.
Разбираясь с расположением объектов на макете реконструкции города, к своему удивлению, узнал, что Голгофа находится почти в черте города (раньше я полагал, что место казни – на холме далеко за городом в горной местности). Однако на макете видна старая городская стена на юге, которая идёт от храмовой горы слева, охватывает полукругом город и идёт горизонтально. Затем под прямым углом поворачивает вниз и опять переходит в горизонталь. Так вот, за прямым углом по диагонали и располагается Голгофа (постоянное место казни преступников, где был распят Иисус Христос). Стрелка, указывающая на Голгофу расположена справа налево (имеет больший треугольник указующей части). И последнее: Гефсимания располагалась к северу от храмовой площади».
Должен сказать, что споры по поводу места суда продолжаются по сей день. Дан Бахат - израильский профессор археологии, автор, наверное, одного из лучших археологических атласов Иерусалима считает, что суд проходил именно на площади дворца Ирода Великого.
А вот известный британский археолог Саймон Гибсон, работающий в Израиле, считает, что суд состоялся в южной стороне города во дворе перед римскими казармами крепости Антония.
Однако сегодня израильские учёные уверены, что им, наконец, удалось обнаружить предполагаемое место суда над Христом Сообщение об этом напечатали все мировые СМИ. 15 лет они вели раскопки, расположенные вблизи «музея «Башня Давида» (дворец Ирода Великого) – в углу так называемой Первой стены, Хасмонейской и Иродианской городской стены, защищавшей Западный холм Иерусалима. Они находились недалеко от того места, где сегодня расположены Яффские ворота, и были построены Иродом одновременно с возведением примыкавшего к ним королевского дворца. Эти башни защищали главный вход в город, а также дворец, являясь потенциальным последним убежищем для царя. Исследователи нашли остатки заброшенного здания, которое использовалось в качестве тюрьмы при турецком, а затем при британском правлении. Однако сейчас они предположили, что обнаружили развалины дворца Ирода. Именно там, считают учёные, префект Иудеи Понтий Пилат, гостивший у Ирода, и приговорил Иисуса к смерти.
Нетерпеливый читатель может сказать: «И чего это автор «примотался» – где, да как»?
Но всё дело в том, что если Претория располагалась в комплексе дворца Ирода, то начало крёстного пути, по которому десятки лет двигаются паломники со всего мира, направлено по ложному пути. Об этом говорят и неоднократные смены маршрута крёстного хода*******. Сегодня этот путь составляет всего 650 метров.
И это не единственная нестыковка. Более серьёзная касается несения креста Иисусом. Начнём с первоисточников, коими являются Евангелия.
Продолжение http://proza.ru/2025/01/09/618
Примечания:
*Франци;ск Асси;зский (итал. 1182-1226гг.) – святой, католический святой, почитаемый в качестве богослова и философа также многими христианами других конфессий, включая восточных, православных христиан, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209). Проповедник «бедного житья». Призывать к покаянию, чтобы следовать за нищим, странствующим Христом. Мечтал вернуть христианской вере изначальную искренность и простоту. Один из самых известных и самых почитаемых в России святых. Подробно о нём можно прочитать:
** Иаков Ворагинский - (1228-1298гг.) – доминиканский монах, архиепископ. Итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда», опубликованного приблизительно в 1260 году. Книга занимала второе место по популярности после Библии. Стала бестселлером средневековья. (В России первый перевод сделан только в 2017г. Книгу в 2-х томах при желании можно приобрести или прочитать: ).
Доминиканцы относились к так называемым нищенствующим орденам. Исповедовали принцип нестяжания и проповеди среди масс. Это тип странствующих монахов. В отличие от францисканцев, более заботились о воспитании искусных и образованных проповедников. Создали до некоторой степени учёный орден, гораздо менее доступный для масс, нежели францисканский.
*** Исцеление здоровья Тиберия» (Cura sanitatis Tiberii) - это короткий текст, который, как и другие дополнения к Евангелию от Никодима, относится к апокрифам Нового Завета. (https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page). В легенде указывается, что император сильно заболел и вылечился от прикосновения к плату Вероники. Подтверждение легенды отсутствует. Известно, что император Тиберий обладал хорошим здоровьем, но в 26 году удалился на остров Капри и в Рим больше не возвращался. Дожил до глубокой старости и умер от сердечного приступа в 77 лет. Правда, Тацит упоминал, что в старости на лице Тиберия появились язвочки, которые он заклеивал для улучшения внешнего вида.
**** Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Святая Вероника: https://pravoslavie.ru/55026.html
*****Крёстный путь Иису;са Христа; или Несение креста — новозаветный эпизод, составная часть Страданий Иисуса Христа, представляющий собой путь, проделанный Иисусом Христом под тяжестью креста.
В течение веков маршрут пути Иисуса Христа, менялся несколько раз. В византийские времена христиане ходили по похожему на настоящий маршрут, однако не делали на нём остановок. В VIII веке маршрут был изменён. Он начинался у Гефсиманского сада (!) и пролегал к горе Сион, затем через Храмовую гору к храму Гроба Господня. После разделения Церквей в 1054 г. маршрут определялся наличием церквей данной конфессии на маршруте. C XIV по XVII век францисканцами был утверждён нынешний маршрут от крепости Антония до храма Гроба Господня сначала с восемью, а затем с четырнадцатью остановками. Стояния предназначались для молитв. Каждое стояние давало право на получение индульгенции. Принятые ныне в католицизме 14 стояний, последовательность и содержание стояний сложились во второй половине XVII века и официально закреплены в 1731 г. римским папой Климентом XII.
Места стояний признаются и Православной церковью, за исключением первого, второго, десятого и тринадцатого стояний, которые несколько отличаются от местоположений в католицизме. На местах стояний в католицизме проводятся богослужения Крёстного пути. Первые девять отмечены цифрами на улице Виа Долороза, пять последних происходят внутри храма Гроба Господня. Если читатель желает подробно знать о Крёстном пути и его остановках: ****** Древняя цитадель на вершине холма в Иерусалиме. Служила казармой для римского гарнизона. Крепость Антония в Иерусалиме построена Иродом Великим (74/73-4.до н.э.) для защиты второго храма и названа в честь его покровителя Марка Антония ( 86, 83 или 82 года до н. э., Рим. Погиб 1 августа 30 года до н. э., Александрия, Египет).
Автор благодарит В.Теняева, который по дружбе "рихтует" все мои произведения.
Свидетельство о публикации №224122801711
Расцениваю их чтение как подарок к Рождеству.
Даже совестно, что знаю так мало, но утешаюсь, во-первых, тем, что "нельзя объять необъятное", и, во-вторых, тем, что есть подвижники, которые добросовестно и уважительно к фактам найдут и интересно преподнесут даже сложный материал.
Вадим, спасибо вам!
Евгения Серенко 06.01.2025 16:27 Заявить о нарушении
Поздравляю Вас и семью с Рождеством Христовым! Дай-то Бог, чтобы всё было благополучно!
Вадим Гарин 06.01.2025 19:02 Заявить о нарушении