Сегодня праздник на эстраде. Конферанс
Стремиться надо к одному –
Всем рассказать немедля надо,
Кто ты, зачем и почему…
Вы, конечно, узнали эти немудрящие куплеты из известного телефильма «Покровские ворота».
Сегодня я расскажу Вам, друзья, о жанре эстрады, искусстве конферанса и о замечательном артисте прошлых лет, человеке, которого кто хоть раз увидел на сцене, не переставал восхищаться его высоким мастерством и встречал его каждый раз, как старого доброго знакомого.
Этот человек, яркая личность, великолепный актер, конферансье, имя которого уже стало синонимом и легендой эстрадного жанра- Борис Брунов.
За что мы любим эстраду? Часто говорят, что эстрада, второе по массовости искусство, после кинематографа. И это, в общем правильно! Страна наша огромная, и туда, куда, где трудно побывать целому театру или симфоническому оркестру, добираются артисты эстрады- им не нужны громоздкие декорации, тяжелый реквизит… И везде они желанные гости. А зритель наш славится на весь мир доброжелательством, приветливостью и радушием.
И что еще интересно. По своему построению эстрадный концерт сродни кинематографическому или телевизионному монтажу. Концерт составлен идеально, если он построен на контрастном монтаже из номеров, входящих в состав программ, а ведь о серьезном и умном можно рассказать весело, а во время веселого номера можно и, смеясь, поразмыслить. Но и без патетического взлета, без той минуты, о которой говорил Гоголь, что становится видно во все концы света, без минуты сильного душевного подъема, нет хорошего концерта.
Мы во время концерта ждем выхода на сцену именно эстрадного артиста. Но в его работе есть и свои сложности. Актер эстрады сам себе и режиссер, и завлит… И в этой его самостоятельной инициативе проявляется и мастерство, и вкус, и выразительность. Взгляд, жест, интонация – все то, что должно дойти до зрителя и вызвать его ответную реакцию.
А если по совести говорить, то в малой форме эстрадного номера подчас вмещается гораздо больше смысла, настолько все сжато, сконцентрировано и бьет наверняка! Будь то сатира, юмор, или какой-то другой жанр.
Искусство конферансье принадлежит к тем полумифическим видам творчества, секрет которых во все времена считался утерянным… Вот раньше были конферансье, такую фразу можно услышать еще из уст старых театралов…Репутация вымершей сопровождает эту профессию чуть ли не с первых дней ее существования. Давайте поговорим об конферансе-как жанре. И вспомним конферансье, олицетворяющем культуру и истинную природу этого жанра- о потрясающем актере прошлых лет, царившего на сцене- об Борисе Брунове.
Концерт ведет Борис Брунов!
При одном упоминании этого имени у зрительного зала, у публики поднимается настроение, и зритель предвкушает встречу с настоящим искусством, без пошлых острот и заигрывания с залом.
Борис Брунов- это всегда корректность и элегантность, остроумие высшего класса, а иногда, когда потребуется по ходу ведения концерта, умный экспромт, импровизация и очень тонкое, и точное обыгрывание сиюминутной ситуации. Словом, Борис Брунов, настоящий конферансье, хозяин на сцене, стержень, душа эстрадного концерта, а не просто актер заполняющий паузу между номерами. Обладающий искусством высшего пилотажа этой профессии. Мастер!
Образ горячо любимого в свое время конферансье Бориса Брунова был знаком людям с того момента, когда они стали, вернее научились видеть и понимать жизнь вокруг себя. Это умный и добрый образ артиста, великолепно видящего и понимающего современников, их трудности и радости, и умеющего согреть зал своей душевной теплотой и полного мудрого изящества юмором.
Что же такое настоящий конферансье и в чем был секрет необыкновенной популярности и бесконечного обаяния Бориса Брунова? Почему он с первых минут пребывания на сцене завоевывал безоговорочное и заинтересованное доверие зрительного зала?
Есть такая шутка: « Цицерон выступал обычно без бумажки. То ли бумаги не имел, то ли мысли имел…».
Борис Брунов был талантливый и находчивый собеседник зрительного зала. Непринужденно и свободно, оставаясь, что очень важно, всегда самим собой, он вызывал интерес во-первых, как личность, совершенно не связанную со своей звездной популярностью, а только с собственной, только ему присущей манерой и наполненностью. А во-вторых, будучи сразу узнаваем, тем не менее, как бы немного менялся, в зависимости от того, о чем он рассказывал, представлял, объявлял.
И здесь, конечно, главное в том, что без мастерства не удержать найденное и быть узнанным под, казалось бы, такой привычной «маской». Я имею в виду слово «маска»- как определенный образ, актер, выполняющий специфические, только ему присущие, вернее его «маске» функции. Так вот, обаяние чисто человеческое у Бориса Брунова было таково, что его не скроешь, да это, собственно, было и не нужно, ни под какой маской. И подкупала и поражала «игра ума», особая способность, дававшаяся природой далеко не всем. Тем более, что зачастую теперь даже свет в зрительном зале не гасят во время эстрадных представлений, и актер, конферансье, предстает перед публикой один на один, глаза в глаза, и здесь уже одна среда, один общий мир, компилятивность актера и зрителя. Понимание с полуслова, с полунамека, и ни с чем не сравнимое удовольствие и актера, и зрителя от ощущения взаимопонимания.
Зритель сейчас умный, его не проведешь, и на сцене он ждет встречи с умным актером, истинных чувств, а не подмены их темпераментом и швыряньем в зал разорванных страстей. А эстрадное слово наиболее удачно, когда оно, как кажется, рождается и исходит от актера именно сейчас в это мгновение и возвращается обратно на сцену реакцией зала…
Нельзя, говоря об эстраде, не вспомнить о том, что с 20-х годов в нашей стране рождалось множество театров синтетического эстрадно-циркового жанра, очень нужных в то время, разыгрывавших сценки, сатирические миниатюры и другие номера на злободневные темы. И все равно –центром всего этого был конфрансье, человек, всегда имевший про запас какой-нибудь забавный случай, находивший нужное слово, но это было у него не самоцелью. Он был умелым организатором концерта, не просто конферансье, а, если хотите, режиссером этого концерта.
В советское время на эстраде царили такие мастера эстрады как Михаил Гаркави, Николай Смирнов-Сокольский, Лев Миров. М не кажется, что профессия конферансье- замечательная профессия, так как настроение ведущего, его внутреннее состояние с одной стороны, как бумеранг, возвращается от артиста в зал и обратно, а настоящий актер должен быть всегда в форме. А значит, сцена излечивает все недуги, продлевает жизнь минутами смеха, освещает наш путь в этой жизни остроумием и страстным огнем любви.
Борис Брунов всю жизнь, работая на эстраде, отдавал зрителю всего себя по-крупному, без остатка потому что:
Когда выходишь на эстраду,
Стремиться надо к одному –
Всем рассказать немедля надо,
Кто ты, зачем и почему…
Свидетельство о публикации №224123000809