Алиган-9
Самец должен доказать свое право
быть на верху пищевой цепочки
По технологической статистике до семидесяти пяти процентов работ в каждом изделии приходится на заготовительно-штамповочные работы, то есть все требующее высокой квалификации: токарка, фрезеровка, сверловка, сварка - занимают в производстве минимальные позиции.
Гнать вал, выполнять план по массовому выпуску может любой: "парень с улицы", мальчишка-практикант или гастарбайтер-гастер-вчерашний колхозник, - грубо говоря, Алиган, за четыре дня усвоивший, что черная кнопка запускает станок, красная, соответственно, выключает; запомнивший минимальную инструкцию, куда не совать руки и куда не ходить ногами.
Алигану не терпелось начать зарабатывать, но тело и особенно зад противились необходимости весь день провести на ногах. Отодвинул стульчик-скамеечку от стола, присел, руки не дотягивались до пачки заготовок. Придвинул, вновь незадача: двухсотмиллиметровой ширины пластина уперлась в живот и мешала двигаться и дышать.
В смятении мыслей оттолкнул скамейку и вздрогнул от раздавшегося сзади настойчивого голоса Оксаны Викторовны:
- Начинай рубить. Проверю размер!
Категоричное требование наслоилось на нерешенную задачу и усугубилось воспоминанием о недавнем ударе локтем по ребрам. Алиган растерялся, оробел, машинально прикрыл ладонью солнечное сплетение и затормозился-завис, как компьютер с недостаточной оперативной памятью. Круглое лицо начало покрываться несвойственным батырам румянцем, а толстые ноги пустились в непроизвольный перепляс.
- Ты у меня не один, - додавил сознание до полной невменяемости громкий окрик.
Оксана Викторовна, чувствуя свою правоту и право, ткнула кнопку запуска станка. Гильотина зашелестела двигателем, угрожающе скрежетнув, сдвинулся и начал раскручиваться зубчатый маховик. Алиган, неловко двинул плиту под прижим, повернулся, сторонясь женщины, споткнулся и наступил на педаль. Не успевший набрать обороты механизм медленно потянул нож вниз, не отрубил, а прорезал железо, и на пол свалился неравнобедренный треугольник.
Требуется пояснение. Обычно пусковая педаль прячется в металлический кожух –«башмак», чтобы избежать случайного нажатия, то есть, сначала вставить ногу в «башмак», потом носком придавить педаль.
Конструкторы и изобретатели станков навыдумывали множество приспособлений и устройств, защищающих работяг от случайных попаданий в работающий механизм: укрывающие кожуха, сетки, стекла, отключающие релюшки; плюс обязательные регулярные проверки на предмет соответствия оборудования правилам техники безопасности. При Советской власти существовала специальная организация со странным названием Котлонадзор, которую работяги и особенно технический персонал боялись, как огня.
Конечно, и тогда нарушали. В погоне за производительностью и заработком снимали защиту, но, хотя бы держали в пределах видимости, чтобы в случае проверки быстро вернуть на место. Дикий рынок снял проблему, отменив все проверки. И работяги, и хозяева, наплевав на безопасность, "рубили бабло", а снятую защиту выбрасывали в металлолом, чтоб не путалась под ногами. И бороться с дураками бесполезно: природа определила, чтобы в каждом социуме присутствовал непременно свой придурок. Выгони одного, появится другой: свято место пусто не бывает.
Недавний случай. У приятеля контрящий болт на открытом валу прихватил брючину и стал последовательно наматывать. Штаны нынче делают крепкие - не разорвать. Никогда в жизни парень так быстро не раздевался, зато измятые брюки с вала минут сорок откручивал: рвать и резать жалко.
Как раз на пятой гильотине предыдущий «Алиган», его звали Витька, в погоне за быстрой рубкой и большой деньгой снял и выбросил прикрывающий педаль кожух. Поплатился фалангой на указательном пальце, а работягам теперь приходилось помнить о со всех сторон открытой педали.
Нечаянное срабатывание привело к панике. Алиган отдернул ногу, отступил назад и уперся спиной в грудь Оксаны Викторовны. Женщина, изначально настроившаяся на противостояние и схватку, восприняла происходящие очередным домогательством и возмущенно оттолкнула "похотливую" спину. Алиган животом продвинул лист вперед, а нога вновь наступила на педаль. На пол шлепнулся второй бесформенный кусок металла, а действующие лица наконец-то догадались остановиться и оценить ситуацию.
Оксана Викторовна прихватила скамеечку-стульчик, сделала шаг назад и присела, оставив батыру возможность самому разрулить ситуацию. Алиган, исподлобья осматриваясь, не видел ли кто позорной нескладухи, развернул полосу, вставил неиспорченной стороной, сделал руб и другой. Вытащил из-под станка и подал ОТКашнице детали.
- Можешь, когда захочешь, - Оксана Викторовна тщательно измерила рулеткой длину, ширину и диагональ, легко поднялась со стульчика и повернулась уходить. – Еще подойду.
Алиган, тупо набычившись и, по-обыкновению, расставив руки, долго смотрел вслед женщине, соображая, чего в обещании больше: угрозы или желания побыть лишнюю минуту с интересным мужчиной? Перевел глаза на часы и охнул: почти девять, а у него четыре отрубленных детали – восемь рублей заработал.
Засуетил руками, ногами на месте перетоптался, пластину прихватил, двинул под нож, разом забыв о любви и чувствах. Нажимал педаль, и детальки, падая друг на друга, складывались в ровную стопку. Когда стопка поднимется достаточно высоко, задний упор, двигаясь вместе с ножом, ударит по верхнему листу и собьет настройки. Алиган, занятый зарабатыванием "бабла", под станок не заглядывал.
Я остановил свою гильотину и закурил, наблюдая со стороны. Можно вмешаться, попытаться объяснить крутому рубщику Алигану необходимость своевременной очистки подстаночного пространства и... лишний раз подтвердить неофициальный статус наипервейшего зануды. Можно наплевать, оставить земляку право множить ошибки и возможность на них же учиться, что ему априори* не свойственно. Дилемма.
Взмахом руки остановил проезжающий погрузчик:
- Салям алейкум, Рустам.
- Валейкум ассалям. Здоровались уже.
- Хорошему человеку и пять раз на день не грех здоровья пожелать. Срочное дело. Резчики детали от Алигана ждут, а он увлекся, ничего вокруг не замечает. Вот ящик. Загрузите, и сразу вези. Хоп?
- Хоп майли,** - разулыбался Рустам. К тридцати пяти, парень успел пожить, поработать в Узбекистане и в Таджикистане и мог свободно общаться с любыми восточными братьями.
Подцепил ящик-кагат, коротко переговорил с Алиганом. Вместе начали вытаскивать из-под станка и грузить детали. Можно выдохнуть.
* Априори (Лат.) - Досл. от предшествующего
** Хоп, Хоп майли (Узб.) - выражение согласия
Свидетельство о публикации №225010500836
Алиган продолжает чудить, а Оксана Викторовна нажимает на него.
Дело доходит до смешного, но и весёлые минутки необходимы на производстве.
Приходится батыру пошевеливаться, иначе останется без бабла.
Как говорится-первым делом самолёты.
Спасибо, Анатолий.
Отличная глава.
С искренним уважением.
Варвара Сотникова 15.03.2025 12:24 Заявить о нарушении
Анатолий Шинкин 15.03.2025 20:10 Заявить о нарушении