Рукописи не горят! Герман Мелвилл и Михаил Булгако

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ! Как переплелись судьбы Германа Мелвилла и Михаила Булгакова.


Г. Мелвилл «Моби Дик», Глава 24 «В защиту» - «Что же до меня самого, то, если во мне еще есть что-то, доселе скрытое, но важное и хорошее; если я когда-либо еще заслужу истинное признание в этом тесном, но довольно загадочном мире, которым я, быть может, не так уж напрасно горжусь; если в будущем я еще совершу что-нибудь такое, что, в общем-то, скорее следует сделать, чем оставить несделанным; если после моей смерти душеприказчики или, что более правдоподобно, кредиторы обнаружат у меня в столе ценные рукописи…»

……………………………………………………………………………………………………

Прочитав этот абзац из «романа «Моби Дик» и зная историю жизни самого писателя Г. Мелвилла, как можно не вспомнить крылатое выражение русского писателя Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» - «Рукописи не горят!». Классическая фраза - что настоящее произведение искусства нетленно, его нельзя уничтожить или запретить, оно рано или поздно будет принято и оценено обществом.

Это фраза, так символично перекликается с судьбой посмертных рукописей Германа Мелвилла, которые были найдены, спасены или переосмыслены после его смерти. В первую очередь это относится к его рукописи повести «Билли Бадд» (история о несправедливо казненном моряке), а также к сборнику стихов о Гражданской войне в США "Битва при Армедоне" и множеству стихотворений, записей и эссе. Эти посмертные находки показали, что Мелвилл был гораздо более сложным и глубоким писателем, чем это признавалось при его жизни. Рукописи существенно дополнили и обогатили понимание его творчества, укрепив его статус как одного из великих американских писателей.

Интересен ещё один факт.

Последним романом Мелвилла был «Маскарад, или Искуситель» (The Confidence-Man: His Masquerade, 1857) — язвительная сатира на человеческую доверчивость. Действие происходит на корабле «Фидель (дословно — «несущий веру»)», плывущем по Миссисипи. На борту корабля Сатана, появляясь под личинами альтруистов и энтузиастов, развлекает себя мошенничеством и обманом пассажиров. Этот забытый роман, вернулся к западному читателю в начале 1920-х годов столетию Мелвилла на растущей волне интереса к его литературному наследию. По мнению некоторых критиков и исследователей, роман Мелвилла «Маскарад, или Искуситель», после его прочтения Михаилом Булгаковым, стал импульсом к написанию им романа «Мастер и Маргарита».

Вот так через века переплелись судьбы и книги двух великих писателя.
«Рукописи не горят!»


Рецензии