Немножко о Ниневии и ёлках в храмах

Ёлки в православных храмах стали обычным атрибутом приготовления к  празднику Рождества.
Дискуссии о позволительности такого украшательства и компромисса с древним обычаем, пришедшим к нам из Европы,  давно прекращены.
Праздничные разноцветные игрушки висят на ёлках рядом с печальными иконами святых.
Игрушечных «дедов морозов», звёзд на макушке и хлопушек не замечено.
А стеклянная сосулька отдалённо напоминает купол церкви.
Ёлка  - это ещё и главный атрибут Новогоднего праздника.
И.Златоуст  категорически осуждал празднование Нового года  потому, что «Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год», «всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы» он называл дьявольскими.

В храме, как и обычно, большинство прихожан – пожилые женщины.
Многие  совершают земные поклоны, видимо, не ведая о запрещении их в воскресные дни.
Одна из них, крупного телосложения,  встав на колени, никак не может самостоятельно подняться, ей на помощь отзывчиво спешат братья и сёстры.
И кто её осудит за нарушение правил двух Соборов? Она же искренне хотела как лучше.
             Грудные  младенцы иногда с сосками во рту ждут причастия.
Одних принесли по наказу бабушки или дедушки, других – по искренней вере их мамы в то, что причастие «помогает».
Одних принесли по наказу бабушки или дедушки, других – по искренней вере их мамы в то, что причастие «помогает».
          По храму во время службы деловито гуляла с уверенной походкой девочка лет 4-х. Она с детской непосредственностью смотрела то на иконы, то на лица людей.
Когда священник – высокого роста - исповедовал прихожан, она тихонько вплотную подошла к нему, спряталась за просторные полы его облачения и выглянула оттуда, улыбаясь…

Юных лет батюшка читает не очень короткую проповедь, с очень назидательной интонацией.
По лицам некоторых бабушек видно, что они явно не понимают сказанного по причине ослабевшего слуха и многоголосого эха.
На скамейках у стен, возможно, по той же причине женщины в это время мило беседуют о чём-то своём.
По окончании проповеди у прихожан заметно искреннее облегчение.

На водосвятный молебен хор с верхнего этажа, как с неба, спускается на землю и присоединяется к народу. Красивые голоса даже из коротенького слова «Аминь» делают маленькую песню.
Солист хора по телосложению и возрасту напоминает Пласидо Доминго. На чёрной майке во всю ширину груди крупными белыми буквами написано: "Mustang".
    Мальчик лет 10 читает послание апостола… И это вызывает противоречивое чувство:      
с одной стороны: «Не мешайте детям приходить ко Мне…»,
а с другой,  разве может ребёнок читать с «назиданием», как это требуется?
Весь смысл некоторые строк он не может даже понимать в силу своего возраста.
И совсем некрасиво, если он начинает подражать некоторым дьяконам, злоупотребляющим модуляциями своего голоса.
Батюшка кропит прихожан свежеосвящённой водой, и на их лицах появляется детская радость
от прохлады и причастности к таинству.

В Вифлееме в этом году  отказались от  рождественской ёлки, и всего, что связано с бурными празднованиями.
Всё увеселительное в разгар войны там справедливо сочли непозволительным.
Когда где-то случаются траурные дни по случаю гибели людей и, особенно, детей, то стало уже  обычаем выражать своё сочувствие зажжением свеч, приношением игрушек и цветов.
А в нашей стране  трагедия продолжается уже несколько лет, и знаки сочувствия их жертвам, кажется, невозможно   совместить с нарядными ёлками и  цветными гирляндами.
Но повсюду слышны взрывы и выстрелы  салютов и петард,  вызывающие детский восторг и  радость даже у трезвых взрослых…
При этом считается, что это сам народ так сильно любит праздновать, а не кто-то приучал  его к этому со времён указа царя Петра до эпохи  комедии «Ирония судьбы…» и акции «Ёлка желаний».

Некоторые проповедники сегодня осмеливаются утверждать, что всё, что постигает нашу страну, воздаётся ей по нашим грехам. И напоминают библейскую историю о пророке Ионе, в которой Бог отменил свой суровый приговор городу Ниневии после того, как увидел знаки раскаяние её граждан,   и, прежде всего, строгий пост…
Но, похоже, у нас преобладает мнение, что мы все без греха…


Рецензии
Евгений, стоит ли осуждать бабушек или других прихожанок за то, что они не знают уложения каких-то там соборов 4 века? Стоит ли осуждать церковь за то, что они хотят украсит жилище Бога на земле? Люди верят, так как верят...просто всем сердцем чувствуют, не умом понимают, что есть добрый любящий Бог, согревающий и сохраняющий их жизни...И мальчик 10 лет, пусть читает...сейчас не понимает, потом поймет...
Вот петарды и взрывы надо запретить...и погибших воинов надо поминать в общей молитве...
А кусочек праздника - это хорошо, это народу на пользу,
Всех благ,
Тепло,

Ия Белая   29.12.2024 13:48     Заявить о нарушении
Рад, что Вы верите в "доброго любящего Бога". Но не совсем принимаю ваши возражения.
В тексте нет "оценок" бабушкам.
Смущают в рецензии слова: "какие-то там" о соборах;
"не умом понимают, что есть Бог..." («возлюби Господа Бога твоего ... и всем разумением твоим».

И Вы почему-то не затронули той мысли, что не время сейчас для украшений и увеселений.

Геннадий Гаврилов   29.12.2024 16:30   Заявить о нарушении
Геннадий, я не разделяю эту мысль целиком...людям нужны праздники, Новый Год наш традиционный семейный праздник...это же не день города или физкультурника...

Ия Белая   30.12.2024 00:03   Заявить о нарушении
Живём в лесу, молимся колесу... И ёлке.
Непонятно, почему не берёзе - с неё хоть сок надоить можно, чокнуться бокалами...
Нормальный Исраэль (не обязательно иудей, а стремящийся ек Творцу) конечно не будет подобной фигнёй заниматься, а что до тех кому это нравится - ну многим нравится в дупу долбиться, что ж - вешать их теперь? Не наш метод. Плюнь да разотри. Б-г разберётся, это факт. Поругаем не бывает.

Ал Ор   21.03.2025 11:31   Заявить о нарушении